Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Лодки, Снаряжение
     Рейтинг публикации

    4.41

    Оценок: 17


     

    Буга

    Двухместные катамараны

    Статья

    ДВУХМЕСТНЫЕ КАТАМАРАНЫ

    Для начала надо сказать немного слов о источнике. Альманах "Ветер Странствий" достаточно редкий журнал, хотя и очень известный, поэтому никто не будет спорить, что статьи из него имеют право на жизнь в интернете. Конечно, надо было спросить разрешения у авторов и редакции Альманаха, но, как вы понимаете, это не представляется возможным. Мною было написано несколько писем всем кто мог хоть как-то быть связан с журналом, в том числе и редакции возрождённого ВС. Ответов нет, а значит и нет возражений, поэтому мы будем публиковать наиболее интересные на наш взгляд статьи из "Ветра Странствий" на этом портале, а так же на http://srodip.narod.ru. Если у вас есть возражения или пожелания к статьям, пожалуйста, пишите - инфа для связи в личной инфе.  Теперь сама статья:

    Несмотря на широкое распростране­ние четырехместных катамаранов, в вод­ном туризме используются и другие типы надувных судов. Большинство из них, однако, лишено основного преиму­щества, свойственного катамаранам с ка-нойной (только с канойной!) посадкой, - возможности широко применять слалом­ную технику, позволяющую совершать сложные маневры на бурной воде и про­ходить сложные препятствия. Исключени­ем является двухместный катамаран с поперечной (по одному гребцу на каждом поплавке) канойной посадкой. Как и четырехместный, он представляет широкие возможности для использования слаломных приемов, а в некоторых отно­шениях имеет определенные преимуще­ства перед ним.

    КОНСТРУКЦИЯ

    Конструкции катамаранов-двоек в ос­новном аналогичны конструкциям четве­рок. Наибольшее распространение полу­чили круглые катамараны (рис. 1, а). Их достоинства - простота изготовления, малый расход материала, малый вес. Поскольку диаметр поплавков существен­но меньше, чем у круглых четверок, устраняется один из основных недостат­ков последних - высокое расположение гребцов над водой, снижающее эффектив­ность гребли. Очевидно, именно из-за этого обстоятельства доля круглых ката­маранов среди двоек намного больше, чем среди четверок.

    Наиболее типичные размеры двоек следующие: длина 3,1-3,3 м, габаритная ширина 1,5-1,6 м, наибольший диаметр поплавков 45-48 см, объем 730-770 л. Для двоек характерна глубокая подрезка поплавков: участок с постоянным диамет­ром не превосходит обычно 0,5-0,7 м. Указанные размеры являются, по нашему мнению, оптимальными для многофунк­ционального судна, но они могут менять­ся, если катамаран предназначается только для какой-то одной роли в группе. Если предполагается использовать его в  

    основном как грузовое судно для сопро­вождения малых слаломных судов (кая­ков, каноэ) и проходить препятствия простейшим образом, то длина может быть увеличена до 3,6 м, а объем до 800-850 л. Если же катамаран пред­назначается для технически сложных прохождений и будет везти только свой собственный груз, то можно уменьшить объем до 700 л. Правда, для этих целей больше подходят другие конструкции катамаранов - плоский и «верблюд».

    Для плоского катамарана (поперечное сечение поплавка изображено на рис. 1, б) рекомендуются следующие размеры: наи­большая высота поплавка 32-34 см, ширина 48-55 см. Для грузового ката­марана они могут быть увеличены до 36-38 и 55-60 см соответственно, для спортивного - уменьшены до 30-32 и 45-48 см. Длина, ширина и объем такие же, как у круглых двоек аналогичного назначения. Как и для плоских четверок, рекомендуется конструкция с трехсекци-онной оболочкой и двумя независимыми баллонами, вставленными в боковые сек­ции (в нижнюю секцию можно вставить баллон низкого давления). Конструкция с  односекционной оболочкой и  двухсекционным баллоном имеет ряд принципи­альных недостатков: форма поперечного сечения определяется соотношением пе­риметров баллона и оболочки, которое трудно выдержать из-за неодинакового растяжения материалов; швы между внешними частями баллона и перегород­кой работают на разрыв, поэтому они должны быть сшиты, а не склеены; следо­вательно, трудно обеспечить их герметич­ность; в нижней части, где баллон отхо­дит от оболочки, всю нагрузку несет материал баллона, и при повышении давления (например, при ударе о камень) он лопается.

