Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Шавла, Алтай, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    4.75

    Оценок: 16


     

    Буга

    Река без плесов (ВС)

    Статья

    Для начала надо сказать немного слов о источнике. Альманах "Ветер Странствий" достаточно редкий журнал, хотя и очень известный, поэтому никто не будет спорить, что статьи из него имеют право на жизнь в интернете. Конечно, надо было спросить разрешения у авторов и редакции Альманаха, но, как вы понимаете, это не представляется возможным. Мною было написано несколько писем всем кто мог хоть как-то быть связан с журналом, в том числе и редакции возрождённого ВС. Ответов нет, а значит и нет возражений, поэтому мы будем публиковать наиболее интересные на наш взгляд статьи из "Ветра Странствий" на этом портале, а так же на http://srodip.narod.ru. Если у вас есть возражения или пожелания к статьям, пожалуйста, пишите - инфа для связи в личной инфе.  Теперь сама статья:

    В сентябре 1970 года спортивно-туристская из Горно-Алтайска под руководством В. Неустроева исследовала реку Аргут и ее главные притоки. Заключительный этап экспедиции включал исследование Шавлы - нижнего правого притока Аргута. Была предпринята попытка сплава по Шавле на лодке ЛАС-5 от истоков реки. Удалось, однако, пройти лишь предустьевый отрезок около 20 км. «Шавла, - писали в своем заключении первопроходцы, - несомненно один из наиболее живописных притоков Аргута. Вытекая из большого Шавлинского озера, расположенного у самого подножия вершин Северо-Чуйского хребта, река на всем протяжении остается светлой, изумрудно-зеленой. Протяженность ее немногим более 60 км, падение крутое (в нижнем течении 10 м/км, а выше устья реки Ачик более 15 м/км). Значительная часть долины Шавлы - узкое лесистое ущелье. Река дико скачет по многочисленным камням, и сплавляться всей вероятности, чрезвычайно трудно». Добавим к этому массу лесных завалов, труднопроходимые лесистые берега и большой уклон и поймем, почему Шавлу обходили вниманием.

    В 1981 году наша группа водников из Барнаула предприняла попытку бескомпромиссного прохождения маршрута: либо пройти по Шавле, либо вынести окончательное суждение о невозможности сплава по ней на туристских судах.

    Пешая часть маршрута, около 40 км, пролегала по хорошо набитой тропе: Шавлинское озеро по праву называют жемчужиной Алтая, и по пути нам постоянно встречались группы туристов - горников и пешеходов.

    Наконец мы на стрелке у слияния Шавлы и Шабаги, где ставим базовый лагерь. Отсюда предпринимаем радиальные выходы на Шавлинское озеро и на Левую Шавлу, намечаем отправную точку сплава.

    Исток Шавлы из Шавлинского озера запружен плавником. Из-под этой «плотины» с шумом вырывается вода и сразу «проваливается» в узкое ущелье протяженностью 1,5 км и уклоном  до 80 м/км. Затем долина расширяется, падение ослабевает, мелко, масса завалов. Через 4 км начинается второе ущелье верхней Шавлы длиной 2 км со средним уклоном до 50 м/км. Основная трудность здесь при попытке сплава - в организации действенной страховки и чалки. Спокойной быстрины и локальных порогов на Шавле нет. Поток несется через камни, яростно выплевывая охапки «газированной» воды. Участок в принципе проходйм, его можно оценить как препятствие высшей категории сложности. Отрезок от второго ущелья верхней Шавлы до впадения Шабаги имеет длину 4,5 км, уклон до 15 м/км, частичные и полные завалы, плесы отсутствуют.

     

    Мы бы не спешили с категоричными выводами о нерациональности сплава по верхней Шавле. Даже при современном состоянии развития водного туризма большие уклоны реки не являются пределом возможного. Однако участки, интересные в спортивном отношении, здесь коротки, а общее впечатление от всего отрезка от Шавлинского озера до слияния с Шабагой смазывается более протяженными участками со спокойным течением, протоками, завалами, В любом случае мы рекомендуем нашим последователям попы-таться начать сплав от Шавлинского озера, при условии, разумеется, если есть соответствующий опыт

    Исходная точка нашего сплава была выбрана ниже устья Шабаги, где приток добавил воды и Шавла   течет   одним    руслом.    Полных    завалов здесь мы не обнаружили.  В  целях безопасности на    первых    несложных    порогах    «Пунктир»    и «Шлагбаум»   организовали   тренировочный   полигон: высокая скорость течения и заросшие лесные берега требуют специальных навыков страховки и зачаливания,

    Первый   серьезный   порог - упавшее   дерево, перегородившее все русло на уровне шеи, - получил название   «Эшафот».   Критическому  участку предшествует ряд сливов до 1,5 м высотой, расположенных в шахматном порядке.  Преодолев их, ныряем под очищенный ствол, тесно прижимаясь к катамарану. Впереди участок просмотрен, но чистая быстрина настораживает: нет привычного гула и камней в русле. Название приходит на ум само собой - «Шавлинская аномалия».

