Традиционные названия животных в казахской культуре

Катунь

Баба на Синюхе

Наша поездка с туроператором Wow Altai (название можно перевести как «Вау, Алтай!») по большому алтайскому кольцу длилась семь дней. За это время на минивэнах Mitsubishi мы проехали больше 1300 км, каждый день поражаясь новым, еще более красивым местам. При этом организаторы тура сделали все возможное, чтобы наша группа стала сплоченной и дружной, а время в пути – радостным и неутомительным.

Считается, что прикосновение к Золотой бабе дает женщинам красоту и плодовитость.

Знакомство с Алтаем началось с посещения горнолыжного комплекса «Манжерок», строительство которого уже несколько лет ведет Сбербанк. По канатной дороге мы поднялись на гору Малая Синюха на высоту 1020 метров. Нас ждали живописные пейзажи, таежный лес и вкуснейший свежесваренный кофе с кедровыми орешками. Главный аттракцион для туристов – дотронуться до разных частей тела огромной Золотой бабы (Алтын-Ай), естественно, с загадыванием всех необходимых желаний. Считается, что она покровительница всего живого, богиня плодородия и богатства. Если прикоснуться к ней, то мужчинам она подарит мужество и силу, а женщинам – красоту и плодовитость. 

Антураж сувенирного магазина рядом с Золотой бабой на горе Малая Синюха.

Вообще, на Алтае любят древние обычаи, мифы и легенды. Каждый гид старается рассказать свою историю, связанную с тем или иным местом.

Камышлинский водопад находится в очень красивом месте на берегу Катуни.

В тот же день мы отправились на главную реку Алтая – Катунь. Протяженностью почти 700 км, порожистая и быстрая река все дни сопровождала нас, то выныривая из-за крутого поворота дороги, то шумя под окнами очередного туркомплекса. Надев спасательные жилеты, на моторафтах мы отправились к Камышлинскому водопаду, по пути получив изрядную дозу адреналина. В эту поездку нам везло не только с погодой: накануне расцвел маральник – главный алтайский кустарник с цветками нежно-розового цвета.

До Камышлинского водопада нас с ветерком домчали по Катуни на моторафтах.

Ярким завершением дня стало посещение расположенного у подножия горы огромного контактного зоопарка «Лохматая ферма» с кроликами, яками, маралами, альпака, павлинами и африканскими страусами.

Легенда о Телецком озере (Алтын-Кёль)

Начнем мы наше повествование с легенд о Телецком озере. Это озеро самое большое и глубокое на Алтае, а уж край-то богат на красивые и чистые озера, такие как Мультинские, Шавлинские, Кучерлинские и другие. О нем ходит множество легенд, мы расскажем две – почему оно так называется, и как оно образовалось. 

В русском языке закрепился гидроним «Телецкое озеро», как его название записал Петр Сабанский, первым из русских добравшийся до него в 1633 году, с отрядом казаков. Это название пошло от племени тёёлёс, жившего в тех краях. Но все алтайцы и другие окрестные народы зовут его Алтын-Кёль – Золотое озеро. И об этом названии есть легенда.

Давным-давно жил около озера охотник Чокул. Много дней провел он в пути, устал и сам, и его конь, но так ничего не добыл. Споткнулся его конь, да так, что Чокул чуть из седла не выпал. Посмотрел он, за что зацепилось копыто, и увидел огромный золотой самородок, размером с голову коня. Обрадовался Чокул, поскакал скорее домой, порадовать родных такой дорогой находкой. Да только жила его семья, как и все в окрестностях, просто – ловили рыбу, выращивали ячмень на небольших делянках между гор, охотились, пасли скот. На что им золото, кому его продать? 

Припрятал Чокул самородок на черный день – думает, придет беда – а мне все нипочем. Но стоило позвать беду – она и пришла. Наступила засуха, а за ней и голод: не уродился ячмень, ушла рыба, спрятался зверь. Плохо пришлось Чокулу и его близким. Взял он самородок и поехал его продавать. Но всем плохо было, когда еды не хватает самому – зачем золото? Даже богатый жадный бай, который любил золото, не стал менять огромный самородок на маленькую миску ячменя.