    Рис. 1. Поперечные сечения поплавков

    катамарана:

    а - круглый; б - плоский;

    в - сегментовидный, с плоской напряженной

    декой; г - с наплывами («Верблюд»)

     

    Что касается катамаранов с профили­рованной рамой, сегментовидными по­плавками и плоской декой (рис. 1, в) или наплывами («верблюд», рис. 1 г; 2), то они широкого распространения на сегод­няшний день не получили. Объясняется это, вероятно, тем, что для начинающих туристов вполне достаточно тех техни­ческих возможностей, которые предостав­ляют более простые конструкции, а впо­следствии они переходят на другие суда; соревнования по ТВТ, предъявляющие высокие требования к технике и к воз­можностям судна, на двухместных ката­маранах не проводятся; на реках 4 к. с. двойки применяются редко, зато широко используются двойки с деревянной рамой в   таежных    районах.    Можно, однако,  

    Рис. 2. «Верблюд» - вид сбоку. Двухместный катамаран с наплывами

    полагать, что это должен быть катамаран с наплывами, спортивного типа, длиной 3,5-3,7 м, шириной 1,5-1,6 м, с наи­большей высотой основной (нижней) части поплавка 20-25 см, шириной 50-55 см, высотой наплывов 20-25 см, объемом основной части 450-500 л и на­плывов 300-350 л. Конструкция с плос­кой декой уступает «верблюду» во многих отношениях и в будущем, по нашему мнению, вряд ли будет широко приме­няться.

    ТЕХНИКА И ТАКТИКА

    Техника гребли на двухместном ката­маране близка к технике гребли на четы­рехместном. На двойке можно исполь­зовать и приемы, характерные как для передних гребцов на четверке, так и для задних. Дугообразные гребки могут быть более длинными, доходя до 180° (от носа до кормы и наоборот), в то время как на четверке они выполняются только на 90° (начинаются и кончаются на уровне гребца).

    Поскольку почти вся масса судна (оба гребца и груз) сосредоточена в цент­ре, двойка имеет малые моменты инерции.

    Рис. 3. Посадка гребца - вид сбоку

    Рис. 4. Раскрой гондолы: а - дека, б - борт, в - дно по всем осям.

    Благодаря этому она легко поворачивается по курсу дугообразными гребками, а задержка носа или кормы на валу, в бочке, на камне используется для поворота реже, чем на четверке.Самое существенное различие в тех­нике двойки и четверки состоит в управ­лении креном и дифферентом. На чет­верке такое управление требуется только при самых сложных препятствиях и по­этому используется очень редко. Двойка из-за меньшего диаметра поплавков сильнее закусывается при входе в улово, выходе на струю (притапливается внеш­ний при развороте поплавок) и в других ситуациях, когда струя бьет в борт судна. Особенно чувствительны к этому плоские и сегментовидные двойки. Из-за меньшей ширины двойка легче опрокидывается через борт. С другой стороны, на двойке очень эффективно откренивание - также благодаря меньшей ширине. В частности, неоднократно имели место случаи, когда катамаран, уже достигший близкого к критическому крена в 50-60°, удавалось правильными действиями экипажа вер­нуть на ровный киль. В одном из этих случаев катамаран удерживался на одном поплавке около 4 секунд, пройдя в таком положении несколько десятков метров. В целом же задание крена на двойке требуется почти столь же часто, как и на малых судах, т. е., при выполнении большинства маневров на бурной воде: входе в улово, выходе на струю, траверсе, прохождении валов и бочек лагом, навале на камень и т. д.

