Опять ты картинки выключил!  
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам

 
Новости СЖ  
 
Аннотации новых публикаций

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:
 
 
   
 
Лучшие авторы  
 
Авторы с самым большим рейтингом:
Григорий: 8
Буга: 6
Serj: 6
masa: 6
iwan: 6
Нюся: 6
Шура: 6
sibcruiser: 5
Nata: 5
Никита: 5
shefkzn: 5
 
 
   
 
Не забываем  
 

 
 
   


Экстремальный портал vvv.ru

 Спонсор сайта

 
Школа, Парусный туризм
 Рейтинг публикации

3.6

Оценок: 10


 

sibcruiser

Современные яхты и их парусное вооружение

Статья

Яхты. (Вступительное слово)

Теме парусного вооружения современных яхт можно посвятить много мегабайт текста. Но так как у нас этих мегабайт недостаток, то рассмотрим, притом очень кратко, типы вооружения, использующиеся на современных парусниках наиболее массово.

Повторюсь. Яхта – это судно, предназначенное исключительно для спорта и отдыха. Соответственно имеющее сравнительно небольшие размеры (моторные яхты состоятельных людей не в счет :)) и немногочисленный экипаж (макси для «Кубка Америки» и кругосветных гонок – это тоже скорее исключение). Этому экипажу необходимо быстроходное, надежное, простое в управлении судно. В соответствии с этими требованиями современное яхтостроение определилось с парусным вооружением.

Паруса

 

Вначале парус был прямым. Самая простая прямоугольная тряпка на горизонтально деревяшке - рее, которая закреплена за вертикальную деревяшку - мачту. Просто, но:
- ходит только фордевиндом, в лучшем случае бакштагом;
- требует значительных усилий при работе, минимум двух человек на нижних углах и одного на фале (фал - снасть для подъема паруса).
Относительно порядка рождения косого паруса у меня есть мнение, наверное спорное, но все же:
- для удобства работы одним человеком на нижних углах один из углов закрепили на мачту, для удобства подъема фал закрепили на рею - получилось гафельное вооружение;
- рею упразднили, вместо нее ввели распор свободного верхнего угла древком с палубы – шпринтом;
- вариант с реей все-таки кому-то понравился, но парус стали закреплять одним углом в носовой части палубы, переднюю шкаторину (это так называются стороны паруса) укоротили или упразднили совсем (см. латинское и рейковое вооружение);
- и наконец самый простой для строительства и управления вариант – треугольный парус с подъемной (португальское) и вертикальной (бермудское) мачтой.
Косые паруса позволили ходить не только попутными, но и острыми курсами. Еще одно их преимущество – каждый мог управляться, ставиться и убираться с палубы без подъема на реи. Наиболее простыми и эффективными оказались типы вооружений с вертикальной мачтой и пропущенной по ней передней шкаториной – гафельное, шпринтовое и бермудское.

Мачты и их расположение

Современные яхты в основном одно- или двухмачтовые. Информацию о том, почему так сложилось, я не нашел, сам тоже придумать не смог, поэтому остается принять это как реальность, данную нам в ощущение. Начнем по порядку с двухмачтовых. И запомним, что рассматриваем только суда с основным косым парусным вооружением.

Шхуны

Вариант, когда кормовая мачта выше носовой, называется шхуной. По моему мнению, эти суда самые красивые из всех парусников. По общему, подтвержденному мнению – самые быстроходные. Мачты называются (начиная с носа) фок- и грот-мачта. Основные паруса (так же начиная с носа) – на фок мачте фока-стаксель и фок, на грот-мачте соответственно грота-стаксель и грот.

Кечи

Если кормовая мачта ниже – это кеч или иол. В этом случае кормовая мачта – бизань, основная – грот. Паруса на грот-мачте – стаксель (кливер) и грот, на бизань-мачте – бизань-стаксель (апсель) и бизань. У кеча бизань-мачта располагается перед осью руля, у иола – позади.

