Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Чуя, Катунь, Алтай, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    4.61

    Оценок: 13


     

    Буга

    Чуя - Катунь 2007

    Отчет

    Омская Областная Федерация Туризма
    Клуб водного туризма "Сибирские ЖАБЫ"


    Отчет

    о водном туристском походе 4 категории сложности
    по рекам Чуя, Катунь (Горный Алтай)

    Руководитель группы Карташев С. С.

    Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие
    может быть зачтено всем участникам и руководителю
    четвертой категорией сложности.

     

    Омск - 2007

     

    Содержание:

    1. Общие сведения о походе.
    2. Состав групы.
    3. Общие сведения о районе маршрута.
    4. Организация путешествия.
    5. График маршрута.
    6. Подъезды и отъезды.
    7. Техническое описание маршрута.
    8. Обеспечение безопасности.
    9. Выводы и рекомендации.
    10. Картографический материал.
    11. Ссылки по теме.
    12. Приложения (списки снаряжения).

    1 Общие сведения о походе

    1. Вид туризма - водный
    2. Район проведения - Горный Алтай
    3. Категория сложности - четвертая (усложненная)
    4. Число участников - 4 человека
    5. Средства передвижения - катамараны-двойки с коленной посадкой
    6. Сроки проведения - c 29 апреля по 10 мая 2007 года
    7. Полевых ночевок - 8
    8. Протяженность активной части маршрута - 210 км
    9. Нитка маршрута: г. Омск - г. Барнаул (поезд) - г. Бийск - пер. Семинский - пер. Чике-Таман - р. Чуя - Бегельбашские разбои (машина) - р. Чуя (сплав) - р. Катунь (сплав) - пор. Текдельпень-1 - г. Бийск (машина)- г.  Омск (поезд)

    Маршрут утвержден Омской областной МКК. Выдана маршрутная книжка
    № В5-07.

     

    2 Состав группы

    Ф.И.О Год рождения Домашний адрес Туристская подготовка Обязанности в группе
    1 Карташев СергейСергеевич 1977 Г. Омск Она-Абакан 4 к.с., Шавла-Аргут 5 к.с, участие (2002), Чуя-Катунь-Кадрин 4к.с. участие (2004) Руководитель, автор отчета. Лоцман К1.
    2 Карташева Алиса Юрьевна 1979 г. Омск Она-Абакан, 2000 г., 4 к.с., У; Утулик, 2001 г., 4 к.с., У; Казыр, 2004 г., 2 к.с., У; Урсул-Катунь, 2006 г., 4 к.с., У  Завхоз, медик матрос К1
    3 Пахотин Владислав Евгеньевич 1986 г. Омск Мрас-су 2001г. 2 к.с. У;Уда, 2002г., 3 к.с., У; Мана, 2006 г., 2 к.с., Р;  Сисим, 2005 г., 3 к.с., Р Ремонтник, соавтор отчета, матрос К2
    4 Таракин Александр Сергеевич 1985 г. Омск Яя, 2005 г., 1 к.с., У; Она-Абакан, 2005 г., 4 к.с., У; Урсул-Катунь, 2006 г., 4 к.с., У) Фотограф, лоцман К2

    K1, К2 - катамараны-двойки производства клуба "Одиссей".

     

    3 Общие сведения о районе маршрута

    Алтай - горная страна на территории юго-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России - Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м, самая высокая точка - г. Белуха (4506м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.

    Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января --190С, июля +190С, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -120С до --310С, июля от +9 до +180С. В горах количество осадков составляет 1500-3000 мм в год, в межгорных котловинах и долинах 150- 200 мм. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

    Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек Бии и Катуни берет начало р.Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер, наиболее примечательны Телецкое и Маркаколь.
    На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые почвы.

    Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами, особенно большие массивы которых расположены в долинах горных рек, вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степней, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек.

    Маршрут проходит на территории Алтайского края и республики Горный Алтай, коренное население которой - алтайцы.

    Автобусами по тракту можно добраться до Онгудая, Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю.
    Основная транспортная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт (621 км), идущий из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул и Бийск, связанные автобусным (и авиационным) сообщением с Горно-Алтайском и другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю. Самолетом - из Барнаула до Кош-Агача. Вертолетом - из Горно-Алтайска до Акташа

    Горный Алтай чрезвычайно популярен среди туристов-водников, т.к. здесь можно выбрать маршрут любой сложности с относительно несложной заброской. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба, Чарыш, Песчаная, Кокса.

    Р. Чуя - правый приток Катуни. Сплав по ней, в зависимости от уровня воды, можно начинать от поселков Курай или Чаган-Узун. Полное прохождение р. Чуя на катамаранах оценивается 6 к.с., причем эта сложность определяется 15-километровым Мажойским каскадом. Выше Мажойского каскада препятствия не выше 4 к.с. Прохождение Чуи с обносом Мажойского каскада оценивается 5 к.с.

     

    4 Организация путешествия

    Путешествие было организовано клубом водного туризма "Сибирские ЖАБЫ". Заявочные данные были рассмотрены Омской областной МКК. Выдана маршрутная книжка № В5-07

    Путешествие имело следующие цели:

    • приобретения опыта сплава на катамаране-двойке(для одного участника);
    • повышения опыта прхождения рек данной категории сложности
    • знакомство с рекой Чуя, препятствиями соревнований «Чуя-ралли», порогами средней Катуни;
    • отработка действий в экстремальных ситуациях: самосплав, взаимная страховка с воды, движение неполным экипажем;

    • психологический отдых от проблем цивилизации.