    Аналогичная ситуация имеет место для дифферента. Из-за сосредоточения массы в центре судна и глубокой под­резки оконечностей двойка гораздо легче, чем четверка, переворачивается через нос или корму (такое же различие наблю­дается между каяком и байдаркой). Оверкиль через нос происходит обычно при прохождении высоких крутых сливов, за которыми следует пенный котел, а че­рез корму - при прохождении сливов с большой скоростью течения и мощной бочкой. Для предотвращения оверкиля требуется задание дифферента: в первом случае - на корму, во втором - на нос (при прохождении кормой - наоборот), что достигается глубоким наклоном назад или вперед соответственно.

    В случае оверкиля двойка легко воз­вращается в нормальное положение лю­бым из известных приемов, причем, если груз не слишком велик, это вполне может сделать один человек. Удобно перевора­чивать двойку, подцепив рукояткой весла за продольный элемент рамы или шнуров­ку противоположного поплавка (на чет­верке это не столь удобно из-за большей ширины).

    Тактика двойки близка к тактике четверки. Различия обусловлены большей маневренностью и меньшими габаритами двойки. Так, четверки часто пропускают небольшие камни между поплавков; двой­ки же их обычно обходят. Двойка мо­жет реализовать более сложную линию движения, заходить в небольшие улова и т. д.   Иногда, как и для малых  судов,  бывает уместно воспользоваться различ­ными боковыми проходами, чтобы обойти препятствия на главной струе, хотя в це­лом такое прохождение, по нашему мне­нию, не имеет большого смысла: зачем идти, скажем, на реку 5 к. с, чтобы пре­одолевать препятствия обходными путями, сложность которых не выше «тройки»? На двухместном катамаране очень большую роль играет слаженность и вза­имопонимание в экипаже. На четверке если и возникают разногласия, то мнения обычно разделяются в отношении 1 : 3, и меньшинство быстро подчиняется боль­шинству. На двойке же голоса могут разделиться только пополам, что пол­ностью лишает экипаж возможности со­вершать какие-либо целенаправленные действия. Поэтому к подбору экипажей следует подходить более внимательно, стараясь формировать их из людей, близких по взглядам на тактику про­хождения препятствий, да и на все другие стороны водного туризма.

    ПРИМЕНЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ КАТАМАРАНОВ

    Спортивное судно. Двухместный ка­тамаран - существенно более спортивное судно, чем четырехместный, и сплав на нем доставляет гораздо большее удоволь­ствие (если, конечно, спортивная сторона похода занимает не последнее место сре­ди прочих ценностей). Особенно это относится к рекам 3-4 к. с, где от экипажей четверок, как правило, большой работы не требуется, зато экипажи двоек имеют широкие возможности для тех­ничного спортивного сплава.

    Транспортное судно. Двухместный катамаран средних размеров (около 750 л) в походе везет груз двух человек, составляющих его экипаж. Обычно вес этого груза 45-50 кг (в начале сплава). Кроме того, двойка может без значитель­ного ухудшения ходовых качеств взять на борт еще 20-25 кг груза. Это позволяет использовать ее для сопровождения одноместного судна (каяка, каноэ-оди­ночки), а также двухместного (байдарки, каноэ-двойки), если последнее может везти половину своего груза.

     

    Рис. 5. Вариант экономного раскроя дна и бортов

    ]При необходимости (например, в слу­чае утраты или серьезной аварии другого судна двойка может взять и больший груз, а  также  пассажира.  Конечно,  это  уже скажется на ее ходовых качествах, но  тем  не  менее сплав с таким  грузом  возможен, по крайней мере если на сложных препятствиях часть груза обносить по берегу. Оптимальным, по нашему мнению, является комплектование смешанных групп  из двоек и одноместных судов в пропор­ции 1:1, т. е. на один двухместный катамаран - один каяк или каноэ.

    Груз на катамаране размещается обычно в центре, на раме между гребца­ми. При таком расположении его влияние на ходовые качества судна (увеличение моментов инерции) будет минимальным. Поскольку размеры рамы все равно не позволяют человеку в спасжилете про­лезть сквозь нее между поплавками (чего не рекомендуется делать и на четверке), то безопасность в случае оверкиля не ухудшается.

