Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Лодки, Снаряжение
     Рейтинг публикации

    4.55

    Оценок: 18


     

    zagon14

    Плот с пониженной палубой

    Статья

    Хотел написать комментарий к статье «Спортивный сплав на плоту», но получается слишком много, тянет на самостоятельную публикацию.

    За 28 лет моих водных походов приходилось ходить на разных типах судов. Иногда это даже были весьма экзотические и сомнительные посудины, но в большинстве случаев моей водной карьеры это были плоты. Не деревянные, конечно, а на надувных элементах.

    Плот. Момент сплава 

    После 1993 г. мы на плотах уже не ходим по причине изношенности гондол и страшной лени для того, чтобы склеить новые и сшить новые чехлы, а также лени бегать искать лес для рамы и изготавливать оную... Тем более, что на службе имеются семь казенных «Аргутов» и «Тритонов».

    Но в добрые 80-е годы мы сделали ряд первопроходов рек 5-6 к.с. в районе Северо-Байкальского нагорья, где главной ударной силой был плот с пониженной палубой конструкции Сажнева в разных вариациях (плот-катамаран, 3-х, 4-х и 5-и гондольный). В подавляющем большинстве вышеупомянутых походов автор этих строк был или зам.руководителя, или руководителем и шел на плоту. Где капитаном, где старпомом.

    Статья «Спортивный сплав на плоту» И.Потемкина конечно хороша, но всему своё время. Сейчас не 60-е годы прошлого века. Лично я на деревянном плоту шел только один раз в 1979 году Китой от устья Шумака. Шли не ради экзотики, а по необходимости. После первопрохода верхней части Шумака наша посудинка (ПСН-6 в весельном варианте) ремонту не подлежала.

    Пришлось строить деревянный плот. Шли мы на нем в спад воды после паводка. На Билютских порогах стоял вал 3.5 м, скорость бешеная. Короче, хватили всех удовольствий по уши...

    Тем, кто действительно интересуется сплавом на плоту, советую прочитать книгу:    Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах. М: ФиС  1985.  Там вы найдете ответы практически на все вопросы, даже на те, которые пока не возникли. За 20 лет некоторые моменты в книге тоже устарели, и это также следует учитывать. Некоторые фрагменты этой книги приведены ниже.

    Теперь начну развивать главную тему. Плот, по сравнению с весельными судами, не имеет равных по эффективности управления. Огромное водоизмещение (до 6 тонн) позволяют чувствовать себя спокойно и уверенно там, где на любом другом судне (даже на честере) возникают некоторые сомнения.

    Для примера: в 1985г. на Томпуде при прохождении второго каньона из пяти гондол остались целых три. До конца осталось три или четыре порога со сливами до 2 м. Народ до того был уверен в посудине и в себе, что оставшуюся часть каньона шли сходу без разведки и без страховки. Пришли, правда, на двух гондолах.

    Особо следует отметить удобство и комфорт. Это не катамаран или честер, где ты стоишь в стременах на коленках или сидишь на заднице, оттянув коленом стропу. На плоту у тебя полная свобода передвижения. Ты можешь поменяться местами с товарищем, можешь посидеть, лечь покемарить на сдвоенных баллонах, постоять, забраться на раму или привязанный рюкзак, чтобы сверху посмотреть, что там впереди. На спокойной воде на Витиме без всяких проблем расписывали пулю. Были деятели, которые умудрялись даже оправлять естественные надобности по-тяжёлому....

    Эта свобода очень упрощала зачаливание судна. На той же Томпуде мы умудрились зачалиться на 1.5- метровом сливе.

    Эти удобства действительно начинаешь ценить, когда тебе уже за .... На катамаране после длинных не самых простых участков выбираешься из стремян не менее минуты. Суставы хрустят, скрипят, ноги не разгибаются, спина ноет. На плоту такого в принципе нет.

    водопад Укучикта. плот 

    После обноса водопада. Укучикта 1989 год

     

    По весу все носимое не такое уж и тяжелое. 5 гондол по 2-3 кг, 5 чехлов по 3-4 кг, 4 пластины для гребей по 1 кг, резиновых вязок где-то 6 кг, веревки, гвозди, куски трала для площадок. Единого и неделимого ничего нет. Все можно легко разделить на экипаж. Рама и греби изготавливаются из елового сухостоя на месте. По моим наблюдениям, мороки с транспортировкой катамарана «Аргут» ничуть не меньше, а водоизмещение у плота в 2-3 раза больше.