     

    Выбор маршрута был также определен графиком выходных дней и финансовыми возможностями участников. К тому же, учитывая то, что руководитель группы ранее проходил этот маршрут выбор еще и определялся большей обеспеченностью группой информацией по этому маршруту

    Заявленный график составлялся с расчетом на отдых - были запланированы две дневки, с возможным прохождением  выходных порогов Кадрина. Но учитывая не очень большой темп движения, обусловленный испортившейся погодой, а так же необходимостью зарядить камеру, потеряв полдня, дневок не получилось.

    Заброска и выход с маршрута осуществлялась на автомашине бийской фирмы «БиАлТур», с которой договорились еще из Омска

    Личное и командное снаряжение являлось собственностью участников, а так же других членов клуба "Сибирские Жабы". Перед походом было проведено несколько организационных собраний, на которых был обсужден маршрут и все организационные вопросы


    5 График движения

    Дата Участок маршрута Расстояние,
    км
    Способ
    передвижения
    29.04 Омск - Барнаул 1000 Поезд
    30.04 Барнаул - Чибит 700 Авто
    1.05 Стапель, Чибит - р. Бока 10 Сплав
    2.05 Р. Бока - пор. Бегемот 17 Cплав
    3.05 Пор. Бегемот - пор. Иодринский 28 Cплав
    4.05 Пор. Иодринский - пор. Турбинный 22 Сплав
    5.05 Пор. Турбинный - пос. Сальджар (на Катуни) 50 Сплав
    6.05 Пос. Сальджар - пор. Шабаш 40 Сплав
    7.05 Пор. Шабаш - навесной мост(км) 62 Сплав
    8.05 Навесной мост - пор. Текдельпень - 1 24 Сплав
    9.05 пор. Текдельпень - 1 - Бийск 560 Авто
    10.05 Бийск - Омск 1500 Поезд

    .

    6 Подъезды и отъезды

    Классический пункт начала маршрута 4 к.с. по Чуе и Катуни- поселок Чибит. До него можно добраться от Горно-Алтайска или Бийска автобусом на Кош-Агач, а можно и частниками, которые сейчас относительно недороги в сравнении с рейсовым транспортом. Торговаться с частниками можно и нужно. 

      Мы не хотели доезжать до Чибита и начать сплав с конца Бельгибашских разбоев по причинам, изложенным в разделе "Выводы и рекомендации", но нам ве же удалось доехать почти до него. Поэтому  по разбоям мы сплавлялись.

    Выход с маршрута - из поселка Чемал, если не оговорено специального места встречи. Вообще, дорога по правому берегу Катуни начинается еще в поселке Куюс, поэтому вариантами выброски могут быть поселки расположенные гораздо выше Чемала - Куюс, Еланда и др.

    7 Техническое описание маршрута по рекам Чуя, Катунь, Кадрин

    Нумерация препятствий по Чуе соответствует лоции М. Иванова (Новосибирск) 2001 г. По Катуни мы руководствовались лоцией В. Юрина (Москва) 2000г

    Сложность препятствий оценена руководителем группы в соответствии с наблюдавшимся уровнем воды. Поход проходил в условиях поднимающейся воды. Чуя от Бельгибашских разбоев до устья - вода ниже среднего , Катунь от устья Чуи до устья Кадрина - выше средней, до конца маршрута - средняя.

    Классификация препятствий:
    Л- препятствие проходится сходу, линия движения не существенна, ошибки не приводят к серьезным последствиям.
    С- при прохождении требуется выдерживать конкретную линию движения, грубые ошибки могут привести к аварийной ситуации. Разведка может иметь смысл, но она не обязательна.
    Т- разведка необходима, может возникнуть необходимость в страховке. Ошибка может иметь серьезные последствия как для судна, так и для его экипажа.

    7.1 Река Чуя от Чибита до устья.

    Длина участка Чуи от Чибита до устья порядка 90 км, требует 8- 10 часов чистого ходового времени на прохождение, в зависимости от уровня воды и желания экипажа гоняться за наиболее быстрой струей на прогонных участках. Падение на участке относительно большое для реки с таким расходом (более 7 м/км), но оно вырабатывается равномерно. Поэтому река течет быстро, но порогов достаточно мало.


    Пр. 1Л. Бельгибашские разбои. Так называется участок Чуи от Чибита до правого притока Бельгебаш. Длина участка около 9 км. Много островов, течение быстрое, отдельные валы. В протоках возможны завалы. Берега неудобны для чалки. В конце участка река собирается в единое русло. Появляются высокие скальные выходы по берегам.

    Из-за того, что начали сплав выше чем предполагалось,разбои пришлось проходить. В результате в одной из правых проток произошел киль катамарана К1, который затянуло под расческу, и опрокинуло мощной струей. Впоследствии прошли дальше, в основном правыми протоками.

    Пр. 2С-. Пор. Сумрачный. Неплохой ориентир - щит на дороге с надписью "Улаганский район", видимый с воды. Порог образован в месте скального сужения русла. Длина 300м. Препятствие можно разделить на две части. В первой - камни в русле, валы, небольшие сливы, река течет одним руслом на прямом участке. После этого начинается вторая ступень порога. В ней струя разделена низким галечным островом с завалом в его начале на две части. Правая часть шире и мельче, левая- уже и глубже. В обеих протоках валы. Разведка по правому берегу (по левому-скальные бомы).