Вид со скалы на горное озеро

Отчаялся Чокул, забрался на высокую скалу над озером, размахнулся и бросил самородок в воды. “Зачем мне золото, если я не могу купить за него и чуть-чуть ячменя, накормить голодную семью! – крикнул он. – Пусть духи забирают его, а взамен дадут то, чем богаты земля, вода и леса Алтая и без чего не может жить человек”. 

Приняли духи жертву, послали дождь, напитали посевы, вернулись рыба и зверь, выжил Чокул, его семья и все вокруг. А озеро, куда бросил самородок охотник, стали называть Алтын-Кёль – Золотое озеро.

Этнотуры

Хочу поехать!

NEW!

Ранние пташки

Бесплатная отмена
NEW!

Горящий тур NEW!

Бесплатная отмена
NEW!

NEW!

Бесплатная отмена
NEW!

Легенда о Чертовом пальце

Жил в Алтайских горах молодой богатырь Куюм. Был он силен, быстр, ловок как марал, зорок как сокол и строен как кедр. И конь у него был под стать – крепкий, как скалы, могучий, как горные реки. Привольно жилось Куюму, охотился он в степях, в горах Алтая и на озерах и крепко любил родной край. Но однажды пришел в те горы страшный великан Черто, хотел он забрать себе все богатства с земли, из недр, выпить все реки и покорить народы. 

Плохо стало жить в горах, был народ в страхе и терпел бедствия. Собрали люди войско, пошли на Черто, десять дней и ночей бились, но так и не смогли одолеть великана. 

Тогда отправились за советом к старому мудрому человеку, жившему в пещере у горного озера, как одолеть злого великана. 

“Пусть самый сильный храбрец, когда вокруг все стихнет, и луна скроется на небе, подкрадется к Черто и одолеет его, а конь втопчет злодея в землю” – так ответил мудрец. В общем, посоветовал использовать хитрость и ночную диверсию. 

Богатырский конь

Не стал отказываться Куюм, вызвался он отвести беду от родного края. Темной ночью, когда луна скрылась за горами и только звезды сияли на небе, подобрался Куюм к Черто и стал пускать стрелы в великана из тугого лука. Взревел раненый Черто, вскочил, но Куюм достал саблю и, кружа на быстром коне вокруг великана, наносил ему неожиданные удары. Резво скакал конь, никак не мог Черто достать Куюма, ослабел от ран и, наконец, повалился на спину. Втоптал его в землю могучий конь, так что только один палец остался снаружи, а утром превратился этот палец в скалу. Так ее теперь и называют – Чертов палец, а находится она напротив села Соугза, на Катуни.

Легенда о Зубах Дракона

Эта легенда повествует о достопримечательности – острых скалах в русле Катуни, около села Элекмонар, в Чемальском районе. Место действительно завораживает – посреди голубых вод торчит гряда из больших камней, вытянутых цепочкой. А называют их Зубы Дракона или Стрелы Сартыкпая. Второе название встречается реже, но более древнее.

Вариантов легенд множество, есть две основные. Первая говорит, что был богатырь Сартыкпай, и очень он всех любил и жалел. Сначала он пожалел ручейки – слышал он их голос под камнями, жаловались они, что давят их камни и не дают пуститься в вольный бег. Расчистил Сартыкпай русла для ручьев, вольно побежали они, собрались в большие реки и добежали аж до Северного Ледовитого океана. 

Но когда делаешь хорошо одним – другим может стать плохо. Собрались ручейки в Катунь, разделила она деревни, людей – стало им не перебраться друг к другу. Тут уже людей пожалел Сартыкпай. Взял он скалу, наломал и положил обломки в Катунь, чтобы люди могли построить мост и встретиться. По другой версии – взял Сартыкпай свой лук и вонзил огромные богатырские стрелы в дно реки, и стали они скалами. 

Так или иначе, но скалы эти есть, и мост, опирающийся на них, тоже построен. 

Вторая версия гласит, что жил в горах огромный дракон, опустошавший земли. В конце концов, победили его богатыри, разорвали на части и раскидали их в разные стороны. Части дракона окаменели и превратились в скалы. В частности, неподалеку есть скала, напоминающая очертанием лапу дракона, а те, о которых мы говорим, получились из зубов (или позвоночника). Считается, что легенда про дракона более поздняя, чем о Сартыкпае. И как бы не придумана экскурсоводами в недавнее время. Не нам об этом судить. Если вы будете на Алтае в комфортном туре, когда есть время на осмотр достопримечательностей, посмотрите на эти скалы, решите, какая версия вам ближе. А может, вам откроется еще  какая-нибудь легенда.

