Путешествие в мир красоты: отдых в горном Алтае 2023

Катунь

Манжерок

Можно отправиться на самостоятельную экскурсию на территорию турестического комплекса Манжерок. Здесь есть канатно-кресельный подъёмник на гору. Если вы на машине, то добраться можно за 15 минут, следуйте указаниям навигатора и быстро доберётесь) Если же Вы приехали на рейсовом автобусе, то можно воспользоваться услугами такси. Стоимость туда-обратно обойдётся примерно в рублей 800.

Вид с подъёмника открывается просто завораживающий. Видно горы, огромное красивое озеро, особенно на спуске с горы. Вход на территорию комплекса бесплатный, за подъёмник придётся заплатить 250 руб.  На верху горы куча сувенирных лавок, магазинчик с различными чаями из горных трав, которые можно попробовать прям там и приобрести с собой. Ещё там есть шаманский домик, в котором вам расскажут про сновидения и легенды и предложат купить какой-нибудь талисман))

Спуск с канатно-кресельного подъёмника
Манжерок

Как открыть машину без ключа — печальный личный опыт

Изначально мы планировали за один день доехать до Акташа и там переночевать, потому что дорога после этого поселения, мягко говоря, не очень хорошая. Но что-то не пустило нас. По дороге мы решили заехать в магазин Мария-Ра, которых стало значительно больше за последние 3 года и расположены они в каждом поселении Алтая. Выйдя из магазина мы не смогли открыть свою машину, сигналка не срабатывала, а ключ остался в машине. Это был неприятный сюрприз — на улице жара, мы ходим вокруг машины и уговариваем её открыться. Затем начали просить всех владельцев машины Toyota открыть нашу дверь своим ключом в надежде, что у кого-нибудь получится.

Простояв 1,5-2 часа, вокруг стали появляться знающие водители, которые предлагали разные варианты как можно открыть машину, не выбивая стекла. Как оказалось, отзывчивых людей было очень много. Кто-то из алтайцев звонил друзьям, но тех не оказалось дома, кто-то позвонил то ли в МЧС, то ли в СТО, где сказали, что могут оказать помощь только при помощи болгарки.

Мы пошли в соседний магазин покупать подручный материал — проволочку, чтобы зацепить через стекло соответствующий механизм — это не помогло, должны быть соответствующие навыки. Затем один парень рассказал о том, что надо аккуратно отодвинуть сверху края дверцы машины , просунуть туда веревку и попытаться петлёй захватить дверной замок.

То есть в середине веревки надо сделать петлю, не затягивая. Аккуратно, по верху дверцы протянуть через всё стекло веревку, оставляя один край в руке. Затем уже два человека, держа в руках края веревки с двух сторон, постепенно опускают веревку с петлёй до замка на дверце и затягивая петлю, выдёргивают механизм.

И это чудо! Не с первого раза, но это сработало! Зато, после «неприятного приключения» ключ в машине больше не оставляли. И спасибо большое тем, кто подсказал. Иначе у нас было только два варианта: выбить стекло или болгарка — что не есть хорошо.

Высокогорное озеро Ару-Кем, Горный Алтай

Учитывая, что мы так далеко отъехали с трассы, утром решили, что оправимся дальше, вглубь к неизведанному. Хорошо, что сейчас есть интернет, навигаторы и всю информацию можно узнавать по ходу движения. Прочитав, что проехав по проселочной, а временами очень плохой дороге, можно попасть к горному озеру, мы устремились вперед.

Временами дорога была такая плохая, что хотелось повернуть обратно и всё же мы достигли крайней границы — кордона, за которым движение собственного транспорта прекращалось. Те немногочисленные желающие, кто добрался сюда должны были оставить свои машины на стоянке у базы, оформить специальный пропуск для посещения заповедных мест, стоимостью 100 рублей с человека и дальше пешком, либо на местном газике отправиться в горы, к озеру  Ару-Кем.