    По большой воде проходить удобнее правой протокой, по малой и средней- левой. По большой воде следует избегать попадания в завал, к которому прибивает струя, а вот в малую воду перед завалом отмель и он поэтому не опасен.

    На стелле "Улаганский район" написано со стороны трассы, со стороны реки написано "Онгудайский район". Порог расположен ниже стеллы метрах в 500, за левым поворотом. В нашу воду было уместней перечалиться на левый берег перед поворотом, и просмотреть порог по левому берегу. Проходили кильватерной колонной.

    Пр. 3С+. Пор. Буревестник. Менее чем в одном километре за Сумрачным, сразу после небольшого левого притока Карадюрек, место впадения которого в глаза не бросается. Ориентиром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий правый берег, косогор. Чалиться можно прямо перед островом в правой протоке, либо сразу за островом перед правой береговой глыбой в улово. Заходить в порог можно с любой стороны от острова. Состоит из двух ступеней, между которыми можно зачалиться на правый берег. Первая ступень характеризуется большим падением и множеством камней, требует разведки (разведывать по камням правого берега). Легче проходить справа. Вторая ступень более короткая- валы и сливы на коротком участке, основная струя сжата большими камнями, образующими ворота, левая часть русла наглухо перегорожена скальными обломками.

    Ошибочно приняли вторую ступень пор. Сумеречный за Буревестник. Проходинли Буревестник сходу. На будущее - за правым поворотом - вторая ступень Сумеречного! Порог Буревестник в 5-10 минутах сплава!

    На правом берегу над порогом великолепная стоянка, популярная среди коммерческих водников, но за дровами придется бегать или иметь с собой хорошую пилу.

    Пр. 4Л. Порог. Через 150 м после Буревестника. Ничем не примечателен.

    Пр. 5Л. Порог. Расположен перед низким деревянным мостом. Этот мост надо иметь в виду в случае большой воды - возможно, его придется обносить.

    Пр. 6С. Пор. Ярбалыкский расположен сразу за деревней Ярбалык, метров в 300 ниже моста через правый приток Ярбалык. По ходу сплава виден указатель деревни на дороге. Препятствие представляет собой мощную шиверу с быстрым течением, длиной около 500 м. Камней в русле немного.

          Моста, указанного в описании не было, проходили кильватерной колонной

    После этого на реке относительно спокойный участок- галечные острова, пара мелких порожков.

    Весь участок после пор. Буревестник до пор. Бегемот шли сходу. Разведали порог вечером перед ужином.

    Пр. 7Т. Пор. Бегемот. Длина основной части около 200 м. От порога Буревестник до порога Бегемот примерно 1 час чистого сплава. Ориентир начала порога- деревянный мост через Чую на левом повороте после устья р. Айгулак. Увидев его, следует чалиться, лучше на левый берег (длинный прямой участок, крупная галька). По обоим берегам есть тропа. Разведка по камням либо правого, либо левого берега, полный просмотр структуры порога удобен с высокой полки левого берега.

    Порог расположен на плавном S-образном повороте в скальном сужении. Начинается метров за 100 до моста разгонной шиверой, которая перед мостом наваливает на правые камни. Прямо под мостом сложный слив с косой бочкой. Далее серия сливов, валов и бочек, мощность и количество которых зависит от уровня воды. В нашу воду можно было выделить порядка семи ступенек, составлявших два каскада. Линия движения четко видна с воды, т.к. основная струя везде выражена. Примерно в середине порога на левом повороте струя разделена на две части характерным камнем, называемым "Акулий плавник". Необходимо избегать навала на "плавник" и попадания в правую часть струи, т.к. в противном случае можно угодить в прижим под скалы. После этого сложных мест впороге нет.

    Просмотр порога по левому берегу показал, что по этой воде он не представляет особой сложности для нашей группы. Была возможность разгрузится и оставить вещи в дружественном лагере, за порогом, так и сделали. Порог проходили утром, разгруженные. Это позволило обоим экипажам уйти левее так называемого "акульего плавника" и не свалиться в "Бегемот". 

    После порога Бегемот длительное затишье. До порога Классический - пара локальных плюх на замусоренных камнями коротких участках, которые как препятствия не выделяются. Далее издалека видно, как река перегорожена камнями - это начало следующего каскада.

    Пр. 8С-. Пор. Классический - крупные глыбы со сливами и валами между ними на коротком участке реки. Граница со следующим препятствием находится непонятно где.

    Пр. 9С+. Пор. Слаломный. Начинается на правом повороте реки, В русле реки каменные глыбы. Длина порога около 3 км, а по сути это каскад порогов 3-4 к.с., между которыми кое-где можно и зачалиться. Река течет в ущелье с высокими осыпными берегами. В русле много камней, местами узкие проходы, имеются навалы на камни. Порог соответствует своему названию- сложная линия движения, местами требуется энергичное маневрирование. Течение быстрое. Разведывать бессмысленно, т.к. препятствие длинное и линию движения все равно не запомнить.
    После окончания каскада река резко успокаивается, и далее на протяженном участке расположено лишь несколько простых (не выше 2 к.с.) порогов.

    Пр. 10Л. Пор. Обманный находится в 8-10 минутах сплава от Слаломного, через некоторое время после деревянного моста через Чую.

    Пр. 11Л. Порог. Камни в русле.

    Пр. 12Л. Пор. Веер представляет собой шиверу с камнями в русле у левого берега от которых веером расходятся струи. На левом повороте несложный прижим к правому берегу

    Пр. 13Л. Пор. Городовой - большой камень в русле, небольшие валы.

