Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Бель-Су, Саяны, Тува, Хамар-Дабан, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    4.75

    Оценок: 12


     

    Никита

    Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су

    Отчет

    О Т Ч Е Т
    о водном туристском походе 3 категории сложности по рекам Бель-Су, Томь (Кузнецкий-Алатау) совершенном с 21 по 25 июля 2006 г.

    Маршрутная книжка № 0-92-06
    Руководитель группы Мартюшев Н.В.
    e-mail: nikitoid@mail.ru
     Томск – 2006

    1. Общие сведения о походе.

      • Вид туризма - водный
      • Район проведения - Кузнецкий Алатау
      • Категория сложности – третья
      • Число участников - 6 человек
      • Уровень воды: средний, ниже среднего
      • Средства передвижения - 2 катамарана-двойки с коленной посадкой и 2 каяка
      • Сроки проведения - c 21 июля по 25 июля 2006 года
      • Общее количество дней (Томск - Томск): 5 дней
      • Количество дней на маршруте (п.Тэба - г.Междуреченск): 4 дня
      • Протяженность активной части маршрута - 130 км
      • Нитка маршрута: г.Томск – г. Междуреченск (автобус) – п. Тэба (электричка) – р. Бель-Су (грузовик “Урал”) – р. Бель-Су (сплав) – р. Томь (сплав) –г. Междуреченск –г. Томск (автобус)

    Маршрут утвержден Томской областной МКК. Выдана маршрутная книжка
    № 0-92-06

     

    2. Список участников

    1
    Мартюшев Никита Владимирович 1981 г. Томск, 6 у – р. Китой
    2 р – р р. Томь-Казыр Руководитель, каяк 1
    2
    Филимонов Григорий Алексеевич 1979 г. Томск, 5 – у. р.Шавла-Аргут
    4 – р р. Чуя-Катунь-Кадрин ЗавХоз, каяк 2
    3
    Забоев Александр Владимирович 1955 г. Междуреченск, Кемеровской области, 5 у. – р. Чулышман Фото, видео; Кат 1 - лоцман
    4
    Уланков Андрей Алексеевич 1963 г. Томск, 2 у – р. Томь-Казыр Ремонтник; Кат -1 матрос
    5
    Петраченко Антон Валерьевич 1981 г. Томск, 5 у. – р. Чуя-Катунь Отв. за страховку; Кат 2 - лоцман
    6
    Петраченко Мария Николаевна 1980 г. Томск, 5 у. – р. Чуя-Катунь Медик; Кат 2 - матрос


    К1 – самосшитый катамаран cпортивного типа с коленной посадкой и пониженной палубой водоизмещением ~1400л
    К2 – покупной катамаран марки “Тритон” с пониженной палубой и коленной посадкой водоизмещением ~1100л.
    Каяк 1 – Pyrahna M3
    Каяк 2 – Perception 3D 

    3. График движения.

    21.07.06 – 22.07.06 – заезд на нанятом автобусе Томск-Междуреченск
    22.07.06 – электричка до п. Тэба (8.30); заброска на грузовике “Урал” до р. Бель-Су (10.00); заброска на 15 км вверх по течению р. Бель-Су (как доедет машина)
    23.07.06 – стапель, сплав по р. Бель-Су (до п. “Горло”)
    24.06.06 – сплав по р. Бель-Су (прохождение пп. “Горло”,”Каменная роща”)
    25.07.06 – сплав по р. Бель-Су; сплав по р. Томь до г. Междуреченск, антистапель.
    25.07.06 – 26.07.06 – отъезд на нанятом автобусе Междуреченск-Томск

    4. Общегеографические сведения о районе путешествия.

    Вся нитка маршрута, включая сплав по р. Томи проходит в Горной Шории поэтому основная часть описания посвящена этому краю.
    Горная Шория - удивительная страна на юге Кузбасса, по размерам не уступающая Бельгии. Девять десятых территории покрыто непроходимой тайгой, а плотность населения - менее 5 человек на квадратный километр. Горная Шория охвачена гигантским амфитеатром гор, открытым к северо-западу. Здесь смыкаются юго-западные отроги Кузнецкого Алатау, южного Салаира и северо-восточного Алтая. Протяженность территории с севера на юг - 170 км, с запада на восток - 100 км. Свое название она получила от малочисленного самобытного народа - шорцев, предки которых на всю Сибирь славились умением выплавлять железо. Именно их русские первопроходцы называли "кузнецкими татарами". И первый русский острог на этой земле был назван Кузнецким. Она не поражает головокружительной высотой горных пиков и опасной стремительностью рек. Ее красота не подавляет величием. Природа Шории завораживает плавными очертаниями покрытых тайгой гор, над которыми каменными чудо богатырями поднимаются седоглавые гольцы. Она очаровывает прозрачными до дна горными реками, названия которых звучат как отголоски старинных преданий - Кондома, Мундыбаш, Мрас-Су, Пызас, Кабырза. Она околдовывает таинственными глубинами пещер с удивительно красивыми залами, галереями, извилистыми ходами.