    В добрые 80-е времена мы ходили в походы со связками рек, т.е. имели по две, а когда и по три, пеших части по 30-40 км каждая, через перевалы и в большинстве без троп по кедровому стланику. Ничего страшного не случилось. Зато кайфу и восторгу, когда доходишь до реки и кончается пешая часть, не было предела.

    Недостаток всех плотов - отсутствие собственной скорости. Хороший экипаж, поставив плот лагом, может даже двигаться против течения. С катамараном, конечно, не сравнить, но не такая у ж эта инертная масса.

    На постройку уходит где-то 1.5-2 дня. Многое зависит от наличия леса для постройки. Лучший материал - сухая ель. За неимением приходится пользоваться чем бог подаст. Если есть какая-то дерьмовенькая деталь, то по ходу всегда можно найти, вырубить, ошкурить и поставить на место, правда, это занятие отнимет N-е количество времени.

    Добавлю о вариациях плота системы Сажнева. Двухгондольный плот-катамаран зарекомендовал себя не самым лучшим образом. Возникают трудности управления из-за плохого поперечного смещения и определенные сложности зачаливания. Кроме того, на гребях из-за ограниченного пространства неудобно работать стоя. Отойти вбок не дают продольно расположенные гондолы. А сидя на раме(гондоле), мощного гребка не сделаешь. Но самая большая беда - его ненадежность. При повреждении одной из гондол, плот становится неуправляемым. В 1990 или 1989 г. на р.Урик в Амбартагольских Щеках по этой причине была авария плота с гибелью одного участника. В 1984 г. при первой попытке полного прохождения Томпуды перед водопадным участком мы отказались от этого судна. В каком-то отчете по Томпуде в Internet`е было написано, что до сих пор на тропе обноса валяется рама. Так вот, это - моя рама.

    Материал для дутиков - Ткань-58, для оболочек - ГМТ (гидро-мелиоративная ткань). Я думаю, что сейчас можно спокойно заказать гондолы в какой-нибудь фирме (Кулик, Тритон или еще кто-нибудь). Это будет недорого и качественно. Знаю, что как-то мужики, кажется с Алтая, ходили Китой на полиэтиленовых дутиках.

    По своему опыту замечу, что очень даже неплохие оболочки получаются из брезента. Они, правда, чуть потяжелее и сушатся дольше, зато брезентовый чехол в воде - как намазанный мылом. На обливных камнях скользит, плот на камни не садится. Если будете его шить, то используйте только х/б нитки. Никакого капрона. Капроновая нить на брезентовом материале быстро перетирается,  и шов расползается.

    Далее приведу несколько страниц из книги Аркадия Калихмана. Там даны конструкции плотов системы Сажнева и некоторых других.

     

     

       Надувной плот с пониженной палубой. Плот кон­струкции мастера спорта СССР А. Сажнева предназна­чен в первую очередь для прохождения наиболее слож­ных маршрутов, включающих даже элементы первопрохождения. Преимущества этого плота в сравнении с другими конструкциями довольно точно отражены в его названии. Применение пониженной палубы для гребцов позволило существенно увеличить запас плавучести пло­та практически без снижения его остойчивости. Сажневу удалось сохранить относительно низкое положение цент­ра тяжести одновременно с увеличением объема надувных элементов за счет их большого диаметра. В преды­дущей конструкции плота для сложных рек сделана по­пытка снижения высоты рамы и настила над водой путем небольшого продергивания полугондол в соответствующие отверстия в каркасе. Но в полной мере эта идея оказалась реализованной в конструкции Сажнева. И не удивительно, что плот с пониженной палубой нахо­дит все больше сторонников, особенно среди опытных турнстов-водииков.

     

     

    сажневский плот

    Надувной плот с пониженной палубой:

    / - сдвоенные  продольные жерди  рамы;   2 - штыревая   подгребица;   3 - надувные элементы; 4 - площадка для гребцов; 5 - составная гребь

     На рис. 6 показан общий вид плота. Основу его со­ставляют пять односекционных надувных поперечных гондол диаметром 0,8 м и длиной 2,9 м. Рама плота име­ет ширину 2,1 м, а длину - 5,5 м. Собирается из жердей толщиной 4-8 см. Сдвоенные продольные жерди распо­лагаются по краям рамы и соединяются с помощью ве­ревок с поперечными жердями, как показано на рис.6. Гондолы крепятся к раме следующим образом: по две соприкасающиеся гондолы спереди и сзади, одна в цент­ре. На чехлах пришиты петли, через которые продевается веревка для привязки гондол к поперечинам в четы­рех местах. В промежутках между гондолами подвеши­ваются две площадки для гребцов. Собираются они в ви­де настила из жердей размером 2*0,8 м и связываются веревками таким образом, чтобы во время сплава не протирались гондолы. Крепятся площадки к раме на кусках парашютной стропы на глубине около 40 см ниже рамы.