    Пр. 14Л. Пор. Безымянный - препятствие типа порог-шивера.

    Пр. 15Л. Пор. Дозорный. В русле реки расположена здоровенная глыба, в большую воду на нее идет навал основной струи.

    Шли весь участок после порога Бегемот сходу. Линия просматривается с воды. Единственное серьезное препятствие - косая бочка с навалом на большой обливной камень,в пороге Слаломный, где задержался катамаран К2

    Пр. 16-19Л. Пороги. Локальные порожки на поворотах реки, а по сути- перекаты. Один из них напротив пос. Белый Бом, ориентиры которого- большой белый бом по правому берегу и памятник справа на скале прямо над рекой (в честь четырех красногвардейцев, сброшенных белыми с этой скалы в годы гражданской войны).

    Пр. 20С. Пор. Иодринский начинается за мостом через Чую и представляет собой быструю и мощную шиверу с валами до 1 - 1.2м и скоплениями камней. Длина не менее 1 км. Сразу за левым поворотом несколько локальных сужений русла с валами в них. Препятствие проходится в основном в левой части русла.

    Далее на участке много шивер, по разной воде одни из них вырождаются, а другие проявляются. Поэтому на лоциях отмечаются лишь немногие из них. Река течет с хорошей скоростью даже на гладких участках.

    Пр. 21Л. Пор. Мокрый. Камни в русле.

    Пр. 22Л. (Шив. Степная) и пр. 23Л. (Шив. Раздор) - вполне неплохие шиверы по малой и средней воде, а вот по большой воде их надо еще и суметь заметить.

    Пр. 24Т-. Пор. Турбинный. Хорошего ориентира не имеет. На участке перед порогом три левых поворота, на которых слева бом, а справа - крутой берег, осыпь с крупными камнями, порог расположен на третьем повороте. В этом месте в верхней части обрыва с правого берега торчит сливная труба, но можно легко и не заметить ее, поэтому это плохой ориентир. Разумно чалиться к правому берегу в конце правого поворота и осматривать порог с правого берега, поднявшись на полочку по тропе. Но, если вы уже влетаете в порог, нужно чалиться направо в улово прямо перед водосбросом.

    Порог начинается с короткой разгонной шиверы. Русло на крутом левом повороте перегорожено скальными выходами коренных пород, делящими реку на две протоки. По малой воде можно чалиться, завидев свал воды и крутой поворот, времени и места хватает. Правая протока по нашей воде была недостаточной для прохождения катамарана. В левой протоке два варианта прохождения - справа и слева от большой глыбы. Общий перепад уровня воды в пороге до 4 м.

    Сразу после порога река затихает, поэтому страховка с воды очень эффективна - можно без проблем собрать все, что пойдет из порога. С берега можно страховать только прохождение правой протокой.

    В случае необходимости обноса порога - обносить по правому берегу, т.к. с полки левого берега долгое время нет нормального спуска к воде.

    После разведки по правому берегу пошли порог. Катамаран К1 до порога ударился о камень левым бортом. Из-за быстрого течения развернулся и не успел выйти в основную струю , в результате чего, катамаран занесло в улово, за камень, где дальше по нашей воде между правым берегом и камнем в русле образовалась небольшая протока, непроходимая для катамарана. Были проведены спасработы с берега. Экипаж катамарана К2 прошел входные бочки успешно, потом зачалились в улове слева, перед основным сливом, для выбора линии движения. Слились вправо, хотя с трудом. Экипаж К1 заново занесли катамаран и успешно прошли порог, разгруженными. Слились по центру. Во время разведки встретили группу из Северска, которые все врем обеспечивали страховку с воды.

    Пр. 25Т. Пор. Турклуб Горизонт. Находится в 500м ниже порога Турбинный после прямого участка простой шиверы. Разведка и страховка по правому берегу.

    Порог расположен в узком каньоне с высокими (до 25м) скальными стенками. Имеет две ступени. В первой ступени ширина реки метров 15 с перепадом около 5м, длина 50м. Расположенные по центру обломки скал делят струю на две части. Левая часть струи по малой воде идет через гряды полуобливных плит и зубьев и является сложно проходимой, на выходе торчит острый камень. Уже средняя вода делает эту протоку вполне ходябельной, но появляются мощные бочки. Правая часть струи более чистая- горка с валами, пара бочек. После слияния проток следует подковообразная обливная плита, образующая длинную неглубокую бочку.

    После первой ступени справа, под отвесной скалой имеется улово, которое можно использовать для страховки первой ступени с воды. При большой воде улово исчезает и струя подходит под самые скалы.

    Между ступенями на левом повороте река образует прижим к скалам правого берега, осложненный карманами. По средней воде уход от прижима не сложен, по малой прижима практически нет.
    Вторая ступень образована сплошной грядой обломков скал, плит, отходящих от правого берега. По средней воде большая их часть залита и прохождение не представляет труда. По малой воде слева есть лишь небольшой проход со сливом 1 - 1.5м, куда довольно трудно выгрести. Большая вода резко усложняет порог- прижим вправо делается мощным, а уход от него- проблематичным, при этом организовать какую-то осмысленную страховку затруднительно.

    Обнос порога удобнее делать по правому берегу по тропе, однако возможен обнос и по левому берегу с преодолением крутого подьема.

