Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Хара-Мурин, Саяны, Тува, Хамар-Дабан, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    4.47

    Оценок: 21


     

    Буга

    Хара-Мурин

    Дневник

    Для начала надо сказать немного слов о источнике. Альманах "Ветер Странствий" достаточно редкий журнал, хотя и очень известный, поэтому никто не будет спорить, что статьи из него имеют право на жизнь в интернете. Конечно, надо было спросить разрешения у авторов и редакции Альманаха, но, как вы понимаете, это не представляется возможным. Мною было написано несколько писем всем кто мог хоть как-то быть связан с журналом, в том числе и редакции возрождённого ВС. Ответов нет, а значит и нет возражений, поэтому мы будем публиковать наиболее интересные на наш взгляд статьи из "Ветра Странствий" на этом портале, а так же на http://srodip.narod.ru. Если у вас есть возражения или пожелания к статьям, пожалуйста, пишите - инфа для связи в личной инфе.  Теперь сам дневник:

     

    Протяженность этой реки Южного Прибайкалья около 105 км. Пешая часть маршрута составляет 80— 100 км (в зависимости от выхода группы на Хара-Мурин в районе ее притоков Нарин-Гола, Дзымхи или Патового озера) и проходит по живописным долинам рек Слюдянки, Спусковой, Утулика, Шубутуя, Дабатыя, Нарин-Гола и Дзымхи. При этом в любом варианте необходимо преодолеть два перевала: Чертовы ворота (2002 м) и Патовый (1943 м) — при подходе по Шубутую или Безымянный (1761 м) —при подходе по Дабатыю. На всем пути есть тропа, но она часто пропадает. Необходимо следить за засечками на деревьях. Общая площадь водосброса Хара-Мурина — 1130 км2, средний расход воды— 55 м3/сек, средний уклон сплавной части реки — 15 м/км. Верхний участок реки 35 км с уклоном 24 м/км не был пройден и оставался загадкой. 

    Нам предстояло впервые пройти весь маршрут, включая пеший переход через Патовый перевал и сплав через верхний каньон. Маршрут начинаем в городе Слюдянка на берегу Байкала. Первые 5 км удалось преодолеть на автомашине по пересохшему руслу реки Слюдянки. Далее поднимаемся хорошей тропой до метеостанции Хамар-Дабан. Тропа серпантином уводит на перевал Чертовы ворота, оставляя слева пик Черского. Спускаемся по реке Спусковой. Следуют многочисленные броды, так как тропа петляет с берега на берег. В устье Спусковой, на реке Утулик, в добротном зимовье устраиваем дневку. В 300 м ниже зимовья брод через Утулик. Далее тропа ведет вдоль правого берега и через 1 км резко поворачивает вправо в долину реки Шубутуй, которую приходится часто переходить вброд. После впадения в Шубутуй реки Цепщик тропа тянется по высокому заболоченному правому берегу. Перед устьем реки Дабатый тропа раздваивается. Одна ветвь уходит на перевал в долину Нарин-Гола и Дзымхи. Этот маршрут уже был пройден.

     Мы идем по новому маршруту — по Шубутую с выходом на Хара-Мурин в районе Патовых озер. Тропа по заболоченной местности, петляя с берега на берег, выводит в верховье Шубутуя к перевалу Патовому. С него хорошо просматривается долина реки Снежной.

     

     

    Из Патового озера крупным ручьем вытекает Хара-Мурин. Через 4 км в реке достаточно воды для катамарана. Однако русло сплошь забито камнями. Тропа идет вдоль левого берега. От устья притока Байги река течет в каньоне глубиной 70 м и протяженностью 1,5 км. Просматриваются отдельные мощные сливы. Этот участок — сплошная шивера с уклоном 30 м/км. Заканчивается каньон мощным порогом с тремя ярко выраженными сливами. Называем его «Ключевым». В 2 км выше устья притока Зун-Байги — двухступенчатый водопад, из-за которого мы отказались от прохождения этого участка реки. 