День трех мостов

На второй день мы отправились посмотреть на Зубы дракона. Живописные скалистые островки в форме пирамид, словно выныривающие из реки Катунь, напоминают скорее не зубы, а хребет дракона.

Живописный Ороктойский мост над порожистой рекой Катунь. Здесь глубина русла достигает 70 метров.

Еще одной точкой для фотосессии стал высокий, словно парящий над рекой, Ороктойский мост. Глубина Катуни в этом месте достигает 70 метров. Прогуливаясь по берегу, мы увидели на небольшой поляне сотни пирамидок из камней. Эти сооружения затем встречались нам повсеместно: в горах, на перевалах, на смотровых площадках. Есть разные версии, откуда и зачем пошла эта традиция, но сами алтайцы говорят, что этим не занимаются. Ведь установить себе «памятник» при жизни – плохая примета. Скорее всего, это придумали сами туристы для исполнения своих желаний.

А вот повязывание разноцветных ленточек верующими в духов алтайцами имеет для них большое сакральное значение. Если сравнить с обрядами в православии, это как поставить в церкви свечку. Обрядовые священные ленточки называются дьалама и входят в список нематериального культурного наследия республики. Они изготавливаются из ткани специально для молящегося: ширина меряется по ширине двух сложенных пальцев, а длина – по длине вытянутой руки. Ленточки бывают четырех цветов – желтые, голубые, белые и зеленые – и обозначают поклонение трем мирам: верхнему – небесному, среднему – миру людей и нижнему – матери-земле. Повязывают их, как правило, на ветвях деревьев и кустарников на перевалах, у целебных источников, на переправах рек в знак благодарности и почтения духам.

Ну а мы в тот день забрались на высокую гору и посетили место под названием «Долина духов». Затем набрали родниковой воды в небольшом водопаде и с высоты птичьего полета увидели «сердце Катуни» – округлый зеленый остров посередине реки, еще называемый в народе «эмблемой МТС».

Третий подвесной мост, который мы прошли в тот день, был на знаменитый остров Патмос.

Третий подвесной мост в тот день был на знаменитый остров Патмос в селе Чемал. На нем расположен миниатюрный храм апостола Иоанна Богослова, куда стремятся попасть туристы и паломники. С берега можно увидеть огромный образ Богородицы с младенцем, высеченный прямо в скале.

После продолжительных странствий неплохо бы и отдохнуть. Мы заехали в гости на «Пасеку № 13» к веселому пасечнику, который помимо производства и продажи настоящего алтайского меда и медовухи, конечно, с ее обязательной дегустацией, придумал делать ортопедические подушки из кедра. Рассказы и презентации были такими зажигательными, что наша группа скупила у него полмагазина. А еще мы узнали, что местный самогон здесь называют «Йо-хо-хо» или «КВН», то есть коньяк, выгнанный ночью.

Как доехать

Слияние рек Чуи и Катуни находится на 713 км Чуйского тракта. Туристический маршрут в Горный Алтай обычно начинается от города Бийска. От него предстоит преодолеть 374 км.

Добраться до Бийска можно различными способами, в городе действует железнодорожный вокзал, а также автовокзал. До слияния рек из средств передвижения лучше всего выбрать автомобиль: собственный или же арендованный.

Направление пути — юго-восток. По дороге встретятся следующие населенные пункты: с. Верх-Катунское (365 км), с. Сростки (385 км), с. Березовка (399 км), с. Быстрянка (406 км), с. Майма (440 км). Отсюда по Объездной улице или через проспект Коммунистический можно доехать до столицы Республики Алтай — Горно-Алтайска. Также здесь находится аэропорт.

Далее расположено с. Соузга (457 км), с. Манжерок (472 км), с. Черга (516 км), с. Шебалино (552 км), с. Топучая (572 км), с. Туекта (615 км), с. Онгудай (638 км). Последний населенный пункт с. Иня находится на 705 км тракта. От него до поворота на смотровую площадку около 9 км. Достопримечательность расположена справа от дороги.

По пути следования также можно посетить такие примечательные места как Семинский перевал в районе 583 км, а также перевал Чике-Таман на 663 км тракта.

