Опять ты картинки выключил!  
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам

 
Новости СЖ  
 
Аннотации новых публикаций

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:
 
 
   
 
Лучшие авторы  
 
Авторы с самым большим рейтингом:
Григорий: 8
Буга: 6
Serj: 6
masa: 6
iwan: 6
Нюся: 6
Шура: 6
sibcruiser: 5
Nata: 5
Никита: 5
shefkzn: 5
 
 
   
 
Не забываем  
 

 
 
   


Экстремальный портал vvv.ru

 Спонсор сайта

 
Школа, Парусный туризм
 Рейтинг публикации

4.54

Оценок: 11


 

sibcruiser

Безопасность в парусном туризме

Статья

Идея данного опуса пришла мне в голову на Обском море 12 октября 2008 года, когда наше судно попало в довольно жесткий шторм. Температура воздуха +5, воды - примерно так же, порывы до 20 м/с с дождем и снегом. Оверкиль означал два покойника через 10 минут. В этой ситуации мозг работает необычайно быстро и точно, все достоинства и недостатки конструкции, снаряжения и опыта становятся очевидными. И давно витавшая мысль о том, как описать понятие хорошей морской практики в отношении туризма, наконец обрела форму.
Основываюсь я на личном опыте руководства и участия в туристических походах. Учтен опыт трех навигаций и двух регат. Я нисколько не хочу отпугнуть людей от парусного туризма и спорта. Я хочу, чтобы человек понял и осознал - надо ли ему, а если надо, то как надо.

Часть первая, общетуристическая

О чем это я?

Наше Обское море - это не море вовсе, а Новосибирское водохранилище. И мелкое оно, и неширокое вроде, но... Мне часто приходится ездить по плотине ГЭС и наблюдать за ним. И каждый раз оно разное. Не бывает двух одинаковых штилей и двух одинаковых штормов. У каждого дня моря есть только одно общее качество - вызов стихии. Море (не только Обское, я и на Черном бывал) кажется неизменным, они манит к себе и в то же время безразлично к судьбе поддавшегося на его зов. И это главная западня для человека, плохо осознающего степень опасности. Стихия равнодушна к вам, ее нельзя любить или ненавидеть, с ней надо бороться знанием и опытом. Холодная голова, горячее сердце, чистота рук - по вкусу.

В зависимости от желания и личных качеств поддавшиеся стихии со временем делятся на капитанов и матросов. Невозможно определить, кто важнее на судне, выживание в походе зависит от выучки как матросов, так и капитана. Не знающий, не умеющий или намеренно не исполняющий свои обязанности член команды одинаково опасен для жизни окружающих независимо от должности. А опытный, умелый и разумно распределенный по обязанностям экипаж способен на невозможное, тем более, что в парусном походе это невозможное может случиться независимо от категории сложности похода.

Начнем с капитана. Вариант первый, один из лучших: поддавшись на зов стихии, он напрашивается в чей-нибудь экипаж, попадает в хорошие руки и из него через некоторое время вырастает опытный мореход, научившийся на чужих (не фатальных) ошибках. Он на себе испытал все проблемы с экипажем, которые будут описаны, знает все об условиях плавания и необходимом снаряжении. Этот человек может дальше не читать, он сам это все напишет. Вариант второй, наихудший: море по колено и все остальное сами знаете по что. Не дай Бог вам попасть к такому в экипаж. Между этими крайностями простирается множество людей с лидерскими наклонностями и часто наполеоновскими планами. И как показывает опыт, выживают склоняющиеся в сторону разумного подхода к путешествиям.

Если капитан на судне - первый после Бога, то остальные члены команды - первые после капитана. В дальних походах с ночевкой на воде всем приходится стоять вахту на руле и отвечать за курс и пройденное расстояние, работать с парусами и навигационными приборами, знать морскую и речную лоцию, принимать решение об аврале при невозможности справиться с управлением силами одной вахты. Разница в ответственности - матрос ответственен на время вахты, капитан - всегда, и ответственность у него очень даже уголовная. Для капитанов яхт существует обязанность прокладки курса и выбора маршрута, в туристическом же походе решение о маршруте в большинстве случаев не принимается без учета мнения экипажа.

Независимо от записи в судовой роли, каждый член экипажа должен: Хотеть, Знать и Уметь. Отсюда вытекают три вида подготовки экипажа: психологическая, теоретическая и практическая.

А оно мне надо?

Очень плохо, если этот вопрос возник под рев ветра в снастях между N-метровыми волнами. Очень плохо...