    Разведали порог вечером перед ужином. Проходили утром следующего дня, вместе с Северчанами, кильватерной колонной. Сверху вечером было не видно, что справа вода наваливает на камень, торчащий прямо из скалы. Катамаран К1 сели на него правой гондолой, развернулись и слились кормой вперед. Катамаран К2  зацепил правой гондолой камень, а левая пошла в слив, в результате чего совершил оверкиль. Экипаж смог самостоятельно зачалится в улове, после чего развернуть катамаран и пройти порог до конца. Все это время  их страховали с воды, ниже порога.

    Пр. 26С. Выходная шивера. Валы и слалом между камнями. Река делает несколько резких поворотов. В пределах шиверы возможно зачаливание, по крайней мере, по средней и малой воде, так что это по сути не одна шивера, а каскад шивер.

    Прошли участок сходу и далее шли до стрелки с Катунью.


    7.2 Река Катунь от устья Чуи до пор. Текдельпень-1


    От устья Чуи до устья р. Б.Ильгумень шиверы с отдельными валами и бочками до 1,2 м, ближе к концу участка - до 1,5 м. Река течет по степной котловине, пейзаж типично среднеазиатский, только теневой склон левого берега местами покрыт лесом. По левому берегу идет Чуйский тракт, местами видимый с воды, местами отходящий довольно далеко. На уединенных террасах обоих берегов есть хорошие стоянки. В пос. Яломан паром и строящийся мост. В конце участка Чуйский тракт уходит в горы по долине р. Б.Ильгумень. На ручье несколько домиков дачного вида - какой-то новый кордон, предлагающий различные услуги отдыхающим. Ходовое время от пос. Иня 2.10.

    Пр. 27Т. Пор. Ильгуменский. Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р. Б.Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам - начало порога, а также домики на левом берегу. В сужении русла цепочка валов в пределах 2,0 м. Далее под левым берегом бочка, не представляющая особого интереса. Просмотр по правому берегу; порог очень фотогеничный. Берега высокие, сложены из крупных темных валунов, удобная чалка находится довольно далеко.

    Проходили кильватерной колонной

    За порогом степь быстро кончается, начинается сосновый лес.

     

    Пр. 29С. Кадринская труба. Начинается от устья р. Кадрин, но по нашей воде к ней можно причислить и несколько шивер непосредственно перед ним. Серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8-2,0 м. Наиболее мощные шиверы в начале участка, наиболее сложные - ближе к концу. Развитая вертикальная турбулентность. В частности, во всех случаях, когда после скального сужения струя выпадает на широкий плес, с обеих сторон образуются мощные массивы поганок; желательно держаться строго по оси потока, чтобы пройти максимально далеко по относительно чистой струе. Эта же картина характерна и для последующих шивер. Много хороших песчаных стоянок в сосновых лесочках; березняки и кустарники, напротив, указывают на неровный берег, заваленный камнями и бревнами.

    Прохождение походным порядком В нашу воду валы были довольно высокие, по всему участку трубы. На одном из участков с очень сильными валами, экипаж К1 решил подождать и подстраховать К2, направились в улово, попал в неприятную бочку боком, развернулся и зашел в улово, откуда не смог самостоятельно выбраться.  Наблюдая это с воды, экипаж К2 набрав скорость "прорвал" бочку, зачалились ниже, помогли вытравить катамаран К1.

    Пр. 30С. Пор. Мешок Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные, но слабые поганки. Интересно, что река, ее изгибы, ландшафт, растительность почти в точности повторяют участок в середине Кадринской трубы после предыдущего правого поворота.

    Пр. 31Т. Пор. Шабаш. Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и крупные скальные обломки на правом. Ходовое время от пор. Ильгуменский 1.40. Просмотр по правому берегу.
    В первой ступени на входе валы, бочки до 1,5 м: сначала на полреки от правого берега, затем на полреки от левого. Далее основной слив в скальных воротах: в центре пульсирующая бочка 2 м, слева косые бочки до 1,5 м, под правым берегом есть чистый проход. На повороте между входными сливами и основным - поганки, сложная картина боковых сносов. На выходе валы до 1,5 м.

    Проходили по одному судну правой протокой со  страховкой с берега.

    Вторая ступень - прямая горка с валами до 2,0 м. На входе возле правого берега крутой слив высотой 1,2-1,5 м через гряду обливных камней, за ним жесткая бочка. За порогом на правом берегу лежат остатки понтонного моста, принесенного и выброшенного давним паводком.

    После просмотра входную бочку ступени обнесли, далее прошли по правому берегу походным порядком.

    До устья р. Урсул несколько простых шивер. От устья снова начинается степь, попадаются мотоциклы, машины, новые избы и всякий праздный люд.

    Пр. 32Л. Порог за устьем р. Урсул - гладкие валы до 1,5 м. За порогом слабый прижим к скале правого берега, за скалой у берега полощутся остатки канатной переправы.
    Далее простые шиверы с валами до 1-1,2 м. Аналогичные шиверы образуют общий фон реки и в дальнейшем; следует помнить, что на выходе из скальных сужений на спокойные плесы почти везде образуются мощные и обильные поганки.

    Примерно через 5 км после устья р. Сумульта русло сжимается скалами, над очередной шиверой через реку переброшен подвесной пешеходный мостик.

    Пр. 33С. Пор. Каянча. Сужение в скальных стенках перед устьем р. Каянча 1-я. Валы до 1,8 м, прохождение сходу.

    После порога правый поворот, по левому берегу бом. За ним в следующих 2 шиверах валы до 2,0 м.
    От устья р. Каянча 2-я начинается сосновый лес с хорошими стоянками.