Панорама места слияния рек Чуи и Катуни

Слияние Чуи и Катуни на видео

Легенда о Золотой Бабе (Алтын Ай)

Как мы уже видим из легенд, золото имело не только материальное, но и сакральное значение на Алтае, недаром это Золотой край. И одно из таких проявлений – изображение Золотой Бабы и легенда о ней. Это небольшая фигурка женщины – дородной, с крепкими ногами, большой грудью, упитанной, с длинными волосами – типичные формы Венеры палеолита. Она символизирует как плодородие, так здоровье и женскую плодовитость – в древние времена это были связанные понятия. Находится эта фигурка в музее в селе Полеводка, а еще одно изображение есть в Манжероке, на верху горы Синюха, где она не из золота, но уже крупных размеров. 

По легенде, жили люди счастливо и богато, были у них обильные посевы, стада, много было и украшений из золота. Но пришло несчастье – пошел с неба дождь, и шел он, не переставая, много дней. Затопило все луга, все пашни, все дома. Стали люди уходить в горы, забрались на самую высокую гору, но и туда подступала вода. Не знали они, как спастись, но одна старая мудрая женщина велела всем делать плоты. Начали люди валить деревья и вязать крепкими узлами, но людей было много, и хотели они спасти и свой скот, иначе как потом выжить? Деревьев хватало, а вот веревки, чтобы их вязать, закончились. Тогда женщина обрезала свои длинные волосы и сплела из них веревки. И также поступили все остальные – а был это невиданный по тем временам поступок. Потому что в том народе никто никогда волос не стриг, считалось, что они дают силу. Но все равно не хватило веревок. 

Тогда женщина сказала всем снять свои золотые украшения и переплавить их в гвозди, чтобы скреплять плоты – так и поступили. Много дней и ночей носила их вода на плотах, но спасся народ, да только в последний момент смыло волной за борт ту старую мудрую женщину. 

Озера Горного Алтая

Наконец, вода стала спадать, ветер утих и прибило плоты к подножию самой высокой горы Белухи. Оказались люди в красивом богатом крае, где они и поселились. А золотые гвозди вынули из плотов и в память о той, кто спасла их своими советами, выплавили из них ее изображение, Золотую Бабу – Алтын Ай. Так и назвали весь край, а коротко стали называть его Алтай (как вы уже догадались, скорее всего). 

Алтын Ай всегда пользовалась уважением и популярностью на Алтае, так как покровительствовала семье и продолжению рода.

Автономные походы

Хочу пойти!

Раннее бронирование

Раннее бронирование

Бесплатная отмена

Раннее бронирование

Бесплатная отмена

Раннее бронирование

Бесплатная отмена

Раннее бронирование

Бесплатная отмена

Раннее бронирование

Бесплатная отмена

Легенда о водах Аржан Су

Волшебная вода Алтая

Много на Алтае чистой воды. Кто пил из горного ручья в походе, навсегда запомнит его вкус. Про целебные родники тоже есть своя легенда.

Однажды старый охотник в горах ранил марала. Тот зашатался, но не упал. Погнался за ним охотник, а олень от него из последних сил ускакал. “Ничего, – думает охотник, – вот сейчас догоню его, сил у оленя уже нет”. А марал добежал до горячего источника и бросился в него. Пока охотник спускался с горы, раны оленя затянулись, и он, полный сил, легко скрылся от преследования. 

У источника охотник увидел странную картину – хоть была зима и все было в снегу, вокруг источника распускались цветы, пахла черемуха, вились пчелы. Бросил охотник в воду сушеного хариуса – тот ожил и стал плавать. Бросил шкурку выдры – и та ожила и погналась за хариусом. Попил воды охотник – и как будто на десять лет помолодел. 

Источник Аржан Су находится на берегу Катуни, недалеко от Манжерока. А вообще, в горах Алтая много целебной воды, к которой приходит лечиться раненый зверь, заболевшая птица, уставший человек.

Горное озеро Куйгук

Легенда о топшуре

Богатырь в Алтайских горах

В этой легенде сплелись истории и о Телецком озере, и о национальном алтайском инструменте. Дело было так.