    Катамаран строим возле Зун-Байги. Начинаем сплав. Русло забито валунами, чистых проходов нет. Рассчитываем только на маневренность катамарана. Сливы следуют один за другим. Разведка в основном заключается в выборе единственно возможного варианта прохождения. Иногда приходится осуществлять проводку судна. В 5 км ниже Зун-Байги непроходимый порог-водопад 3,5 м с узким проходом 1 м. Ниже река перегорожена; грядами крупных камней, которые образуют 2-метровые водопадные сливы. Общий перепад высот в пороге 10 м. Катамаран проводим правому берегу. Заслуживаетет внимания участок в 2 км выше Дзымхи Хара-Мурин здесь входит в сужение отвесных скал, образуя огромный грот-пещеру в левобережной скале. Заканчивается верхний участок реки порогом «Замок» — после препятствием до Дзымхи. Проходим первую и третью ступень порога. Вторая ступень — 2-метровый водопадный слив с узким и сложным заходом. Катамаран проводим по  правому берегу. Таким образом, нами  впервые пройден 35-километровый участок верховьев Хара-Мурина, на который мы затратили 6 дней.  

    Пятикилометровый отрезок Хара-Мурина от Дзымхи до Нарин-Гола насчитывает 13 препятствий. Уклон русла 17 м/км. Наиболее сложные препятствия: порог N0 3 на левом повороте реки, заканчивающийся 2-метровым сливом, и порог № 7 (здесь русло сужается до 10 м, образуя следующие друг за другом два 2-метровых слива, заканчивающихся пенной ямой). 

    Нижняя часть ХараМурина имеет средний уклон 8,5 м/км и 101 препятствие. Воды в реке мало, поэтому мала и маневренность плота. После 24-го порога плот переделываем в катамаран. 

    Начались дожди. Препятствия усложнились. Река резко поворачивает вправо, левый берег — сплошная скальная стена. Впереди должен быть сложный порог № 36 — «Зиг-Заг». Ориентир — ручей, впадающий с левого берега. Основная сложность порога — в необходимости быстро маневрировать между скальными породами в русле. Порог «Рубикон» — один из наиболее сложных. Река до предела сжата и. Ориентиром служат огромные валуны, преграждающие путь реке. Порог состоит из трех ступеней. Первая — более длинная, порядка 300 м, на участке со значительным уклоном. Заход возможен лишь в правой трети реки через скальные ворота. Далее хаотическая гряда камней, а на повороте — вторая ступень с двумя мощными 2-метровыми сливами. Порог заканчивается третьей ступенью с 2-метровым сливом, прорывающимся через каменные глыбы в 30-метровом скальном коридоре. За «Рубиконом» 50-метровый плес. 

    После прохождения «Рубикона» замеряем уровень воды. Через 1,5 часа он поднялся вдвое. До впадения реки Тит-Тит относительно спокойный участок, требующий, однако, большой маневренности для катамаранов. Сливы не более 1,5 м. Тактика прохождения челночная, с постоянной заменой ведущего. 

    Далее река сужается и входит в Сайбатский прорыв. Порог «Сайбатский» начинается на плавном правом повороте. Ориентиром служит ручей Иркут, впадающий слева у большого галечного острова За порогом «Жигули» мощное сложное препятствие «Бобслей». Скалы сжимают Хара-Мурин, образуя про ход не более 3 м. Основная трудность — точный заход в порог. Разведку и страховку делаем с правого берега. За день вода поднялась еще на 80 см, что усложнило прохождение последующих препятствий Порог «Ниагарка» - почти отвесный 2-метровый водопадный слив в каньоне шириной 15 м. Через 200 м начинается порог «Дракон» на левом повороте реки, состоящий из 7 сливов.Правый берег — сплошная наклонная скальная плита. Протяженность порога свыше 300 м. Наиболее сложны 1-й и 6-й сливы с узкими проходами и валом около 2,5 м. Разведку и страховку делаем с левого берега. Последний серьезный порог — «Лангутайский», ниже впадения реки Лангутай, начинается на плавном левом повороте шиверой, а заканчивается основным сливом по всей ширине реки с валом более 2 м. Главная струя бьет в огромную скалу, стоящую чуть правее центра русла. Проходим под левым берегом. 