Расстояние от базы до озера 4200м, из них 2 км по бездорожью везут на газели (при желании), проезд туда и обратно 100 рублей с человека, оставшиеся километры пеший подъём в гору. Дорога хоть и отвесная, но широкая и легко проходимая. С прошлого года на озере стали разводить форель для платной рыбалки и хозяева озёрной базы добираются туда на машинах.

Мы часть пути проехали на машине, познакомившись с владельцем базы и одновременно инспектором всех угодий заповедника, он же и водитель газели. Очень интересный и отзывчивый человек. Разговорившись он рассказал, что организовывает конные 10-дневные туры на Каракольские озера и другие не столь длительные конные походы в горы. Сразу оговорившись, что путешествует только с любителями и ценителями природы, что отдых в этих местах имеет особенность и не терпит шума и суеты. Идея такого путешествия очень нас заинтересовала, возможно в будущем решимся на столь экстремальный вид отдыха.

А пока мы только дошли до озера, идти к которому предстояло всего лишь 30-40 минут. Каких-то особых впечатлений озеро не произвело. Когда мы спрашивали, можно ли в нём купаться, нам сказали, что ополоснуться можно, но озеро тектонического происхождения и до конца не изучено. В озеро не впадают и не вытекают речки и ручейки. При обследовании озера была достигнута глубина 30 метров и дальше исследования прекратились из-за опасности, дно — скальные породы, и кромешной темноты.

Обойдя озеро вокруг, на это ушло около часа, мы пошли обратно, так как за нами должна была вернуться машина. Кстати, один товарищ на джипе, проехал кордон, не оформив специального пропуска и доехал до той самой отметины, откуда путь к озеру был только пеший. Так вот, бдительный инспектор сфотографировал нарушителя и передал информацию в соответствующую структуру. Возможно парень не знал, что здесь всё так строго, а может хотел перехитрить кого. На мой взгляд проще отдать положенные деньги и оформить пропуск, чем потом ходить по кабинетам и платить штрафы.

Обратный путь домой проходил по уже знакомой дороге, остановившись в придорожных домиках в Черге мы решили заночевать, чтобы с новыми силами с утра рвануть в сторону дома.

Дорога Акташ-Улаган

И вот первый промежуток последнего отрезка пути, Акташ-Улаган, пройден. Здесь дорога средненькая — хорошо уложенная гравийка и местами асфальт, в среднем можно ехать со скоростью 70-80 км/ч. По дороге есть достопримечательности, как Красные ворота — искусственно прорубленное ущелье. В породах скал содержится киноварь (сульфид ртути), чем и вызван красный цвет. Смотреть здесь особо нечего, но часть машин останавливается, чтобы запечатлеть памятник природы. По дороге встречается много озер, с организованной  рыбалкой, на одном из таких мы останавливались в 2015 году.

Следующий пункт, на котором стоит остановиться — Улаганский перевал, высота — 2080м над уровнем моря, самый высокий перевал на Алтае. Это сакральное место для алтайцев и здесь просят соблюдать тишину и не мусорить. Деревья повязаны ленточками, кстати во многих местах Алтая развешаны просьбы для туристов, не завязывать ленточки на деревьях, так как это особый древний ритуал местных жителей, и не зная его не следует вторгаться в обычаи местного народа. На перевале открывается вид на  Курайский хребет. На вершинах гор лежит снег, а вокруг жаркий душный июль.

В Чуе рыбы нет

Так как мы везли с собою палатки, надувные матрасы и всю утварь для активного туризма, мы решили, что пора «выгулять палатки» и разбили свой небольшой лагерь на берегу реки Чуя. Но в следующий раз, мы решили больше не возить с собой лишние вещи, потому что, наверное, просто не может быть такой ситуации, чтобы поблизости нельзя было найти места для ночлега — весь Алтай к вашим услугам, на любом отрезке пути можно найти домики для ночлега.

В нашей компании были рыбаки, которые на каждой речушке пытались поймать рыбу, а именно хариуса, но похоже рыбный бог отвернулся от них — ни одной рыбешки на всём протяжении пути.

