Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

     Спонсор сайта

     
    Лодки, Снаряжение
     Рейтинг публикации

    4.15

    Оценок: 20


     

    Григорий

    Как построить катамаран - технология стапеля

    Статья

    Конструкция туристского катамарана такова, что его надо строить в каждом походе, а иногда и по нескольку раз. От прочности и удобства конструкции зависит управляемость и надежность судна, и, следовательно, безопасность всего сплава. Поэтому данной теме следует уделить особое внимание при подготовке маршрута.

    Подбор материала для рамы

    Малютин шкурит раму

    Первое, что необходимо учесть - наличие строевого материала в начальной точке сплава. Также надо принять к сведению, что лучшее дерево для катамарана - дюралюминиевая труба Д16Т (Наличие буквы Т в наименовании сплава очень важно. Если ее не будет, то такие рамы очень хорошо гнутся "колесом" прямо на сплаве - см. Отчет по Чуе 2004, запись от 3 мая). Если этого материала у команды не имеется, то придется прореживать лесные массивы. Лучше всего брать березу или иву. Это наиболее прочные, волокнистые породы, и не относятся к ценным. Если такого не растет, то в ход идут хвойные. Не следует строить раму из сосны, тополя или осины - они могут легко сломаться. Если же леса нет в принципе, придется везти из дома. Такое тоже иногда практикуется.

    Толщина тонкого конца дерева должна быть не менее 5см в диаметре. При этом надо учесть и то, что кору с него придется счистить. Это делается для облегчения конструкции. Также счищаются все сучки, чтобы не повредить баллоны ката.

    Шкурение удобнее всего делать маленьким топориком или большим ножом. Этих инструментов должно быть в достаточном количестве, чтобы постройка не затягивалась. Необходима также пила или ножовка, чтобы ровно отрезать палки.

    О размерах палок

    схема подбора длины рамы для катамарана четверкиДлина продолин L выбирается такой, чтобы все вязки на гондоле можно было за нее зацепить. Это справедливо как для двоек, так и для четверок.

    Остальные размеры для ката-четверки подбираются следующим образом (см. схему):

    Схема рамы катамарана-четверкиh1 берется немного меньше, чем расстояние между вязками гондолы, расположенными с внешней и внутренней стороны на одном уровне. Оно должно быть в районе 40см.

    l1 должно быть таким, чтобы человек, стоя на коленях, упирался пятками во вторую поперечину, а между коленями и первой поперечиной был запас 7-10см. Это расстояние подгоняется под гребца с самыми длинными ногами. Аналогично для задних гребных мест. В среднем оно составляет 60-70см. Такая посадка гребцов (ближе к носу и корме четверки) позволяет максимизировать пространство под рюкзаки между гребцами. Однако, это ухудшает управляемость судна из-за увеличения момента инерции. Поэтому на соревнованиях гребцы садятся практически на центр баллона. В походе это неудобно из-за необходимости везти с собой рюкзаки, и посадочные места гребцов раздвигаются ближе к краям баллона.

    Часто на четверках делают дополнительную пятую поперечину по центру

    Длина поперечины исторически берется 220см.

    Для ката-двойки количество поперечин равно трем, рюкзаки обычно крепятся перед гребцами. Центр тяжести системы человек+рюкзак должен приходиться на центр баллона, тогда управлять катамараном наиболее легко.

    Так как у палки один конец тоньше, необходимо следить за тем, чтобы при скреплении не пересеклись два тонких конца. Тонкий конец надо скреплять с толстым.

    Для того, чтобы конструкция не болталась, и всегда имела форму прямоугольника, делают укосину или стягивают веревками диагонали. Нужно помнить, что после этой процедуры рама жестко фиксирована, поэтому сначала необходимо промерить диагонали. Диагонали прямоугольника равны. Если для фиксации формы применяется веревка, то ее нужно предварительно замочить, а не то она растянется на сплаве. Замачивать нужно все используемые для строительства веревки.

    Примечание. В данном разделе не рассматривается вопрос строительства деревянных коленных посадок, т.к. в настоящее время они практически исчезли из употребления, на смену им пришли надувные, которые в основном жестко крепятся к баллонам.

    Чем скреплять палки

    На предыдущем рисунке показано два способа скрепления палок. Вверху - резиновыми жгутами. Внизу - гвоздями и "чопиками". Рассмотрим эти способы по отдельности.