    Ее воздух - целебный настой хвои и таежного разнотравья. Ее леса - настоящая кладовая ценных лекарственных растений, грибов и ягод, уникальный по своим питательным свойствам кедровый орех.
    У каждого, кто хоть однажды посетил эту землю, своя Шория. Для одних - это великолепные горнолыжные трассы, захватывающий полет на сноуборде по заснеженному склону, для других - бездонное небо и огромные звезды, какие бывают в горах, а для кого-то - небольшая поляна с "Венериными башмачками", нежданной наградой возникающая для путника среди тайги. Побывав здесь, Вы увезете с собой заряд здоровья и бодрости, чудесное чувство единения с первозданной природой и огромное желание вернуться в эти края.
    Рельеф среднегорный, преобладают высоты 500-800 метров над уровнем моря. Высшая точка - гора "Мустаг" - 1570 м. Мягкие очертания вершин, узкие и скалистые речные долины, крутые гранитные массивы с вершинами, лишенными растительности (гольцы). Обширный Мрассинский карстовый район с многочисленными пещерами, гротами, воронками и воклюзами.
    Низко-средневысотное нагорье в системе Алтае-Саянской горной области Вытянуто в субмеридиональном направлении, протяженность около 400 км. На востоке граничит с Минусинскими межгорными впадинами. Максимальные высоты в центральной части нагорья (массив Тигерташ с горой Верхний Зуб - 2178 м).
    Расположенный вблизи массив Кара-Таш имеет безымянную вершину с высотой 2217 м. К северу высота постепенно уменьшается и у северной оконечности составляет около 300 м. Общий облик нагорья определяется преобладанием низких выровненных водоразделов, над которыми возвышаются отдельные среднегорные вершины как следствие избирательной денудации и неотектонического поднятий массивов магматических горных пород - горы Пух-Таскыл (1820 м), Большой Таскыл (1447 м), Большой Каным (1872 м), Крестовая (1549 м) и многие другие. Характерен резкий контраст уплощенных водоразделов и глубоких долин рек Кия, Белый и Черный Июс, Тесь и др. Восточная граница нагорья извилистая, так как отроги далеко вдаются в Минусинские впадины в виде хребта Сах-Сарс горы Сорыб (1305 м), Азыртал и Батеневского кряжа с горой Хазыргон (1249 м). Характерная черта - ярусность рельефа, отражающая наличие нескольких поверхностей выравнивания.
    Четвертичные оледенения охватывали лишь самые высокие участки Кузнецкого Алатау, где оставили следы в виде каров, морен, ледниковых озер. Уникальной особенностью является наличие современного оледенения, поскольку климатическая снеговая граница в регионе расположена на 1000 -1200 м. выше них. Насчитывается 91 небольшой ледник общей площадью около 7 км2. Характерна неравномерность выпадения осадков на западных и восточных склонах нагорья. Наиболее обильны они в западной части, что приводит к исключительно многоснежным зимам и интенсивной лавинной деятельности. Основной тип ландшафтов - горно-таежные леса, а на восточном склоне и лиственничная тайга. Выше 2000 м развиты субальпийские луга и горная тундра. 
    Климат резко-континентальный, смягченный за счет особенностей рельефа. Средняя температура июля +18 по Цельсию, января - -20 ниже нуля.
    Растительный мир: черневая тайга, субальпийские и альпийские луга, горная тундра. Особенности - высокотравье (до 3-4 метров), множество реликтовых видов, ценных лекарственных и пищевых растений: папоротник-орляк, колба, маралий корень, несколько видов Сибирской орхидеи известной под названием "Венерины башмачки".
    Животный мир Шории типичен для гор Южной Сибири. 39 видов млекопитающих,165 видов птиц. Крупные животные - лось, бурый медведь, марал, дикий северный олень, кабан, косуля. Пушные звери - соболь, белка, американская норка, колонок. В Красную Книгу России внесены орел, беркут, соколы сапсан и балабан, бабочка аполлон и др; в Красную Книгу Кузбасса - все виды летучих мышей, выдра, черный аист, серая цапля. Из 17 видов рыб, населяющих реки, наиболее ценными являются таймень, хариус, ленок, налим и щука.
    Река Томь берет начало на западном склоне Абаканского Хребта, длина ее 208 км., площадь водосбора 3400 кв. км. В районе впадения в реку Томь река Бель-Су имеет меридиональное направление. В нижней части реки Короткие перекаты чередуются с плесами. Ширина русла реки в межень составляет 20-40 м. Скорость течения на перекатах составляет 2м/с, на плесовых участках - 0,4 - 0,6 м/с. Минимальные уровни наблюдаются во время кратковременных маловодных периодов в августе, реже в сентябре-октябре, а также в зимний период.
    По природным свойствам вода реки Бель-Су может быть поставлена в один ряд с уникальными пресными водотоками. Вода в реке не имеет запахов, вкуса и окраски. Содержание взвесей веществ в природной воде не превышает 6-7,2 мг/л. Средний летний среднесуточный расход воды в реке Бель-Су 15 м3/с 
    Бельсу – одна из красивейших рек Кузнецкого Алатау. Красота и своеобразие нетронутой природы, по которой проходит маршрут, основная яркая черта этого тура. На всем протяжении сплава по Бельсу вы не увидите ни одного населённого пункта. Воспоминания о сплаве по реке, о тайге, хорошей компании останутся в памяти надолго и скрасят рутину городских будней.
    Река Томь берет начало на западном склоне Абаканского Хребта, длина ее 827 км., площадь водосбора 62000 кв. км. В районе г. Междуреченска река Томь имеет широтное направление. Короткие перекаты чередуются с длинными плесами. Ширина русла реки в межень составляет 200-400 м. Скорость течения на перекатах составляет 1м/с, на плесовых участках - 0,1 - 0,3 м/с. Минимальные уровни наблюдаются во время кратковременных маловодных периодов в августе, реже в сентябре-октябре, а также в зимний период.
    Основным источником питания р. Томи являются зимние осадки, которые формируют 60-65% годового стока. Остальные 35-40% стока приходятся на дождевые и грунтовые воды. Водный режим Томи аналогичен режиму других алтайских рек. Для реки характерно весеннее половодье, состоящее из ряда волн, формирующихся за счет вод от таяния снега в горах; максимум стока наблюдается примерно в середине мая. Томь имеет очень высокий годовой модуль стока - около 20 л/сек км2, что является рекордной величиной в отношении других рек России с такими площадями водосборов.
      Максимальный летний среднесуточный расход воды в реке Томь 90 м3/с

