Опять ты картинки выключил!

Публикации

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:

Лучшие авторы

Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8

4.34

Оценок: 204

архивариус

Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.

Из архивов

Вырезки из очень старой газеты. Я удалил лишнюю лирику. Повествование идет от первого лица.

К моему двоюродному брату Анатолию в гости в Тушино приехал его товарищ с Кандалакши. Звали его Слава. И пожив с неделю предложил съездить к нему домой в гости, так сказать с ответным визитом. Мы недолго думая согласились. Так как предложено было сплавиться по реке Ниве. Не буду утомлять подробностями наших сборов и дороги до реки. Вышли мы немного выше сопки «Медвежья». Слава клятвенно нас заверил, что лучше место для сруба плота и его спуска не найти. Правда добирались почти сутки без сна. Белая ночь позволила нам добраться в кратчайший срок. Перемахнув несколько сопок мы оказались у реки, у небольшой но очень удобной бухточки. Там и разбили лагерь. Хорошенько отоспавшись половили рыбу. Толик со Славой пошли с нахлыстом за семгой, а мне удалось вытянуть несколько форелей. Форель употребили сразу, а семгу засолили в дорогу.

Изготовление.

На следующий день, с утра начали искать сухостой на плот. Чтоб не таскать – стали искать вверх по течению. За день удалось управиться. 12 елей было свалено, очищено от веток и сплавлено по реке до бухты. Там их выволокли на берег. Потом Слава сказал «стоп». И мы пошли отдыхать. На следующий день мы с Толиком вычистили берег, уложили десятка полтора стволов березок до берега. Место спуска выбрали у небольшого обрывчика. Потом взялись за сам плот. Руководил конечно Слава. Мы были весьма далеки от технологии его сборки. После очистки ствола от коры, двуручной пилой в них делались пропилы. В верху они были узкими, а в основании широкими. На каждом бревне их делали по три штуки. Уложив в ряд на березках бревна, Слава с Анатолием стали заниматься изготовлением «шипов» для стяжки плота. Я ж занялся творческой работой: изготовлением ваг . Плот был готов к вечеру следующего дня. Слава умудрился изготовить еще и приличные на вид весла. На носу и корме Слава врезал П-образные стойки – «подгребицы».

Спуск.

Вдоволь выспавшись, на другой день, мы приступили к спуску. Вагами по стволам березок сбросили плот на воду. Слава прыгнул за ним в воду и подтянул к берегу, так как в спешке забыли привязать к нему веревку! Стали стаскивать на него барахло. Все что можно вязали к «подгребицам». «Вперед» скомандовал Слава. И мы оттолкнувшись от берега вывели плот на середину реки. «Можно отдыхать» сказал мой брат. «Пока можно» поправил Слава.

Первые приключения.

Слава стоял у руля, а мы развалились на солнышке, как коты и травили байки. Через некоторое время Слава крикнул: «Влево давай!» Мы вскочили. Впереди виднелся бурун. Мы навалились на весла. Камень прошел по правому борту. Уже не стали садиться. Оперлись на подгребицы. «Еще влево» - скомандовал Слава. Впереди виднелся еле заметный бурунчик. Мы опять навалились на весла и миновали его. Не успели особо то и расслабиться, как в тишину стал подмешиваться посторонний шум. Он становился все четче и ясней, постепенно переходя в рев. Река заметно помелела и плот несло все быстрее и быстрее. Впереди все было белое от пены, из которой торчали каменные лбы – то тут, то там – по всей ширине реки и далеко впереди. Над камнями и над водой дымились облака брызг с разноцветными радугами. «Навались, левей!!!» - заорал Слава. Слава и Анатолий навалились на весла, я ж стал отталкиваться от дна вагой. Плот пролетел влево от огромного камня. «Правей!!!» Несколько ударов веслами и толчков вагой – и мы пролетели около дркгого каменного лба. «Влево!!!»..... «Вправо!!!!»..... «Прямо-о-о!!!!» Последние два камня, между которыми мы пролетели, резко тряхнули плот.

Приплыли.....

Скорость была уже очень высока. «Ну теперь только стенка!» - сказал Слава. Мы не успели переспросить, как Слава подозрительно спокойно сказал: «Отойдите на левый борт». Мы шагнули влево. Раздался сильнейший треск, плот встал дыбом и мы очутились в воде. Я вынырнул, вода была ледяная. Мимо плыли наши рюкзаки, подальше торжественно отплывал плот со с ломанными подгребицами. «Лови» заорал брат и поплыл за рюкзаком, а Слава спокойно погреб к берегу. Оказывается дальше была обширная отмель и все наше барахло вынесло туда. Мы решили отлежаться до следующего дня. Около часа буксировали плот к берегу и собирали наши вещи. Развели костер, стали сушить свое барахло и отогреваться чаем. Чуть позже я пошел посмотреть, почему мы перевернулись. Оказывается, после порога речное русло сразу сильно пошло под уклон, упираясь в высокую каменную стену, поросшую на макушке лесом; издали казалось, что река тут кончается, а она просто ударялась в стену и резко поворачивала налево под углом в 90 градусов. Под скалой было очень глубоко, а ниже, влево от скалы, река опять расплескивалась по мели, над россыпью камней. Когда летишь к этой скале на плоту, надо все время грести влево, чтобы отойти от скалы как можно дальше или хотя бы смягчить удар. Мы так и делали. Но нам не повезло. В одном месте скалы под водой был выступ, гладкая сточенная ступенька, и нас вынесло на эту ступеньку, поэтому плот и стал дыбом. На следующий день мы ремонтировали плот: поставили новые подгребицы, сделали весла и добавили по два бревна к плоту с каждой стороны. Погода стояла отменная, солнце жарило, река была гладкой как стекло. Ближе к вечеру Слава предложил пристать к берегу, объяснив, что будет дождь. Небо в самом деле стало затягивать темно-лиловыми тучами. Только мы успели причалить, как хлынул дождь. Наскоро привязав плот мы бросились в на пригорок разбивать лагерь.