    Прохождение следующего участка напоминает бильярдный удар карамболь: сложно передвигаясь среди сливов, мы ухмышленно задеваем валуны, гася скорость и вновь набирая ее в считанные секунды. Индивидуальная техника каждого видна здесь как на ладони. Вот в порог «Тройной» заходят страховщики. Слаженный и схожейный экипаж работает технично, но слишком жестко: к ключевому месту, где три слива накладываются друг на друга под разными углами, они подходят уже непозволительно усталыми. Скоростной же сплав требует упругой мягкости и обманчивой податливости, иначе никакой физической подготовки не хватит для решающего маневра.

    Медленно, очень медленно продвигаемся мы вниз по Шавле. Тактика сплава для подобных маршрутов уже отработана, но поймать ритм реки, ритм сплава тоже немаловажно. Организация базового лагеря, обнос груза, разведка общая и поэтапная, организация тщательной страховки, фотосъемка - все это ради нескольких минут сплава. Но каких минут!

    Зеленые лохмотья елей, белые штрихи берез, бурые пятна валунов - все сливается в единую пеструю ленту, лишь яркое пятно оранжевой штормовки сигнальщика «кричит» - пора чалиться! Проблема страховки и зачаливания на этом маршруте - одна из самых серьезных. Поток, в общем, невелик, но большое падение воды и высокая скорость делают сплав предельно напряженным и опасным - на протяжении 50 км нет и десятка метров спокойной воды. Мы так и зовем Шавлу - «река без плесов». Примечательно, что один из вариантов перевода названия с алтайского совпадает с нашим определением.

     

    Порог, шивера, порог - препятствия следуют друг за другом, простые и сложные, с прижимом, завалом - всякие. Нет только пройденных до нас. Информация - вот что  нам  надо,  но ее-то раз и не хватает.

    Порог «Уйгур» - размытый моренный вынос (каменная гряда, где вода разбивается на многочисленные струи и круто падает сплошными сливом) - вызвал споры: проходить или обнести?  Первопрохождение, если есть хоть доля сомнения, считаем недопустимым; препятствие обносим по правому берегу.

    Запомнился порог «Батут», где на протяжении 100м с лишним  река  постоянно  стремится выбросить катамаран на береговые валуны или загнать в ловушку из камней. На плавном левом повороте - заключительная часть порога. На расстоянии 50 м Шавла падает на 3-4 м и на финише прыгает через обливной камень, миновать который весьма  затруднительно, а прыгать через него опасно; такой трамплин годится только для одной гондолы. Вместе с тем он слишком велик, чтобы пропустить его между гондолами. «Изюминка» порога в накатывании правой гондолы на обливной трамплин, где гребца сильно подбрасывает и трудно удержать равновесие - может выбросить за борт.

    После порога «Тушкем», мощного, с тугой закрученной струей, было решено перестроиться и продолжить сплав на катамаранах-четверках. Сооружение четверок не занимает много времени: мы лишь стыкуем две двойки и пропускаем на всю длину катамарана три дополнительных лонжерона.

    Сплав на четверках и прост и сложен. Прост тем,  что это уже основательное  судно,  которое «проглаживает», как утюг, небольшие валы и сливы, и ты уже не обращаешь   внимания   на   эти  мелочи,  концентрируя его на более серьезных  элементах  реки. Но  управлять четверкой  далеко не просто. Будь ты хоть сверхтехничным гребцом, однако,   если   нет  экипажа,   нет схоженностй   и взаимопонимания,   река   быстро   заставит   усомниться в своих силах.

    ...Ночью Шавла некрасива. Темные облака  рвутся о верхушки елей и стряхивают по-осеннему  холодные капли дождя на тент: под черной тенью  скалы угадывается небольшой участок лакированнюй воды, основная масса которой мчится с видимым уклоном мимо нашего лагеря и, извиваясь, рзакручиваясь, с шипением летит вниз по тоннелю из  низко склоненных деревьев. Там, за изгибом креки, неизвестность.