    Страховочное судно. Как показывает практика, двухместному катамарану впол­не по силам выловить и доставить на бе­рег плывущего человека или одноместное судно. Конечно, для этого, как и на лю­бом другом судне, требуются определен­ные навыки, которые вырабатывыются предпоходными тренировками. В отличие от четверки двойка из-за малой ширины обычно не может завести аварийное судно между поплавками, и его следует сразу вытаскивать на раму, отлив при этом воду.

    Страховка байдарок и двухместных каноэ   более   проблематична,   поскольку поднять их на раму труднее, для аварий­ного экипажа остается мало места, а быстро причалить к берегу на перегру­женном судне довольно сложно. Но этот вопрос не очень актуален, поскольку ука­занные суда на сложных маршрутах сей­час применяются мало и, вероятно, будут применяться еще меньше. Если же в составе группы этих судов нет, то, по нашему мению, по крайней мере на маршрутах 4 к. с, нет необходимости иметь в группе четырехместный катамаран. Для страховки одноместных судов на этих маршрутах вполне достаточно катамара­нов-двоек, и безопасность прохождения маршрута при этом не ухудшается.

    При прохождении сложных пре­пятствий двойку можно обнести и использовать для страховки четырехмест­ного катамарана, проходящего препят­ствие первым. Конечно, зачалить перевер­нутую четверку двойка вряд ли сможет, но может доставить с берега спасконец, выловить отдельно плывущих людей, со­брать упущенные весла. После этого ее можно занести обратно в начало порога и пройти его при страховке четверкой снизу. По хорошей тропе разгружённую двойку может нести один человек.

    Учебное судно. Именно в этой облас­ти двойка имеет наибольшие преиму­щества перед четверкой. Обучение на че­тырехместных катамаранах малоэффек­тивно, потому что на них новичкам слишком трудно уловить связь между своими действиями и движением судна. Большое инерционное судно смешивает воедино все действующие на него силы, и обучаемый обычно не может разобраться, что   является   следствием   его   действий, 

    Рис. 6. Расположение петель

    что получается от действия трех осталь­ных членов экипажа, а что - от воздей­ствия потока, особенно если он сидит спереди и не видит ни задних гребцов, ни большей части судна. Вместо пользы такое обучение порой приводит к форми­рованию совершенно неправильных навы­ков: обучаемый ошибся, другие его ошиб­ку исправили, объяснить это не успели или забыли, но препятствие пройдено нормально, и у обучаемого зафиксирова­лись в памяти только его действия, кото­рые на самом деле были неправильными. В   другой раз  он  сделает  то  же  самое.

    Кроме того, на реках 2-3 к. с, исполь­зуемых обычно для обучения, вообще очень мало препятствий, в которых воз­действие потока играет для четверки за­метную роль, - она, как танк, давит все препятствия, не разбираясь особо, что там происходит. Это также приводит к формированию неправильных привычек: пренебрежению к воздействию потока, недооценке его, вере в абсолютную на­дежность катамарана и в невозможность оверкиля. На более сложных маршрутах это сразу же приводит к грубым ошибкам и тяжелым последствиям.

    Катамаран-двойка в значительной ме­ре лишен этих недостатков. Малоинер­ционный, чувствительный и к воздействию потока, и к управлению, он моменталь­но откликается на любое воздействие, наглядно демонстрируя связь между ним и последующим движением судна. Обу­чаемому тем легче в этом разобраться, что он видит и действия напарника, и большую часть судна. Уже в препятст­виях 2-3 к. с. двойка хорошо чувствует воздействие   потока,   приучая   учитывать его и грамотно пользоваться. При этом вырабатываются навыки не только пра­вильной гребли, но и управления судном по крену и дифференту. Это позволяет впоследствии легко пересаживаться с двойки на четверку на сложных маршру­тах, где такое управление требуется и для четверки, и на малые слаломные суда - каяки, каноэ.

    В результате обучение идет намного быстрее, чем на четверках. Порой вы­пускники школ СТП, прошедшие учеб­но-тренировочный поход 3 к. с. на двух­местных катамаранах, владеют слаломной техникой гораздо лучше, чем бывалые туристы с опытом походов 5 к. с. на че­тырехместных.