    Между устьями рр. Кемечапык и Байтыгем - 2 длинные шиверы с валами до 2,0 м.

    Пр. 34Л. Пор. Аяла - за устьем р. Б.Аяла. На входе в центре слив с плиты, бочка 1,5 м. Далее валы до 1,2 м. Прохождение с хода. Далее простые шиверы.
    В устье р. Улюта красивые скальные острова.

    От устья р. Бельтертуюк по правому берегу видна дорога.

    Все остальные препятствия проходили походным порядком со взаимостраховкой.

    8 Обеспечение безопасности

    Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и гидрокостюма. Группа имела подробное описание и лоцию реки.

    При сплаве применялась разведка ключевых препятствий и взаимостраховка с воды.

     9 Выводы и рекомендации

    Выводы других отчетов, которые нам пригодились

    Маршрут по данной воде соответствует 4 (усложненной) категории сложности. Может быть пройден на любых судах. Предпочтительны каяки, катамараны-двойки и четверки. . Фоновый сплав соответствует 2-3 к.с., и при повышении уровня воды его сложность принципиально не меняется, а вот ключевые препятствия становятся гораздо опаснее. Поскольку последних мало, то, как следующий спортивный маршрут после "троек", Чуя от Чибита подходит не самым лучшим образом.

    Реально водная часть маршрута в нашем варианте может быть пройдена достаточно опытной группой за 5 сплавных дней. При наличии свободного времени к этой связке рек можно также добавить нижний каньоны Урсула и Кадрина.

    Местные жители (имеются в виду берега Чуи) к туристам привычны и никаких препятствий им не чинят, относятся дружелюбно.

    Достоинства маршрута - отсутствие пешей части, элементарная заброска, возможность аварийного схода на любом участке. Основной недостаток- заселенность долины Чуи - является неизбежным следствием вышеозначенных достоинств. Конечно, наличие крупной автомагистрали, сопровождающей реку на всем протяжении маршрута, сильно снижает его эстетическую ценность.

    Наши выводы 

    Наглядный опыт прохождения "Бельгибашских разбоев", киль катамарана К1 показывает, что делать там нечего, и спортивного интереса этот  участок не представляет. Можно запросто и поломать или порвать чехлы катамарана, угодив в завал или под расческу.

    Что касается хороших стоянок по ходу движения, то они на Чуе есть. Предпочтительнее располагаться по левому берегу (по правому проходит дорога). На участке за 5 км от порога Турбинный до порога Горизонт хороших стоянок нет (голые полки, мало дров). Чтобы не загаживать и без того часто посещаемые места, настоятельно рекомендуется пользоваться оборудованными стоянками, которые есть везде. Можно стоять и на пороге Бегемот (распространенные слухи о отсутствии там дров распущены людьми, которым лень отойти на тридцать метров от базы), и ниже порога т/к Горизонт. А вот напротив пор. Турбинный стоять неудобно, хотя люди часто стоят именно там. Очень хорошая стоянка напротив устья Чуи.

    Из враждебных человеку животных нами было встречено несколько клещей. Один раз видели змею, предположительно гадюку.

    Планы группы на поход были полностью выполнены. Все ее участники продемонстрировали требуемую техническую подготовленность, успешно освоили поставленные задачи.

    Тактика группы основывалась на оценке адекватности своих возможностей препятствиям на маршруте. Прохождение самых сложных препятствий, связанное с повышенным риском возникновения экстренных ситуаций осуществлялось совместно с параллельными группами для дополнительной подстраховки.

    Если вы не хотите напрягать другие группы(хотя никто не относился к нам как к напрягу), увеличивайте количество судов в своей группе.

    Одной из основных помех на Катуни может стать встречный ветер. Оценка ходового времени должна учитывать этот фактор. У нас сильный встречный ветер был только в первый день на Катуни

    Чтобы неожиданно на попасть в основные пороги Чуи, несколько рекомендаций.

    Буревестник: не сразу за Сумрачным а чуть пониже.

    Бегемот: Вроде просто - мост. Однако, как показала практика этого недостаточно, мы ждали совсем другой мост. Дополнительный ориентир - табличка на большом камне справа. Ее очень хорошо видно, особенно в солнечную погоду.

    Турбинный: Группам, которые до этого не были на маршруте целесообразно остановиться при заброске и осмотреть порог с трассы (минут через 10-15, после того, как трасса подходит к Чуе, порог виден с дороги, даже во время движения), запомнить ориентиры, чтобы не пропустить.

    Горизонт: Если вы заметили Турбинный, то остановитесь и осмотрите Горизонт - он в 300 метрах ниже.

    10 Официальный дневник

    30.04. Отъезд из  Омска поездом до Барнаула. Стоимость билетов в районе 750 р. (плацкарт).

    1.05. В Барнауле в 8 утра.Сразу выехали. Заехали в Горно-Алтайске в ПСС, отметились и отстучали телеграмму. Вечером оставили Гришу на Бегемоте, сами доехали до места стапеля. Погода солнечная.

    Фото 1.Въезжаем в республику Алтай. Гриша, Саня, Алиса, Влад, Серега.

    2.05. Строительство начали в 8:00. Так как все элементы каркасов были из легкосплавных металлов, стапель особенно не затягивался, но никто особенно не напрягался, поэтому закончили стапель в 13.30, решили пообедать там же.

     

     

     

     

     

     

    Фото 2. Стоянка на Бегельбашских разбоях. Утро перед сплавом.

