Опять ты картинки выключил!  
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам

 
Новости СЖ  
 
Аннотации новых публикаций

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:
 
 
   
 
Лучшие авторы  
 
Авторы с самым большим рейтингом:
Григорий: 8
Буга: 6
Serj: 6
masa: 6
iwan: 6
Нюся: 6
Шура: 6
sibcruiser: 5
Nata: 5
Никита: 5
shefkzn: 5
 
 
   
 
Не забываем  
 

 
 
   


Экстремальный портал vvv.ru

 Спонсор сайта

 
Муксу, Ср. Азия, Маршруты по рекам
 Рейтинг публикации

3.93

Оценок: 16


 

Буга

В ущелье Муксу (ВС)

Статья

Для начала надо сказать немного слов о источнике. Альманах "Ветер Странствий" достаточно редкий журнал, хотя и очень известный, поэтому никто не будет спорить, что статьи из него имеют право на жизнь в интернете. Конечно, надо было спросить разрешения у авторов и редакции Альманаха, но, как вы понимаете, это не представляется возможным. Мною было написано несколько писем всем кто мог хоть как-то быть связан с журналом, в том числе и редакции возрождённого ВС. Ответов нет, а значит и нет возражений, поэтому мы будем публиковать наиболее интересные на наш взгляд статьи из "Ветра Странствий" на этом портале, а так же на http://srodip.narod.ru. Если у вас есть возражения или пожелания к статьям, пожалуйста, пишите - инфа для связи в личной инфе.  Теперь сама статья:

Этот очерк о сложном путешест­вии по памирской реке Муксу слу­жит логическим продолжением очерка В. Луканова «Там, где живут кийки», опубликованного в альма­нахе «Ветер странствий», вып. 16, 1981.

Мы, водники из Перми, повто­рили пройденный группой Луканова в 1978 г. маршрут по рекам Беляндкиик, Сельдара, Верхняя Муксу, впервые пройдя 38-километровое ущелье Муксу-Джилга, и закончили сплав в поселке Джиргаталь на реке Сурхоб.

Раннее утро. Солнечные лучи едва пробиваются сквозь тяжелые облака. Наш лагерь разбит на левом берегу перед навесной переправой через Беляндкиик. Вокруг раскину­лась лишенная всякой раститель­ности долина. И только самая кром­ка реки усеяна колючим кустарни­ком облепихи с ярко-оранжевыми ягодами. Слева в хребте виден ши­рокий прогал — знаменитые «Воро­та на Памир» «Ворота» заполнены бурыми холмами конической море­ны крупнейшего в мире горно-до-линного ледника Федченко. С лед­ника постоянно дует холодный ве­тер, гоняя по ровной долине облака пыли. Пыль везде: на палатках, одежде, во время еды противно скрипит на зубах. Хочется поскорее отплыть, тем более что скоро Бе­ляндкиик впадает в многоводную Сельдару, берущую начало из-под ледника Федченко. Позади оста­лись трудные километры сплава по Беляндкиику, в котором в то холод­ное лето 1981 г. был очень низкий уровень воды.

Не менее трудными оказались и первые дни нашего пребывания на Памире.

При виде Сельдары при впаде­нии в нее Беляндкиика создается впечатление, будто попадаешь в це­ментный раствор — столько взве­шенных частиц несет с собай река. Скорость течения резко возрастает. Низкие галечные берега сливаются в сплошную серую линию. Русло разбивается на множество проток, которые разбегаются во все сторо­ны по дну широкой межгорной кот-лов^ы. Суда теряются в лабиринте проток, оказываясь то у правого, то у левого берега.

Расстояние от устья Беляндкиика до метеостанции Алтын-Мазар — более восемнадцати километров — пройдено за час с четвертью. В рай­оне Алтын-Мазара в Сельдару впа­дает крупный правый приток Саук-сай, после чего река называется Муксу. Характер долины и реки не меняется. Скорость течения по-прежнему велика, и, проплыв еще полтора часа, мы причаливаем к правому берегу напротив устья при­тока — Аю-Джилги. Дальше Муксу входит в ущелье Муксу-Джилга.

ПЕРВЫЕ ПОРОГИ УЩЕЛЬЯ

   Вход в ущелье начинается с по­рога перед устьем рек Кызылсу и Карасель. Хотя он сравнительно простой, однако мощь большой во­ды ярко выражена в полутораметро­вых валах и сливах. К тому же это первый порог на Муксу. После раз­ведки организуем страховку в конце порога и только потом начинаем его прохождение.

