Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

     Спонсор сайта

     
    Школа, Парусный туризм
     Рейтинг публикации

    3.91

    Оценок: 12


     

    sibcruiser

    Немного о метеорологии, часть 4, на сей раз заключительная. Погода и ее прогнозы.

    Статья

    Общие понятия

    Погодой называется физическое состояние атмосферы в данном месте, в данное время или в ограниченном промежутке времени (сутки, месяц, год). Метеорологов, синоптиков и нас, простых смертных, волнуют прежде всего изменения этого физического состояния. В каждой точке земной поверхности они зависят от времени суток и времени года (эти изменения называют периодическими) и от перемещения воздушных масс (соответственно – непериодическими).

    Воздушная масса - это некоторый объем воздуха тропосферы, имеющий однородные физические свойства. Более точное определение затруднено, как и точный прогноз погоды. Очаги формирования воздушной массы, где она приобретает определенные физические свойства, обычно находятся в области малоподвижных циклонов или антициклонов, над однообразной подстилающей поверхностью с однородным тепловым балансом - океанами, пустынями, степью, тундрой, Ледовитым океаном и т. д. Воздушные массы классифицируются по двум признакам: географическому - по положению очага формирования и термодинамическому - по температуре, полученной в очаге формирования.

    Географическая классификация воздушных масс

    Арктический (антарктический) воздух формируется за северным и южным полярными кругами. Малозапыленная, очень устойчивая и прозрачная воздушная масса, с низкими температурами и большой относительной влажностью, создающей туманы и дымки. Может быть морским и континентальным.

    Морской арктический воздух формируется в северном полушарии, в частности в Атлантическом океане, между Гренландией, Шпицбергеном и Кольским полуостровом. Увлажняясь над океаном, приносит в Европу холодную и пасмурную со снегом погоду зимой и похолодание с ливнями летом.

    Континентальный арктический воздух формируется в северном полушарии в границах Европы, над Центральной Арктикой и приносит ясную и морозную погоду зимой, резкое похолодание — летом.

    Полярный или умеренный воздух - формируется в умеренных широтах. Устойчивость его зависит от очага формирования и направления движения. Также может быть морским и континентальным.

    Тропический воздух формируется в зоне субтропических антициклонов, сильно прогревается в очаге формирования. Морской тропический воздух характерен большой абсолютной влажностью и неустойчивостью, континентальный - большой неустойчивостью, жарой.

    Экваториальный воздух рождается в экваториальной зоне, характерен резко выраженными свойствами тропического воздуха.

    Термодинамическая классификация воздушных масс

    Холодная воздушная масса перемещается из холодного в более теплый район. Процессы в такой массе, прогреваемой снизу, большей частью неустойчивы. Воздух характеризуется сильной конвективностью, турбулентностью и порывистыми ветрами. Холодным массам, особенно морского арктического или морского полярного воздуха, сопутствуют кучевые и кучево-дождевые облака, несущие ливневые осадки, грозы, шквалы. Над морем характерна в зимнее время.

    Теплая воздушная масса двигается из теплого района в более холодный. Охлаждаясь снизу, она несет с собой моросящие осадки и адвективные туманы. Атмосферные процессы в ней обычно устойчивы. Над морем наблюдается летом.

    Местная воздушная масса длительное время находится в одной географической зоне, поэтому ее основные свойства изменяются мало, а температурный режим и устойчивость зависят от соседства с воздушной массой другого типа.

    Атмосферные фронты.

    При движении воздушные массы разных типов неизбежно соприкасаются друг с другом. Это сопровождается резким изменением погоды. Переходная зона между двумя массами называется поверхностью раздела, или фронтальной поверхностью, а линия пересечения этой поверхности с земной - атмосферным фронтом.

    Теплый фронт возникает при наползании теплой воздушной массы на холодную (см. рисунок). Теплые массы, поднимаясь наклонно вверх, адиабатически охлаждаются - возникает широкая пелена облаков слоистых форм с зоной обложных осадков впереди фронта. Давление перед фронтом падает. Предшественниками теплого фронта являются перистые облака в виде “коготков”. Судно, пересекая зону теплого фронта, попадает в широкую полосу обложного дождя или снега с пониженной видимостью. Перед теплым фронтом наблюдаются так называемые предфронтальные туманы.

    Холодный фронт второго рода движется быстро и возникает при энергичном “подклинивании” холодных масс под теплые, которые выжимаются вверх. В результате адиабатического охлаждения в них образуются кучево-дождевые облака, сопровождаемые ливнями и грозами. Холодный фронт с ливневыми облаками наступает “стеной”. Впереди, в качестве предвестников фронта, быстро движутся перисто-кучевые облака, ниже, в среднем ярусе, продвигаются “обточенные” ветром высококучевые чечевицеобразиые. Давление непосредственно перед фронтом сильно и неравномерно падает, судно попадает в зону ливней, гроз, шквалов и сильного волнения. Отвратительное ощущение – попасть в 20-метровый шквал с градом. А потом сидеть абсолютно мокрым на холодном ветру, потому что спрятать одежду не успел - рифился.