    После обеда начали сплав (в 15:00).  Начались разбои, протоки. Первая же разведка показала, что впереди завал. Обнесли

    Фото 3 Обнос завала.

    Через 20 минтут  после левого поворота произошел оверкиль катамарана К1, который попал в расческу. Экипаж катамарана К2 сумели зачалиться перед расческой и провести спасработы катамарана. Экипаж К1 выбрался самостоятельно. Далее шли с предварительной разведкой каждых 500 метров. Встали в 17.30

    3.05. Подъем в 9:00. Разведка показала, что дальше разбои заканчиваются. Вышли в 12.30. Дошли до порога Сумрачный, разведали. Прошли по центру. Запланированная дневка с тренировками на пороге Буревестник не получилась, из-за потери времени на разбоях. Вечером (16.00) дошли до Бегемота. Решено было проходить порог утром, разгруженными. Вещи отнесли в лагерь каякеров, где и ночевали.

    4.05. Подъем в 7:00. Поднялись по трассе к катамаранам и начали прохождение Бегемота. Съемка и страховка с берега. Оба экипажа сумели обойти "Акулий плавник " слева, и не попасть в высокий слив с камня (Бегемота).

    Фото 4 Вход в пор. Бегемот. Двойка - Карташев - Карташева

    Фото 5 Обруливание камня слева. Двойка Таракин - Пахотин.

    Дальнейшие препятствия проходили без разведки, со взаимостраховкой. Последний порог за день - Иодринский, с высокими валами и бочками. Встали в 18.30 , сразу за ним.

    5.05.  Утром проверка аккумулятора на видеокамере показала что необходима подзарядка. Учитывая то, что фотоаппарат пришел в негодность после оверкиля, было принято решение сходить в Иодро и подзарядить камеру. В результате было потеряно полдня, но по крайней мере съемка дальнейшему походу была обеспечена полностью.

    Вышли после обеда в 15.00. Дошли до Турбинного около 16.30. Во время разведки порога встретили группу из Северска, которые помогли, осуществив страховку с воды.  Экипаж катамарана К1 не справился с управлением и посудину затянуло вправо в непроходимкю протоку между камнем и берегом. После спасработ было решено пройти еще раз, разгрузившись.

    Экипаж К2 принял решение пройти в правый слив, но струя очень сильно занесла корму, в результате слились боком.

    Фото 6 Слив в Турбинном. Двойка Таракин - Пахотин

    Разгрузившись, К1  прошли чисто, по центральному сливу.

    Фото 7 пор Турбинный. Двойка - Карташев - Карташева

    5.05. Подъем в 8.00. Вышли в 10.00, проходили Горизонт вместе с Северцами. Т.к. разведка порога проводится сверху (порог  в каньоне) было трудно оценить реальное направление струи, в правой части, которая, как оказалось , наваливает на камень, выпирающий справа из скалы. К1 сели на него, одной гондолой, развернулись и слились задом. К2 так же сел правой гондолой, левая пошла в слив, в результате произошел оверкиль. Экипаж смог самостоятельно зачалиться в улове, перевернуть катамаран обратно, и пройти оставшуюся часть порога. Внимание! В большую воду улова нет, а сильный прижим на скалу, от которой надо выгребать. В любом случае основную часть порога надо проходить с заходом с права и уходить к центру.

     

    Фото 8 пор  Горизонт. Двойка - Карташев - Карташева сели на камень.

    Фото 9 пор  Горизонт. Двойка - Таракин - Пахотин. Оверкиль

    Сходили за рюкзаками и продолжили сплав. Через 25 минут были уже в устье. Погода испортилась. Начался дождь, встречный ветер. Встали в 18.00 у пос. Сальджар

    6.05. Подъем  в 7:00. Начали сплав в 9:00. Вода за ночь поднялась на полметра.  В результате валы и стали еще внушительней. Перед Ильгуменем встретили группу на плоту, вместе с которыми осуществили прохождение порога Ильгумень и часть Кадринской трубы. Уровень воды в Кадрине, а так же всех притоках Катуни, которые мы встречали очень мал.  В середине Кадринской трубы в сильной бочке застрял К1, который потом ушел в улово, чтоб подстраховать К2, но не смогли выбраться оттуда самостоятельно. Экипаж К2 прошли бочку, и зачалились, чтоб помочь, т.к. из улова они не могли выбраться самостоятельно. Остальной участок трубы и порог Мешок, проходили вместе с группой на Честере. Встали перед порогом Шабаш. Вечерняя разведка показала, что при таком уровне воды порог представляет серьезную опасность для двоек. Было решено проходить только первую ступень.

    7.05 Подъем в 9.00. Погода исправилась. Вода упала, в результате мы обнесли только входную бочку второй ступени, остальное прошли. Весь день катамараны по очереди тормозили воронки. Из-за перестраховки(вода все же была высокая), а также недостатка времени, было принято решение закончить маршрут перед Текдельпнями. За Сумультой, на горе у пешеходного мостика позвонили в фирму, где нанимали машину и договорились. Ночевали там же, у мостика.

    Фото 10. Навесной мостик через Катунь.


    8.05 Вышли в 10.30 Дошли до "Пней" без особых приключений, если не считать ветер. У "Пней" были в 16.45. Начали антистапель, сборы. Сильный ветер, мешал собираться, зато сушка прошла быстро. Вечером приехала машина, которая увезла нас в Бийск

    9.05.Утром были в Бийске, сели на поезд, и через сутки были дома.