   А впереди пороги посерьезнее! Через три километра сплава без серьезных препятствий начинается Сат-суйский каскад, в ко юром мы выделили шесть сложных поро­гов. Каждый требует предвари­тельного, просмотра и организации надежной страховки. На этих поро­гах мы развертываем все наши страховочные средства, отрабаты­ваем технику прохождения боль­ших валов и сливов, принудитель­ную чалку на «кораблик», самостоя­тельное причаливание судна к на­меченному месту.

   На первых порах не все удается, особенно причаливание после про­хождения порога. В действиях участников мною суеты, которая приводит к неверным решениям. Один из примеров. Экипаж судна, пройдя порог «Скоростной спуск», начинает причаливание. Страхов­щик бросает надувной круг с верев­кой. Веревку ловит передний гре­бец. Вместо того чтобы защелк­нуть на ней чальный карабин, он наматывает се на руку и в мгно­венье ока оказывается на берегу, а судно идет себе в очередной порог. Только зацепившись чальным ка­рабином за веревку от «кораблика», экипаж выходит из критической ситуации.

Итак, на прохождение верхней части ущелья Муксу протяжен­ностью свыше десяти километров нами затрачено три дня, и не на­прасно! К концу участка группа полностью освоилась с большой водой Муксу.

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНЬОН

Наш лагерь разбит на ровной террасе левого берега перед устьем реки Хышот-су. Именно здесь бы­ла  вынуждена  прекратить  сплав

группа В. Луканова в 1978 г. Впереди неизвестная, никем еще не пройденная река и самый сложный участок ущелья Муксу — шестики­лометровый труднодоступный каньон Фортамбек, названный так по левому притоку, владающему в Муксу в конце каньона.

«Возможен ли сплав по каньо­ну?» Ответ на этот вопрос должна дать разведка, на которую отправ­ляемся двумя группами. Одна, воз­главляемая заместителем руково­дителя В. Киреенко, уходит к устью реки Фортамбек через пере­вал Лямкур-Даван, унося на плечах трубы от брошенных группой Лу­канова плотов, для налаживания переправы через Фортамбек. Дру­гая, во главе с руководителем и ав­тором этих строк, идет вдоль реки, внимательно осматривая каждый порог в каньоне.

Используя горную технику, уда­ется пройти вдоль реки около двух километров. Дальше путь прегра­дили крутые осыпи высотой до трехсот метров, обрывающиеся прямо в воду. Дальнейший осмотр каньона возможен по правому бе­регу, но попасть туда можно толь­ко с помощью плавсредств.

Вечером на «большом совете» подводим предварительные итоги похода. Позади 15 дней сплава и 120 пройденных километров по ре­кам Беляндкиик, Сельдара, Муксу. До конца маршрута остается 11 Дней и 84 километра. Исходя из это­го и результатов разведки, принимаем решение о продолжении спла­ва с прохождением каньона Фор­тамбек.

Весь следующий день ушел на преодоление длинного сложного порога Этсель, открывающего до­рогу по неизвестной реке. Готови­лись к прохождению очень тща­тельно. Условно порог был разбит на три характерных участка с удоб­ными местами для причаливания в конце каждого из них. Здесь же вы­ставлялся весь арсенал страхующих средств. Заблаговременно были от­несены рюкзаки в конец порога. И только после всех подготовитель­ных работ приступили к его про­хождению.

Наиболее сложен и опасен пер­вый участок — настоящее месиво сливов и валов, — заканчивающий­ся трехметровым сливом и боем в огромный выступающий с левого берега камень.

Первый экипаж, успешно пройдя этот участок, зачалился на «кораб­лик». Кто-то из гребцов для боль­шей надежности защелкнул на вере­вке от «кораблика» второй чальный карабин. Тримаран, удерживаемый чальными «концами» с носа и кор­мы, встал бортом к течению и начал угрожающе крениться. Пришлось экстренно отрезать одну чальную веревку, после чего судно разверну­лось носом по течению, и мы быст­ро подгребли к берегу.

Не обошлось и без происшес­твия. Второй экипаж, зайдя в порог слишком близко к левому берету, должен был пересечь струю. Во вре­мя этого маневра в одном из сливов был смыт за борт кормовой гребец. Однако благодаря стремени, в кото­ром фиксируется нога гребца, ему удалось быстро влезть в судно.

