Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Школа, Парусный туризм
     Рейтинг публикации

    4.54

    Оценок: 11


     

    sibcruiser

    Безопасность в парусном туризме

    Статья

    Идея данного опуса пришла мне в голову на Обском море 12 октября 2008 года, когда наше судно попало в довольно жесткий шторм. Температура воздуха +5, воды - примерно так же, порывы до 20 м/с с дождем и снегом. Оверкиль означал два покойника через 10 минут. В этой ситуации мозг работает необычайно быстро и точно, все достоинства и недостатки конструкции, снаряжения и опыта становятся очевидными. И давно витавшая мысль о том, как описать понятие хорошей морской практики в отношении туризма, наконец обрела форму.
    Основываюсь я на личном опыте руководства и участия в туристических походах. Учтен опыт трех навигаций и двух регат. Я нисколько не хочу отпугнуть людей от парусного туризма и спорта. Я хочу, чтобы человек понял и осознал - надо ли ему, а если надо, то как надо.

    Часть первая, общетуристическая

    О чем это я?

    Наше Обское море - это не море вовсе, а Новосибирское водохранилище. И мелкое оно, и неширокое вроде, но... Мне часто приходится ездить по плотине ГЭС и наблюдать за ним. И каждый раз оно разное. Не бывает двух одинаковых штилей и двух одинаковых штормов. У каждого дня моря есть только одно общее качество - вызов стихии. Море (не только Обское, я и на Черном бывал) кажется неизменным, они манит к себе и в то же время безразлично к судьбе поддавшегося на его зов. И это главная западня для человека, плохо осознающего степень опасности. Стихия равнодушна к вам, ее нельзя любить или ненавидеть, с ней надо бороться знанием и опытом. Холодная голова, горячее сердце, чистота рук - по вкусу.

    В зависимости от желания и личных качеств поддавшиеся стихии со временем делятся на капитанов и матросов. Невозможно определить, кто важнее на судне, выживание в походе зависит от выучки как матросов, так и капитана. Не знающий, не умеющий или намеренно не исполняющий свои обязанности член команды одинаково опасен для жизни окружающих независимо от должности. А опытный, умелый и разумно распределенный по обязанностям экипаж способен на невозможное, тем более, что в парусном походе это невозможное может случиться независимо от категории сложности похода.

    Начнем с капитана. Вариант первый, один из лучших: поддавшись на зов стихии, он напрашивается в чей-нибудь экипаж, попадает в хорошие руки и из него через некоторое время вырастает опытный мореход, научившийся на чужих (не фатальных) ошибках. Он на себе испытал все проблемы с экипажем, которые будут описаны, знает все об условиях плавания и необходимом снаряжении. Этот человек может дальше не читать, он сам это все напишет. Вариант второй, наихудший: море по колено и все остальное сами знаете по что. Не дай Бог вам попасть к такому в экипаж. Между этими крайностями простирается множество людей с лидерскими наклонностями и часто наполеоновскими планами. И как показывает опыт, выживают склоняющиеся в сторону разумного подхода к путешествиям.

    Если капитан на судне - первый после Бога, то остальные члены команды - первые после капитана. В дальних походах с ночевкой на воде всем приходится стоять вахту на руле и отвечать за курс и пройденное расстояние, работать с парусами и навигационными приборами, знать морскую и речную лоцию, принимать решение об аврале при невозможности справиться с управлением силами одной вахты. Разница в ответственности - матрос ответственен на время вахты, капитан - всегда, и ответственность у него очень даже уголовная. Для капитанов яхт существует обязанность прокладки курса и выбора маршрута, в туристическом же походе решение о маршруте в большинстве случаев не принимается без учета мнения экипажа.

    Независимо от записи в судовой роли, каждый член экипажа должен: Хотеть, Знать и Уметь. Отсюда вытекают три вида подготовки экипажа: психологическая, теоретическая и практическая.

    А оно мне надо?

    Очень плохо, если этот вопрос возник под рев ветра в снастях между N-метровыми волнами. Очень плохо...

    Вопрос психологической готовности к экстремальной ситуации в парусном туризме на мой взгляд стоит гораздо острее, чем в остальных видах. Очень часто избежать такой ситуации невозможно. Например, резкий холодный фронт протяженностью в сотни километров, заставший вас на воде, нельзя "обнести". Часто бывает, что выйти на незнакомый берег не удается часами. А затяжной штиль может вывести из себя даже самого терпеливого человека.