Сюрпризы.

На следующее утро нас ждал сюрприз. Река сильно поднялась, вода ее из прозрачной стала кофейного цвета. А сюрприз заключался в том, что плот ушел. Никто не проронил ни слова, хотя вина была моей – я привязывал. Слава только обронил: «Неделя ходу – и мы дома». Попили молча чаю, собрали вещи. Навьючившись как верблюды двинулись в путь вдоль берега. Слава сказал, что нам надо перебраться на правый берег, так как левый слишком лесист и весь завален буреломом. А правый более-менее обжит. Там была даже тропа, протоптанная рыбаками. Приблизительно через пол-километра мы вышли к броду. Вода поднялась сильно, переходить пришлось по горло в воде. По правому берегу мы тронулись далее. Но через несколько километров нас ждал очередной сюрприз. Мы нашли наш плот! Он застрял между двумя камнями. И вот мы вновь на плоту! Погода после дождя была солнечной. Мы блаженствовали. В Кандалакшу мы пришли поздно ночью. Слава привязал плот к своему баркасу, сказав, что позже разберет его на дрова и мы пошли к нему домой...

Дата публикации: 2008-05-06 16:00:46 (8444 раза тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий

Остальные материалы раздела
  • Каякинг на Кольском
  • Кутсайоки 2008.
  • Воньга июль 2008
  • Карельский Башкаус - река Красненькая. История прохождения
  • Один весенний уик-энд водников
  • Река Смерти 2007. Красненькая - Кутсайоки - Тумча
  • Не найденные 26 порогов. (р. Мста. 12-16.04.06)
  • Белые ночи на Охте - реке. (7-20.06.2006)

• SNAP one2008-12-01 20:00:26
    круто

Михайлов2008-05-31 12:09:50
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    В фуфайках это наверно другие ходоки, что с мест удаленных бегали. Говорят фуфаечки солидолом мазали, чтоб вброд перейти речушку северную

bad-mad2008-05-26 22:44:28
    Да, жестяные парни!!!!
    пади есче в фуфайках ходили
    я помню лет семь назад
    нам "старички" в турклубе
    рассказывали, что рашьше на воде фуфайка была первым жилетом, вроде держит на плаву пару минут и тепло

ну это вроде совсем давно было

Радист2008-05-09 14:57:11
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    Если есть рыбка, то еще значит речка ничего!

Архивариус2008-05-09 13:13:51
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    Е-мое! Точно. А я в детстве же читал. Знакомая повесть. А вот то что идет о этой реке и не знал. Вернее инфы в голове расползлись по времени

KMC2008-05-08 09:36:57
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    2Михайлов. Угу, все правильно, ГЭС там стали строить как бы еще до войны, но достроили тока после. А тип деривационный, то есть как раз воду в каналах (деривациях) подводят. Есть там еще даже подземный канал, а это уже опасносте. :)

Петрович2008-05-07 21:02:35
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    Точно. Я только что глянул на ДВД дисках у меня есть. Правда на эту статью не похоже совсем. Авторы разные явно

Serj2008-05-07 20:00:57
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    Если не путаю Смок Белью книжка называлась. Про то как репортер на Аляску уехал и крутым перцем там стал. Где-то ближе к началу есть эпизод, как они с другом проходят на лодке пороги(Белой Лошади чтоли) сначала на своей лодке, а потом лодке какой-то семьи...

callisto2008-05-07 19:39:48
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    Сплавляться можно, но обносить ГЭСы гыгы. А так ничешная))
    Водица в ней знатная, и рыбка есть темная, каждый год спиртик разводили)))
    Когда в Хибины шли

callisto2008-05-07 19:30:27
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    НИВА, река на Кольском п-ове. 36 км, площадь бассейна 12,8 тыс. кв. км. Вытекает из оз. Имандра, впадает в Белое м. у г. Кандалакша. Средний расход воды 165 куб. м/с. Сплавная. На Ниве - 3 ГЭС.

Архивариус2008-05-07 17:20:26
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    Serj, наверно ты что то попутал. В детстве Джека Лондона я всего перечитал. Если подскажешь произведение, прочту. Вот если бы какой наш совковый писатель, то конечно да! У нас любили плагиатом заниматься, да и сейчас любят.

Михайлов2008-05-07 17:02:40
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    Если не ошибаюсь, то уже в послевоенные годы русло Нивы куда-то завернули. Те места, что описаны уже сухие. Наверно как говорит КМС для запитки ГЭС. А вообще эта речка имела длину вроде бы 36 км.

KMC2008-05-07 08:37:38
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    Да сейчас такой финт не выйдет, три ГЭС на этой реке стоят. Я даже на них всех был.

Serj2008-05-07 08:25:13
    Re: Сплав на плоту по реке Ниве до Кандалакши. 1937 г.
    У Джека Лондона, в какой-то книге тоже есть описание прохождения порогов :)

Авторизация
    Логин
    Пароль

Регистрация

опции

Версия для печати Версия для печати

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

Реклама

На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:

Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая

Инзер - горная река

Казыр - TROPHY 2004 СЖ

Она 2000 СЖ

Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)