Тогда рыбаки сменили промысел на травособирательство, хоть в этом немного повезло, но не всё, что хотелось встречалось на пути. Например алтайскую мяту и чабрец так и не встретили, и конечно же про востребованные виды трав — золотой корень и тому подобное мы и не планировали их искать и собирать.

30 км до Кату-Ярыка

И вот Улаган, последние 10 км до населённого пункта Балыктуюль, а затем поворот направо в сторону перевала. Когда едешь по дороге, то кажется будто ты по стиральной доске едешь и машина вот-вот войдёт в резонанс и развалится на части.

На обратном пути, муж чуть приспустил колёса и тряска стала поменьше. Дорога на мой взгляд стала лучше за прошедшие 3 года, меньше острых скалистых камней под колёсами, но тем не менее скорость 20-30 км самая оптимальная (большие машины могут мчать и быстрее, но колеса от этого целее не станут). Последние 30 км от  Балыктуюля до смотровой площадки, мы ехали практически 2 часа.

И вот он — красавец! Конечно таких сильных эмоций, которые были в первый раз при виде перевала не возникло, но теперь чувство было другое, как-будто возвратился к старому доброму другу. И даже суслик вышел встретить гостей.

Теперь мы точно знали, что это добрый и надёжный перевал и его крутой и опасный спуск, проверка на прочность и на желание действительно оказаться на краю (вернее внутри) земли и почувствовать силу и красоту природы. Не все спускаются вниз, и мне не понятна причина — так долго ехать, по такой плохой дороге, чтобы просто постоять на краю пропасти и вернуться.

Забегая вперёд скажу, что в этот раз перевал действительно был  благосклонен к нам и подняться наверх мы смогли самостоятельно, без помощи буксира. Здесь сказался и опыт первого подъема, были учтены первые ошибки и возможно то, что накануне прошел дождь и сцепление с землёй и камнями было не такое критичное. Но мотор конечно закипает при таком подъёме, если вовремя не остановиться.

О местах отдыха в ущелье я повторяться не буду, всё осталось на месте — и водопады, и каменные грибы, и прозрачная красивая река Чулышман, так же по дороге в ущелье можно доехать до Телецкого озера. Несмотря на то, что вода в реке холодная и бурная, мы пару раз искупались и походили по речным камушкам босиком.

Как добраться

Добраться до места можно различными способами. Мы живём в Барнауле, поэтому было два варианта на автомобиле и на автобусе. Расстояние от Барнаула до Бирюзовой Катуни 290 км. На автобусе поездка займёт примерно 4 часа. Для этого необходимо купить билет на автовокзале. Автобус отправляется 5 раз в день. Цена на билет варьируется от 630 до 780 рублей. Рейс проходной, поэтому Вы можете заранее попросить водителя предупредить, когда необходимо будет выйти.

Если отправляетесь из других городов, то можно воспользоваться самолётом. Ближайших аэропорта от Горного Алтай два. Один находится в Барнауле (Аэропорт Им. Германа Титова). Оттуда добираетесь на такси до автовокзала, примерная стоимость 300 руб, ехать не долго, примерно час. Второй аэропорт находится рядом с г. Горно-Алтайск.

Самым удобным и комфортным способом добраться будет автомобиль. На нём можно самостоятельно проложить маршрут и посмотреть много красивых мест на Алтае.

Мы добирались на автобусе, поэтому было не очень комфортно, долго и жарко ехать.

База отдыха

Баз отдыха и отелей большое количество, на любой достаток и вкус, поэтому для начала мы определились с конкретной локацией отдыха.

Выбрали особо экономическую зону «Бирюзовая Катунь» по ряду причин: очень много баз отдыха с разными удобствами и ценами, на территории комплекса есть огромное, чистое озеро с оборудованным пляжем и горками, несколько ресторанов, кафе, лавками сувениров, медпункт, супермаркет, художественная галерея и много всего другого.