Итак, мы в каньоне Фортамбек. С опаской поглядываем на крутые склоны: в любую минуту может об­рушиться камень. Здесь мы не сни­маем касок даже во время отдыха. Места для ночлега выбираем или в карнизах под скалами, или по­дальше от камнепадоопасных склонов.

Первый порог каньона не вызы­вал особых затруднений, зато вто­рой оказался непроходимым: русло реки перегородили крупные облом­ки скал с полутораметровыми про­ходами между ними. Возможность причалить была только перед са­мым завалом за второй, отвесно об­рывающейся в воду, скалой у левого берега. Чтобы обеспечить надеж­ную чалку, пришлось опять прибег­нуть к помощи «кораблика».

И вот экипаж судна, возглавляе­мого В. Киреенко, пройдя неслож­ный участок перед порогом, чалит­ся на «кораблик». Судно маятником относит к берегу, но, не дойдя до места предполагаемой чалки каких-то пяти метров, останавливается на струе, несмотря на дружные усилия гребцов. Экипаж явно в растерян­ности. Нам, страхующим на берегу, видно: чальный карабин привязан не за тот угол каркаса, это и не позволяет тримарану развернуться под нужным углом к струе, чтобы быть прибитым к  берегу.  Шум порога заглушает наши крики. Только догадавшись связаться по рации с ка­питаном судна, высказываем свои соображения. Перецепив чальную веревку за другой угол тримарана, ребята скоро оказались на берегу.

Затем производим обнос непрохода по прибрежным камням. Рюкзаки и тримараны перебрасываем в конец порога. Дальше, метров через пятьдесят быстротока, река  взрывается   очередным   порогом среди  отвесных  стенок каньона. Порог довольно мощный, хотя по  своей  структуре не сложен: два прижима, сначала к левобережной стенке, а потом к правой. Однако прохождение его без тщательной страховки очень рискованно, по­скольку впереди новый, четвертый по счету, порог с явным «непро­ходом» в конце — туда наши тримараны не вписываются своими габаритами.

   И Опять, вооружившись горным снаряжением, взбираемся по круто­му склону на добрую сотню метров, чтобы поверху обойти отвесные бомы и наладить страховку перед входом в четвертый порог. Далее несколько минут сплава, снова ча­сами разведка, организация страховки и опять несколько минут сплава.

КУЛЬМИНАЦИЯ МАРШРУТА

Наиболее сложна вторая поло­вина каньона Фортамбек, где скальные стенки отвесно обрыва­ются в воду. В начале этого участка расположен шестой по счету по­рог. Подойти к нему можно лишь по левому берегу, с помощью вере­вочных перил. В конце порога оче­редной «непроход» — результат обвала скалы правого берега. Упав­шие глыбы перегородили русло ре­ки, оставив узкий, до полутора мет­ров, слив у левого берега. Подойти к «непроходу» невозможно ни по правому, ни по левому берегу из-за отвесных гладких скал. Невозмо­жен и обнос. И снова по скалам вперед уходят разведчики. По дан­ным разведки, единственный путь вперед — наведение навесной пе­реправы через Муксу на обломки скалы у правого берега, по которым можно перетащить суда и возобно­вить сплав ниже «непрохода».

Следующий день уходит на на­ведение навесной переправы, сложность которой заключается в том, как закрепить веревку на пра­вом берегу среди камней. Других путей перебраться на правый берег в районе порога нет. Сначала пыта­емся перебросить через реку реп­шнур с привязанным на конце кам­нем так, чтобы камень заклинился в скальных обломках на правом бе­регу. После двух часов непрерыв­ного бросания камень попадает на­конец в расщелину и надежно за­клинивается. Теперь по натянуто­му репшнуру на блоке спускаем ос­новную веревку с еще большим кам­нем и якорем из чальных караби­нов на конце так, чтобы он угодил в ту же расщелину, где застрял пер­вый камень, После многократных попыток удается закрепить и ос­новную веревку. Теперь, уже вшес­тером, натягиваем ее с помощью полиспаста. Переправа готова.

С подстраховкой двумя основ­ными веревками Сергей Беляев быстро скользит по переправе и уже на другом берегу надежно закреп­ляет веревку. Специально для судов натягиваем через реку еще одну веревку и, как по паромной пере­праве, перебрасываем их на другой берег.

Утром большая часть группы переправляется на правый берег — организует обнос судов через ка­менный завал, а трое уходят на­лаживать страховку перед устьем реки Фортамбек.