    На раме плота сравнительно просто укрепляется М-образная подгребица,   используемая   почти на всех конструкциях надувных плотов. Однако на рис. 6 пока­зана штыревая подгребица, которая, по мнению автора конструкции плота, может с успехом применяться на са­мых сложных маршрутах. Такая подгребица очень про­ста в изготовлении. Заготовка длиной 0,6 м и толщиной 12-14см затесывается на треть в виде прямоугольника, а остальная часть - в виде штыря диаметром 6-8 см. Прямоугольная часть закрепляется в углублениях попе­речин рамы с помощью веревок и гвоздей.   Для регули­ровки высоты   подгребицы и предохранения веревки от истирания сверху   на поперечину   ставится   накладка. Гребь для штыревой подгребицы собирается из пяти деталей. Лопасть дюралюминиевая,   размером 80X40 см, крепится на сухой заготовке   из ели  длиной 1,2-1,4 м. Ручка-балансир делается из сырой ели диаметром 15 см и длиной 1,4-1,6 м. Длина греби определяется длиной двух ронжин диаметром 6-8 см. Гребь собирается на гвоздях и стягивается веревкой в четырех   местах. Использование штыревой подгребицы   и соответствующей греби позволяет устранить   такие недостатки   обычных систем, как проворачивание   греби в пазу   подгребицы, проскакивание зуба-ограничителя за пределы подгреби­цы,   выбивание  греби   из   подгребицы,   заламывание греби.

    Камеры гондол изготовляются из прорезиненного капрона. В 50 см от края гондолы с обеих сторон ткань усиливается накладками и на их месте устанавливается алюминиевый штуцер, закрепляемый гайкой. На штуцер надевается резиновая трубка длиной 0,5 м и диаметром 20 мм, через которую подкачивается гондола. Чехол де­лается из брезента, сшитого в виде трубы с тоннельными затяжками торцов. Длина чехлов -около 3,5 м. Общий вес сухой гондолы - 6 кг. Объем одной гондолы- 1,2- 1,3 м3, а полная грузоподъемность плота - более 6 т. Груз укрепляется в середине плота и по углам рамы к несущим элементам каркаса.

    О ходовых качествах плота, связанных с большим за­пасом плавучести и достаточной поперечной остойчи­востью, мы уже говорили. Плот очень маневрен, особен­но при поперечном смещении, прост в управлении и бла­годаря большому диаметру гондол создает хороший обзор реки во время сплава. В настоящее время плот с пониженной палубой - одна из наиболее совершенных конструкций, удовлетворяющая требованиям высокой маневренности судна и достаточной безопасности сплава.

    Интересный вариант конструкции предложен А. Сажневым и А. Юдушкиным для прохождения рек достаточ­но сложных, но с небольшими расходами воды {до 30 м3/сек), а также для прохождения верховьев рек или их маловодных притоков. На таких участках строится плот-катамаран. Основа плота - те же гондолы, что и для большого плота, однако располагаются они вдоль судна. Длина рамы немного превосходит длину гондол и равна 3,5 м, а ширина - 2,4 м. Между гондолами под­вешивается площадка из жердей размером 1X2,4 м. Способы крепления элементов рамы плота-катамарана, грузовой площадки, привязки гондол аналогичны приме­няемым при сборке большого плота. Подгребицы на пло­ту штыревые. Экипаж составляют 2-3 человека. После выхода на большую воду с мощными порогами плоты-катамараны довольно быстро трансформируются в боль­шой плот. Таким образом, надувные элементы большого диаметра служат своеобразными модулями для созда­ния судов различного типа.

    НАДУВНЫЕ СУДА ИЗ МОДУЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

    Появление конструкций, основу которых составляют модульные элементы, связано с расширением географии водных походов и освоением небольших притоков уже известных рек. Для таких водотоков характерны срав­нительно малые расходы воды, большое падение, отсут­ствие хорошего строительного материала, непроходимые участки, тяжелые и неудобные подходы. Наиболее удоб­ны здесь катамараны и надувные лодки. Однако на нижнем участке сплава по многоводной и сложной реке более приемлемы плоты. Успешное прохождение всего маршрута требует сочетания различных средств сплава. Туристы-водники, одинаково хорошо владеющие техни­кой плавания на гребных судах и плотах, применяют мо­дульные надувные элементы и для гребных судов и для плотов.