    5. График движения по маршруту

    Дата, времяНачала и конца движенияденьУчасток путиПротяженность (км)Ходовое время (час)Характер путиПримечание
    21.07.06 – 22.07.061г. Томск-г. Междуреченск61010автобус 
    22.07.062г. Междуреченск – пос. Тэба –р. Бель-Су (выше порога “Ступенька”)405015126электричка, грузовик, пешкомВ 8.00 прибыли в Тэбу и в 10.30 были уже на р. Бель-Су
    23.07.063Сплав от места заброски до п. Горло (прохождение порогов “Ступенька” и “Безымянный”)508сплавРазведка порога “Ступенька”
    24.07.064Прохождение Израсских порогов (включая п. Горло и п. Каменная роща) до руч. Березовый308сплавРазведка, страховка и фотосъемка на п. Горло и п. Каменная роща.
    25.07.065От руч. Березовый – г. Междуреченск 508сплавпрепятствия отсутствуют
    25.07.06 – 26.07.066г. Междуреченск - г. Томск61010автобус 

    6. Определяющие категорию препятствия.

    Название препятствияКатегория
    сложности препятствия
    Длина препятствияХарактеристика препятствияПуть прохождения
    п. Ступенька3около 10 мСлив высотой около 1м, через всю рекуПо середине русла
    п. Безымянный3около 100 мСливы бочки среди валуновПо середине русла
    п. Горло3-4около 400 мНесколько сливов с небольшим валом в конце, и идущий за ними центральный слив высотой ~1м.По середине русла
    Израсские пороги2-310 кмСерия шивер с наличием небольших бочек и большим количеством камнейПрохождение без разведки по читаемой линии движения
    п. Каменная роща3около 500 мНебольшой слив с бочкой и затем прорыв через гряду камней.По середине русла с уходом в правую часть в конце порога

    7. Организация путешествия.

    Путешествие было организовано туристами - водниками г. Томска (руководитель Мартюшев Н.В.) Заявочные данные были рассмотрены Томской областной МКК. Выдана маршрутная книжка №0-92-06.

    Цели путешествия:
      • знакомство с районом Кузнецкого Алатау, рекой Бель-Су и рекой Томь (нижний участок);
      • повышение категорийности ходимых рек самым неопытным членом команды (Уланков А.А.);
      • приобретение и отработка навыков сплава на каяках
      • получение опыта руководства группой ведущей сплав на принципиально различных средствах сплава
      • отработка навыков проведения спасработ (спасение каякера и чалка пустого каяка)
      • психологический отдых от проблем цивилизации
    Выбор маршрута:
    Выбор маршрута был определен наличием небольшого количества свободного времени (выходные 22-23 июля) и финансовыми возможностями участников. 
    Присутствие в группе людей с различными физическими данными, туристским опытом и наличие различных средств сплава (каяк, катамаран двойка) внесло свои трудности в процесс разработки графика маршрута. Однако, несмотря на это и на наличие пешей части (~15км.) с помощью оптимального распределения общественного груза и достаточно быстрой и легкой заброске нам удалось создать режим нагрузок и отдыха, отвечающий возможностям каждого участника и интересам группы в целом. 
    Кроме того, уже имеющийся у членов группы опыт прохождения рек данного района, а так же то, что руководитель похода проходил р. Бель-Су участником дало возможность полностью реализовать возможности группы.