    схема крепления рамы с помощью закруток (чопиков)Гвозди и закрутки (чопики) - старейший способ. Первым делом в крестовину палок (1) и (2) вбивается гвоздь (4). Длина гвоздя не менее 15см. Затем крестовина обхватывается веревочной петлей (5). Между петлей (5) и палкой (2) просовывается чопик (3). Затем петля (5) затягивается вращением чопика, а сам чопик фиксируется веревкой (6).

    Вязка рамы резиной начала широко применяться в последние 5 лет. Ее достоинства - быстрота, большая надежность. На один катамаран-четверку требуется одна камазовская камера, которая нарезается на жгуты шириной 1.5-2см и длиной в четверть камеры (80-120см). Вязка осуществляется одним концом. Конец жгута, с которого начинают, привязывать не надо, он удерживается трением; нужно лишь оставить торчащий конец с таким расчетом, чтобы хватило на узел. Жгут необходимо сильно затягивать. Когда останется около 15-25см надо сделать прямой узел с другим концом. Второй вариант - оттянуть один из оборотов жгута с помощью шнура или проволоки и просунуть в образовавшуюся петлю конец жгута. Тогда жгут будет удерживаться трением. Если рама металлическая, то между палками нужно вставлять прокладки из резины, чтобы палки не скользили.

    Накачка

    Для успешного сплава по реке резновые баллоны (нутрянки) необходимо запихать в чехлы из прочного материала и хорошо накачать их. Для накачивания гондол можно использовать несколько способов. Самый доступный - надувание гондол силой собственных легких. Эта процедура доступна только самым сильным и мужественным людям, так как требует недюжинной выносливости и храбрости. В процессе надувания легкими могут возникнуть некоторые побочные явления в виде "срыва башни" или "фляги". Это выражается в небольшом головокружении и состоянии легкого опьянения. Некоторые считают, что этот эффект вызывается гипервентиляцией легких. Из-за побочного эффекта, способ "ручной" накачки особенно привлекает юных и безбашенных людей.

    Однако этот способ довольно медленный, поэтому более спокойные и опытные туристы прибегают к нему только в виде исключения, при невозможности использовать другие виды накачки и для окончательного завершения накачки другими способами для достижения необходимого давления в гондолах. То есть, после накачки другими способами нужно добавить давление в гондолах "ручным" способом.

    Второй способ наиболее оптимален, так как сочетает в себе быстроту и скорость накачки. Для этого способа необходимо наличие мешка из плотной но не очень толстой резины. В этом мешке снизу делается небольшое отверстие и прикрепляется шланг длиной около 50-70см. Процесс накачки с использованием такого мешка требует привлечения к этой процедуре как минимум двух людей. На первой фазе этого процесса происходит "ловля воздуха" резиновым мешком. Для этого мешок растягивается со стороны большого отверстия двумя людьми и по команде "Лови!" сжимается. Таким образом, воздух не успевает выскочить из мешка и остается пойманным внутри его. Опытные ловцы могут за раз поймать до 2/3 мешка воздуха! После поимкмки воздуха в мешок, один человек держит мешок таким образом, чтобы воздух выходил только через шланг. Другой в это время присоединяет этот шланг к соску в гондоле. Для более быстрого и полного перемещения воздуха из мешка в гондолу, можно создать в мешке дополнительное давление. Этого можно достичь, если один или несколько человек прижмут этот мешок к земле (именно этот процесс изображен на фото вверху). После перекачки воздуха из мешка в гондолу, процесс повторяется с начала до достижения необходимого давления в гондолах. Кроме всех перечисленных преимуществ, этот способ хорош тем, что мешок можно использовать как гидроупаковку для своих вещей. Однако нужно помнить, что этот мешок может иногда быть нужен для подкачки гондол, поэтому он должен лежать не очень глубоко.

    Третий способ довольно прост. Весь его секрет состоит в использовании ножного воздушного насоса типа "Лягушка". Но этот способ, как показывает практика, неэффективен и не так интересен как предыдущие.

    Четвертый способ пригоден только для использования в домашних условиях и применяется для просушки и проверки гондол на герметичность. В этом случае используется бытовой пылесос. Шланг вставляется в отверстие пылесоса, из которого вылетает воздух, а другим концом соединяется с соском гондолы. Далее все идет по описанной схеме.

