Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    * За пределами СНГ, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    3.83

    Оценок: 6


     

    zacep

    Река Чорох 2006 март - какашка рафтинг или фекалия экстрим .

    статья

     

    В   марте этого года ангарчане, туристы - водники Антон НОВИКОВ (руководитель), Андрей НОВОГРАНОВ, Евгений ОРЕХОВ и Борис ХАЙРУЛЛИН на двух катамаранах - двойках  прошли маршрут 5 категории трудности по реке  Чорох в Турции. Команда «Проводники Прибайкалья»   почувствовали вкус воды в порогах знаменитой рафтинговой реки Малой Азии.    По возвращении команда собралась вместе для подведения итогов, просмотра видео и фото материалов.  Встреча прошла в дружественной беседе в обстановке горячего обмена, уже ностальгическими, впечатлениями. Как там было? ...

     

    .

    Н. С.: Ребята, а каким таким ветром странствий надуло в голову про-турецкие настроения?

       Все прозаично. Летом наша команда работает на коммерческих сплавах в Прибайкалье. А для роста мастерства необходимо проходить серьезные маршруты 5-6 категории сложности. Вот и пришлось зимой ехать за бугор.   Остановились на Турции, хотя хотели в Непал, меньше затрат.

    Окончательное решение сплавиться в Турции родилось не в турецкой бане, а в жаркой русской, а именно «на Матросова». Бряканье шаек и водовороты мыльных вод как нельзя лучше напоминали специфику водного туризма.  На многих Прибайкальских и  некоторых Алтайских реках мы уже рубились, захотелось заморских ощущений.

    Подобралась команда, закаленных  бурной водой порогов друзей. 33-летний Антон  гид-проводник по горным рекам. Его богатый опыт стал решающим в определении руководителя команды. 30-летний менеджер «Невской косметики» Андрей - немногословный спортсмен,  с феноменальной выносливостью. 35-летний предприниматель Евгений - улыбка команды.    Благодаря его чувству юмора  команде гарантируется отличное настроение. Он постоянно острит и остальные его поддерживают в этом - гонят пургу.    Обаятельное хамло, самосвал полезных и бесполезных советов, человек стреляющий словами как АК-47, это 42-летний бизнесмен Борис.   

    Н. С.: Какими тропами уходили за границу?

    Сначала долетели до Сочей. В Сочах пожили маненько. Пока ждали паром до турецкого Трабзона, провели свою инспекцию места предстоящей зимней Олимпиады. Надо сказать впечатления неоднозначные. Местные жители, как оказалось, против Олимпиады. «Показуха!» - кричат хором. «Лучше бы сделали очистные, вся канализация, все стоки столетиями загрязняют Черное море. А оно ведь не черное, оно синее!» - стонут они, но продолжают какать, многоэтажно ругая администрацию. Действительно, море было синим, но с желтыми пятнами  канализационных стоков. Крутые, заезжие дядечки, следуя рекомендациям Дона Карлеоне, скупают Красную поляну (поселок рядом с горнолыжным курортом), делают местным обитателям предложения, от которых невозможно отказаться. Сочинские таксисты, скрывают свое глубокое презрение к приезжим одной доброй фразой: «Командир, куда поедем?». Сочинские менты честнее, они вообще не скрывают своих чувств. Могут подойти к смеющемуся человеку с парадоксальным вопросом: «Чё такой веселый, обкурился?».

    Наконец, настал тот (долгожданный) день, и огромный морской паром отвалил от причала в сторону турецкого Трабзона. В древности греческая колония Трапезунт. Нам, любящим воду во всех ее проявлениях трудно удержаться от восторга, когда соленый морской ветер треплет бахрому твоих волос, когда глаза наполняются кровавой печалью, тонущего в горизонте солнца, когда сердце пронзают страстные стрелы вольных путешествий, морских открытий и пиратских завоеваний.

    Трабзон конечно не Анталья и еще не сезон, а потому в турцию паром идет пустой, только с девчонками. Да, да, именно нашими русскими девчонками. Турция для многих из них место подзаработать. Как подзаработать? Известно как, и известно, чем! Чай, не маленькие, поймете сами. Причем никакого секс-рабства, только по обоюдному согласию двух заинтересованных сторон. Обратно паром идет доверху загруженный мандаринами,  помидорами и ... теми же девчонками, после трудовой смены.