    Заброска и выброска с маршрута:
    Заброска от г. Томска до г. Междуреченск осуществлялась на нанятом 10 местном микроавтобусе. Наличие у микроавтобуса багажника на крыше дало возможность чувстовать себя очень комфортно во время поездки из-за отсутствия груза в салоне. А наличие телевизора в салоне обеспечило приятное времяпрепровождение.
    Доставка из г. Междуреченска до п. Тэба возможна на электропоезде (график движения см. в приложении 1.
    Отъезд из г. Междуреченск до г. Томск осуществлялся опять же на том же нанятом автобусе. Хотя возможны варианты отъезда на автобусе Междуреченск-Томск идущем от автовокзала (~ в 5 часов утра местного времени). Либо на электропоезде до г. Новокузнецк (см. приложение 1), а оттуда на рейсовом автобусе до Томска, либо опять же поездом.
    Доставка группы до точки начала маршрута от поселка Тэба проводилась на нанятом грузовике “Урал”. Дорога от станции Тэба до реки Бель-Су занимает окодло 1,5-2 часов + еще 0,5-1 часа вверх по течению. Заброска по этой дороге возможна только на проходимой технике (военные Камазы, Уралы).
    Итого, при отсутствии затруднений в дороге и простоев, все время заброски от Томска до реки Бель-Су по данной схеме составляет около 13 часов.

    Аварийные выходы с маршрута:
    В верхней части маршрута у ручья Соболиный расположен приют. В случае аварии в данной части маршрута при невозможности эвакуации пострадавшего на имеющихся средствах сплава возможна быстрая доставка его в приют с вызовом помощи из г. Междуреченска. Начиная от п. Горло вдоль реки имеется несколько выходов дороги из п. Тэба по которым так же возможна эвакуация.
    В нижней части реки до её впадения в р. Томь идет автомобильная дорога для “Уралов” и начинают встречаться рыбаки. Таким образом, возможна эвакуация на попутном транспорте либо до впадения Бель-Су в Томь где рядом находится ж/д станция.

    Обеспечение безопасности на маршруте:
    Личная безопасность на сплаве обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза. 
    При сплаве применялась разведка ключевых препятствий (пп. “Горло”,”Каменная роща”) и взаимостраховка с воды. Первый экипаж Кат1 (он же наиболее опытный) после прохождения препятствия сразу же вставал на страховку ниже по течению в первом же улове. Затем проходили порог каякеры, первым шел более опытный и затем менее опытный каякер. При нормальном прохождении порога каякерами, шел менее опытный экипаж катамарана Кат2. Дистанция между экипажами катамаранов 20-25 метров, между каякерами 10-15м.
    В данном регионе существует небольшая опасность укуса энцефалитным клещом (в конце июля клещевая активность понижается), поэтому в состав аптечки был введен йодантипирин. 