    Давление в гондолах должно быть таково, чтобы на их поверности не было складок. Также гондолы долны быть упругими и издавать характерный звон при щелчке пальцами по ним. Вообще же, давление варьруется в зависимости от реки. Нужно иметь в виду, что температура воды в реке ниже, чем температура воздуха, а в условиях постоянного объема давление меняется прямо пропорционольно температуре, поэтому в воде давление в гондолах упадет. Поэтому в процессе накачки необходимо обливать баллоны холодной водой.

    Привязка гондол к раме

    Это действие проще производить вдвоем или вчетвером и обязательно на берегу, с накачанными гондолами.

    Сначала рама ставится на гондолы и производится регулировка выступания носов за раму. Правый и левый нос должны торчать одинаково далеко от первой поперечины. Если используется коленная посадка, то нужно проследить, что носовые гребцы могут сделать гребок перед носом.

    Второй этап - сама привязка. Два человека идут по разные стороны гондолы от носа к корме и привязывают вязки, находящиеся на одном уровне. Нужно следить, чтобы гондола не пошла "пропеллером", то есть чтобы с внешней и внутренней сторон гондолы было одинаковое расстояние от "ушей" вязок до рамы. Если хочется придать гондолам форму эллипса в сечении, чтобы лучше рулилось, то перед привязкой гондолы надо подспустить, а при привязке посильнее натянуть вязки.

    Дата публикации: 2000-09-28 14:53:20 (32552 раза тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Перевозка каяка в плацкартном вагоне
  • ОПЫТ ПЛАВАНИЯ НА ПЛОТАХ ТИПА «ЧЕСТЕР» (ВС)
  • Плот с пониженной палубой
  • Спортивный сплав на плоту
  • Двухместные катамараны
  • Поклонникам белрафтовских катамаранов


  • shefkzn2008-07-03 14:49:55
    Re: Как построить катамаран - технология стапеля
    много лет сам делаю рамы и скажу, что гвозди - это для наживления каркаса, после чего каркас правят в ровный прямоугольник (верёвкой мерят равенство диагоналей), потом прибивают две диагоналины и впоследствии вяжут верёвками все стыки! замечу, что верёвка - крайне необходима, т.к. при нагрузках и изгибах винтообразного типа гвозди не хира не держат!

    1
    Михаил2008-05-18 14:25:12
    Re: Как построить катамаран - технология стапеля
    Накачивать кат мешком гораздо удобнее, добавив между мешком и гондолой простейший клапан.
    Сделать его просто: пластиковая
    трубка ( часть разового шприца)
    обмотать с одного конца лоскутом клеенки или полиэтилена, выступающим за край трубки на 5-6 см.
    С этого же конца трубки надеваем небольшой мешочек из подобного материала, снабженный патрубком, вставляемым в шланг ката.
    Стыки жгутуем полосками автокамерной резины.
    Очень легкий мешок-насос получается из большого(от 100 л)
    мешка для мусора.

    2
    Alex -2008-04-27 23:28:20
    Re: Как построить катамаран - технология стапеля
    Блин круто

    3
    Goblin2007-10-09 14:42:46
    Re: Как построить катамаран - технология стапеля
    Еще можно крепить на репшнур 6 для рек 3-4 к.с. вполне достаточно.
    Либо самое простое купить дюралевый каркас

    4
    sibcruiser2006-09-29 07:31:00
    Re: Как построить катамаран - технология стапеля
    По моему гвозди - это от лукавого. Пользовали 1 раз, расщепили продолину нах. Если вязки из плетеной десятки, то можно закрутить насмерть и без гвоздей, просто чопик подлиннее взять. А способ фиксации чопика очень интересен, надо попробовать. Вместо резиновых прокладок можно использовать х/б изоленту. Тоже насмерть получается. Также по бедности можно использовать камеры от легковушек, но ленту резать шире - сантиметров 4-5.

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Снаряжение:


    Солнечные батареи для туристов


    Спортивный сплав на плоту


    Солнечные батареи для туристов №2

    Полартек или поларфлис: из чего сегодня шьется одежда для туризма, активного отдыха и экстремальных условий.

    Как построить катамаран - технология стапеля
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)