    Для обучения используется, как из­вестно, еще одно судно - каноэ. Несом­ненно, что на каноэ можно в конечном счете научиться большему, чем на любом катамаране, но это достигается дорогой ценой. На тренировках, особенно вначале, много времени отнимают частые оверкили и ликвидация их последствий, в частности в условиях школы, поскольку на техниче­скую подготовку в школах отводится очень мало времени. Оформить в учебно-тренировочный поход группу с большим числом   каноэ   затруднительно,   поэтому большинству слушателей все равно при­дется идти на катамаранах. Да и впослед­ствии, после окончания школы, ходить в походы на каноэ будут немногие из них. Поэтому начинать обучение, по нашему мнению, лучше именно с катамаранов-дво­ек, и только спустя некоторое время, когда у слушателей появятся определенные взгляды насчет своего дальнейшего ту­ристского роста и определенные навыки для этого, переходить на каноэ. Учить же всех слушателей сразу на каноэ вряд ли целесообразно.

    Рис. 7. Рама катамарана

    В пользу двойки говорит и ее доступ­ность. Расход материалов и трудоемкость изготовления двойки гораздо меньше, чем каноэ, что важно, в частности, из-за короткого времени работы школ. Упро­щается (по сравнению с четверками) и решение организационных вопросов, связанных с изготовлением катамаранов.

    Как показывает накопленный опыт применения двухместных катамаранов в школах туристской подготовки, их можно рекомендовать к использованию в каче­стве основного типа судов для школ СТП и к широкому применению в школах ВТП и СИП.

    Авторы М.В Сопрунов, В.Е. Юрин. "Ветер Странствий" №25 1990г

    Составители - М.Ю. Васильев, П. П. Захаров

    Снаряжение для туризма, рыбалки, охоты в магазине Спасик! - Spasik.com

     

    Дата публикации: 2007-02-12 15:09:53 (19134 раза тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Перевозка каяка в плацкартном вагоне
  • ОПЫТ ПЛАВАНИЯ НА ПЛОТАХ ТИПА «ЧЕСТЕР» (ВС)
  • Плот с пониженной палубой
  • Спортивный сплав на плоту
  • Поклонникам белрафтовских катамаранов
  • Как построить катамаран - технология стапеля


  • Hast2008-07-23 19:34:25
    Re: Двухместные катамараны
    щас попробуем...

    1
    shefkzn2008-07-03 14:43:12
    Re: Двухместные катамараны
    согласен! автору +1

    2
    kaban742007-09-13 21:57:13
    Re: Двухместные катамараны
    Полезная однако статейка, тока я её в какойто книге видел

    3
    sibcruiser2007-02-19 06:48:53
    Re: Двухместные катамараны
    2ПЭР : Вопрос спорный. Видел всякое. А насчет рисунка - к Юрину вопросы, это его статья. У него и сайт есть и почта.

    4
    ПЭР2007-02-17 14:12:08
    Re: Двухместные катамараны
    Рисунок "Верблюда" безграмотен. Наплыва делаются не только для для увеличения емкости баалнов, но и для обеспечения безопасности, а главное, чтобы при навале на камень КАТ бы выпирало вверх, а не переворачивало. Следовантельно, наплыв должен быть ВЫШЕ чем нижний баллон!!!

    5
    iwan2007-02-13 19:29:21
    Re: Двухместные катамараны
    ниасилил

    6
    карташев2007-02-13 14:42:42
    Re: Двухместные катамараны
    буга, хоть сам бы каты нарисовал-))) 1990 год.... ровная палуба-)) прикольно

    7
    Григорий2007-02-13 10:35:55
    Re: Двухместные катамараны
    Юрин как-то давал разрешение на публикацию своих материалов. С тех пор думаю ничего не изменилось. На авторство же претензий нет

    8
    sibcruiser2007-02-13 09:51:33
    Re: Двухместные катамараны
    А Отче Юрин не обидится? Хотя копирайты все на месте.

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Снаряжение:


    Солнечные батареи для туристов


    Спортивный сплав на плоту


    Полартек или поларфлис: из чего сегодня шьется одежда для туризма, активного отдыха и экстремальных условий.

    Солнечные батареи для туристов №2

    Как построить катамаран - технология стапеля
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)