Отель забронировали через букинг, там как раз были скидки на даты отдыха. Стоимость номера на 4 дня вышла в 11 000 рублей. Номер находился на втором этаже. В самом номере была двухспальная кровать, телевизор, бесплатный wi-fi, балкон, туалет и душ в номере (поверьте, для баз отдыха Алтая — это прям огромный плюс))). В стоимость номера, также входили бесплатные завтраки. На самой территории эко-комплекса чисто, аккуратно, установлены различные скульптуры. Очень много бегает бурундуков.

Железный человек. Эко-зона Бирюзовая Катунь

Бурундук
Вид из номера отеля «Малина»

Онгудай — красивое место Алтая

Ночевать остановились в селе Онгудай — очень живописное и красивое место. Здесь сделали для себя ещё один вывод — большими компаниями интереснее и выгоднее останавливаться в аилах (местные жилища, юрта на современный лад). В 2015 году мы только смотрели на них, но не решались брать — сейчас же поняли, что там просторнее, уютнее и веселее. На Алтае очень много новых построек ориентированных на туристов, так что в основном всё ещё новенькое — помещение, мебель, постельные принадлежности — очень приятно в такой обстановке отдыхать.

На следующий день нас ждало новое приключение — мы вдребезги пробили колесо и это произошло на трассе. Мы с ужасом думали — что же будет на той ужасной гравийно-каменной дороге на перевал, по которой можно ехать со скоростью не больше 20 км/час?

Поменяв колесо на банан, помчались в Акташ в надежде, что ещё можно что-то сделать, было уже 7 часов вечера.

Такое ощущение, что здесь СТО работают круглосуточно и это самый прибыльный бизнес, так как шиномонтажки можно найти везде (за исключением Кату-Ярыка). Купив новое колесо в магазине и заменив его, начали искать место для ночлега.

Горы Республики Алтай

Дорога по всей протяженности живописная, небольшие горы, возвышаясь создают неизгладимое впечатление. Смотришь и думаешь, вроде бы с одной стороны практически отсутствует растительность и каменистая, выжженная земля, а с другой всё это зачаровывает.

Рынки на перевалах Горного Алтая и Алтайский сыр

По Чуйскому тракту расположено 2 больших горных перевала Семинский, высота над уровнем моря 1717м и Чике-Таман, высота 1295м. Здесь организованы большие рынки, на которых можно купить алтайские сувениры, мёд, травы, вещи монгольского производства. И соответственно цены на те же стаканчики с видами Алтая в 2 раза выше, чем можно купить в магазине.

Так же одним из пунктов посещения туристы выбирают поселение Черга, в котором расположен маслосырзавод и где можно купить настоящий алтайский сыр по ценам производителя. Мы так же купили себе в дорогу различные виды местного сыра.

Сам магазинчик небольшой, сыр представлен в ассортименте. Цены, совсем немного, но ниже, чем в магазинах. Вся продукция свежая, сразу с завода. Продавцы магазина охотно рассказывают о своей продукции. Оценив купленный сыр, пока мы отдыхали. На обратном пути мы спланировали путь так, чтобы обязательно вновь заехать за алтайским сыром и купить его домой. Кстати, как сувенир, очень приятный подарок.

Каракольская долина, турбаза «Эзлик»

По дороге обратно мы заехали на базу, расположенную в Каракольской долине. Это ещё один уголок Алтая, мало тронутый всепоглащающим туризмом. Всё вокруг — природный заповедник, что-либо рвать, собирать, сорить, шуметь — нельзя. Приехав незваными гостями  на базу в глубине долины, расположенной в 15 км от дороги, нас приняли и разместили в уютном, теплом аиле.

Для приготовления пищи и шашлыков предложили специально построенный для этих целей аил.