Регулярную связь поддерживаем по рации. У нас уже все готово к отплытию, но страховщики просят еще два часа, затем еще час, Наконец страховка готова, и первый экипаж уходит в каньон.

Еще при просмотре второй половины каньона — а разведка произво­дилась по верху его с высоты пол­сотни метров над водой — мы об­ратили внимание на необычайно большие валы в двух порогах на этом участке. Но то, с чем ми столкнулись при прохождении, трудно описать. Отметим лишь, что таких огромных валов нам еще не доводилось встречать. Все наши усилия были направлены на то, чтобы не дать реке развернуть тримаран лагом, на то, чтобы держать­ся и не быть смытыми за борт при борьбе с бешеной Муксу, зажатой тисками скал. Несколько минут такого сплава — и самое страшное по­зади. Река плавно скользит по каньону, как бы собираясь с силами, чтобы обрушить на нас мощь пос­ледних двух порогов каньона.

Чалимся к перилам, навешенным страховщиками на почти отвесной и гладкой стенке каньона. Разом наваливается усталость. Какие-то минуты сплава, и целый день под­готовки к нему!

Прощаемся с товарищами, которые страховали нас. Им пора воз­вращаться к своему судну, чтобы утром, в свою очередь, пройти этот участок. Медленно идет подъем по почти отвесному склону каньона, а мы пережидаем камнепад, прижи­маясь к стенкам небольшой камен­ной чаши у самой воды.

Пора и нам подумать о ночлеге, Неутомимый в работе Алик Ведер­ников находит подобие тропы, ко­торая выводит к небольшой площадке на выступе скалы. От пло­щадки до воды метров двадцать, еще столько же до широкой тер­расы на верху каньона. Однако вы-браться наверх нет ни сил, ни вре­мени. Размеры площадки позволяют разместиться шестерым участ­никам, да и то при условии, если спать на боку. Кому в какой пос­ледовательности спать от края пло­щадки — решает жребий. Подкладываем под себя палатки, влезаем в спальные мешки и быстро засы­паем под мерный шум порога. Олег Ковалев, которому выпало по жре­бию спать с краю, цепляется кара­бином за перила, чтобы ночью не­нароком не упасть вниз. Это у нас уже четвертая ночевка в каньоне под открытым небом, поскольку палатки ставить негде. И опять над головой ярко светят звезды на чер­ном памирском небе.

А наутро прохождение очеред­ного, девятого по счету, порога в каньоне. В этом пороге побывал в воде и сам руководитель, автор этих строк, уже тешивший себя на­деждой пройти «сухим» весь марш­рут.

После прохождения девятого по­рога, опасаясь навала на камни у левого берега ниже устья реки Фортамбек, отгребаем вправо и попа­даем в огромное улово у правого берега. Выйти из него оказалось невозможным: верхний слой воды закручивает непрерывную карусель, а вода из улова уходит придонным течением. После разведки выяс­нилось, что в месте улова когда-то проходило старое русло, потом вдруг река повернула круто влево. Чуть ниже улова расположен пос­ледний, десятый, порог каньона Фортамбек. В пороге сильный при­жим к скале левого берега с глу­бокой промытой водой нишей. Порог был нами пройден вдоль самого правого берега. Примерно через двести метров быстротока река выходит из каньона.

Итак, позади восемь напряжен­ных дней и всего шесть километ­ров по реке, но зато каких километ­ров!

КАНЬОНЫ, КАНЬОНЫ...

Ниже каньона Фортамбек не­сколько километров сравнительно простой реки, и снова стеной встает очередной каньон — Ходырша. Раз­ведка и прохождение его не выз­вали особых затруднений.

Зато сразу за каньоном, напротив устья левого притока — Ходырши, оказался довольно сложный порог. Основная струя, проходя меж двух огромных камней, попадает на тре­тий, сваливаясь с него отвесным трехметровым сливом. При развед­ке порога обнаружили узкую, срав­нительно чистую струю у самого левого берега и по ней успешно преодолели порог.

Далее после серии простых, но довольно мощных порогов река устремляется в узкую щель каньона Верхний Иргет. Каньон сложный, требует тщательной разведки, кото­рая затруднена отвесными свалами, и не менее тщательной страховки, особенно в первой половине кань­она.

Пороги в каньоне короткие и  скорее напоминают сливы. В первом таком пороге-сливе почти все русло перекрыто плоским камнем. Вода, набегая на него, сливается по сторонам. Между плоским камнем  и большим валуном у правого бе рега — узкая щель, расширяющаяся к выходу. После сложного маневра, с ходу вылетаем на плоский камень и дружным гребком сбрасываем судно в правую щель.