    Несколько сложных маршрутов по рекам с резко от­личающимися расходами воды пройдены одним из авто­ров на надувных судах из модульных элементов. Основ­ным средством сплава на самом сложном участке реки служит плот на поперечных гондолах. Гондолы имеют длину 2,5-3 м и диаметр 0,5 м. Камеры делаются из прорезиненного капрона, а чехлы - из брезента. Вес од­ной  гондолы  примерно 4 - 5 кг, а объем около 0,5 м3.

         После выхода в верховья реки, по которой планируется сплав, строится несколько катамаранов. Экипаж катама­рана- 2 человека. Для катамаранов требуется строи­тельный материал не таких высоких кондиций, как для плота, и в гораздо меньшем количестве. Так что лес на катамараны набрать просто. Изготовление и сборка всей конструкции занимают несколько часов, причем мате­риалом может быть береза, ива, тальник, лиственница - практически все породы деревьев, в том числе и мало­ценные. Для рамы требуется 8-10 тонких жердей дли­ной 1,5-2 м. Кроме экипажа катамаран при необходи­мости может везти и одного «пассажира».

    На подходе к сложному участку реки выбирается удобное место для постройки плотов. Конструкция плота аналогична показанной на рис. 4. Освободившиеся после разборки катамаранов гондолы используются в качестве поперечных надувных элементов плота. Обычно под плот подводится пять гондол, еще две используются как за­пасные. Наличие запасных гондол позволяет быстро за­менять вышедшие из строя основные, в случае необходи­мости изготовить катамаран для страховки или развед­ки. Укрепленные сверху по бортам запасные гондолы служат своего рода «антипереворотным» средством при прохождении на плоту серьезных препятствий. На ниж­нем участке реки с малой скоростью течения можно сно­ва трансформировать плот в катамаран, распилив его на три части. Такой переход позволяет добиться существен­ного в сравнении с плотом увеличения собственной ско­рости, а также выиграть время, которого часто не хвата­ет в конце путешествия и которое уходит обычно на дол­гое движение по относительно спокойному и неинтерес­ному участку реки. Перестройка судов в рамках одного похода значительно расширяет тактические возможности построения маршрута и повышает уровень обеспечения безопасности.

    Следует еще раз подчеркнуть, что модульные суда требуют от туристов-водников достаточного опыта спла­ва на гребных судах и плотах, а также высокого уровня предпоходной подготовки. Последнее особенно важно, поскольку при переходе от одного средства сплава к другому нередко бывает мало времени на адаптацию к новому судну и на соответствующую психологическую перестройку.

     

     

      В нашей конструкции плота есть небольшие отличия. На гондоле сверху не три, а две поперечины. Для грузовых площадок давно перестали делать «забор» из жердочек, а сколачивали раму и обтягивали ее куском трала с ячейкой 30-35 мм. И площадка легче, и ногам не скользко. Гребь несколько отличалась от той, что на рисунке 6. У нас гребь состоит из 6 элементов. Перо лопасти крепится на  стрелу - кусок жерди с продольным пропилом. На фотографиях ниже вы это легко заметите.

     

    Плот на реке Укучикта

     Плот на р.Укучикта. 1990 г. На плоту две запасные греби, два спасконца-морковки и два чальных конца.

    Плот пятигондольный. Водоизмещение около 6 тонн. Подгребицы - штыревые. Порог - один из самых сложных и опасных на реке. Слив порядка 3 м. В то время считался непроходимым для всех классов судов, кроме плотов.

     

    Плот на реке Китой

     Плот в пороге (не помню в каком) в Хундэ-Гольском каскаде (перед Моткиными Щёками). Р.Китой. 1988 г. Вода высокая. Гребь хорошо видно.

     

    Плот на реке Сюльбан

    Здесь плот на 4-х гондолах. Грузовых площадок - две. И они независимы. Р.Сюльбан (правый приток р.Витим. БАМ).1986 г. Хорошо видно, что гондолы перетянуты посредине. Это сделано для уменьшения поперечных габаритов судна.

     

     

    плот на реке Укучикта

    Плот на р.Укучикта. 1990 г.

     

    Плот - катамаран на реке Томпуда 

    Плот-катамаран. Верховья р.Томпуда. 1984 г.

    Чуть ниже мы откажемся от прохождения на нем из-за вышеуказанных недостатков.

     

    Плот в пороге Распятие на реке Укучикта 

    Еще раз река Укучикта. Порог-водопад «Распятие». 1989 г.

