Опять ты картинки выключил!  
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам

 
Новости СЖ  
 
Аннотации новых публикаций

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:
 
 
   
 
Лучшие авторы  
 
Авторы с самым большим рейтингом:
Григорий: 8
Буга: 6
Serj: 6
masa: 6
iwan: 6
Нюся: 6
Шура: 6
sibcruiser: 5
Nata: 5
Никита: 5
shefkzn: 5
 
 
   
 
Не забываем  
 

 
 
   


Экстремальный портал vvv.ru

 Спонсор сайта

 
Школа, Парусный туризм
 Рейтинг публикации

4.36

Оценок: 19


 

sibcruiser

Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

Статья

Общие понятия и закономерности

Ветер – это перемещение масс воздуха из области высокого атмосферного давления в область с низким давлением называется. Разность давлений возникает по многим причинам - разности температур участков земной поверхности, соседних объемов воздуха, сдвиги слоев атмосферы от вращения Земли и т.д. Скорость ветра определяется величиной барического градиента, т.е. разностью давлений на единицу расстояния. Соответственно чем разность давлений больше, тем выше скорость ветра. Теоретически направление ветра должно совпадать с вектором барического градиента, но вращение земли отклоняет его в западном направлении. В средних широтах это отклонение достигает 60°. По традиции направление ветра считается из той точки горизонта, откуда он дует. Иначе говоря, ветер дует в компас, направление обозначается в румбах или в градусах. Также в компас принято определять направление зыби.

Господствующие ветры

Движение воздушных масс величина переменная и по скорости, и по направлению. Однако в масштабах глобальных это движение имеет четко выраженную закономерность, которая определяется общей циркуляцией атмосферы, зависящей от распределения атмосферного давления в обширных районах. На схеме циркуляции воздуха между земной поверхностью и верхними слоями атмосферы (мне схема кажется не совсем удачной, но другой нет) видно, как вертикальные и горизонтальные потоки воздушных масс превращаются в ветры, имеющие постоянный сезонный характер. В экваториальной зоне теплый воздух тропиков  поднимается  вверх,  на границе тропосферы образуя ветер антипассат, растекающийся к северу и к югу. Охлажденные воздушные массы антипассата оседают на поверхность земли, создавая в субтропиках повышенное давление и ветер, называемый уже пассатом, который устремляется в экваториальную зону. Под действием силы Кориолиса пассаты северного полушария получают северо-восточное направление, а южного полушария (кроме северной части Индийского океана, где дуют сезонные муссонные ветры) - юго-восточное. Скорость пассатных ветров постоянна и достигает 5 - 10 м/с.

В экваториальной зоне пассаты ослабевают и поворачивают на восток. Поэтому между пассатами обоих полушарий возникает штилевая зона (в Атлантике - “конские широты”), характерная пониженным давлением, грозами, ливнями и штилями. В широтах 40 - 60° обоих полушарий преобладают ветры западной четверти. Они менее устойчивы (от NW до SW), но значительно сильнее (10 - 15 м/с). В южном полушарии, где западные ветры огибают весь Мировой океан, лежали основные пути парусных судов для плавания из Европы в Австралию и обратно в Европу вокруг мыса Доброй Надежды и мыса Горн. За свою силу и частые штормы (повторяемость до 50%) эти ветры получили прозвище “бравые весты”, а широты - “ревущие сороковые" и “неистовые пятидесятые”. В приполярных районах обоих полушарий, где оседают холодные массы воздуха верхних слоев тропосферы, образуя так называемые полярные  максимумы, преобладают юго-восточные и восточные ветры.

Другая категория господствующих  ветров - местные, дующие только в данном месте или нескольких местах земного шара. Возникают они при изменении тепловых условий в течение некоторого времени или под влиянием рельефа местности (характера подстилающей поверхности).

Бриз - ветер, возникающий из-за неравномерного нагревания воды и суши в прибрежной полосе морей (около 30 - 40 км). Морской бриз дует днем с моря на сушу и начинается около 10 часов утра, а береговой - с суши на море и начинается после захода солнца. Ветер вертикального развития и на высоте нескольких сот метров дует в обратном направлении (см. рисунок). Интенсивность бриза зависит от погоды. В жаркие летние дни морской бриз имеет скорость до 4 - 7 м/с. Береговой бриз значительно слабее.