    8. Техническое описание

    Водная часть

    Название препятствия Категория
    сложности препятствия
    Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения
    п. Ступенька3 около 10 м Слив высотой около 1м, через всю реку По середине русла
    п. Безымянный3 около 100 м Сливы бочки среди валунов По середине русла
    п. Горло3-4 около 400 м Несколько сливов с небольшим валом в конце, и идущий за ними центральный слив высотой ~1м. По середине русла
    п. Каменная роща3около 500 м Небольшой слив с бочкой и затем прорыв через гряду камней. По середине русла с уходом в правую часть в конце порога  
    Сплав по реке Бель-Су.
    Сплав по верхней части реки от впадения ручья Поднебесный представляет собой периодическое маневрирование между камней, так как воды на данном участке реки не много. Первым более менее серьезным препятствием на реке при сплаве от места впадения ручья Поднебесный можно считать порог “Маруха” или “Ступенька”. Свои названия он получил от впадающей рядом небольшой реки Маруха и от того что похож на ступеньку. Река слегка сжимается между двух больших камней и образуя небольшой крутопадающий слив высотой 0,5-1м за которым тут же идет маленькая бочка. Основная примета порога поворот реки направо, огибая большую, черную, изъеденную глыбу ячеистого известняка.
    Порог “Безымянный” представляет собой шиверу 2-3 к.с. с маленькими сливами и бочками. Проходится по центру реки по основной струе, в пороге приходиться постоянно смотреть, чтобы не налететь на камень.
    Наиболее серьезными препятствиями на реке при сплаве от ручья Соболиный являются пороги “Бычье горло” (или просто “Горло”) и “Каменная роща” (или "Чудиновский").
    Порог “Горло” двухступенчатый, первая ступень представляет собой плавной сужение реки до ширины 8-10м с пологим сливом высотой 1-2м и косой бочкой в конце (косая бочка из-за сбойки струй – одна из струй отбивается от камня и бьет в левый борт). За первой ступенью идет небольшое улово примерно метров 15-20 длиной в котором при желании можно причалить. Вторая ступень представляет собой вертикальный слив высотой 1,5-2 метра через всю реку разделенный 2 камнями на 3 части. По небольшой воде лучше прыгать его по левой протоке, хотя при повышенном уровне воды вполне можно прыгнуть и по центральной части. После второй ступени идет небольшой участок со слабым течением и затем начинается длинная шивера с обилием камней. Длина шиверы около 2-3 км и проходиться она за ~10-15 мин. ходового времени. Основные ориентиры порога резкий поворот реки вправо, за которым вдалеке видно нагромождение больших валунов по правому берегу. На левом берегу за 200м до порога видна табличка с надписью “Пороги!”. И примерно за километр до порога сразу за островом на левом берегу к реке выходит дорога.
    Через 40-50 мин. Сплава от порога горло начинается порог “Каменная роща”. Основной ориентир порога большой галечный остров, делящий реку на 2 рукава, левый рукав очень маловодный. Этот порог тоже можно разделить на 2 ступени, в первой идет небольшой пологий слив завершающийся небольшой бочкой. За первой сразу идет вторая ступень – нагромождение камней посреди реки и огромная глыба, делящая реку на две части. В воду выше средней возможно пройти глыбу по любой стороне, но в малую и среднюю воду приходиться резко смещаться вправо.
    После порога “Каменная роща” на реке Бель-Су никаких препятствий выше 2 к.с. нет, только иногда встречаются перекаты и шиверки. Участок по р. Томи от места впадения р. Бель-Су до г. Междуреченска никаких категорируемых препятствий не имеет (время его прохождения 1-2 часа в зависимости от направления ветра).
    Пешая часть
    Пешая часть маршрута представляет собой заброску вверх по р. Бель-Су выше порога “Ступенька”. После заброски на автомобиле вверх по реке остается пройти порядка 10-15 км по левому берегу. Вдоль реки идет подобие тропы. Тропа становится вполне сносной возле порога “Ступенька” и выше по реке.

    9. Дневник похода

     21.07.06

    Наконец то, после недельный перипетий и улаживания вопросов с транспортом и с тем, кто же идет а кто нет собралась наша команда из 6 человек. Пять человек отправились в путь из Томска, и в Междуреченске нас поджидал еще один участник нашего мероприятия. Выехали мы из Томского Академгородка примерно часов в 9-10. Дорога до Междуреченска на сей раз была приятной и легкой, наличие телевизора в салоне микрача скрасило наше времяпрепровождение. А возможность откинутся на спинке и поспать в дороге дает возможность назвать такую заброску просто райской по сравнению с путешествием в каком нибудь ПАЗике.

    22.07.06

    В пять тридцать утра мы были уже в Междуреченске. До электричке оставалось ждать около полутора часов. Расплатившись с водителем и договорившись о месте встречи на обратную дорогу мы исследовали содержимое окружающих круглосуточных магазинов г. Междуреченска. За час до электрички подошел наш Междуреченский друг Саня.
    Минут за 10 до отправления электрички начался дождь и грузились в электричку мы слегка подмокшими. Электричка шла до поселка Тэба шла примерно полтора часа.
    На станцию выгружались под проливным дождем, что, разумеется, было малоприятно. Через полчаса нам подали карету. Все под тем же дождем погрузившись в Урал выехали. По началу дорога была вполне приемлемой и ехали довольно быстро, но чем дальше в лес тем больше дров, вот эти дрова соответственно и преграждали дорогу. Дождь иногда прекращался и в один из таких моментов нашему фотографу удалось сделать снимок нашего коллектива (см. фото 1). Так или иначе, но часа через два с половиной мы были на реке.

    Быстренько сварганив костер и пообедав, выдвинулись в наш пеший поход. Так как тащить весь груз вверх по течению 10 км абсолютно никому не хотелось, да и незачем было, все равно мы сюда еще вернемся, решено было оставить их в укромном месте под особенной елкой, что мы и сделали. В результате такого финта вес груза на одного человека не превышал 15 кг. Поэтому дорога вверх по течению по берегу была нам не в тягость. Шли довольно быстро 3-4 км/ч и поэтому часов через 5 были уже на месте. К этому моменту уже начинало вечереть, еще бы было уже около 7 часов вечера. Посему сварганив ужин и поставив платки, мы приступили к обязательным в таком деле посиделкам у костра.