     

     Плот на реке Томпуда

    р.Томпуда. Баргузинский хребет. 1985 г. На фото хорошо видно гребь с подгребицей.

     

     Томпуда второй каньон. плот

    р.Томпуда, 1985 г. Второй каньон. Порог №6. На заднем плане П4 и П5.

     

    Высылайте комментарии, задавайте вопросы. На все отвечу.

    С уважением,

    Ливинский Алексей,

    он же - zagon14.

    Дата публикации: 2007-04-08 15:24:18 (14370 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Перевозка каяка в плацкартном вагоне
  • ОПЫТ ПЛАВАНИЯ НА ПЛОТАХ ТИПА «ЧЕСТЕР» (ВС)
  • Спортивный сплав на плоту
  • Двухместные катамараны
  • Поклонникам белрафтовских катамаранов
  • Как построить катамаран - технология стапеля


  • Вячеслав Пегов2009-02-21 18:27:42
    Re: Плот с пониженной палубой
    Я только в начале пути и надеюсь что ваши знания мне пригодятся. Пополните фото и информацию. Информация полезная спасибо.

    1
    Вячеслав Пегов2009-02-21 18:27:40
    Re: Плот с пониженной палубой
    Я только в начале пути и надеюсь что ваши знания мне пригодятся. Пополните фото и информацию. Информация полезная спасибо.

    2
    антон2009-02-07 22:52:44
    Re: Плот с пониженной палубой
    вы лохи

    3
    shefkzn2008-07-03 14:53:59
    Re: Плот с пониженной палубой
    спёр

    4
    Буга2007-11-22 05:15:13
    Re: Плот с пониженной палубой
    Стопудов

    5
    Hast2007-10-24 18:56:00
    Re: Плот с пониженной палубой
    Буга да точно ето не карташев...его подменили))

    6
    Буга2007-10-05 05:00:17
    Re: Плот с пониженной палубой
    хм.. кто нить еще видел гденить чтоб карташев говорил супер???

    7
    kaban742007-09-13 22:16:57
    Re: Плот с пониженной палубой
    БОльшое спасибо Алексею за статью и Фото

    8
    карташев2007-07-28 14:43:52
    Re: Плот с пониженной палубой
    СЕГОДНЯ ОСИЛИЛ...СУПЕР!!!!

    9
    Руслан2007-07-28 14:26:48
    Re: Плот с пониженной палубой
    Алексей , инересная статья, интересные фото.Напиши пожалуйста на oncolog_hr@list.ru есть вопросы по фото.

    10
    iwan2007-04-12 16:49:28
    Re: Плот с пониженной палубой
    маладец, с фотками! я почти асилил!

    11
    S_Uri2007-04-12 10:51:11
    Re: Плот с пониженной палубой
    Мы ходили на плоту Чулышман в 2004 г.

    12
    S_Uri2007-04-12 10:50:58
    Re: Плот с пониженной палубой
    Мы ходили на плоту Чулышман в 2004 г.

    13
    sibcruiser2007-04-10 11:21:14
    Re: Плот с пониженной палубой
    2 Алексей: очень знакомо мне лицо в очках с бородой на фотке с Томпуды 1984 года... А может я ошибаюсь.

    14
    KMC2007-04-09 09:01:38
    Re: Плот с пониженной палубой
    Да такое в комменарий как то слишком уж по скромному пихать. ;)

    15
    sibcruiser2007-04-09 07:05:02
    Re: Плот с пониженной палубой
    Сажнев и команда ходят на больших гондолах, но честером.

    16
    Nata2007-04-09 06:25:26
    Re: Плот с пониженной палубой
    у меня у отца есть фотки со сплава на похожем плоту. А вот интересно сейчас на таких штуковинах кто-нибудь сплавляется?

    17
    Буга2007-04-09 05:06:54
    Re: Плот с пониженной палубой
    Нда, вещь... Отец говорил что ходил на золотом плоту - на котором взяли Чемпионство Союза в 1980 году. Тож был с пониженной. Этаж танк епт..

    18
    Григорий2007-04-08 12:38:07
    Re: Плот с пониженной палубой
    Браво, Алексей, Шикарная статья и фото!

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Снаряжение:


    Солнечные батареи для туристов


    Спортивный сплав на плоту


    Полартек или поларфлис: из чего сегодня шьется одежда для туризма, активного отдыха и экстремальных условий.

    Солнечные батареи для туристов №2

    Как построить катамаран - технология стапеля
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)