Фён - горячий сухой ветер, который возникает при обтекании влажного воздуха ветром горных вершин и нагревании его теплой подветренной подстилающей поверхностью горного склона. На Черном море наблюдается у побережья Крыма и Кавказа преимущественно весной.

Бора - очень сильный, порывистый и холодный ветер, направленный вниз по горному склону в местностях, где горный хребет граничит с теплым морем. Холодный воздух с большой скоростью устремляется вниз, к морю, достигая иногда силы урагана. В зимнее время, при низких температурах, вызывает обледенение. Наблюдается в районе Новороссийска, у берегов Далмации (Адриатическое море) и на Новой Земле.

Бакинский норд - холодный северный ветер в зоне Баку, дующий летом и зимой. Достигает штормовой, а нередко и ураганной силы (от 20 до 40 м/с). Приносит с берега тучи песка и пыли.

Сирокко - очень теплый и влажный ветер, зарождающийся в Африке и дующий в Центральной части Средиземного моря. Сопровождается облачностью и осадками.

Все сведения о господствующих и местных ветрах для данного моря (или морского района) даются в Лоциях.

Существуют также сезонные ветры, называемые   муссонами,   которые   носят континентальный характер и возникают вследствие разницы в атмосферном давлении при неравномерном нагревании суши и моря в летнее и зимнее время. Как и другие ветры, муссоны имеют барический градиент, направленный в сторону низкого давления - летом на сушу, зимой на море (см. рисунок). Под влиянием силы Кориолиса в северном полушарии летние муссоны Тихого океана у восточного побережья Азии отклоняются к юго-востоку, а в Индийском океане - к юго-западу. Эти муссоны приносят с океана на Дальний Восток пасмурную, с дождями, моросью и туманами погоду, а на южное побережье Азии несут затяжные и обильные дожди, частые наводнения. Зимние муссоны меняют направление на противоположное (120° - 180°), и в Тихом океане они дуют уже с северо-запада, а в Индийском - с северо-востока в сторону океана. Скорость ветра в муссонах неравномерна. Зимние северо-восточные муссоны совпадают с пассатами северного полушария, и их скорость не превышает 5 - 10 м/с. Летние же муссоны Индийского океана достигают штормовой силы. Смена муссонов происходит в апреле - мае и октябре - ноябре.

Турбулентность воздушных потоков

Ветер по своей структуре не однороден. Он может быть струйным (ламинарным), когда слои воздуха движутся не перемешиваясь, их частицы не переходят из слоя в слой. Такое движение воздуха обычно бывает при слабых ветрах. Если же скорость ветра превышает 4 м/с, то частицы воздуха начинают двигаться беспорядочно, его слои перемешиваются и приобретают турбулентный характер. Чем выше скорость ветра, тем больше турбулентность, тем больше скачки скорости в отдельных точках воздушного потока и тем более порывистым становится ветер. Шквалистый   ветер   характерен не только частыми и резкими колебаниями скорости,   но   и   сильнейшими отдельными порывами продолжительностью до нескольких минут. Ветер, который резко увеличивает свою скорость в течение очень короткого промежутка времени на фоне слабого ветра или штиля, называют шквалом. Чаще всего шквалы налетают при прохождении мощных кучево-дождевых облаков и нередко сопровождаются грозой и ливнями. Скорость шквального ветра достигает 20 м/с и более, а в отдельных порывах - 30 - 40 м/с. При этом наблюдаются неожиданные повороты ветра до нескольких румбов. Основной причиной шквала является взаимодействие восходящего потока теплого воздуха в передней части кучево-дождевого облака и нисходящего воздуха, охлажденного ливневым дождем,  в тыловой  его части. В результате возникает характерный клубящийся вал с вихрем под ним, усиленным вихрями соседних воздушных слоев. Вертикальные вихри в грозовом облаке могут образовать смерчи. Когда скорость такого вихря достигает около 100 м/с, нижняя часть облака в виде воронки опускается к воде, навстречу поднимающемуся вверх водяному столбу. Встреча со смерчем опасна: обладая большой разрушительной силой и вращаясь по спирали, он может поднять вверх все, что окажется на его пути. Высота смерча достигает более 1000 м, горизонтальная скорость – 30 - 40 км/ч. Поэтому при виде смерча нужно определить направление его перемещения и немедленно уходить в сторону. Иногда смерч может образоваться и без грозовых облаков. В этом случае он зарождается не из тучи, а на поверхности моря, нередко при безоблачном небе. Это смерчи “хорошей погоды”. Они быстро разрушаются и практически безопасны.