    23.07.06

    Подъем в 9.00, сразу начинаем сборку катамаранов. Так как народ бывалый и катамараны с рамами то на это дело тратим около 2 часов времени. Каякеры в полной мере ощутили прелесть каякинга не нужно ничего собирать, вязать, вырубать. 
    Пока народ собирает катамараны мы с Гришей (каякеры) готовим завтрак – идущий мелкий дождик добавляет особый колорит всем этим занятиям. Позавтракав помогаем дособрать катамараны, пакуем рюкзаки, одеваемся в сплавное и отчаливаем. На все про все тратим около 2,5 часов.
    Вода в Бель-Су на уровне средней, поэтому большая часть камней торчит из воды. После часа огибания камней и шорканий по оным мы дошли до п. “Маруха”. Из-за наличия опыта сплава по река 5 и 6 категории практически у всех участников похода и опыта сплава по реке Бель-Су у нескольких членов команды включая командира, мы решили не разведывать пороги “Ступенька” и “Безымянный”. Ограничились лишь фотосъемкой порога “Ступенька” с воды на единственный фотоаппарат (см. фото 2). Остальную фототехнику оставили в закладке у того места, до которого нас забросила машина, да и дождь не давал нормально снимать.
      
    На обед остановились в том месте, где мы оставляли вещи. Пока дежурные готовили обед остальная часть группы перепаковала рюкзаки и занялась личными делами. Наш фотограф занялся фотосъемкой местной инсекто-фауны (см. рис. 3).
    Выходим на воду часа в 3 дня и еще часа 3 сплавляемся по реке до порога “Горло”. Примерно за километр до порога река делиться пополам большим островом, на нем и останавливаемся на ночевку.


    24.07.06

    Утро началось с бодрого подъема часиков в 10 – в график мы укладываемся и спешить нам особо некуда. Уровень воды несмотря на дождь не увеличился, скорей всего дождь уходит от нас и скоро прекратится потому вода и не поднимается. Позавтракав и собравшись, отчаливаем часов в 12. С неба все так же идет мелкий дождик, но плохая погода не в силах сломить высокий боевой дух участников походы и с улыбкой на лице мы проходим оставшийся до “Горла” километр. Наконец прекратил идти дождь и выглянуло солнце, это еще больше добавило нам радости.
     
    Осмотрев порог и определив порядок прохождения, приступаем к самому интересному. Первым идет экипаж К1 он проходит первую ступень Горла и чалится на левый берег, откуда и ведет фотосъемку. Затем проходит экипаж К2 и встает на страховку. Последними порог идут каякеры (см. рис. 4 и 5), после чего становятся на съемку и К1 под рев трибун и оглушительные аплодисменты проходит вторую часть Горла. После этого разгружаем катамараны и катаемся на пороге.
      
    Экипаж К2 – Тоха и Маха решили что им всенепременно нужно кильнуться в данном пороге и подойдя снизу к бочке после слива подставляли то нос то корму под падающую воду (см. рис. 6). Но их катамаран упорно не хотел переворачиваться и после пяти минут упорных попыток сделать это и 20-30 отснятых кадров с их попытками они прекратили это занятие.
     
    Обедаем быстро и на скорую руку, так как нормальная стоянка на п. Горло находиться метров за 300 до него на правом берегу напротив надписи пороги, а идти туда чтоб готовить полноценный обед никто не хочет. 
    За 15 мин привязываем рюкзаки и отчаливаем. Примерно через 40-50 минут сплава показался порог “Каменная роща”. В отличие от Горла он не так удобен чтобы устраивать на нем покатушки да и время уже 5 часов как никак, поэтому проходим порог сходу лишь с оглядкой назад делаем общий снимок (см. рис. 7).
    Погода по прежнему солнечная, ну облачка на небе. Вода в реке по сравнению со вчерашней немного упала.
     
    Пройдя еще около получаса после п. “Каменная роща” нашли хорошее место под стоянку. Река в этом месте делиться на 3 протоки двумя островами и на правом остове есть отличное место под стоянку. Наверное, его оборудовали местные рыбаки – есть стол из фанеры, стойки под котелок. В общем, просто идеальное место для отдыха. Делаем вкусный ужин с салатом из зеленого лучка. 
    После такого трудового дня – считай пройдено 2 порога + катание на одном из них + сытный ужин, так и тянет на боковую что и не замедлили сделать.


    25.07.06

    Встали как обычно в 9 утра. День начался по уже накатанному сценарию подъем, завтрак, час на сборы и выход на воду. После порога “Каменная роща” ни на Бель-Су ни на Томи никаких серьезных препятствий нет. Лишь приблизительно часа 2 еще встречаются на Бель-Су одинокие камни, торчащие из воды, на которые при желании можно напороться, да перекаты со слабыми прижимами к скальным стенкам.
    На этом участке сплава мы расслабляемся по полной купаемся, травим анекдоты. Иногда меняемся судами, Тоха просто жаждет освоить каяк по полной программе, да и у меня уже затекли ноги – сидеть в каяке более 2 часов тяжеловато, если он полностью не подогнан под тебя.
    Последний день солнце решило отдать долг за все дождливые дни в пути - светит нещадно. К концу дня успеваем сгореть.
     