    Холодный фронт первого рода движется медленнее по сравнению с холодным фронтом второго рода. Клин холодного воздуха как бы подсекает теплые массы, вынуждая их подниматься вверх, что приводит к образованию облачной системы. Все процессы выражены не так бурно, как у холодного фронта второго рода. За линией фронта имеется пелена слоисто-дождевых и высокослоистых облаков, из которых выпадают обложные осадки (см. рисунок).

    В результате слияния теплого и холодного фронтов возникает сложный фронт - фронт окклюзии. Скорость перемещения холодного фронта больше, чем теплого. Поэтому при слиянии фронтов теплый воздух вытесняется вверх, образуя верхний фронт.

    В зависимости от соотношения температур характер фронта окклюзии может быть:

    - нейтрального типа, когда вытесненные теплые массы и облачные системы фронтов располагаются по фронтальным поверхностям, а температуры холодных масс, догоняющей и уходящей, одинаковы, при этом осадки постепенно ослабевают и прекращаются;

    - теплого типа, когда температура массы наступающего холодного фронта выше температуры лежащей впереди массы, поэтому более теплая наступающая масса начинает "скользить" вперед и вверх по поверхности раздела теплого фронта;

    - холодного типа, когда температура наступающего холодного фронта более низкая. Холодные массы начинают подсекать более теплые и заставляют их восходить вдоль поверхности раздела холодного фронта.

    Погода окклюдированного фронта теплого типа сходна с погодой главных тепловых фронтов, а холодного типа - с погодой холодных фронтов.

    Циклоны и антициклоны

    Циклон и антициклон - это области низкого и высокого давления. Эти же области несут также и одну из форм циркуляции атмосферы - вихреобразные воздушные возмущения. В циклонах северного полушария эти вихри движутся по спирали против часовой стрелки, в южном - по часовой, но всегда направлены к центру циклона. Скорость ветра при этом всегда высокая. Так, в циклонах умеренных широт она достигает 20-30 м/с, т. е. штормовой и ураганной силы, а в тропических циклонах нередко превышает 60-70 м/с.

    Погода в циклонах, особенно на линии теплого фронта, всегда пасмурная, облачная и прохладная, летом - дождливая, а зимой - снежная с оттепелями. В теплом секторе молодого циклона облачности и осадков нет, но над морем может быть и пасмурно.

    Развитие циклона проходит несколько стадий: волны, молодого циклона, окклюдированного циклона и заполненного циклона. На рис. 123 показана схема окклюдированного циклона северного полушария.

    В отличие от циклонов в антициклонах спиральные вихревые возмущение направлены от центра антициклона. Ветровые потоки в северном полушарии дуют по часовой стрелке, в южном - против часовой стрелки. Погода в антициклоне обусловлена оседанием воздушных масс, их адиабатическим сжатием и как следствие повышением температуры воздуха. Поэтому летом она спокойная, характерна штилями и слабыми ветрами, малооблачностью и безоблачностью, с резким суточным ходом температуры. Зимой погода ясная и морозная.

    Прогноз погоды по местным признакам

    Так как читать это могут не только туристы-парусники, то предупреждаю: данный раздел не стоит принимать за абсолютную истину. Но на слабопересеченной местности и широких водоемах данные приметы могут считаться достоверными. Сухопутным людям пункты о волнении можно пропустить.

    Ухудшение погоды (приближение циклона с теплым фронтом приближение ненастной погоды, влажной, с осадками, свежим ветром через 6 - 12 ч):

    - атмосферное давление постепенно понижается при отсутствии суточного хода;

    - нарушается суточный ход температуры воздуха, влажности и ветра:

    - появляются быстро движущиеся от горизонта к зениту перистые когтевидные облака, которые постепенно сменяются перисто-слоистыми, переходящими в более плотный слой высокослоистых облаков;

    - перистые и перисто-слоистые облака движутся вправо от направления наземного ветра;

    - повышенная видимость, увеличение рефракции - появление предметов из-за горизонта;

    - усиление волнения, зыбь и волна начинают идти не по ветру;

    - повышенная слышимость в воздухе;

    - появление "гало" и венцов малых размеров;

    - сильное мерцание звезд ночью;

    - утренняя заря ярко-красной окраски;

    - ночью и утром нет росы (эту примету я считаю главной на суше);

    - движение облаков нижнего и верхнего ярусов в разных направлениях;

    - появляются ложные солнца, миражи и т. п.;

    - вечером солнце заходит в сгущающиеся плотные облака.

    Ухудшение погоды (приближение холодного фронта, грозы и шторма за 1 - 2 ч до его начала).

    - резкое падение атмосферного давления;

    - появление перисто-кучевых облаков;

    - появление плотных разорванных перистых облаков;

    - появление высококучевых, башеннообразных и чечевицеобразных облаков.