    Большая группа страшных и непрезентабельных на Российский взгляд жриц любви были нашими попутчицами на пароме. Общаться с ними не было желания. Вышли на верхнюю палубу и встали в ступоре. Параллельным с паромом курсом, блинчиками, запущенными с руки, скакали по воде стремительные дельфины! Нахлынувшие от увиденного чувства разлили по походным кружкам. Салютовали дельфинам тупым бряком наполненных емкостей. По мере продвижения по пронзительно синему морю мы синхронизировались с качкой повторением опрокидывания в организм вермута, а за тем и вискарь внутрь пошел.  Охмелевший Антон вломился на капитанский мостик с намерением порулить, или поштурвалить. Учтивая турецкая команда аккуратно, но с укоризной выпроводила его:

    - Руссо туристо, ай-яй-яй! Облико морале, ай-яй-яй!

    - Да, мы - Руссо туристо! Да, мы обликом орали! - возмущался Антон.

    Попытался показать, как ходят в касках спортсмены-водники, путем одевания котелка себе и другим на голову. Мол так будет безопаснее. Но дебоширинг благоразумно оставил.

    Н. С.: Как турецкий берег встретил гуманоидов с планеты Сибирь?

    Встретил ночными огнями Трабзона и тупо безобразной ночевкой на рюкзаках в автовокзале. Только мы сгрузились у автостанции как были атакованы местными зазывалами на рейсовые мерседесы. Энергичные и крикливые они внушали нам большие опасения. Наша российская ментальность не позволяла верить непонятным турецким словам и жестам. В итоге, отогнав от себя навязчивый сервис, наша маленькая компания заночевала на автостанции в окружении брезгливо-неинтересных турецких бомжей. Нехорошо в общем начался наш анабасис в Турции.

     Наутро увидели Турцию. Оказалось турция это одна большая стройка. Весь морской берег усеян гигантскими крабами экскаваторов и самосвалы перевозят огромные булыганы. Как скелеты морских чудовищ возвышаются из песка каркасы будущих отелей и даже надстраиваются уже жилые здания.  Дома лепятся по скальным склонам гор. Как они построили пятиэтажки на 45 градусном склоне для нас загадка. Не даром турецкие строители в России с успехом работают.

     Трабзон открылся с лучшей стороны. Зазывалы оказались честными ребятами, проводили до автобуса, на котором мы комфортно добрались до Байбурта. Ну, вот значит «Мерседес», красивый и мощный как Михаэль Баллак, преодолев два горных перевала, легко перебросил нас через Качкарский хребет.  Дорога нас поразила, вообще дороги Турции это нечто, это их национальный символ, наверное. Вырубленные в скалах петляют трассы с подьемами и спусками заставляя напрягаться части тела в соответствии с изгибами дороги. Слева бездна справа скалы. Жуть. Култукский тракт отдыхает. Байбурт был промежуточным звеном в пути к началу сплава. Он запомнился тем, что там мы потеряли Борю-Шишман-Бая, так  по турецки «мужчина с животом».    Ушел купить, что-то там к фотокамере и сгинул в утробе загадочного Байбурта, среди хитросплетений узких мощеных улочек, как Миронов в «Бриллиантовой Руке». Лишь благодаря  сотовой связи и находчивости нашего нового знакомого из офиса парома «Аполлония», находившегося   в Трабзоне Фахида, Шишман-Бай спустя час был найден напуганным и виноватым. Спросил нас -

    -  Как переводится «тэшекулюр»?

    - Спасибо.

    - Блин, а я всем туркам на «здрасти» отвечал - Тэшекулюр, тэшекулюр. Типа -  они - Привет, я - спасибо. То-то вся улица веселилась.

    Почти добрым, беззлобным матом мы проводили сияющего найденыша в такси. Нанятая «арба» в виде турецкого Фиата  (ну точь в точь  как наша «девятка») и его наездника с русой внешностью обычного русского деревенского Феди повлекла нас из Байбуртской горной котловины вниз по берегу Чороха к месту сплава. Уплыла назад величавая огромная Байбуртская крепость с развевающимся десятиметровым турецким флагом, мимо пролетели пейзажи, покрытые снегом и напоминающие Окинское плато. Фиат, в отличие от «девятки», без снижения скорости хищно и мощно  съедал крутые виражи мокрой горной дороги, аж дух захватывало. Осознание того, что знаменитый Ксенофонт  вел по этой дороге, утопая по колено в снегу, 10000 греческих наемников из Вавилона на родину к Черному Морю повышало интерес к мелькавшим мимо заснеженным скалам и пропастям стремившегося вниз Чороха и от серьезности вытягивало, измученные вискарем, лица.