    Первый враг на воде, впрочем как и везде - паника. Любой ужаснется, увидев прибой на скалах или волну метра три высотой, многим вне видимости берега станет не по себе. А если еще и авария на судне, то воображение может совсем разыграться. Полностью преодолеть страх невозможно, но главное в этой ситуации - не сама ситуация, а ее восприятие. Как в старом анекдоте про пессимиста и оптимиста с полстаканом. Человек, сказавший себе "Я никогда не дойду!" и поддавшийся на это, наполовину уже мертв. А мертвые на судне - лишняя помеха, даже если они еще живы. Сказавший себе "Самурай, тебе нечего терять, потому что ты уже мертв!" и начавший при этом борьбу за живучесть, выживет в 99.9 процентах случаев. Выглядит немного цинично, но это правда. Самое худшее, что может случиться - вы утонете. Осознание этого заставляет одних сдаться, а других бороться за жизнь.

    Враг номер два - суета. Да, надо действовать быстро, но не забывать про точность действий. Например, капитан послал вас снимать стаксель. Можно кинуться бегом, без оглядки, пренебрегая страховкой, упасть за борт и заставить тем самым экипаж совершать рискованный маневр по доставанию вас из воды с лишней парусностью при сильном ветре и волнении. Можно упустить парус за борт, лишив тем самым судно хода и/или выгодного по отношению к волне и ветру положения. А можно быстро и аккуратно преодолеть расстояние от кокпита до стакселя, пользуясь при необходимости страховкой, и быстро и аккуратно снять или заменить парус и так же осторожно вернуться на место. Более того, без суеты это получится еще быстрее, так как не придется исправлять ошибки.

    Враг номер три - бесшабашность. Запомните: вы в бушующей стихии по значимости меньше песчинки на берегу, так как песчинка, не оставляет за собой цивилизованный мусор. И относиться к стихии, извиняюсь за повтор, надо с уважением, даже если она к вам ласкова. Не говоря уже о людях, с которыми вы временно оказались на ограниченном пространстве. Запомните - излишне рискуя своей жизнью, вы рискуете и чужими.


    Продолжение следует.


    (С) Станислав Березкин, октябрь 2008

    Дата публикации: 2008-10-22 10:16:02 (5187 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Безопасность плавания. Человек за бортом.
  • Безопасность плавания. Морская практика и морская культура
  • Современные яхты и их парусное вооружение
  • Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
  • Термины, касающиеся управления парусным судном
  • Немного о метеорологии, часть 4, на сей раз заключительная. Погода и ее прогнозы.
  • Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.
  • Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
  • Немного о метеорологии, часть 1.


  • Слава2009-03-08 22:17:04
    Re: Безопасность в парусном туризме
    хороший взгляд и вывод, понравился

    1
    Михайлов2008-10-31 15:49:02
    Re: Безопасность в парусном туризме
    Только есть ли самураи среди... В реале никто дохнуть не хочет

    2
    iwan2008-10-24 15:05:56
    Re: Безопасность в парусном туризме
    только а июне... а я уже на субботу планировал...

    3
    sibcruiser2008-10-24 08:18:41
    Re: Безопасность в парусном туризме
    Возможность принять гостей скорее всего будет в конце июня на регате с барнаульцами - на выходные на Бердской косе.

    4
    Буга2008-10-23 21:50:30
    Re: Безопасность в парусном туризме
    А я уж который июль собираюсь...

    5
    Вреднов2008-10-23 17:29:41
    Re: Безопасность в парусном туризме
    я про паруса и говорю. спасибо за приглашение, надеюсь, что получится

    6
    sibcruiser2008-10-23 08:14:53
    Re: Безопасность в парусном туризме
    2 Григорий:
    Поэтому и назвал эту часть общетуристической. Опыт водных походов тоже немного учтен. Сейчас придумываю специфическую парусную.

    7
    sibcruiser2008-10-23 07:54:08
    Re: Безопасность в парусном туризме
    2 Вреднов:
    Уроков чего? ;) А то приезжай к нам на регату в июле, будет весело :)

    8
    Вреднов2008-10-22 17:14:39
    Re: Безопасность в парусном туризме
    Может, как-нибудь удастся взять у тебя несколько уроков...

    9
    Григорий2008-10-22 14:32:59
    Re: Безопасность в парусном туризме
    отлично, применимо не только к парусному туризму

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Парусный туризм:


    Экспедиция "Сибирь - Индийский Океан" завершена в Таиланде


    Термины, касающиеся управления парусным судном


    Современные яхты и их парусное вооружение

    Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

    Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)