И начались местные правила. У алтайцев всё имеет значение, с какой стороны подходить к очагу. В таком аиле у женщин и мужчин свои места — женщины сидят справа, мужчины слева. Заходить на другую половину нельзя. Если надо подойти к очагу, то есть определенная траектория, проходить  между огнём и чем-то там ещё нельзя. Вообщем, чтобы не нарушать местные традиции, девушки решили приготовление ужина оставить мужчинам и скромно удалились из столь значимого места.

Природа, конечно, здесь потрясающая. В основном сюда приезжают на несколько дней, чтобы принять пантовые ванны.

«Эзлик» — это база отдыха и собственный маральник в Горном Алтае на территории Каракольского природного парка «Уч-Энмек», именно на ней мы провели следующую ночь.

Бирюзовая Катунь на Алтае для вас нашими глазами и впечатлениями

Увидеть на Алтае бирюзовую Катунь было моей мечтой. И еще мне хотелось пожить в домике на берегу этой сказки. Мечты сбываются! Мы сняли домик у самой воды. Окна из моей комнаты выходили на берег Катуни, а веранда нависала над самой рекой. Вряд ли можно передать те чувства, которые мне посчастливилось испытать за те 4 дня нашего пребывания в этом, поистине райском месте. Такую чистую бирюзовую воду я видела только на пляжах Семиланских островов в Таиланде.

Семейный отдых на Алтае

После Экстраваганзы Гербалайф в Новосибирске мы с сыном Павлом двинулись на юг – на Алтай. В Барнауле нас встретили наши любимые родственники, и через два дня мы все вместе выехали в Горный Алтай на Катунь.

Каждый день был полон событий. Мы карабкались по крутым горным тропам до самых вершин, чтобы с высоты птичьего полета полюбоваться красавицей рекой и необыкновенно красивыми горами. Дух захватывало от великолепия и богатства алтайской природы. Воздухом, густонасыщенным таежными запахами, хотелось надышаться на несколько лет вперед.

Остров Патмос на Катуни

На середине реки Катунь есть остров, который местные миссионеры назвали Патмос. Остров этот по сути можно назвать большим камнем, скалой в течении реки. Он расположен недалеко от места, где в голубую Катунь впадает горная речка Чемал.

В 1855 г. вся скала была освящена, и впоследствии на ней выстроили православную церковь. После революции церковь уничтожили, и восстановлена она была только в 2000 г. Храм был освящён в честь Иоанна Богослова и с 2001 г. принадлежит Знаменскому монастырю. Монастырь сегодня действует, и его церковь может посетить и заказать молебен любой желающий. Только одним способом и можно попасть на остров: по подвесному деревянному мосту. На острове стоит церковь.

Запоминающаяся достопримечательность Патмоса — это лик Богородицы, который высекла в скале монахиня-скульпторша Знаменского монастыря: его видно с подвесного моста.

Величественен и прекрасен Горный Алтай — одна из жемчужин в венце творений Божьих. В истории маленького катунского острова Патмос красота природы дивно сочетается с красотою святого духа.

Летом на Патмос сплошным потоком идут туристы, поэтому тишину и покой в весенне-летний сезон здесь найти сложно. Но мы были в сентябре, и народу было очень мало. Продвигаясь по тропинкам, мы не встречали никого. И это здорово!

Целебные источники

Неподалеку от острова находится знаменитая Чемальская ГЭС: до нее от моста на Патмос можно добраться по узкой тропинке, проложенной в скалах по краю обрыва. На берегу у ГЭС бьют два ключа – один с «мертвой» водой, а другой с «живой». Источник с мертвой водой рыжего цвета я явно выраженным серным запахом, а второй источник с абсолютно прозрачной живой водой. По алтайским легендам эти воды дают силу и молодость. Учеными установлено, что вода в источниках действительно целебная – одна с большим содержанием ионов железа, другая – ионов серебра. Мы, конечно же, умылись с обоих источниках и набрали водички с собой.

На этом наше путешествие по Катуни не заканчивается, на Алтае есть еще интересные места, и об этом вы узнаете в следующей записи. Мы двинемся завтра на водопады, промчимся на лодке по Катуни и покупаемся в «шаманском» озере Ая.