    Н. С.: Уж не томите, давайте уже про сплав!

    У маленького городка Испир  (в древности грузинское княжество Спири) и началось наше водное приключение.   Вечером в темноте (темнеет в Турции в 6 часов) мы прогулялись в городок. По дороге попробовали настоящего пива «Эфес». Ничем от нашего оно не отличалось. После прогулки и комичной покупки пластыря в аптеке, напоминавшей дикую пантомиму, вернулись  в лагерь. В ночной темноте даже на самых вершинах гор горел свет в домах. Наконец мы у нашей цели. Темная безлунная ночь прокрадывалась в наши души странным сочетанием счастья и тревоги. Впереди опасные, но желанные пороги и сказочное по красоте ущелье. Нам предстоит 140 км  бурноводинга среди завораживающих скал, вершин и руин крепостей. Начало сплава на высоте 1200 метров над уровнем моря. 

    Река Чорох имеет свою историю. В древности эти места являлись металлургическим центром и по реке Чорох шел один из Железных путей на Кавказ и Среднюю Азию. Древние эллины, населявшие берег Черного Моря, называли ее Аркос, то есть петля. Сами турки называют ее Кору-Нехри - Река Жизни. Начинается она в четырехтысячниках Понтийских гор, и пройдя подковообразный путь, финиширует в Черное море в районе Батуми. На Чорохе проводятся этапы кубка мира по каякингу. В нижнем течении водят на рафтах туристов.

    Утро следующего дня началось с дикого крика Жени: «Парни, снега по колено!». Мы чуть из спальников не выпали. Ночью в горах прошел снегопад. Палатки, катамараны, скалы, деревья, все было покрыто белой и мокрой ватой. Лишь вскрытая вена реки мутно бурлила жизнью среди этого мертвенного савана. К обеду снег растаял. Выглянуло солнце и больше, как по заказу, не скрывалось в облаках неделю. Сели на катамараны, оттолкнулись от берега, и понеслась! Первые пороги 4 категории трудности стали необходимой тренировкой перед серьезным испытанием - Модерским прорывом. Специально заморачивая траекторию движения, мы выкладывались до предела и хруста в руках, проходя извращенным путем пороги. Ненормативная лексика команд «Греби, ...ть!», «Табань, ...ть!» словно магические заклинания, от которых раздвигались горы и откатывались в сторону огромные валуны.

      На второй день сплава нам предстояло пройти через главное обиталище злых водных духов - Модерский прорыв. Река здесь как шумный восточный базар. Бурлят пороги, схлестываются потоки, в каменных гротах лопаются пенные пузыри. Движение по этому ущелью напряженное, с препятствиями предельной категории сложности (7 порогов пятой категории, а в большую воду - полноценные шестерки). Наши катамараны вошли в эту гигантскую щель и как в чужой гарем попали. Главный хранитель девственной неприкосновенности ущелья водный джин, назовем его ёмким русским словом с турецким гражданством - Капец-оглу. Он аж захлебнулся от нашей наглости. Секир-башка нам готовил, Модерский евнух! Ущелье нас потрясло - водопады падающие с головокружительной высоты громоздящихся друг на друга скал. Видимые в разрывах скальных коридоров снежные вершины, залитые  турецким солнцем. Древние выходы шахт в скалах. Задрав бронированные в касках головы, мы  шарили жадными до впечатлений глазами  по каменным чертогам ущелья.