     

     

    10 Картографические материалы по рекам Чуя, Катунь, Кадрин

    При подготовке похода использовались карты и схемы с выпущенного нами CD «Водные маршруты России / Алтай». Для использования непосредственно на маршруте были подготовлены, распечатаны схемы формата А4, а также краткая лоция, которые и приводятся в данном разделе.

    Схема Чуи. Лист 1 (80К)

    Схема Чуи. Лист 2 (80К)

    Схема Катуни. (Лист 1 , Лист 2) , Краткая лоция Чуи-Катуни для распечатки (350К)

     

     

     

    11 Список ресурсов Интернет, содержащих полезные материалы по рекам Чуя, Катунь, Кадрин

    При подготовке похода по данному маршруту мы рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими источниками:

    1. http://gaba.su/Pages/Publication_253.html - Неофициальная версия дневника
    2. http://turizm.lib.ru/j/jurin_walentin_ewgenxewich/altai-2000.shtml - В.Е. Юрин «Вокруг да около Катуни» - описание препятствий Катуни
    3. http://www.splav-academ.narod.ru/reports/river/chuya/chuya01/chuya01.htm - М.К. Иванов Отчет по маршруту Чуя-Катунь 2001г.
    4. http://gaba.su/Pages/Publication_18.html - Г.А. Филимонов Отчет по маршруту Чуя-Катунь-Кадрин 2004 г.

     

    12 Материальное обеспечение группы

     

    Необходимый набор продуктов питания имеется.

    Общественное и личное снаряжение в достаточном количестве имеется.

    Специальное снаряжение:

    Групповое Личное (на группу)
    Наименование Количество Наименование Количество
    Катамаран- двойка 2 Каска 4
    Палатка с тентом 1 Спасжилет 4
    Страховочный конец "морковка 4 Гидрокостюм 4
    Запасные лопасти для весел 3 Гермомешок 4
    Котлы 2 Спальник 4
    Аптечка 1 Коврик 3
    Ремнабор 1 Личное(одежда, посуда), компл. 4
    Фотоаппарат 1    
    Видеокамера 1    
           
           
           

     

    Необходимый ремонтный набор имеется.

                Необходимый набор медицинской аптечки имеется.

                Весовые характеристики груза, взятого на маршрут:

     

    Наименование На 1 человека На группу в 4 чел.
    Продукты (всего / в день) 5,6 кг. /800 гр. 22,4 кг/3,2 кг
    Групповое снаряжение 20 80
    Личное снаряжение 14 56
    Всего: 40 160

    Максимальная нагрузка на одного мужчину 43 кг

                                                      женщину 31 кг

     

    Карташев С.С. Пахотин В.Е,

    Омск 2007г.

    Снаряжение для туризма, рыбалки, охоты в магазине Спасик! - Spasik.com

    Дата публикации: 2007-05-23 07:25:08 (10046 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Буга


    Остальные материалы раздела
  • Алтайское шоу
  • Осень на Нижней Катуни
  • Бия 2009
  • Невиденная Коксу
  • Урсул-Катунь на выходные
  • Урсул-Катунь 2008
  • Башкаус - Кадрин 2008
  • Майская Чуя 2008: действуя с предельной осторожностью
  • Чуя-Катунь(Борзые Караси)
  • Чульча известная и неизвестная


  • Goblin2007-10-08 10:19:33
    Re: Чуя - Катунь 2007
    Вот прочитал ваш отчет и точно решил : Следущий год иду этот маршрут

    1
    kaban742007-09-13 18:25:41
    Re: Чуя - Катунь 2007
    Прекарасный отчёт, огромное спасибо за нормальные ориентиры на пороги!!!

    2
    карташев2007-06-19 00:27:13
    Re: Чуя - Катунь 2007
    хаст прав

    3
    Добер2007-05-24 07:13:45
    Re: Чуя - Катунь 2007
    2Буга: Моё честолюбие не простирается так далеко. Но за любимого спасибо!

    4
    Буга2007-05-24 06:57:03
    Re: Чуя - Катунь 2007
    убрал

    5
    iwan2007-05-24 06:51:06
    Re: Чуя - Катунь 2007
    да-да, адреса-то убери!

    6
    Буга2007-05-24 06:13:05
    Re: Чуя - Катунь 2007
    если тебе не нравится строчка "Личное и командное снаряжение являлось собственностью участников, а так же других членов клуба "Сибирские Жабы" то можно вместо этого написать - а так же нами всеми любимого Вовы (Добермана) Калиновского, почет ему и слава!

    7
    Буга2007-05-24 06:11:30
    Re: Чуя - Катунь 2007
    так. отчет этот для сдачи в МКК. если че кому не понравица удалю. карташев и алиска ничего не сказали, а таракану похоже пох.
    клуб... а как в отчете писать? у Гриши в старом отчете также написано, посмотри, если любопытно

    8
    Добер2007-05-24 06:07:41
    Re: Чуя - Катунь 2007
    2Буга: А ты взял у карташева, Алиска и Саши согласие на обработку персональных данных? Выложил тут адреса, понимаешь!
    Почему Клуб "Сибирские жабы?"? Нет такова клуба!

    9
    Буга2007-05-23 17:02:48
    Re: Чуя - Катунь 2007
    2sibcruiser
    ты о чем?

    10
    sibcruiser2007-05-23 16:33:36
    Re: Чуя - Катунь 2007
    Ответ Чемберлену

    11
    Hast2007-05-23 15:56:19
    Re: Чуя - Катунь 2007
    Как все казарменно и неинтересна...........

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

    Она 2000 СЖ
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)