    По времени сплав от порога “Каменная роща” до впадения реки в Томь занял около 6 часов и сплав по Томи еще час полтора.
    В нижнем течении Бель-Су начинают встречаться компании отдыхающих и рыбаки. Дорога для Уралов идет вдоль реки, а зачастую прямо по ней. На Томи тоже встретили множество отдыхающих сплавляющихся на надувных лодках.
     
    Подходя к Междуреченску увидели на берегу встречающего нас водителя.
    Около часа потратили на антистапель, и просушку посудин. На перевернутом каяке устроили прощальный банкет (см. рис. 9).
    Как назло начал капать мелкий дождик, из чего мы поняли, что задерживаться не стоит. Заехали в Междуреченске к Сане и простившись с ним поехали домой. Утром следующего дня мы были уже в Томске отдохнувшие и счастливые.

     

    10. Выводы и рекомендации


    Пройденный маршрут по данной воде соответствует 3 категории сложности. Предпочтительные средства сплава каяки, байдарки, желательно в сопровождении катамаранов двоек для страховки.
    Невысокая техническая сложность маршрута дала возможность насладиться прекрасными видами на Горной Шории. Отработаны навыки прохождения препятствий сходу без разведки и “чтения” препятствий с воды. Все участники продемонстрировали требуемую техническую подготовленность, успешно закрепили на практике различные приёмы управления катамараном двойкой, действия в экстремальных ситуациях, организацию страховки и проведению спасательных работ. Таким образом, все заявленные цели были успешно достигнуты.


    Приложения

     

    Приложения

     Приложение 1. Расписание движения электропоездов от станции Междуреченск.


    Расписание действует с 28.05.2006г 
     Междуреченск - Новокузнецк 
    Номер поездаВремя отправления 66км. / вокзалВремя прибытия
    68955:06 / 5:196:43
    68818:01 / 8:159:56
    688510:27 / 10:3912:05
    688712:19 / 12:3213:57
    688915:42 / 15:5517:21
    689117:30 / 17:4319:09
    689320:20 / 20:3321:57
       
     Новокузнецк - Междуреченск 
    Номер поездаВремя отправления с вокзалаВремя прибытия вокзал / 66км.
    68825:517:15 / 7:27
    68868:249:50 / 10:02
    688810:1911:45 / 11:59
    6890 кроме вт. и чт.13:3115:10 / 15:22
    6890 вт. и чт.13:4715:10 / 15:22
    689215:3417:00 / 17:13
    689417:3919:07 / 19:21
    689622:1623:35 / 23:48
       
     Междуреченск - Бискамжа 
    Номер поездаВремя отправления с вокзалаВремя прибытия Теба / Бискамжа
    6428 кроме сб. и вс.7:258:30 / 10:41
    6430 сб. и вс.7:258:30 / ---
    6432 сб. и вс.10:0011:06 / 13:17
       
     Бискамжа - Междуреченск 
    Номер поездаВремя отправленияВремя прибытия
     Бискамжа / Балыксу / Теба 
    6427 кроме сб. и вс.14:40 / 15:30 / 16:5017:57
    6429 сб. и вс.--- / --- / 8:479:40
    6431 сб. и вс.14:00 / 14:50 / 16:1017:17
       
    Время местное: МСК + 4 часаhttp://www.rikt.ru/sprav/elp.htmlСправки по тел.: 9-72-95
     Поезд 
    >>>>
    Н-кузнецк - Томск № 609
    Вр. Отпр / Приб: 15:05 - 4:27 (МСК)30, 1, 4 четные
     http://www.rikt.ru/sprav/pzd.htmlСправки по тел.: 3-33-11
       
     Междугородный автобус 
    Междуреченск - ТомскВремя отправления9:30 ежедн., 12:30 чт.пт.вс.
    Время местное: МСК + 4 часаhttp://www.rikt.ru/sprav/auto.htmlТел. дисп. автовокзала 2-46-22
    Телефонный код Междуреченска: 38-475 

     


    Приложение 2. Картографический материал.
    http://gaba.su/modules/Upload/pictures/user64/image030.jpg

    http://gaba.su/modules/Upload/pictures/user64/image032.jpg  


    Приложение 3. Финансовый отчет.