    Катамаран с экипажем Новиков - Хайруллин более громоздкий и более устойчивый чхать хотел на какого-то Капец-оглу, пробивал пороги со животным остервенением. Лопасти весел рвали тело реки, помогая уйти катамарану от ловушек водного джина. Зато над катамараном Новогранова и Орехова Капец-оглу поиздевался сполна. Три раза катамаран сверкая брюшками гондол взлетал вверх. Мощи воды хватало, чтобы пару восьмидесятикилограммовых мужиков легко опрокинуть вверх тормашками. Но сибирского мужика не согнет и горная река. Спасательные работы экипаж производил самостоятельно, профессионально и без истерик. Управляя перевернутым катом в порогах и самостоятельно приставая к берегу.   Уже вечером, среди садовых деревьев речной терассы, на фоне освещенных закатом скал было повторное  эмоциональное переживание   захватывающего дня с  возлиянием в честь победы над Капец-Оглу. Немного поубавил  восторженных настроений мутный цвет реки с некоторым канализационным душком. Отчего все мероприятие озвучилось как - КАНАЛИЗАЦИЯ РАФТИНГ - ФЕКАЛИЯ ЭКСТРИМ. Но это оссобености любой азиатской реки. Ну не делают выгребных ям и отстойников пока в Азии. КАКАШ-ЭКЗОТИКА.

    Модерский прорыв миновали, а дальше три дня жили обычными сплавными буднями. Подход к порогу, разведка, планирование, прохождение и полное растворение в Божьей благодати и радости. Хвала Создателю, мы живы, а те препятствия, что остались позади, станут еще кому-то лекарством от серой тины суетливых будней.  Устав от нескончаемых простых четверочных порогов, мы, надеясь на еще один сплав в поездке по реке Фертине, сдули каты и перебросились на озеро Тортум. Насколько озеро было великолепным настолько и было испоганена бирюзовая вода дурной водой впадающей в него реки. На фоне продуваемого ветрами мыса и отвесных километровых обрывов, отметили безалкогольно день рождение Антона и наутро при посадке в автобус нас накрыл снежный буран.

    Н. С.: Куда ехали?

    Хотели покататься в горнолыжном курорте Паландокен, с заявленными 30км трассами и 3000м высоты. Находится у города Эрзурум. Который кстати три раза доблестно оккупировала Российская армия. В этом городе был Пушкин и даже стих написал «Эрзурум, ты мой Эрзурум».

    Н. С.: Ближе к телу.

     200 баксов - четырехместный номер - шведский стол - скипас и 80 процентов россиян. Баня и пиво бесплатно. Отмылись, отъелись, обпились. А покататься хорошо не получилось - трассы засыпало. Снег для катания тяжелый и ребята, привыкшие к Байкальску, катались как первый раз. В общем не рекомендуем мы ездить в Паландокен. При отъезде таксисты попили нашей кровушки, принудив нанять две «арбы», хотя вместимый автомобиль стоял. В Турции две беды - таксисты и мусор.

    Н. С.: А еще один сплав?

    В Трабзоне арендовали авто. И уже свободные и независимые от таксистов поехали по берегу Черного Моря к реке Фертина. Долина реки является одной из самых красивых и посещаемых мест в Турции. Рафтинг, горячие источники, обилие треккинговых обустроенных троп, древняя византийская и грузинская экзотика, водопады - привлекает, по количеству туристов, больше чем наш Байкал. Замучились останавливаться у каждого водопада через каждые двести метров. В реке поймали форель и... отпустили. Сложенные в авто каты и весла  лежали мертвым грузом - уровень воды в реке был низкий. Местность больше всего напоминала наш Хамар-Дабан. Высокая влажность, ели, характер гор, обилие снега - не вер илось что это Турция.   Это  была Лазика - страна грузин-Лазов. Правда давно принявших ислам.

    Н. С.: А горячие источники?

    В селении Айдер, с десятками заснеженных отелей, есть выход термальных вод. Где мы и приняли горячий бассейн, так сказать. Просто горячая вода. Отели не работают, ждут сезона. Работал один отель, специализирующийся на Хели-Ски. Геликоптер забрасывал экстремалов в горы. Вообще снега такого мы нигде еще не видели. Хамар-Дабан отдыхает. Телефонные будки полностью засыпаны. А в горах снега около 5-7 метров. И что самое интересное по этим сугробам можно ходить без лыж, не провалишься. Ночью мороз - днем тепло. Сугроб превращается в мерзлый монолит. Всем любителям лыжного туризма рекомендуется хребет Качкар - проверено сибиряками.

    Н. С.: Про крепость Зил-Кале расскажите

    Средневековая грузинская крепость стоит прямо над обрывом реки Фертина, охраняя древнюю дорогу через перевал в долину Чороха. Побродили по крепости. Ее никто не охранял. Удивились построенному в глуши и обложенному плиткой туалету у горной крепости. В Турции, как мы выяснили, никто не ворует  и   поэтому  Зил-Кале не охраняется.