    Но не зря говорят: утро вечера мудренее. Утром и правда наступает перемена и в погоде, и  настроении, и даже в самом характере реки. Начинаются Сайлюгемские бомы - скальные  сужения, стенки подступают то справа, то слева,  образуя прижимы и крутые виражи. Здесь расположено одно из наиболее сложных препятствий Шавлы - «порог Неустроева», названный нами в честь первоисследователя маршрута. Сжатая с правого берега отвесной стеной, а с левого - «крутой осыпью, река в живописном хаосе скачет по нескольким ступенькам, образуя сплошную пену. Еще несколько порогов, справа незаметно вшивается речка Ачик, и Сайлюгемские бомы заканчиваются.

     

    Из тактических соображений здесь снова меняем средства сплава. Строим плот-матку, а катамаран - двойку используем в роли маневренного  разведчика. Ребята на нем вовремя  подают сигналы об опасных завалах у берега, выбирают чистую протоку для плота, подбирают удобное место для зачаливания.

      За Ачиком река уже не та: уменьшился уклон, упростились пороги. Недостаток спортивности реки компенсируется красотами вокруг: фотогеничными камнями, голубыми монолитными утесами, гостеприимными полянками с копешками сена. Шавла быстро несет свои воды мимо этого гармоничного великолепия и с разбега вливается в Аргут.

    Катамаран разбираем, гондолы навешиваем  по бокам плота - теперь он похож на большие сани-розвальни. Мощная и жесткая вода Аргута тяжело захлестывает нас по пояс и обливает словно ртутью. Даже столь надежное судно, как наш плот, в порогах Аргута не гарантирует безопасности. Финишный же участок маршрута - река Катунь - для алтайских водников не представляет особого труда, ее пороги нами достаточно изучены.

    Первопрохождение реки Шавлы было оценено на чемпионате СССР по туризму 1983 года вторым местом в классе походов пятой категории сложности. Мы рады этому успеху, ибо разработать и осуществить новый маршрут, достаточно логичный и спортивный, даже в хорошо освоенном районе очень нелегко. На Алтае же, мы уверены, еще немало не освоенных притоков больших рек, которые подарят первопроходцам радость открытия новых туристских путей.

    Автор  - Е.Горбик "Ветер Странствий" №21 1986г

    Фото - Таниева, автора. 

    Составитель -  Лев рипольский

    Маршрут 55

    Дата публикации: 2007-10-26 06:56:05 (7417 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Буга


    Остальные материалы раздела
  • Алтайское шоу
  • Осень на Нижней Катуни
  • Бия 2009
  • Невиденная Коксу
  • Урсул-Катунь на выходные
  • Урсул-Катунь 2008
  • Башкаус - Кадрин 2008
  • Майская Чуя 2008: действуя с предельной осторожностью
  • Чуя-Катунь(Борзые Караси)
  • Чульча известная и неизвестная


  • Евгений Горбик2012-05-01 19:26:56
    Re: Река без плесов (ВС)
    Да-да, я тот самый первопроходец Шавлы.
    А теперь у меня есть просьба к вам: я нуждаюсь в фотографиях русла реки Коксу (Аргутская). а сайте они не открываются. Если есть возможность, вышлите общие виды долины реки.
    Писать на адрес: gorbik@terra-mongolia.ru
    Cgfcb,j!

    1
    shefkzn2009-02-09 21:37:42
    Re: Река без плесов (ВС)
    возьму наверно отсканить ветры странствий

    2
    Буга2007-10-30 05:09:47
    Re: Река без плесов (ВС)
    Поправил. Сам же знаешь, скока косяков при скане.
    Все не усмотришь

    3
    kaban742007-10-29 17:49:37
    Re: Река без плесов (ВС)
    Малацца ребята. бга аты после скнирования проверяй что за лонжерова

    4
    Буга2007-10-29 05:03:24
    Re: Река без плесов (ВС)
    блин, я его машины камент оставлял...

    5
    Hast2007-10-27 19:16:41
    Re: Река без плесов (ВС)
    фигасе я сам с собй разговариваю

    6
    Hast2007-10-27 09:32:28
    Re: Река без плесов (ВС)
    а вот тагда вот!

    7
    Hast2007-10-26 16:25:15
    Re: Река без плесов (ВС)
    Буга Када картинки раскрашивать начнешь??

    8
    Serj2007-10-26 12:33:57
    Re: Река без плесов (ВС)
    мне понравилось!

    9
    Буга2007-10-26 07:51:56
    Re: Река без плесов (ВС)
    да ты чо?

    10
    Goblin2007-10-26 07:51:14
    Re: Река без плесов (ВС)
    ИНТЕРЕСНО

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

    Она 2000 СЖ
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)