    Вид затрат На группу, руб. На одного участника, руб.
    Автобус Томск-Междуреченск + Междуреченск-Томск 13000 2600
    Продукты 800 120
    Электропоезд Междуреченск-Тэба 300 50
    Урал Тэба-р.Бель-Су 2500 420
    Аптечка 180 30
    Итого 16780 2800

     

    Приложение 4. Список снаряжения (ремнабор, аптечка,…)

    • Специальное снаряжение

    Групповое

    Наименование                                             Кол-во           Вес 1 шт., кг

    Катамаран-двойка                                   2шт.                31*

    Каяк                                                       2шт.                15

    Страховочный конец "морковка"              2шт.                0,5

    Палатки с тентом                                     2шт.                3

    Запасные весела                                      2шт.                1

    *Вес катамаранов дается с чалочными концами, веслами и дуралюминивой рамой. 

    Общий вес группового снаряжения: 70 кг

    Индивидуальное снаряжение:

    Каска                                                      6шт.                0,5

    Спасательный жилет                                 6шт.                0,5

    Гидрокостюм                                            6шт.                1,5

    Гермомешок                                            6шт.                0,5

    Общий вес индивидуального снаряжения: 18 кг

     

    • Ремонтный набор

    изолента, скотч, клей - резиновый и ПВХ+этилацетат, бензин, набор игл разных, нитки- капроновые и ХБ, свечка, ножницы, плоскогубцы, проволока стальная, лента- киперная и фторопластовая, напильник, шило, наперсток, брусок точильный, ткани- капроновая, майлар, дождь, Ferrari 900, авизент, резина на заплаты, ножовка, упаковка ремнабора, включая гермомешок

    Общий вес ремонтного набора: 2 кг

     

    • Костровой набор

    Включал два котла на 8 и 5 л, два топора, пилу, верхонку, поварешку и дежурный гермомешок.

    Общий вес кострового набора: 6 кг

     

    • Аптечка

    Аптечка располагалась в герметичной упаковке в клапане рюкзака и имела оперативную, легко распаковывающуюся часть.

    Раствор йода 20 мл, Спирт нашатырный 20 мл, Валидол 10 таб., Вата 2 упаковки, Бинт эластичный 2 шт., Бинт марлевый стерильный 4 шт., Бинт гипсовый 2 шт., Пластырь бактерицидный 20 шт., Лейкопластырь 2 рулона, Троксевазин 1 тюб., Анальгин 40 таб., Аспирин 40 таб., Димедрол 20 таб., Фурацилин 20 таб., Активированный уголь 40 таб., Перманганат калия 20 мг, Раствор перекиси водорода 50 мл, Но-шпа 10 таб., Цинковые капли 2 уп., Раствор анальгина 10 амп., Шприц одноразовый с иглой 5 шт., Спирт этиловый (медицинский) 0.2 л, Стрептоцид 10 таб., Йодантипирин 1 уп., Герметичная упаковка для аптечки.

    Общий вес аптечки: 4 кг

     

    • Средства фото- видеосъемки

    Включали фотоаппараты "Olympus" и "CANON" 350D и 20D. Общий вес средств фото-видеосъемки: 4.2 кг

     

    • Личные вещи

    Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п. Средний вес на одного человека примерно 8 кг.

    Общий вес личных вещей: 32 кг

     

    • Продукты питания

    Количество взятых с собой продуктов соответствовало 800 гр в день на одного человека. Общий вес продуктов питания: 19,2 кг

     

    Итоговый вес, взятый группой на маршрут: 183,4 кг

    Максимальная нагрузка на одного мужчину: 35 кг

    Максимальная нагрузка на одну женщину: 22 кг

     

    Дата публикации: 2007-08-09 09:41:50 (12163 раза тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Записки сумасшедших, или дневник о сплаве по Бель-Су (13.07.2007 - 19.07.2007)


  • Nikita2010-04-06 19:46:17
    Re: Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су
    -> Карташев

    Ошибка вкралась в расчеты
    Конечно расстояние значительно меньше

    -> masa

    там 850л объем не 1100, тоже косяк.

    -> Corbas

    Да мне уже много раз сказали что это Кузнецкий Алатау а не Горная Шория, но увы отчет уже не поправишь.

    1
    cobras2010-04-06 17:38:36
    Re: Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су
    ну не Горная шория это)!

    2
    Hast2008-08-26 13:32:18
    Re: Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су
    да ваще ппц не отчет а сказка

    3
    masa2007-08-13 12:32:33
    Re: Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су
    хмм, с каких это пор у Тритоши объем 1100л? Вроде он у них был один -850л или сейчас новые стали выпускать?

    4
    карташев2007-08-10 04:06:23
    Re: Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су
    кто -то где-то пиздит...
    Протяженность (км)405015
    г. Междуреченск – пос. Тэба –р. Бель-Су (выше порога “Ступенька”)

    5
    sibcruiser2007-08-09 13:54:43
    Re: Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су
    Класс! И пешки мало

    6
    Nata2007-08-09 13:34:31
    Re: Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су
    фотки душевные, да и ваще харашо

    7
    Hast2007-08-09 11:04:28
    Re: Отчет по походу 3 к.с. по р. Бель-Су
    каяк-стол круто!!

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

    Она 2000 СЖ
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)