    Хара-Мурин постепенно успокаивается. Лишь на поворотах беспокоят шиверы. Река продолжает свой путь к Байкалу. Маршрут заканчиваем возле поселка Мурино. Разбираем катамараны, сушим снаряжение и на берегу «славного моря» устраиваем дневку.

    В заключение отметим, что катамараны полностью оправдали наши надежды. Однако гондолы надо обязательно делать двухсекционными. Плот на поперечных гондолах оказался громоздким для нашей воды. В целом 180-километровый пеше-водный маршрут можно оценить V категорией сложности, но в большую воду это маршрут высшей категории. Его можно рекомендовать группам, имеющим опыт прохождения среднеазиатских и алтайских рек V—VI категорий сложности.

    Автор  А. Фёдоров

    Фото автора Альманах "Ветер Странствий" №18 1983г.

    Cоставитель Лев Трипольский

     

     

    Маршрутки Омск

    Дата публикации: 2006-12-11 07:16:42 (15090 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • В сентябре на Снежную (Хара-Мурин, порог Бобслей дубль третий)
  • Зун-Мурин 2009
  • Fat camp на Китое
  • Дороги ждут сильных
  • Не зная броду – весло в руки и в воду!
  • Жесткач для депутата или рыбалка в холодный сентябрь на Оке-Саянской 2008.
  • Сплав по рекам Кизир, Казыр, Туба - лето 2008
  • Таежное соло: мой первый сплав
  • Супрепаводок на Оке Саянской 2006
  • За тайменем по валам Орха-Бома


  • Буга2007-02-22 05:05:05
    Re: Хара-Мурин
    клёвый ролег

    1
    Ponomaryov2007-02-22 02:37:57
    Маленький ролик по походу на р. Хара-Мурин
    http://video.mail.ru/inbox/ponomaryov/1582/2249.html только, что склепал . Хотя ходили в 2005. И другие фильмы по Харамурину http://video.mail.ru/inbox/ponomaryov/1582/

    2
    zagon142006-12-29 19:28:03
    Re: Хара-Мурин
    В июле 1978 мы отстали от группы первопроходцев Х-М где-то на пол-дня. Так что иногда в материалах могут быть наши названия порогов.

    3
    Буга2006-12-13 07:12:50
    Re: Хара-Мурин
    я разок летал на ми-8

    4
    sibcruiser2006-12-12 09:43:06
    Re: Хара-Мурин
    Саянский Казыр, Гутара, Большая Белая. Там вообще больше 100 км пешки . На Бий-Хем и Кок-Хем теперь на лошадях возят из Бурятии, но тоже народ таскал. Было бы желание . А вертушка - песни не про нас .

    5
    Григорий2006-12-12 09:30:52
    Re: Хара-Мурин
    на вертолете - без проблем!

    6
    Буга2006-12-12 09:03:21
    Re: Хара-Мурин
    например?

    7
    sibcruiser2006-12-12 08:49:39
    Re: Хара-Мурин
    Еще не в такие дыры каяки закидывают

    8
    Буга2006-12-12 05:08:01
    Re: Хара-Мурин
    тяжело туда аяки забрасывать...

    9
    карташев2006-12-11 21:02:31
    Re: Хара-Мурин
    ХАЧУ В ПОХОД!!!

    10
    sibcruiser2006-12-11 11:27:34
    Re: Хара-Мурин
    Верховья для каякеров интересны должны быть.

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

    Она 2000 СЖ
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)