Следующий   порог — два  скальных обломка посреди реки, образующих два узких водопадных слива. Уверенно выводим тримаран в левый слив, чем-то напоминающий  лоток.  Потом  страховщики  говорили, что в момент прохождения «лотка» тримаран с экипажем полностью скрылся в пенной яме за  сливом.

В четвертом пороге «с ветерком» пронеслись  по  водопадной  лест­нице с 1,5 — 2-метровыми ступеньками.

Практически без всякого перерыва за Верхним Иргетом следует каньон Кардара. Погода вдруг испортилась. Накрапывает дождь. Это осложняет разведку, поскольку приходится взбираться по крутому склону, чтобы обойти отвесный  бом над рекой. В каньоне - четыре Порога, Успешно проходим первый — «Богатырский», иначе не назовешь. Еще порог, на этот раз по-проще. И вот на повороте новая загадка — мощный порог с центральным сливом около трех с половиной метров. Вырабатываем план действий. Сначала вдоль левого берега проводим одно судно и ставим его на страховку в конец порога. Чуть ниже еще двое страховщиков, готовых в любую минуту прийти на помощь. Первый экипаж начинает прохождение порога. Тримаран заходит по  разгонному треку к основному сливу высотой не менее трех с половиной метров. Падает в слив и на  мгновение скрывается в воде со  всем экипажем. Но вот судно появ­ляется из пенной ямы, но только с пятью гребцами. Где же шестой?  А вот и он, Наташа Нужная, мет­рах в десяти впереди тримарана. Изо всех сил гребем к ней, но, как назло, попадаем в тень большого  надводного камня в русле. Наташа благодаря спаскомплекту повышен­ной грузоподъемности устойчиво держится на воде, мы скоро насти­гаем ее и все вместе чалимся к левому берегу.

Только на берегу приходим в себя и вдруг с удивлением обнаружи­ваем, как изменились окружающие нас горы. Вместо унылого грязно-серого цвета они окрашены теперь в темно-красный. Мы подошли к урочищу Ходжатау, что можно пе­ревести как «Священные горы», названные так, очевидно, за не­обычный цвет. Судя по карте, скоро должен быть левый приток Мук­су — река Сугран, от которой до кон­ца ущелья еще километра полтора. Этот участок для нас пока загадка, поскольку сведений о характере реки ниже каньона Кардара нет.

В районе реки Сугран обнару­живаем четыре порога, значительно уступающие по сложности пре­дыдущим. Без особых осложнений преодолеваем эти последние по­роги, и река выносит наши суда из узкого каньона в широкую доли­ну с низкими берегами. Чалимся к первой попавшейся галечной от­мели.

Нашей радости нет предела. Ведь нам первым удалось пройти этот маршрут, один из самых сложных, остававшийся «белым пятном» на картах туристов-водников! И хотя до конца пути еще несколько десят­ков километров по Муксу, но все самое трудное уже позади.

Автор  Н.Чижов Фото И.Иванова Альманах "Ветер Странствий" №18 1983г. Cоставитель Лев Трипольский

Выложил - Влад Пахотин

Снаряжение для туризма, рыбалки, охоты в магазине Спасик! - Spasik.com

Дата публикации: 2007-04-06 05:49:37 (5960 раз тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Буга


Остальные материалы раздела


Hast 2008-07-23 19:41:53
Re: В ущелье Муксу (ВС)
нету их

1
kaban74 2007-10-14 17:58:25
Re: В ущелье Муксу (ВС)
Скинешь новые номера

2
sibcruiser 2007-04-16 08:15:24
Re: В ущелье Муксу (ВС)
Вышли два новых номера. Начал читать

3
Буга 2007-04-15 09:14:29
Re: В ущелье Муксу (ВС)
хехе, думаешь это так просто, берешь и фигачишь тоннами, ага!

4
iwan 2007-04-12 16:51:48
Re: В ущелье Муксу (ВС)
буга, вот у меня на даче пошивка журнала вокруг света была... я вот возьму и как зафигачу ее сюда! p.s. ниасилил

 
 Авторизация
Логин
Пароль
 

Регистрация

 
 опции

 Версия для печати Версия для печати

 

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

 Реклама
 
 На закуску
Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


Инзер - горная река

Казыр - TROPHY 2004 СЖ

Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

Она 2000 СЖ
 



 
 
Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)