Жили на Алтайских горах два брата-богатыря. Поселились они на двух горах, что стояли по разные берега реки. Сначала было у них все хорошо – вместе охотились, совершали подвиги и помогали друг-другу. Да только начали они ссориться и все из-за красивых девушек. То один брат посчитает, что другому досталась красивее, то другой. А тут еще начал один брат завидовать второму – видит, что гора, на которой тот живет, лучше, богаче, красивее. Захотелось ему на ней жить, владеть ее зверьми да целебными травами. Так поссорились, что чуть не подрались. Но вовремя одумались. Решили – раз мы братья, нечего нам ссориться. А раз богатыри – то надо и дело сделать богатырское – оно покажет, кто более сильный и умелый, заодно и людям добро сделаем. Видят – река, бурная, быстрая. Сложно через нее перебираться людям, что гонят скот, везут повозки. Дай, думают, построим мост – прочный, красивый. Начнем строить с разных берегов – кто первым до середины реки дойдет – тот и победил. А чтобы не ссориться, поклялись богам даже не говорить о женщинах, пока идет стройка. 

Мост через горную реку на Алтае

Приступили. Хорошо, споро шла у них работа. Ни один не уступал другому, совсем немного осталось обоим до середины. Легли они спать, а на утро, когда солнце озарило пики соседних вершин, запели птицы, увидели богатыри чудо. Под чарующие звуки неведомого музыкального инструмента на скале пела дивные песни красавица. «О, уй-кижи», – закричали богатыри (что значит «О, женщина»!), и нарушили клятву. Разгневались боги – ударила молния, разразился гром, земля загудела… Провалился под землю и недостроенный мост, и река – образовалась пропасть огромной глубины. Хлынули в нее воды, затопили – так появилось Телецкое озеро. А на скале, где стояла девушка, остался отпечаток того инструмента, на котором она играла. 

По этому отпечатку сделали алтайцы свой национальный инструмент топшур. Его вы можете увидеть в музее в Горно-Алтайске и услышать на различных народных праздниках. 

Кстати, по современным исследованиям, ученые остановились на версии тектонического происхождения Телецкого озера, причем достаточно быстром (в геологическом смысле), что соответствует этой легенде. 

Что посмотреть рядом

У села Иня в районе 704 км Чуйского тракта находится Ининский мост, который является первым двухцепным висячим мостом на территории России. Этот памятник архитектуры был построен в 1936 г. по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина. На данный момент мост находится в не лучшем состоянии. Также на 706 км справа от дороги в полукилометре расположены Ининские стелы.

Другой достопримечательностью является порог «Горизонт» на реке Чуя. Шум и грохот водной стихии наполняет непередаваемыми ощущениями. На берегу реки можно насладиться видами и устроить пикник. Находится это место близ 717 км тракта. От шоссе к порогу ведет дорога длиной около 750 м.

На 723 км тракта можно посетить «галерею» урочища Калбак-Таш, где представлены петроглифы, нарисованные в разные исторические периоды: от неолита до древнетюркской эпохи.

В районе 728-го км также находится наскальные петроглифы, которые относятся к одному из самых известных археологических комплексов на Алтае — святилищу Адыр-Кан , где также расположен Чуйский Оленный камень и несколько групп древних погребальных сооружений.

Мост через Чую, Galina Gorshenina

Легенда места слияния Чуи и Катуни

Алтайский край — таинственный край, наполненный мифами и легендами древних поселений. Место, где река Чуя впадает в Катунь, также не стало исключением. Ранее оно называлось Кюё-Моин (или Тее-моин, Тöб-моин), что переводится как «Верблюжья шея». Издревле из уст в уста передается одна легенда, объясняющая происхождение этого названия.

В незапамятные времена на местные поселения надвигались китайские воины. Жители, испугавшись, собрали необходимые вещи, скот и пустились в бегство. После переправы через Чую на другой берег, где сейчас находится выступ напротив смотровой площадки, они нашли укромное место среди деревьев и решили укрыться здесь.

Приближалась ночь. Что бы не замерзнуть, один из алтайцев решил убить своего верблюда, перерезав горло, и переночевать в его шкуре. Ночью начался небывалой силы град. Проснувшись на утро, алтаец обнаружил вокруг бездыханные тела соплеменников и скота. По чудесным обстоятельствам выжил только он один. С тех пор это место стали называть Верблюжья шея. Действительно, изгиб реки очень ее напоминает.

Слияние рек весной, natchen

Rate article