Шкала для визуальной оценки силы ветра

Баллы Бофорта
Ветер/волнение
Характеристика
ветра
Скорость
м/с
Действие
на судне
Действие
на море
0 / 0
Штиль
0 - 0.2
Вымпелы и флаги
неподвижны.
Зеркально гладкая
поверхность.
1 / 1
Тихий
0,3 - 1.5
 
Рябь.
2 / 2
Легкий
1.6 - 3.3
Легкие колебания
вымпелов и флагов.
Короткие волны
с прозрачными гребнями.
3 / 3
Слабый
3.4 - 5.4
Вымпелы и флаги
слабо развеваются.
Короткие волны с
редкими пенными гребнями.
4 / 4
Умеренный
5.5 - 7.9
Вытягиваются вымпелы,
заполаскивают флаги.
Удлинненные волны,
много пенных гребней.
5 / 4
Свежий
8.0 - 10.7
Вытягиваются и полощут большие флаги.
Развитые в длину, некрупные волны с пенными гребнями. Редкие брызги.
6 / 5
Сильный
10.8 - 13.8
Начинают гудеть провода и снасти
Крупные волны, много пены и брызг.
7 / 6
Крепкий
13.9 - 17.1
Свист ветра около снастей и надстроек. Становится трудно ходить проитв ветра
Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру.
8 / 7
Очень крепкий
17.2 - 20.7
Движение против ветра заметно затруднено
Брызги взлетают вверх. Полосы пены ложатся рядами.
9 / 8
Шторм
20.8 - 24.4
Возможны небольшие повреждения в надстройках и срыв незакрепленных предметов
Плотные полосы пены, высокие волны, опрокидывающиеся гребни.
10 / 8
Сильный шторм
24.5 - 28.4
Повреждения в надстройках и такелаже.
Море покрыто хлопьями пены, очень высокие волны, видимость плохая.
11 / 9 Жестокий шторм 28.5 - 32.6 Значительные повреждения Полосы пены превращаются в длинные хлопья, видимость плохая
12 / 9 Ураган более 32.7 Разрушения надстроек и набора Видимость очень плохая, сплошные полосы пены


Литература

1. Школа яхтенного капитана. Ред. Леонтьев Е.П. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
2. Черненок М.Я. Пособие судоводителю – любителю. – М.: Транспорт, 1988.

Дата публикации: 2006-12-05 15:00:53 (20902 раза тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий


Остальные материалы раздела


Екатерина (Snow) 2009-06-11 20:03:00
Re: Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
Ваще ребятки выручили не по детски...спасибо за выкладку

1
Ur LEF тоцка лууу! 2009-04-23 07:34:07
Re: Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
КЛАССНЫЙ САЙТ :-)!Блять, разместите тут еще ветра! Пожалуйста!

2
Илья 2008-11-16 19:44:20
Re: Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
Вообще круто написали,нигде кроме вашего не мог найти.Тут всё подробно и ясно! Спс!

3
карташев 2006-12-07 20:23:27
Re: Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
понял, что информация нужна только для разгадывания кросвордов

 
 Авторизация
Логин
Пароль
 

Регистрация

 
 опции

 Версия для печати Версия для печати

 

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

 Реклама
 
 На закуску
Самое читаемое в разделе Парусный туризм:


Экспедиция "Сибирь - Индийский Океан" завершена в Таиланде


Термины, касающиеся управления парусным судном

Современные яхты и их парусное вооружение

Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
 



 
 
Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)