    Н. С.: Меня поразили фото монастыря Сумела, что расскажите?

    Монастырь построен в 6-10 веке. Даже император Византийской Империи Алексей Комнин был помазан на престол в монастыре. Каким образом удалось древним византийским строителям взгромоздить лабиринты келий в огромном гроте  на стене отвесной скалы непонятно. Титанический труд. Несколько пятиэтажных зданий парят на окружающей долиной прилепившись к  скале. С чувтвом восхищения бродили среди запутанных лестниц монастыря наслаждаясь древностью и фресками, пусть  попорченными временем и мусульманскими фанатиками. Восстанавливать фрески пригласили украинцев. С нами в святыне народ был со всего мира. Христианин с дочкой из Ирака!!, румыны, американцы.

    Н. С.: Что еще запомнилось?

    Тезисами. Странно, но половина населения Турции имеет кавказкий тип лица, а половина европейский. В кафешках никто не пьет алкоголь, сидят полста человек и просто разговаривают. Чем кафе живет, непонятно. Чай в чайханах турки пьют, из похожих на наши, стопариков, только с талией. Могут весь вечер просидеть уставясь в телек. Сами турки доброжелательный и гостеприимный народ. На Чорохе нас и хлебом  свежим угощали и орехами. Проезжающие авто приветливо сигналили. Полиция и жандармы крайне доброжелательны.

    Да самое главное!   В Турции не дешевле, чем в России! Бензин после начала войны в Ираке вырос до 2.9 лиры за литр. Т.е 60 рублей. Мясное все дороже, чем у нас. Овощи на 40 процентов дешевле только.

    Н. С.: Выводы и рекомендации!

    Таких дорог нет наверно нигде, горные ущелья потрясают. Самое лучшее для тех, кто хочет путешествовать по Турции, это группой взять на две недели в ренту авто. 30 баксов сутки. И проколесить по всей Турции с путеводителем. Дешево, дом с собой, нет нервотрепки, свободен и мобилен. Рекомендуем.

    По рекам - Чорох - Модерский прорыв на арендованной машине как разминка в конце марта. Потом в начале апреля шестерошная Фертина. Вероятно это будет уже в следующем году.

    Н. С.: Домой хотелось?

    Ты даже не представляешь, как все затосковали по России. Не могли дождаться, когда погрузимся на паром домой. Мы даже не ожидали такого острого чувства ностальгии и усталости от чужбины.

    Дата публикации: 2008-11-29 13:05:24 (6678 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Тенга - Диранг - Бичом - Каменг. Неизвестные реки Индии
  • Гималайская экспедиция «Субансари – 2010» готовится к старту
  • Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари
  • Технический отчет по Чороху 2007 - март
  • Живой дневник Ани_Ч. Томск-Гималаи
  • По венам и артериям Германии
  • вдоль да по речке Аа
  • Экспедиция в Восточную Африку прошла успешно!
  • Русские на Корсике. Второе пришествие
  • Состояние Уганда


  • ПЭР2009-05-07 10:09:39
    Re: Река Чорох 2006 март - какашка рафтинг или фекалия экстрим .
    Не согласен с выводами.
    Ребята, видимо, шли по дну реки, когда снег в горах еще начал толком таять.
    Непонятно, зачем нужна разминка по короткой части реки.
    Поезжайте на Чорох на 1 мая и Фиртина покажется вам крикингом. А шестерочных порогов на Чорохе будет выше крыши. Кому и этого мало, есть еще рядом расположенные Тортум и Олту, а также верховья реки, которая впадает в Чорох в Юсуфели. Подробнее о весеннем сплаве читайте у Лагоды, который дважды прошел Чорох или у Черника, который приехал на 1 мая, трахнул глазом участок от Испира до ущелья и не пошел.

    1
    Слава2009-03-15 15:40:04
    Re: Река Чорох 2006 март - какашка рафтинг или фекалия экстрим .
    Классный рассказ, что-то такое на ум приходило, спасибо, познавательно.

    2
    игорь "морихея"2009-02-28 23:07:16
    Re: Река Чорох 2006 март - какашка рафтинг или фекалия экстрим .
    Молодцы ребята,приезжайте в Карпаты,у нас тоже есть места для сплава для настоящих пацанов.Не Чорох,но горячего гуцульского вина и душевной теплоты, поверьте,хватит всем!!!

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Она 2000 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)