Бермудский шлюп

Ну и одномачтовые. Мачта у них одна – грот-мачта. Если и парус на ней один – грот, то это вооружение - кэт. В основном это суда для пляжного отдыха и виндсерферы. Вариант с носовым парусом – в данном случае просто стакселем (кливером) – шлюп или тендер. Принципиальных различий между ними в настоящее время нет, поэтому осталось одно название – шлюп.

В настоящее время одномачтовые яхты составляют подавляющее большинство. Это связано с обмерными правилами для крейсерских гонок, введенными в 1969 году, которые дают преимущество шлюпам. Современные яхтостроители стараются производить универсальные суда, поэтому породили класс быстрых, легких, надежных, но капризных в управлении шлюпов с корпусом швертботного типа (см. статью про корпуса). Такие яхты с отдельными фальшкилем и рулем обладают хорошими скоростными характеристиками, но менее снисходительны к ошибкам рулевого, чем старые двухмачтовики  и шлюпы с рулем на фальшкиле. Но это лично мое мнение, прошу ногами не пинать. Для разборных туристских судов одномачтовое вооружение – самое лучшее отношение цена-качество. Я бы с радость поставил на свой тримаран бизань, хотя бы на попробовать, но во что это может вылиться по цене – даже думать страшно.

Постановка парусов на двухмачтовике

Двухмачтовики позволяют обходиться без подруливающих устройств – если убрать грот и апсель (фок и грота-стаксель на шхуне), то стаксель и бизань (фока-стаксель и грот) легко удерживают судно на курсе без помощи рулевого.

Шхуны не получили широкого распространения из-за одной особенности управления – так как основные тяговые паруса находятся в кормовой части, а центр бокового сопротивления – ближе к середине корпуса. Поэтому судно имеет тенденцию приводиться. Построить хорошо сбалансированную шхуну – целое искусство, ходить на ней – тоже дело непростое. Хотя в 19 веке и то и другое делали очень хорошо. Кеч и иол проще в управлении и балансировке. Разница между ними в том, что у кеча бизань расположена ближе к середине корпуса и поэтому во многих случаях немногим ниже грот-мачты – прочность корпуса позволяет. Бизань и апсель у кеча такие же тяговые паруса, как стаксель и грот. У иола бизань небольшого размера и служит только для удержания на курсе.

Постарался в нескольких абзацах рассмотреть тенденции яхтостроения. Получилось не очень объемно :) . Это поэзия, читать, спорить и писать можно бесконечно.

Дата публикации: 2007-01-10 15:41:51 (23646 раз тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий


Остальные материалы раздела


Салага-Ваня :-) 2012-06-28 10:44:36
Re: Современные яхты и их парусное вооружение
Не так давно, в одной из передач, услышал про парус "канакер". Поскольку, речь шла о курсе Бакштаг, полагаю, что это "брат спинакера", но ни Яндекс, ни Гугл, такого слова не знают (упрямо исправляют на "киндер"). :-) Если ведущий не оговорился и такой парус вам извесен. Расскажите, если не трудно о нем, и чем он отпасибо

1
noname 2009-06-13 17:43:52
Re: Современные яхты и их парусное вооружение
Дайте ДВЕ!

2
shefkzn 2008-07-03 15:15:36
Re: Современные яхты и их парусное вооружение
и мне одну!

3
Goblin 2007-10-22 13:18:52
Re: Современные яхты и их парусное вооружение
Вот бы хотябы лодочку какунить да с парусом,

4
карташев 2007-01-13 07:56:35
Re: Парусное вооружение современных яхт.
ниасилил

 
 Авторизация
Логин
Пароль
 

Регистрация

 
 опции

 Версия для печати Версия для печати

 

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

 Реклама
 
 На закуску
Самое читаемое в разделе Парусный туризм:


Экспедиция "Сибирь - Индийский Океан" завершена в Таиланде


Термины, касающиеся управления парусным судном

Современные яхты и их парусное вооружение

Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
 



 
 
Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)