    - неустойчивость ветра;

    - появление сильных помех в радиоприеме;

    - появление в море характерного шума со стороны приближения грозы или шквала;

    - резкое развитие кучево-дождевой облачности;

    Сохраняется плохая погода (пасмурная с осадками, сильным ветром, плохой видимостью) на ближайшие 6 или более часов.

    -низкое или понижающееся атмосферное давление не имеет суточного хода;

    - характер облачности (слоисто-дождевые,кучево-дождевые облака) не меняется;

    - температура воздуха летом пониженная, зимой повышенная, не имеет суточного хода;

    - ветер свежий, не меняет своей силы, характера и мало меняет направление;

    Улучшение погоды (после прохождения теплого фронта или фронта окклюзии можно ожидать прекращения осадков и ослабления ветра в ближайшие 4 ч).

    - падение давления прекращается, барометрическая тенденция становится положительной;

    - появление просветов в облаках. Высота облаков увеличивается, слоисто-дождевые облака сменяются слоисто-кучевыми и слоистыми;

    - ветер поворачивает вправо и ослабевает;

    - волнение моря начинает успокаиваться;

    - местами на море появляется туман (при температуре воды ниже температуры воздуха).

    Улучшение погоды (после прохождения холодного фронта второго рода можно ожидать прекращения осадков, изменения направления ветра и прояснения через 2 - 4 ч).

    - резкий рост атмосферного давления;

    - резкий поворот ветра вправо;

    - резкое изменение характера облачности, увеличение просветов;

    - резкое увеличение видимости;

    - понижение температуры;

    - ослабление помех в радиоприеме.

    Сохраняется хорошая антициклоническая погода (с тихим ветром или штилем, ясным небом или небольшой облачностью и хорошей видимостью) в течений ближайших 12 ч:

    - высокое атмосферное давление имеет суточный ход;

    - температура воздуха с утра низкая, к 15 ч повышается, а к ночи понижается;

    - ветер к ночи или к рассвету затихает, к 14 ч усиливается, до полудня поворачивает по солнцу, после полудня - против солнца;

    - в прибрежной полосе наблюдаются правильно сменяющиеся утренние и вечерние бризы;

    - появление по утрам отдельных перистых облаков, исчезающих к полудню;

    - ночью и утром роса на палубе и других предметах;

    - золотистые и розовые оттенки зари, серебристое сияние на небе;

    - сухая мгла у горизонта (интересно, а как ее потрогать);

    - образование наземного тумана по ночам и утрам и исчезновение после восхода солнца;

    - солнце опускается на чистый горизонт.

    Характер погоды сохраняется на ближайшее время:

    - повторение в сроки наблюдений метеоэлементов прошедшего дня;

    - вид облачности, видимость, характер осадков, цвет неба, окраска зари, слышимость радиоприема, состояние моря, тип и характер волнения, оптические явления в атмосфере похожи на такие же признаки прошедшего дня.

    Литература

    1. Школа яхтенного капитана. Ред. Леонтьев Е.П. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
    2. Черненок М.Я. Пособие судоводителю – любителю. – М.: Транспорт, 1988.
    3. Погода Омск

    Дата публикации: 2006-12-07 15:09:51 (17359 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Безопасность в парусном туризме
  • Безопасность плавания. Человек за бортом.
  • Безопасность плавания. Морская практика и морская культура
  • Современные яхты и их парусное вооружение
  • Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
  • Термины, касающиеся управления парусным судном
  • Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
  • Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
  • Немного о метеорологии, часть 1.


  • яЯя2009-03-04 14:59:06
    Re: Немного о метеорологии, часть 4, на сей раз заключительная. Погода и ее прогнозы.
    ЗДЕСЬ НЕТ ТОГО, ЧТО МНЕ НАДО!!!!!!!!!!!!!!

    1
    Goblin2007-10-22 13:23:31
    Re: Немного о метеорологии, часть 4, на сей раз заключительная. Погода и ее прогнозы.
    какая б погода не была, главное хорошое настроение и рядом верные лрузья!!!!!!

    2
    sibcruiser2006-12-09 11:55:44
    Re: Немного о метеорологии, часть 4, на сей раз заключительная. Погода и ее прогнозы.
    Ничем, я думаю. Врут одинаково . Если точно, то синоптики делают прогнозы, а метеорологи - это типа серьезные ученые

    3
    iwan2006-12-08 16:18:54
    Re: Немного о метеорологии, часть 4, на сей раз заключительная. Погода и ее прогнозы.
    чем синоптик от метеоролога отличается?

    4
    карташев2006-12-08 16:11:26
    Re: Немного о метеорологии, часть 4, на сей раз заключительная. Погода и ее прогнозы.
    теперь точно можно в метеорологи идти:)

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Парусный туризм:


    Экспедиция "Сибирь - Индийский Океан" завершена в Таиланде


    Термины, касающиеся управления парусным судном


    Современные яхты и их парусное вооружение

    Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

    Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)