Вопрос психологической готовности к экстремальной ситуации в парусном туризме на мой взгляд стоит гораздо острее, чем в остальных видах. Очень часто избежать такой ситуации невозможно. Например, резкий холодный фронт протяженностью в сотни километров, заставший вас на воде, нельзя "обнести". Часто бывает, что выйти на незнакомый берег не удается часами. А затяжной штиль может вывести из себя даже самого терпеливого человека.

Первый враг на воде, впрочем как и везде - паника. Любой ужаснется, увидев прибой на скалах или волну метра три высотой, многим вне видимости берега станет не по себе. А если еще и авария на судне, то воображение может совсем разыграться. Полностью преодолеть страх невозможно, но главное в этой ситуации - не сама ситуация, а ее восприятие. Как в старом анекдоте про пессимиста и оптимиста с полстаканом. Человек, сказавший себе "Я никогда не дойду!" и поддавшийся на это, наполовину уже мертв. А мертвые на судне - лишняя помеха, даже если они еще живы. Сказавший себе "Самурай, тебе нечего терять, потому что ты уже мертв!" и начавший при этом борьбу за живучесть, выживет в 99.9 процентах случаев. Выглядит немного цинично, но это правда. Самое худшее, что может случиться - вы утонете. Осознание этого заставляет одних сдаться, а других бороться за жизнь.

Враг номер два - суета. Да, надо действовать быстро, но не забывать про точность действий. Например, капитан послал вас снимать стаксель. Можно кинуться бегом, без оглядки, пренебрегая страховкой, упасть за борт и заставить тем самым экипаж совершать рискованный маневр по доставанию вас из воды с лишней парусностью при сильном ветре и волнении. Можно упустить парус за борт, лишив тем самым судно хода и/или выгодного по отношению к волне и ветру положения. А можно быстро и аккуратно преодолеть расстояние от кокпита до стакселя, пользуясь при необходимости страховкой, и быстро и аккуратно снять или заменить парус и так же осторожно вернуться на место. Более того, без суеты это получится еще быстрее, так как не придется исправлять ошибки.

Враг номер три - бесшабашность. Запомните: вы в бушующей стихии по значимости меньше песчинки на берегу, так как песчинка, не оставляет за собой цивилизованный мусор. И относиться к стихии, извиняюсь за повтор, надо с уважением, даже если она к вам ласкова. Не говоря уже о людях, с которыми вы временно оказались на ограниченном пространстве. Запомните - излишне рискуя своей жизнью, вы рискуете и чужими.


Продолжение следует.


(С) Станислав Березкин, октябрь 2008



Дата публикации: 2008-10-22 10:16:02 (4854 раза тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий


Остальные материалы раздела


Слава 2009-03-08 22:17:04
Re: Безопасность в парусном туризме
хороший взгляд и вывод, понравился

1
Михайлов 2008-10-31 15:49:02
Re: Безопасность в парусном туризме
Только есть ли самураи среди... В реале никто дохнуть не хочет

2
iwan 2008-10-24 15:05:56
Re: Безопасность в парусном туризме
только а июне... а я уже на субботу планировал...

3
sibcruiser 2008-10-24 08:18:41
Re: Безопасность в парусном туризме
Возможность принять гостей скорее всего будет в конце июня на регате с барнаульцами - на выходные на Бердской косе.

4
Буга 2008-10-23 21:50:30
Re: Безопасность в парусном туризме
А я уж который июль собираюсь...

5
Вреднов 2008-10-23 17:29:41
Re: Безопасность в парусном туризме
я про паруса и говорю. спасибо за приглашение, надеюсь, что получится

6
sibcruiser 2008-10-23 08:14:53
Re: Безопасность в парусном туризме
2 Григорий:
Поэтому и назвал эту часть общетуристической. Опыт водных походов тоже немного учтен. Сейчас придумываю специфическую парусную.

7
sibcruiser 2008-10-23 07:54:08
Re: Безопасность в парусном туризме
2 Вреднов:
Уроков чего? ;) А то приезжай к нам на регату в июле, будет весело :)

8
Вреднов 2008-10-22 17:14:39
Re: Безопасность в парусном туризме
Может, как-нибудь удастся взять у тебя несколько уроков...

9
Григорий 2008-10-22 14:32:59
Re: Безопасность в парусном туризме
отлично, применимо не только к парусному туризму

 
 Авторизация
Логин
Пароль
 

Регистрация

 
 опции

 Версия для печати Версия для печати

 

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

 Реклама
 
 На закуску
Самое читаемое в разделе Парусный туризм:


Экспедиция "Сибирь - Индийский Океан" завершена в Таиланде


Термины, касающиеся управления парусным судном

Современные яхты и их парусное вооружение

Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
 



 
 
Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)