Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

     Спонсор сайта

     
    Бий-Хем, Саяны, Тува, Хамар-Дабан, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    Оценок: 0


     

    Григорий

    Улуг-О – Ожу – Бий-Хем

    Отчет

    Справочные сведения о маршруте

    Проводящая  организация:  Томская  федерация  спортивного  туризма,  634000,

    пр. Ленина 8, т./ф. (3822) 56-12-44; Томский политехнический университет, туристско-спортивный клуб «Амазонки, 634000 ул. Вершинина,46.

    Район похода: Республика Тыва.

    Общие справочные сведения о маршруте:

     

    Дисциплина

     

     

    Категория

     

     

    Протяженность

     

    Продолжительность

     

    Сроки

     

     

    маршрута

     

     

    сложности

     

     

    активной части

     

    общая

    Ходовых

     

    проведения

     

     

    (вид туризма)

     

     

    похода

     

     

    похода, км.

     

     

    дней

     

     

     

     

    водный

     

     

    пятая

     

    198

     

    9

    7

     

    15.08 – 24.08

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2014 г.

     

    Нитка маршрута: г. Томск – г. Кызыл (микроавтобус) – верховья р. Улуг-О («Урал», стапель) – сплав на двухместных-катамаранах по рр. Улуг-О и Бий-Хем до устья р. Ожу – пеший заход на 4-4,5 км. вверх по р. Ожу – сплав на двухместных-катамаранах по рр. Ожу и Бий-Хем до г. Кызыл (антистапель) – г. Томск (микроавтобус).

    Средства сплава: катамаран-двойка.

    Количество участников –14 человека.

    Уровень воды: р. Улуг-О средний,

    р. Бий-Хем – выше-среднего,

    р. Ожу – средний.

    Руководитель: Климентенко Иван Леонидович, 634000, г. Томск, ул. Карпова 23-152,

    тел. 8-909-540-74-20, E-mail kli-ivan@yandex.ru .

    Маршрутная книжка: 0–52–14. Заявочные документы рассматривались МКК Томской федерации спортивного туризма, шифр 170-00-55553050.

    Адрес хранения отчета: письменный отчет и диск с видео-фотоматериалами хранится в библиотеке отчетов ТФСТ, пр. Ленина, д. 8.

    Определяющие препятствия маршрута:

     

    Вид препятствия

    Категория трудности

    Длина препятствия

    Характеристика препятствия

    Каскад порогов

    «Чертова дюжина-1,2»,

    р. Улуг-О

    IV

    150 +300 м

    Нагромождение камней, навалы на камни, воротца, большой уклон, высокая скорость струи, локальные сливы, бочки. Требуется осмотр по ПБ сразу всего участка

    Каскад порогов

    «Екатерина-1,2,3»,

    р. Улуг-О

     

    V

    500 м

    Воротца, навалы на камни, прижимы, валы. Требуется осмотр по ПБ, установка страховки

    Каскад порогов «Демирсал-1,2,3»,

    р. Улуг-О

    V

    1200 м

    Ворота со сливами и с затычками, слалом и уход от камней. Требуется осмотр, установка страховки

    Каскад порогов «Рижский-1,2,3,4»,

    р. Улуг-О

    V

    1500 м

    Сливы в воротах, мощная шивера, слалом. Требуется осмотр, установка страховки.

    Каскад порогов

    «Саша-1, 2»,

    р. Улуг-О

    V

    2000 м

    Мощная шивера на заходе, слив в сужении через всю реку 1,5-2 м, очень мощная бочка, затем – слаломная мощная шивера с прижимами, навалами, сливами со ступеней и бочками. Требуется осмотр, установка страховки

    Выходной каскад порогов р. Ожу

    IV-V

    4000 м

    Мощные сливы, слалом, бочки. Неоднозначная линия движения, требуется осмотр и установка страховки

     

     

    Сведения об участниках

    Ф.И.О.

    Год рождения

    Адрес

    Туристический опыт

    (верхний)

    1

    Климентенко Иван Леонидович (К-1)

    1983

    г. Томск ул. Карпова 23-152

    5у. – Урик, Коксу Джунгарская, Тюгурюк-Кокса-Кучерла-Катунь; 4р. – Чуя-Катунь, Она

    2

    Юричев Алексей

    Николаевич (К-2)

    1985

    г. Томск, проезд Научный,

    д. 4

    6у. – Тентек-Ортотентек, Кекемерен-Чен-Кемин;

    5р. – Коксу Джунгарское, Урик, Чуя-Кадрин-Катунь, Богунай-Кан, М.Шинда-Шинда-Кизир

    3

    Пастор Анатолий

    Иванович (К-3)

    1947

    г. Томск, ул. Карла Ильмера 21-133

    6у  –  Башкаус, Аргут-Катунь, Китой, Чуя;

    6р – Шахдара.

    4

    Пастор Светлана

    Андреевна (К-3)

    1954

    г. Томск, ул. Карла Ильмера 21-133

    5у – Шавла-Чуя-Катунь, Тюгурюк-Кокса-Кучерла-Катунь, Жомболок-Саян.Ока

    5

    Родионов Валерий

    Олегович (К-4)

    1990

    г. Томск, ул. Мотросова, 8-19

    4у – Казыр-Теба-Томь;

    4р – Она-Абакан

    6

    Кошкаров Антон

    Владимирович

    (К-4)

    1988

    г. Томск, пр. Фрунзе 230-43

    4у  –  Она-Абакан;

    4р – Казыр-Теба-Томь

    7

    Хасанов Наиль

    Альбертович     (К-5)

    1987

    г. Томск,

    ул. С.Лазо 24-62

    4у – Урсул-Катунь;

    3у – Песчаная, Рыбная-Кан

    2р – Мрассу

    8

    Рябцева Валерия

    Станиславовна (К-5)

     

    1994

    г. Томск, ул. Никитина 17-11

    3у – Песчаная, Коксу-Теба-Томь; 2у – Катунь

    9

    Горюнов Евгений Константинович (К-1)

    1990

    г. Томск, ул. Мотросова 8-30

    5у – Тюгурюк-Кокса-Кучерла-Катунь, 4у – Она-Абакан

    10

    Клейн Станислав Викторович (К-2)

    1975

    г. Томск, пр. Комсомольский 120-24

    6у –Кекемерен-Чон-Кемин, Чуя-Катунь; 5у – Урик, Тюгурюк -Кокса-Кучерла-Катунь

    11

    Черкасов Владислав Александрович (К-6)

    1992

    г. Томск, ул. Сибирская 152-23

    5у – Богунай-Кан; 4у – Урсул-Катунь, Ниж.Тайжесу-Бельсу

    12

    Агафонов Алексей Николаевич (К-6)

    1991

    г. Томск, ул. Киевская 30-44

    5у – Богунай-Кан, Тюгурюк-Кокса-Кучерла-Катунь;

    4у – Урсул-Катунь, Ниж.Тайжесу -Бельсу

    13

    Горностаев Олег Александрович (К-7)

    1971

    г. Томск, пос. Геологов, д. 16

    5у – М.Шинда-Шинда-Кизир, Богунай-Кан

    14

    Дектерёв Алексей Вячеславович   (К-7)

    1985

    г. Томск, ул. Иркутский тракт 142-148

    5у – Богунай-Кан;

    4у – Чуя-Катунь, Она-Абакан

    * К-1 – катамаран-двойка с номером экипажа; у. – участие в маршруте; р. – руководство маршрутом.

     

    Подготовка маршрута

    Во время разработки летнего маршрута и выбора района путешествия наше внимание привлекла интересная малоосвоенная связка тувинских рек Улуг-О – Ожу – Бол.Бус – Бий-Хем. В ходе данного путешествия реки пройдены в запланированном объеме за исключением левого притока р. Бий-Хем – р. Бол.Бус, в которой оказалось не достаточно воды для полноценного сплава даже на двухместном катамаране.

    Маршрут отличается красивой, еще не обезображенной техногенным воздействием природой, а также характеризуется относительной доступностью района путешествия и благоприятной организацией подъезда и отъезда по принципу «колесами в воду».

    Также одной из задач, которую перед собой ставили участники группы и впоследствии реализовали, явилась установка памятной таблички в нижней части ущелья р. Ожу томичке-воднице Чирцовой О.М., погибшей на р. Ожу весной 2013 г.

    Перед выходом на маршрут группа провела однодневные раскаточные сборы на р. Томь, а также встала на учет в поисково-спасательном отряде Республики Тыва (тел. (39422)9-99-99).

    Варианты подъезда и отъезда

    Заброска: Ближайший крупный населённый пункт к верховьям реки Бий-Хем и его притокам – город Кызыл. В г. Кызыл можно попасть из г. Абакан на автотранспорте. В Абакане есть ж/д вокзал и аэропорт. Из Кызыла заброска в истоки р. Улуг-О осуществляется машинами типа ГАЗ66, Урал и УАЗ («буханка»). На момент прохождения маршрута дорога от посёлка Бояровка и перевалы Копто и Сынак очень хорошая не разбитая. До самого отворота с основной дороги налево вниз к реке Улуг-О (вдоль ручьём Ангылыг-Арык) можно проехать на полноприводном микроавтобусе. Плохой дороги остаётся 3 километра непосредственно на самом отвороте к реке.

    Если прошли дожди и уровень воды в р. Улуг-О паводковый или близкий к паводковому, то даже ГАЗ-66 может не довезти до места так называемого второго брода (в 3 километрах ниже ПП р. Ат-Чолду (Арджалык)), куда от места первого брода ведёт очень плохая колея по альпийским болотам ПБ р. Улуг-О. В таком случае нет смысла тратить деньги на ГАЗ66, можно ограничиться обычным УАЗом или вообще любым микроавтобусом, с условием, что последний скорее всего не довезёт до 3  километров до первого брода.

    Если же дождей не было, то существует реальный шанс проехать на ГАЗ-66 к месту второго брода. Это сократит маршрут на 15 километров разбоев и перекатов, которые по средней и низкой воде будут требовать проводки.  

      Мы же ехали до города Кызыл из Томска на заказном микроавтобусе. В городе Кызыл по предварительной договорённости с фирмой нас встретил автомобиль Урал, который довёз нас до первого брода реки Улуг-О. Стоимость поездки до реки Улуг-О составляла: на автомобиле Урал 18000 рублей, на автомобиле ГАЗ66 14000 рублей.

     

    Выброска: Выброска с реки Улуг-О возможна только по реке Бий-Хем, на котором уже нет препятствий, кроме некатегорийного участка валов после впадения ПП р. Ожу. Обычно водители предлагают организовать выброску либо из самого г. Кызыл либо с паромной переправы в 15 километрах выше г. Кызыл. Однако около посёлка Уюк постоянно встречаются местные на легковых машинах, в том числе на Жигули, также по карте отмечена дорога вдоль р. Уюк, выходящая к шоссе в районе пос. Сушь (около 10 км грунтовки). Данный вариант сокращает сплав по р. Бий-Хем на 35 километров в случае выброски от паромной переправы и уменьшает километраж по шоссе на 50 километров от г. Кызыл (и на 65, если выброска происходит от паромной переправы).

    Мы закончили маршрут около Кара-Хаамской паромной переправы, расположенной выше по течению р. Бий-Хем неподалеку от г. Кызыл. Сюда подходит дорога, есть сотовая связь. Так же сотовая связь есть в районе р.Уюк, но плохая, надо подняться на гору.

     

    Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

    Аварийные выходы с реки Улуг-О только предполагаемые, ни один из них не был проверен на практике.

    1. После 1го каньона теоретически возможен выход вдоль левого притока Биче-О до троп, отмеченных на топографичеcкой карте Генштаба России 100 000 – n46-143 (1976) в 6-8 километрах выше устья (левый приток Биче-О ручей Ат-Чол), далее 5 км по ЛБ р. Биче-О по отмеченной на карте тропе до следующего левого притока р. Элик-Ажи, по которому тропа идёт на перевал Ачилыг-Арты (2010 м, проходим с июня по октябрь) 16 км и через 4 км выходит к дороге на пос. Черби, отмеченной как проездная, которая через 12 километров переходит в грунтовку шириной 7 м. После этого до пос. Черби остаётся 30 км.  Через пос. Черби дорога ведёт к пос. Кара-Хаак (12 км), от которого паромной переправой через р. Бий-Хем через 15 км приводит в г. Кызыл. Паромная переправа действующая.

    2. После 2го каньона есть тропа вдоль правого притока Улуг-О р. Чадыр. Судя по топографическим картам Генштаба России 100 000 – n46-130 (1975) и 100 000 – n46-142 можно подняться по р. Чадыр до его первого от устья правого притока 4 км, по притоку подняться ещё 6 км на безымянный перевал, ведущий к ручью Пригонный, который через 10 км впадает в р. Бий-Хем. Далее останавливать моторные лодки или катера на р. Бий-Хем. 

     

    График движения

    Дни пути

    Дата

    Участок пути

    Протяжённость

    Ходовое время

    Определяющие препятствия на участке

    Метеоусловия

     

     

    15.08.

    г.Томск – г.Мариинск (микроавтобус)

     

     

     

     

     

     

    16.08.

    г.Мариинск – г.Кызыл (микроавтобус)

     

     

     

     

     

     

    17.08

    г.Кызыл – Бояровка –  устье р.Сыынак –

    р.Улуг-О (автомобиль Урал)

     

    80 км

     

    4 часа

     

    3 километра плохой дороги вдоль ручья.

     

     

    1

     

    17.08.

    Устье р.Сыынак(стапель) -  устье р.Хуле

     

    15 км

     

    3 часа

     

    Разбои, перекаты и мели

    Ясная погода, t воздуха +25 C°

     

     

    2

     

    18.08.

     

    Устье р.Хуле – р.Кум-Уюг

     

     

    23 км

     

     

    6 часов

     

    Первый каньон: шиверы с прижимами 3 к.с

     

    Пасмурно, небольшой дождь, погода, t воздуха +23 C°

     

     

     

    3

     

     

     

     

    19.08.

     

    Р.Кум-Уюг – р.Урюн-Суе

     

     

    20 км

     

     

    5 часов

     

    Пороги 2-3 к.с.

     

    Ясная погода, t воздуха +22 C°

     

     

     

    4

     

     

     

    20.08.

     

     

     

    р.Урюн-Суе – пор.»Рижский 2»

     

     

     

    20 км

     

     

     

    7 часов

    Каскад порогов «Дюжина 1,2» 4 к.с., шивера «Тарелочки» 3 к.с., каскад порогов «Катерина 1,2,3» 5 к.с., каскад порогов «Демирсал 1, 2,3» 5 к.с., каскад порогов «Рижский 1,2» 5 к.с.

     

    Пасмурно, сильный дождь, , t воздуха +20 C°

     

     

     

    5

     

     

     

    21.08.

     

     

     

    пор.Рижский 2 – устье р.Улуг-О – р.Бий-Хем – устье р.Ожу

     

     

     

    53 км

     

     

     

    8 часов

    каскад порогов «Рижский 3,4», 5 к.с., выходная шивера из каньона 4 к.с., пор. «Аллигатор» 4 к.с., Каскад мощных шивер перед пор. «Саша» 4 к.с., пор. «Саша 1,2» 5 к.с., каскад мощных шивер после пор. «Саша» 4 к.с.

     

     

     

    Пасмурно,  t воздуха +20 C°

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

    22.08.

     

     

    устье р.Ожу – р.Ожу -
    устье р.Ожу

     

     

     

    8 км

     

     

     

    4 часа

     

     

     

    Моторные катера, баржи и водомёт «Заря»

     

     

    Солнечно, t воздуха +29 C°

     

     

     

    6.

     

     

     

    22.08

     

     

     

    Устье р.Ожу – пос.Усть-уюк

     

     

     

    35 км

     

     

     

    4 часов

     

     

     

    Моторные катера, баржи и водомёт «Заря»

     

     

    Солнечно, t воздуха +29 C°

     

     

     

     

    7.

     

     

     

     

    23.08.

     

     

    пос.Усть-уюк – ПБ р.Бий-Хем(5 км недоходя до паромной переправы)

     

     

     

    30 км

     

     

     

    5 часов

     

     

     

     

    Солнечно, t воздуха +35 C°

     

     

     

     

    23.08.

     

     

    ПБ р.Бий-Хем – г.Кызыл – г.Абакан

     

     

     

     

     

     

     

     

    24.08.

     

     

    г.Абакан – г.Томск

     

     

     

     

     

    Техническое описание

    15 августа, пятница

    В 20.00 наша группа в составе 14 человек на заказном микроавтобусе «Ford Transit», предварительно загрузив снаряжение, выехала из г. Томск в направлении г. Кызыл.

    23.00 неподалёку от г. Мариинск остановились переночевать. Погода пасмурная, моросит сильный дождь, гроза.

     

    16 августа, суббота

    5.00 Микроавтобус не заводится, сел аккумулятор, пытаемся остановить попутные машины. 6.00 завели микроавтобус с «толкача». Продолжили движение, дорога длинная!

     

    17 августа, воскресенье

    1.00 Прибыли в город Кызыл, тут нас встретили и сопроводили до места, где нас ждала машина «Урал», начинаем перегружать вещи из машины в машину. В городе Кызыл имеются круглосуточные магазины и банкоматы.

    2.00 Закончили погрузку вещей, попрощавшись с водителем нашего микроавтобуса и обсудив с ним где и когда он нас должен встретить отправились дальше. До деревни Бояровка дорога идёт асфальтированная, затем повернули на грунтовку. Проехав ещё примерно километров 30, остановились для заготовки дров, в этом месте горел лес, поэтому большое количество поваленных сухих деревьев. Дрова привязали на крыше нашего «Урала», продолжили путь. Вся дорога от Бояровки до место сворота к реке Улуг-О находится в хорошем состоянии и подходит для всех видов автомобильного транспорта. Плохой дороги оставалось около 3 километров, вдоль ручья.

    6.00 Прибыли к месту стапеля на р.Улуг-О в район 1-го брода, дальше водитель нас не повёз сославшись на то, что ему предстояло сегодня забрасывать ещё одну группу туристов и что он ограничен по времени. Дров в этом районе нет. Погода солнечная.  Начинаем сбор катамаранов.

    13.00 Все суда собраны, группа после двух ночей в дороге измотана, но мы немного вышли из графика, поэтому было решено начать сплав.

    Фото 1. Место стапеля.

    14.00 Группа собралась начали сплав по реке Улуг-О. В месте начала сплава в основном разбои и мелководные перекаты, уровень воды по нашей оценке средний, со средней глубиной 0,4-0,8 м., скорость течения средняя. Идем единой походной колонной, придерживаясь основной струи. Ширина русла ~ от 6 до 8-10 м. Порядок следования: К-1, К-2, К-4, К-5, К-3, К-7, К-6. Разведка и взаимная страховка с воды. 17.00 встали на ночлег на левый берег в районе впадения реки Хуле.

    впадение Хуле

    Фото 2. Место ночлега.

    18 августа, понедельник

    Встали в 7.00. Погода ясная и тёплая. Позавтракали и собрав лагерь, 10.00 выходим на воду. В этом месте река извилиста, со средней глубиной 0,4-0,8 м., скорость течения средняя. Ширина русла ~ от 6 до10-12 м. Порядок следования: К-1 , К-2, К-4,  К-5, К-3, К-7, К-6.. Разведка и взаимная страховка с воды. 

    Улуг О До 1 каньона

    Фото 3. Улуг-О до 1-го каньона.

    От р. Хуле до правого притока р. Кара-Суглуг – 10 км. Сразу после впадения р. Кара-Суглуг начинаются препятствия 1го каньона р. Улуг-О, скорость течения увеличивается, берега становятся крутыми, уровень воды средний. Продолжаем движение кильваторной колонной в том же порядке. Пороги средней сложности, шиверы, прижимы, слалом.

    13.00 встаём на обед на левый берег р.Улуг-О в районе 7-го препятствия, берег крутой, небольшая полка, за ней сразу крутой склон. На месте стоянке большое количество дров, кусты смородины. Погода становится пасмурной моросит небольшой дождь.

    14.00 пообедав, продолжили движение в том же порядке, со взаимостраховкой с воды. Река постепенно становится полноводнее, скорость течения быстрая, ширина русла ~ от 12 до 18 м. Далее шиверы упрощаются еще более, мягкие валы не более 0,5 м. Постепенно среди препятствий возрастает доля прижимов.

    1 каньон Улуг-О

    Фото 4. Улуг-О 1-й каньон.

    Заметное препятствие 19 – бывший участок прижимов - почти от самого начала подперт Ташаузским порогом, который образовался в результате селя, сошедшего с левого берега. Течение быстро затихает, у берегов много затопленных деревьев, плёс без течения в очень красивых скальных берегах . Шум порога хорошо слышен, селевой вынос виден издалека. Сам порог по нашей воде представляет из себя мощные валы и обливняки. Прижим к ПБ, описанный в лоциях, не представлял сложности. Длина порога около 300 м. Порог хорошо просматривается с воды, поэтому шли порог с ходу, походной колонной совзаимостраховкой с воды. Порог просматривается по правому берегу, зачалиться можно непосредственно перед входом.

    17.00 Находим хорошую поляну на ПБ реки в районе 25 препятствия, тут остаёмся ночевать. От Ташаузского порога до этого места река состоит из простых шивер, разбоев, перекатов. Общий фон – валы в пределах 0,5 м; в некоторых препятствиях валы до 0,8 м, одиночные бочки до 0,8 м, скорость течения быстрая, ширина русла  ~ от 15 до 20 м.

    Фото 5,6. Место стоянки.

    19 августа, вторник

    Встали в 7.00. Погода ясная и тёплая. Позавтракав и собрав лагерь, 10.00 выходим на воду, строй тот же идём со взаимной страховкой с воды. Уровень воды средний, скорость течения быстрая, ширина русла ~ от 15 до 20 м. Река до самого левого притока Биче-О продолжается каскад непрерывных шивер 3 к.с. с очень опасными прижимами к скалам, на участке однозначно идентифицируется только крупный правый приток р. Кысташтып, впадающий одним руслом.

    В 14:00 мы зачалились, обед на ЛБ перед впадением р. Биче-О.

    15.30 закончили обед, погода солнечная около 30 градусов. Продолжили движение, тем же строем. Река характеризуется разбоями, простыми шиверами, прижимами. 

    Фото 7,8,9,10. Улуг-О перед вторым каньоном.

    17.30 встали на ПБ реки, примерно в 3-х километрах от начала второго каньона, тут оборудованная стоянка, выложена из камней походная баня.

    20 августа, среда

    Встали в 7.00. Погода пасмурная. Позавтракав и собрав лагерь, 10.00 выходим на воду, строй тот же идём со взаимостраховкой с воды. Второй каньон начинается шиверой «Начало», ориентир большой галечный остров, обе протоки, основная правая и крутопадающая левая, равно проходимы, идём с ходу правой протокой.

    Сразу за шиверой «Начало» начинается первая ступень порога «Чёртова дюжина», расположен на S-образном повороте реки, сначала правый, потом левый. Длина порога 300м, падение около 7 метров. Первая ступенька - сливы между крупными надводными камнями. Длина 20 м. После ступеньки участок быстротока длиной 15м, после которого основная масса воды идет вдоль вогнутой скальной стенки левого берега, огибая группы красных скальных обломков, лежащих у правого берега. В струе валы 0,5м, а бочки 0,6м. Чалимся на правый берег перед началом первой ступени, полностью просматриваем порог, выставляем страховку «морковкой» в конце второй ступени, фото и видео сьёмку. Сначала проходят К-1,2,4 со взаимостраховкой, затем К-2 встаёт на страховку в улово после второй ступени, остальные уходят на фото и видео съёму, проходят оставшиеся катамараны К-3,5,6,7 со взаимостраховкой с воды, шли основной струёй.

    Выход из порога Чертова Дюжина на Улуг О

    Фото 13. Выход из порога «Чёртова дюжина»

    Вслед за «Чёртовой дюженой» идёт порог Тарелочка. Начинается после впадения правого притока р. Узун-Хем. Длина порога 2 км. Порог представляет собой сложную и мощную шивру с большим количеством крупных обливных камней, между которыми образуются сливы высотой до 0,8м с валами 1,2м и бочками 0,6 м.. Наиболее сложные первые 1,5км порога до скального выступа правого берега на левом повороте., порог хорошо просматривается с воды, поэтому шли его ходом, колонной со взаимостраховкой с воды, придерживаясь основной струи. В конце порога необходимо зачалиться на правый берег для просмотра порога «Екатирина-1».

    Порог «Екатерина-1». Расположен на S-образном повороте реки сразу за порогом Тарелочки. Длина 150м.Порог начинается прижимом средней сложности к скальному обломку с завалом у правого берега на левом повороте. После прижима двое узких ворот, образованных надводными камнями. За воротами мощный шиверистый участок с множеством подводных и надводных камней, оканчивающийся прижимом к скальной стенке левого берега на правом повороте. За порогом участок быстротока длиной 80м. Просмотрели порог по правому берегу, выставлили страховку «морковкой» в улово после последнего слива между узких ворот, фото и видео сьёмку. Сначала проходят К-1,2,4 со взаимостраховкой с воды, затем К-2 встаёт на страховку в улово, остальные уходят на фото и видео съёму, проходят оставшиеся катамараны К-3,5,6,7 со взаимостраховкой с воды, после входного прижима проходили левыми воротами. За порогом чалились в улове у правого берега, сразу за поворотом. Каскад однозначно необходимо смотреть из-за нетривиального расположения ворот, зубьев и сливов.

    Екатерина 1 Улуг О

    Фото 16. Прохождение порога «Екатерина-1»

    Порог «Екатерина 2» начинается в 50 метрах ниже «Екатерины-1». Длина порога 200м, падение - 4м. русло прямое. После мощной входной шиверы длиной 70м реку перегораживают слив высотой 1м с метровой бочкой за ним. Через 20м после слива бой в надводный камень. За камнем второй более пологий слив 1,5м с хаотичными пенными валами высотой 0,8м. Основная струя после второго слива идет вдоль скальной стенки левого берега, огибая крупные скальные обломки у правого берега. За порогом быстроток 50м. Порог просмотрели по правому берегу, выставили фото и видео съёмку. Сначала проходят К-1,2,4 со взаимостраховкой с воды, затем К-2 встаёт на страховку в улово, остальные уходят на фото и видео съёму, проходят оставшиеся катамараны К-3,5,6,7 со взаимостраховкой с воды. Порог проходили ближе к левому берегу. За порогом чалились к отмели правого берега сразу за скальными обломками для осмотра порога «Катерина-3».

    Порог «Екатерина-3» длина 200м. Падение 6м. Расположен на правом повороте в 50 метрах ниже «Екатерины-2». При подходе видны скалы по середине русла. На входе крутое падение, много камней. Затем практически вся вода устремляется в ворота шириной 5м, образованные высокими скалами. В 7 метрах ниже ворот бой в надводный камень. За камнем левая половина реки перекрыта надводными камнями, справа - 1,5м косой слив. Левая половина слива водопадная, правая - трек. В 40 метрах ниже слива реки 3/4 от правого берега перекрыта грядой из обливных камней. В центре гряды торчит скальный обломок. Вода падает с гряды 1,5 метровым водопадом. Слева от гряды есть чистый пологий язык, упирающийся в левый край глыбы (6м в поперечнике). Прохода слева от глыбы нет. За порогом мощные улова и быстроток – 30 м. слева впадает приток. Порог требует обязательного просмотра так как есть большая вероятность попасть в пробку, трек сложный необходимо запоминать ориентиры нужных проходов между камней. Выставили фото и видео съёмку, в конце порога поставили страховку с берега. . Сначала проходят К-1,2,4 со взаимостраховкой с воды, затем К-2 встаёт на страховку, остальные уходят на фото и видео съёму, проходят оставшиеся катамараны К-3,5,6,7 со взаимостраховкой с воды. Камень после ворот обходили справа. Нижнюю гряду проходили слева от надводного камня. После порога чалиться к левому берегу перед ручьем для просмотра порога «Демирсал-1». 

    Фото 21,22,23. Прохождение порога «Екатерина-3»

    Порог «Демирсал-1» расположен на прямом участке реки в 30м ниже порога «Катерина-3». Перед порогом слева приток. На выходе из порога метровый слив с надводным камнем в центре. Слева от камня - трек, справа - прямой слив. За порогом быстроток 50м. на выходе из порога правый берег - бом. Просмотрели порог по правому берегу, выставили фото и видео съёмку. Проходим в том же порядке, слева и с прва за порогом чалимся к правому берегу в 20м ниже бома для осмотра порога «Демирсал-2».

    Фото 27,28. Прохождение порога «Демирсал-1»

    Порог «Демирсал-2» расположен на прямом участке реки в 50м ниже порога «Демирсал-1». Длина порога 150м; падение 3м. Наиболее сложным является вход в порог. Первый слив высотой 1,2м, с метровой бочкой за ним, находится ближе к правому берегу. Через 8м после слива вода упирается в гряду из крупных обливных камней. Чистый проход - слева от гряды. Далее следует серия мощных сливов между крупными обливными камнями. На камни есть сильный навал. Высота валов 1м. за порогом мощные улова и участок быстротока длиной 20м. Сразу после «Демирсал-2» на разгонной шивере перед «Демирсал-3» по середине реки лежит огромное бревно, перегораживающее всё русло. После просмотра, выставили страховку с берега перед бревном. Шли порог как и обычно двумя подгруппами, первый слив проходили ближе к левому краю, затем резкий уход влево для обхода гряды обливняков, остальную часть порога проходили ближе к левому берегу. Перед бревном, зачалившись на правый берег, встали на обед и начали обнос катамаранов за бревно и осмотра порога «Демирсал-3».

    Фото 31. Прохождение порога «Демирсал-2»


    Фото 35. Бревно между  порогами «Демирсал-2» и «Демирсал-3».

    Порог «Демирсал-3» сложный и мощный порог. Расположен на левом повороте в 20м ниже порога «Демирсал-2». Длина порога 120м; падение 3,5м. После крутого, забитого камнями входного участка два мощных слива. Первый слив с жесткой бочкой расположен ближе к левому берегу. Второй - более мощный  подковой перекрывает всю реку. Перед порогом большая, но неуютная стоянка, заваленная плавником и украшенная мраморной мемориальной табличкой. Порог проходили в том же порядке, что и обычно после предварительного просмотра, придерживаясь левого берега. За поворотом чалиться в улово у правого берега за крупными скальными обломками, перед правым поворотом. Затем начали разведку порога «Демирсал-4».

    Фото 36. Прохождение порога «Демирсал-3»

    Порог «Демирсал-4» представляет, серию сливов через гряды обливных камней, промежутки между ними достаточно большие, по несколько десятков метров. Как правило, в центре лежит обливная плита, а справа и слева от нее есть проходы: справа попроще, слева посложнее, местами с прижимом к выступам скальной стенки. Валы, бочки до 1,0 м. Самый сложный и единственный опасный слив - последний. В нем цепочка надводных камней последовательно отжимает струю и логичную линию движения вправо, а последний трек справа заканчивается прижимом под косо торчащие острые скальные выступы-"перья". Проходили в том же порядке, придерживаясь основной струи.

    Порог «Рижский-1»  расположен на прямом участке реки в расширении русла, после левого поворота. Левый берег - сплошная скальная стенка. Длина порога 120м; перепад 5м.

    На входе в порог 1,5м слив между надводными глыбами, которые хорошо видны при подходе. За сливом метровый пенный вал и прижим к скальному выступу правого берега. За выступом мощное улово. Второй - подковообразный метровый водопадный - слив с обливных камней расположен в 60м ниже первого. Слив можно пройти либо по гладкому языку в центре, либо под правым берегом, прыгая с обливных камней. В обоих случаях заход затруднен надводными камнями перед сливом. После второго слива русло сужается надводными камнями, лежащими у правого берега. Вода после слива собирается в мощную струю с 1,5м валами, идущего вдоль левого берега. В конце порога струя бьет в крупные обливные камни у левого берега. На камнях образуется мощная бочка. В 10 м ниже бочки у левого берега громадный скальный обломок. В 15 м за обломком, после быстротока начинается вторая ступень порога Рижский. Просмотрели порог по левому берегу, выставили страховку с берега за сливами. Сначала проходят К-,2,4,6 со взаимостраховкой, затем К-6 встаёт на страховку за порогом, остальные уходят на фото и видео съёму и организовывают страховку с берега, проходят оставшиеся катамараны К-1,3,5,7 со взаимостраховкой с воды. Первый слив шли ближе к правому берегу, второй шли через центральный язык с резким уходом за ним под правый берег либо влево от прижима к обливным камням при прохождение струя сильно наваливала катамараны на обливник, в результате К-1 перевернуло, при этом хорошо сработала страховка с воды и с берега экипаж и катамаран «забили» в улово сразу за вторым сливом. После чего было решено вставать на ночлег на стоянке расположенной на правом берегу реки в середине порога «Рижский-2».

    Фото 40. Прохождение порога «Рижский-1»

    Просмотрев порог «Рижский-2» по левому берегу, перечалились группами со взаимостраховкой с воды на правый берег к месту стоянки. Порог «Рижский-2»  представляет собой сложную шиверу длинной 800 метров.

    Погода сильно меняется, всю ночь идёт сильный дождь, уровень воды поднимается.

     

    21 августа, четверг

    Встали в 7.00 погода хорошая переменная облачность. Провели разведку порогов «Рижский-3,4».

     9.30 выход на воду. «Рижский-3» состоит из двух сливов по 0,7 м через гряды обливных камней. В обоих много зубьев, идём ходом походной колонной со взаимостраховкой с воды.

    Порог «Рижский-4», сложный и опасный порог. Расположен на прямом участке реки после короткого S-образного поворота, сначала левый, затем правый. На повороте у правого берега много надводных камней. В пороге два основных слива по 1,0 м. Первый - через массив обливных камней, вялые котлы до 0,7 м. Второй - через одну гряду камней, перегораживающую русло; наиболее чистый проход справа, возле серого надводного камня. Первый слив идём сходу походной колонной, перед вторым сливом зачаливаемся, выставляем страховку с берега в улове за сливом. С начала проходят К-1,2,4, затем К-3,5,6,7.

    Фото 41. Прохождение порога «Рижский-4»

    Затем идут несколько несложных шивер, выходом из каньона служит порог  «Аллигатор», расположенный на прямом участке после крутого левого поворота, у левого берега мель. В начале порога два слива по 0,8 м., валы, бочки до 0,7 м. Порог хорошо просматривается с воды идём ходом походной колонной, придерживаясь основной струи.

    На участке от «Аллигатора» до порога «Саша» шиверы носят скорее слаломный характер, потому что по сравнению с каньоном уклон уменьшается, река расширяется, появляются зубья, шиверы на участке имели сложность не выше 3 к.с., от «Аллигатора» до порога «Саша» около 10 километров, чётко видны притоки р.Чадыр и р.Кара-Хем.

    Порог «Саша-1» самый сложный порог реки Улуг-О. Расположен на плавном левом повороте. Длина порога 250м, падение 7м.После 100-метровой шиверы, реку перегораживают три слива-ступеньки. Наиболее сложные - первый и второй сливы. Первый, водопадный слив имеет ступенчатую форму при виде сверху. Его центральная часть высотой 1,5м смещена вниз по течению на 3,5м относительно левой и правой частей. Левая часть слива, высотой 1,2м с метровой бочкой упирается в скальный выступ левого берега; правая, высотой 1м, на выходе перекрыта обливными камнями. Второй слив, высотой 1,8м, от левого берега до середины реки перекрыт обливными камнями. Справа - трек с прижимом к надводным камням правого берега. Перед вторым сливом слева впадает ручей. Третий слив - ступенька высотой 1м, с бочкой 0,8м. За порогом 30м быстротока и большие улова. Порог просматривали по правому берегу, проходили со страховкой с воды сначала К-1,2,4, после прохождения забились в улова по обоим берегам для страховки. Затем прошли К-3,5,6,7. Все сливы проходили по центру.

    Фото 46. Прохождение порога «Саша-1»

    Порог «Саша-2» мощный и сложный порог-шивера. Начинается на местном левом повороте, заканчивается за следующим правым.. Левый берег - скальная стенка. Длина порога 150м; падение 5м.На входе в порог много крупных надводных и обливных камней, между которыми образуются мощные метровые сливы, с валами и бочками до 1м.На выходе мощный прижим к скальной стенке левого берега. В прижиме валы до 1,5м. за порогом быстроток 50м. Просмотрели порог по правому берегу. Проходили походной колонной со взаимостраховкой с воды, заходили справа между камней с резким уходом в лево, затем придерживаясь левого берега.    

    Далее идёт порог «Хмурый». Мощный порог на прямом участке реки. Длина 150м. На входе мощная шивера, затем на протяжении 100м река пенится 1,5метровыми валами. Камней нет. Проходим с ходу без предварительного просмотра, идём походной колонной.

    Далее до устья Улуг-О, каскад шивер, разбои и прижимы, уклон постепенно уменьшается появляются острова.

    15.00 На стрелке с Бий-Хемом встаём быстро перекусить. На берегах Бий-Хема стоят знаки речной навигации и указатели километров, показывающие расстояние до слияния Каа-Хема и Бий-Хема, препятствия - отдельные группы пологих валов в нескольких местах. Средняя скорость движения при умеренном темпе гребли - 12-13 км/ч.

    18.00 Встаем на стоянку на стрелки реки Ожу.(88-87 км), около 30 километров сплава от устья Улуг-О. Хорошие оборудованные стоянки имеются на правом и левом берегах реки Ожу, мы встаём на левом.

     

    22 августа, пятница

    6.00 Подъём, готовим завтрак, пытаемся разведать тропу, тропа только по правому берегу. Погода ясная, солнечно.

    7.00. Берём четыре катамарана, переправляемся на правый берег реки Ожу и начинаем заброску по тропе в верховья Ожу. Тропа хорошая идёт между деревьев, тропа упирается в скалу примерно через 4 километра, далее тропы нет. В этом месте выходная часть порога «Горло», для заноса на порог приходится переправлять катамараны на левый берег, а затем занестись ещё примерно 100 метров. В пороге два слива, особенно мощный второй (через огромный обливной зуб) - высотой 2,5 метра. Один катамаран оставили на страховке ниже слива, затем поочередно заносили катамаран и проходил порог. 

    Так же на реке Ожу ниже порога «Горла» порог-шивера №42, начинается на левом повороте у скалы на правом берегу. Идти в целом по центру. Огромное количество сливов, бочек высотой 1 м (около 20 ступеней), сплошной слалом. Шли со взаимостраховкой с воды. Затем занесли ещё три катамарана и прошли оставшейся группой участок от порога «Горло».

    Фото 51, 52. Прохождение порогов реки Ожу

    Фото 59.

    14.00 собираем лагерь, выходим на воду, Бий-Хему. Периодически встречаются проходящие мимо моторные лодки и катера. Сплав ничем на примечателен.

    18.00 Встаём на правый берег Бий-Хема примерно в одном километре ниже по течению от посёлка Усть-Уюк, здесь идёт дорога (Усинский тракт), на сопках ловит сотовая связь, деревьев нет, дрова валяются по берегу. 

    Фото 60,61. Бий-Хем.

    23 августа, суббота

    6.00 встали, погода ясная. С утра нас посетили ГИМС, переписали наши данные, спросили зарегистрировались ли мы у них.

    6.45 Уходим с места стоянки.

    14.30 район реки Бий-Хем становится более населённым, появляются ЛЭП, встаём на правый берег неподалеку от Кара-Хаамской переправы. В этом месте дорога подходит к реке, есть сотовая связь. Разбираем катамараны, собираем вещи, ждём наш микроавтобус.

    Фото 56. Место окончания сплава.

    15.30 загружаемся в автобус, едем до города Кызыл, здесь закупаем необходимое нам на дорогу питание и начинаем двигаться в сторону Томска.

    Географическая и климатическая характеристика района похода

    Республика Тыва расположена в географическом центре Азии на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисея. Протяжённость территории с севера на юг составляет 420 км, с запада на восток — 630 км. Общая площадь республики 168,6 тысяч кв. км.

    Граничит: на юге и юго-востоке — с Монголией, на востоке — с Республикой Бурятия РФ, на северо-востоке — с Иркутской областью РФ, на севере — с Красноярским краем РФ, на северо-западе — с Республикой Хакасия РФ, на западе — с Республикой Алтай РФ.

    Озеро Убсу-Нур (тув. Успа-Хөл) — крупнейшее озеро в котловине Больших Озёр и самое большое озеро Монголии, небольшая часть которого относится к югу Республики Тува.

    Тува представляет собой гористый регион с чередованием горных хребтов и межгорных котловин. Около 80 % территории республики занимают горы, и лишь оставшаяся её часть — равнинные степные участки.

    На севере и востоке Тувы расположены хребты и отроги Саянских гор с вершинами высотой от 2 до 3 км над уровнем моря. В срединной части система хребтов Академика Обручева смыкается с системой Западного Саяна. Там, где берёт начало Бий-Хем (Большой Енисей), расположено высокогорное базальтовое плато Дерби-Тайга с 16 потухшими вулканами.

    На западе Тувы расположены хребты и отроги Алтайских гор с вершинами высотой более 3 км над уровнем моря. Самые высокие из них — Монгун-Тайга (3976 м), Ак-Оюк (3608 м), Монгулек (3485 м), Кызыл-Тайга (3121 м).

    Горы играют роль стены, изолирующей от внешних климатических изменений, определяя климат республики как резко континентальный — морозная, безветренная зима, в котловинах малоснежная.

    Тува обладает богатым потенциалом пресной воды. Почти все реки относятся к бассейну верхнего Енисея, и только южные склоны Танну-Ола и Сангилена отдают свои воды рекам бессточной котловины Больших Озёр — обширной тектонической впадины на западе Монголии и юге республики Тува.

    В Туве берёт начало одна из крупнейших рек земного шара — Енисей (Улуг-Хем). Сначала в Тувинской котловине около Кызыла сливаются две реки — Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Каа-Хем). Основную массу воды реки получают во время весенне-летнего таяния снежного покрова и летних дождей.

    На территории республики насчитывается более 430 озёр, большинство из которых ледникового происхождения. Есть также 13 солёных грязевых озёр и более 50 целебных источников, воды которых успешно используются для лечения различного рода заболеваний.

    Богата республика подземными и минеральными водами различных групп, такими как углекислые (холодные и термальные), кремнистые термальные, радоновые, сульфидные, кислые железистые и без специфических компонентов.

    Самые крупные из аржаанов, целебных источников — горячие источники Уш-Белдир (Северный аржаан) и Тарыс (Южный аржаан) в горах восточной Тувы на хребте Академика Обручева с температурой воды от 52 до 85 градусов Цельсия.

    Лето умеренно тёплое в горах и жаркое в котловинах. Зимой температура воздуха обычно составляет от −30 до −40 °C; летом от +25 до +35 °C. Среднегодовое количество осадков составляет от 200 мм в котловинах до 1000 мм в горах. Наиболее благоприятное время года — поздняя весна и ранняя осень.

    Вегетационный период составляет 150—160 дней. По территории Тувы распространены участки многолетней мерзлоты,.

    Почвы: в котловинах преобладают каштановые почвы, в горах — горностепные и горнотаёжные почвы.

    Растительный и животный мир: в котловинах преобладает растительность степей. Горы покрыты горностепной растительностью и растительностью лиственичных, сосновых и темнохвойных лесов. Животный мир сочетает полупустынные, степные, лесные и горные виды.

     

    Итоги, выводы, рекомендации по маршруту

     1.В целом маршрут достаточно интересен как в спортивном, так и в эстетическом и краеведческом плане.

    2.Маршрут очень удобен в плане подъезда и выезда (в обоих случаях – автомобиль непосредственно к воде). На реку Улуг-О следует забрасываться до второго брода, так сокращается существенная часть скучного участка реки.

    3.Пройденный маршрут  по набору рек, характеру и  концентрации  на них  препятствий, уровню воды в реках, напряженности полностью отвечает критериям маршрута 5 к.с.

     

     

    Смета расходов

     

    Статья расходов

     

     

    Стоимость на группу

     

     

    Стоимость на 1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    (руб.)

     

     

    человека (руб.)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Микроавтобус: г. Томск – г. Кызыл

    46000

     

    3850

     

     

    (простой) – г. Томск

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заброска   на   ГАЗ-66  

    14000

     

    1000

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Расходы на продукты

     

    12000

     

    850

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Доукомплектование,

    аптечки,

    2000

     

    150

     

     

    организационные расходы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Итого:

     

    74000

     

    5850

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Специальное снаряжение

     

    Общественное снаряжение

     

    Личное снаряжение

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Наименование

    Кол-во

    Вес

     

    Общий

    Наименование

    Кол-во

    Вес

     

    Общий

     

     

    (кг)

     

    вес (кг)

     

     

    (кг)

     

    вес (кг)

    Катамаран-

    7

    26

     

    182

    Гидрокостюм

    14

    1,5

     

    21

    двойка

     

     

     

     

    “мокрый”

     

     

     

     

    спортивный в

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    комплекте с

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    чалкой, рамой,

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    веслами,

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    спасконцом

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Набор

    3

    2,5

     

    7,5

    Каска

    14

    0,7

     

    9,8

    ремонтный

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Комплект карт и

    2

    0,5

     

    1,0

    Спасательный

    14

    1,5

     

    21

    лоций

     

     

     

     

    жилет

     

     

     

     

    Комплект раций

    1

    2,4

     

    2,4

    Гидромешок

    14

    0,3

     

    4,2

    (2 штуки)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Итого: 187,5

     

     

     

    Итого: 56,0

     

     

    Список использованной литературы

    1. http://slazav.mccme.ru/4065ul_o.htm
    2. http://turizm.lib.ru/j/jurin_walentin_ewgenxewich/tuva-1999.shtml
    3. http://www.moominclub.ru/ulug-o/report-Ulug-o.htm
    4. http://dubovoy.narod.ru/ulug/ulug.htm
    5. http://turizm.lib.ru/d/danilow_s_e/ozhu-ulug-o.shtml
    6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D0%B2%D0%B0

     


    Дата публикации: 2015-03-12 12:29:34 (6243 раза тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Кайзас-Барзасс Апрель 2015
  • Каякинг в сезон муссонов
  • WW-RUN 2012
  • Байкальский Фэн-Шуй или три месяца на реках!
  • Монголия – Саянские горы в краю бескрайних степей
  • Большой Он с очкодавами
  • Из жизни Волгоградских каякеров. Сезон 2010
  • Звездные войны на Кавказе
  • Байдарки на р.Охта и Соловки летом 2010г
  • Пешеводный поход - Жомболок, Ока 2010


  •  
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

    Она 2000 СЖ
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)
    phpNuke Автор - Франциско Бурзи. Это свободно-распространяемое ПО по лицензии GPL. Русская локализация - проект PHP-nuke по русски