Дорога на Кату-Ярык

Алтай излюбленное место для отдыха и сейчас ведется активная работа по привлечению туристов — строятся хорошие дороги, быстро развивается туристический бизнес, предлагается много развлечений и экскурсий. На фоне этого в самых многолюдных местах отдыха — Манжерок, Чемал отдых предполагается шумный, многолюдный. Нам же хотелось тишины и гармонии, поэтому все единогласно конечным пунктом путешествия выбрали перевал Кату-Ярык.

Расстояние от Томска до перевала Кату-Ярык (Республика Алтай Улаганский район) приблизительно 1150 км, путь не близкий. Специального маршрута не было, остановки и привалы решили делать по ходу движения, особо не планируя. По большому счету весь путь лежит по Чуйскому тракту, трасса Р256 (более родное прежнее название М52) и справа и слева множество баз на любой вкус и кошелёк.

Ночевка на базе Манжерок

Первую ночь мы провели на базе Манжерок в одноименном поселение. Для ночевки идеальное место — недорогие комнаты-палатки на 2 и более человека, в среднем стоимость 200 рублей с одного лица. Разумеется все удобства на улице и если захочется посидеть в беседке и приготовить ужин, пожарить шашлыки, то за аренду беседки надо выложить ещё 900 рублей. База находится на живописном берегу Катуни среди большого количества хвойных деревьев.

Заказать место отдыха на базе Манжерок или в любом другом отеле или туристической базе можно заблаговременно.

10 июля мы покинули базу Манжерок, а 13 июля на Майминский район, в том числе на базу Манжерок обрушился шквальный ураган, который повалил множество деревьев, поломал домики, разбил машины отдыхающих. Не очень приятный отдых получился для некоторых…

Наш маршрут выглядел следующим образом:

Остановки для ночёвки первой части путешествия:

  1. Манжерок
  2. Онгудай
  3. На берегу Чуи, недалеко от Акташа

Обратный путь:

  1. Каракольская долина, база «Эзлик»
  2. с. Черга

На базе Манжерок, как и в любом другом месте отдыха предлагаются стандартные развлечения-экскурсии. Самый экстремальный из них — это рафтинг, сплав по горным рекам. Основной сплав проходит по реке Катунь, а там где она не протекает, по другим горным рекам Алтая, которых в этих местах пребольшое количество. Учитывая, что принимают участие в сплаве неподготовленные туристы, в том числе и дети, то и уровень опасности маршрута выбирается соответствующий. Поэтому, по своему опыту скажу, что это совсем не страшно, но очень увлекательно. Если будет возможность, то не пожалейте денег и времени и совершите сплав по реке  с опытным инструктором.

Правда эти фото уже с Кату-Ярыка, смелые парни преодолевают неспокойные воды Чулышмана

В наши планы экскурсии в этой части Алтая не входили и мы устремились по Чуйскому тракту в сторону Монголии. Впереди ждал Кату-Ярык и было желание заехать на гейзерное озеро, которое находится за селом Акташ.

Но посетить это чудо природы так и не получилось, учитывая, что встать в 6 утра, чтобы отправиться дальше в путь это не про нас, а в один день посещение озера и дорога на перевал не вмещались. Оставили его для последующих путешествий.

Бирюзовая Катунь

После того как трасса расходится и влево уходит дорога на Чемал, машин на дороге становится значительно меньше, в этой части Алтая больше заповедных мест, отдыха санаторного типа с принятием пантовых ванн, конных многодневных переходов — такой отдых больше для любителей природы. Катунь так же исчезает и появится ненадолго только в месте слияния с рекой Чуя.

Вода в Катуни бирюзового цвета, особенно красивый цвет становится в конце августа. На нижней части фото вода другого, сероватого цвета. Это и есть слияние Катуни и Чуи. Видя этот контраст понимаешь насколько вода в Катуни чище других рек.

Rate article