Опять ты картинки выключил!  
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам

 
Новости СЖ  
 
Аннотации новых публикаций

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:
 
 
   
 
Лучшие авторы  
 
Авторы с самым большим рейтингом:
Григорий: 8
Буга: 6
Serj: 6
masa: 6
iwan: 6
Нюся: 6
Шура: 6
sibcruiser: 5
Nata: 5
Никита: 5
shefkzn: 5
 
 
   
 
Не забываем  
 

 
 
   


Экстремальный портал vvv.ru

 Спонсор сайта

 
Кавказ, Маршруты по рекам
 Рейтинг публикации

3.94

Оценок: 17


 

serj

Знакомство с Чегемом

Рассказ

 

 

Лоция

 

По этой прекрасной речке, на которую мы все-таки собрались поехать существует две лоции. Лоция составленная катамарнащиками и лоция составленная каякерами. Последнюю я и распечатал, перед отъездом. Лоция это бережно хранилась в различных местах автомобиля. Периодически обнаруживалась то у кого-то под ногами, то еще где-то. После нахождения, выборочно читалась, иногда даже в слух, после чего опять отправлялась в какое-то надежное место. Но она все-таки дожила до окончания поездки, хотя каким образом, для меня так и осталось загадкой.

 

 

Чегем

 

Собственно на Чегеме никто кроме Санчиса и не был. Из его рассказов, было выяснено, что основной достопримечательностью этой реки в 2006 году была водка по 20 рублей за бутылку. Еще мы узнали, что ущелье очень красивое, а на речке есть разные участки, в том числе и для девочек. Хотя почему-то катамаранщики, на этих участках расставили множество циферок 6, но в целом это все мелочи…

 

 

Дорога

 

Дорога наша проходила через рынок в городе Майкоп, где была совершена вынужденная остановка, для пополнения запасов алкоголя, а так же провизии. На рынке были обнаружены блага цивилизации в виде общественного туалета, с водой, бумагой и мылом. Воспользоваться данными благами мог любой, заплативший бабушке на входе 2 рубля 00 копеек.

От авто путешествий на Кавказ, у меня сложилось впечатление, что сотрудник ДПС при виде автомобиля обвешенного лодками, сразу испытывает невероятное возбуждение, после чего тут же начинает грязно домогаться к водителю в независимости от его пола и вероисповедания. