Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Школа, Парусный туризм
     Рейтинг публикации

    4.36

    Оценок: 19


     

    sibcruiser

    Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

    Статья

    Общие понятия и закономерности

    Ветер – это перемещение масс воздуха из области высокого атмосферного давления в область с низким давлением называется. Разность давлений возникает по многим причинам - разности температур участков земной поверхности, соседних объемов воздуха, сдвиги слоев атмосферы от вращения Земли и т.д. Скорость ветра определяется величиной барического градиента, т.е. разностью давлений на единицу расстояния. Соответственно чем разность давлений больше, тем выше скорость ветра. Теоретически направление ветра должно совпадать с вектором барического градиента, но вращение земли отклоняет его в западном направлении. В средних широтах это отклонение достигает 60°. По традиции направление ветра считается из той точки горизонта, откуда он дует. Иначе говоря, ветер дует в компас, направление обозначается в румбах или в градусах. Также в компас принято определять направление зыби.

    Господствующие ветры

    Движение воздушных масс величина переменная и по скорости, и по направлению. Однако в масштабах глобальных это движение имеет четко выраженную закономерность, которая определяется общей циркуляцией атмосферы, зависящей от распределения атмосферного давления в обширных районах. На схеме циркуляции воздуха между земной поверхностью и верхними слоями атмосферы (мне схема кажется не совсем удачной, но другой нет) видно, как вертикальные и горизонтальные потоки воздушных масс превращаются в ветры, имеющие постоянный сезонный характер. В экваториальной зоне теплый воздух тропиков  поднимается  вверх,  на границе тропосферы образуя ветер антипассат, растекающийся к северу и к югу. Охлажденные воздушные массы антипассата оседают на поверхность земли, создавая в субтропиках повышенное давление и ветер, называемый уже пассатом, который устремляется в экваториальную зону. Под действием силы Кориолиса пассаты северного полушария получают северо-восточное направление, а южного полушария (кроме северной части Индийского океана, где дуют сезонные муссонные ветры) - юго-восточное. Скорость пассатных ветров постоянна и достигает 5 - 10 м/с.

    В экваториальной зоне пассаты ослабевают и поворачивают на восток. Поэтому между пассатами обоих полушарий возникает штилевая зона (в Атлантике - “конские широты”), характерная пониженным давлением, грозами, ливнями и штилями. В широтах 40 - 60° обоих полушарий преобладают ветры западной четверти. Они менее устойчивы (от NW до SW), но значительно сильнее (10 - 15 м/с). В южном полушарии, где западные ветры огибают весь Мировой океан, лежали основные пути парусных судов для плавания из Европы в Австралию и обратно в Европу вокруг мыса Доброй Надежды и мыса Горн. За свою силу и частые штормы (повторяемость до 50%) эти ветры получили прозвище “бравые весты”, а широты - “ревущие сороковые" и “неистовые пятидесятые”. В приполярных районах обоих полушарий, где оседают холодные массы воздуха верхних слоев тропосферы, образуя так называемые полярные  максимумы, преобладают юго-восточные и восточные ветры.

    Другая категория господствующих  ветров - местные, дующие только в данном месте или нескольких местах земного шара. Возникают они при изменении тепловых условий в течение некоторого времени или под влиянием рельефа местности (характера подстилающей поверхности).

    Бриз - ветер, возникающий из-за неравномерного нагревания воды и суши в прибрежной полосе морей (около 30 - 40 км). Морской бриз дует днем с моря на сушу и начинается около 10 часов утра, а береговой - с суши на море и начинается после захода солнца. Ветер вертикального развития и на высоте нескольких сот метров дует в обратном направлении (см. рисунок). Интенсивность бриза зависит от погоды. В жаркие летние дни морской бриз имеет скорость до 4 - 7 м/с. Береговой бриз значительно слабее.

    Фён - горячий сухой ветер, который возникает при обтекании влажного воздуха ветром горных вершин и нагревании его теплой подветренной подстилающей поверхностью горного склона. На Черном море наблюдается у побережья Крыма и Кавказа преимущественно весной.

    Бора - очень сильный, порывистый и холодный ветер, направленный вниз по горному склону в местностях, где горный хребет граничит с теплым морем. Холодный воздух с большой скоростью устремляется вниз, к морю, достигая иногда силы урагана. В зимнее время, при низких температурах, вызывает обледенение. Наблюдается в районе Новороссийска, у берегов Далмации (Адриатическое море) и на Новой Земле.

    Бакинский норд - холодный северный ветер в зоне Баку, дующий летом и зимой. Достигает штормовой, а нередко и ураганной силы (от 20 до 40 м/с). Приносит с берега тучи песка и пыли.

    Сирокко - очень теплый и влажный ветер, зарождающийся в Африке и дующий в Центральной части Средиземного моря. Сопровождается облачностью и осадками.

    Все сведения о господствующих и местных ветрах для данного моря (или морского района) даются в Лоциях.

    Существуют также сезонные ветры, называемые   муссонами,   которые   носят континентальный характер и возникают вследствие разницы в атмосферном давлении при неравномерном нагревании суши и моря в летнее и зимнее время. Как и другие ветры, муссоны имеют барический градиент, направленный в сторону низкого давления - летом на сушу, зимой на море (см. рисунок). Под влиянием силы Кориолиса в северном полушарии летние муссоны Тихого океана у восточного побережья Азии отклоняются к юго-востоку, а в Индийском океане - к юго-западу. Эти муссоны приносят с океана на Дальний Восток пасмурную, с дождями, моросью и туманами погоду, а на южное побережье Азии несут затяжные и обильные дожди, частые наводнения. Зимние муссоны меняют направление на противоположное (120° - 180°), и в Тихом океане они дуют уже с северо-запада, а в Индийском - с северо-востока в сторону океана. Скорость ветра в муссонах неравномерна. Зимние северо-восточные муссоны совпадают с пассатами северного полушария, и их скорость не превышает 5 - 10 м/с. Летние же муссоны Индийского океана достигают штормовой силы. Смена муссонов происходит в апреле - мае и октябре - ноябре.

    Турбулентность воздушных потоков

    Ветер по своей структуре не однороден. Он может быть струйным (ламинарным), когда слои воздуха движутся не перемешиваясь, их частицы не переходят из слоя в слой. Такое движение воздуха обычно бывает при слабых ветрах. Если же скорость ветра превышает 4 м/с, то частицы воздуха начинают двигаться беспорядочно, его слои перемешиваются и приобретают турбулентный характер. Чем выше скорость ветра, тем больше турбулентность, тем больше скачки скорости в отдельных точках воздушного потока и тем более порывистым становится ветер. Шквалистый   ветер   характерен не только частыми и резкими колебаниями скорости,   но   и   сильнейшими отдельными порывами продолжительностью до нескольких минут. Ветер, который резко увеличивает свою скорость в течение очень короткого промежутка времени на фоне слабого ветра или штиля, называют шквалом. Чаще всего шквалы налетают при прохождении мощных кучево-дождевых облаков и нередко сопровождаются грозой и ливнями. Скорость шквального ветра достигает 20 м/с и более, а в отдельных порывах - 30 - 40 м/с. При этом наблюдаются неожиданные повороты ветра до нескольких румбов. Основной причиной шквала является взаимодействие восходящего потока теплого воздуха в передней части кучево-дождевого облака и нисходящего воздуха, охлажденного ливневым дождем,  в тыловой  его части. В результате возникает характерный клубящийся вал с вихрем под ним, усиленным вихрями соседних воздушных слоев. Вертикальные вихри в грозовом облаке могут образовать смерчи. Когда скорость такого вихря достигает около 100 м/с, нижняя часть облака в виде воронки опускается к воде, навстречу поднимающемуся вверх водяному столбу. Встреча со смерчем опасна: обладая большой разрушительной силой и вращаясь по спирали, он может поднять вверх все, что окажется на его пути. Высота смерча достигает более 1000 м, горизонтальная скорость – 30 - 40 км/ч. Поэтому при виде смерча нужно определить направление его перемещения и немедленно уходить в сторону. Иногда смерч может образоваться и без грозовых облаков. В этом случае он зарождается не из тучи, а на поверхности моря, нередко при безоблачном небе. Это смерчи “хорошей погоды”. Они быстро разрушаются и практически безопасны.

    Шкала для визуальной оценки силы ветра

    Баллы Бофорта
    Ветер/волнение
    Характеристика
    ветра
    Скорость
    м/с
    Действие
    на судне
    Действие
    на море
    0 / 0
    Штиль
    0 - 0.2
    Вымпелы и флаги
    неподвижны.
    Зеркально гладкая
    поверхность.
    1 / 1
    Тихий
    0,3 - 1.5
     
    Рябь.
    2 / 2
    Легкий
    1.6 - 3.3
    Легкие колебания
    вымпелов и флагов.
    Короткие волны
    с прозрачными гребнями.
    3 / 3
    Слабый
    3.4 - 5.4
    Вымпелы и флаги
    слабо развеваются.
    Короткие волны с
    редкими пенными гребнями.
    4 / 4
    Умеренный
    5.5 - 7.9
    Вытягиваются вымпелы,
    заполаскивают флаги.
    Удлинненные волны,
    много пенных гребней.
    5 / 4
    Свежий
    8.0 - 10.7
    Вытягиваются и полощут большие флаги.
    Развитые в длину, некрупные волны с пенными гребнями. Редкие брызги.
    6 / 5
    Сильный
    10.8 - 13.8
    Начинают гудеть провода и снасти
    Крупные волны, много пены и брызг.
    7 / 6
    Крепкий
    13.9 - 17.1
    Свист ветра около снастей и надстроек. Становится трудно ходить проитв ветра
    Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру.
    8 / 7
    Очень крепкий
    17.2 - 20.7
    Движение против ветра заметно затруднено
    Брызги взлетают вверх. Полосы пены ложатся рядами.
    9 / 8
    Шторм
    20.8 - 24.4
    Возможны небольшие повреждения в надстройках и срыв незакрепленных предметов
    Плотные полосы пены, высокие волны, опрокидывающиеся гребни.
    10 / 8
    Сильный шторм
    24.5 - 28.4
    Повреждения в надстройках и такелаже.
    Море покрыто хлопьями пены, очень высокие волны, видимость плохая.
    11 / 9 Жестокий шторм 28.5 - 32.6 Значительные повреждения Полосы пены превращаются в длинные хлопья, видимость плохая
    12 / 9 Ураган более 32.7 Разрушения надстроек и набора Видимость очень плохая, сплошные полосы пены


    Литература

    1. Школа яхтенного капитана. Ред. Леонтьев Е.П. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
    2. Черненок М.Я. Пособие судоводителю – любителю. – М.: Транспорт, 1988.

    Дата публикации: 2006-12-05 15:00:53 (21387 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Безопасность в парусном туризме
  • Безопасность плавания. Человек за бортом.
  • Безопасность плавания. Морская практика и морская культура
  • Современные яхты и их парусное вооружение
  • Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
  • Термины, касающиеся управления парусным судном
  • Немного о метеорологии, часть 4, на сей раз заключительная. Погода и ее прогнозы.
  • Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
  • Немного о метеорологии, часть 1.


  • Екатерина (Snow)2009-06-11 20:03:00
    Re: Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
    Ваще ребятки выручили не по детски...спасибо за выкладку

    1
    Ur LEF тоцка лууу!2009-04-23 07:34:07
    Re: Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
    КЛАССНЫЙ САЙТ :-)!Блять, разместите тут еще ветра! Пожалуйста!

    2
    Илья2008-11-16 19:44:20
    Re: Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
    Вообще круто написали,нигде кроме вашего не мог найти.Тут всё подробно и ясно! Спс!

    3
    карташев2006-12-07 20:23:27
    Re: Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
    понял, что информация нужна только для разгадывания кросвордов

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Парусный туризм:


    Экспедиция "Сибирь - Индийский Океан" завершена в Таиланде


    Термины, касающиеся управления парусным судном


    Современные яхты и их парусное вооружение

    Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

    Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)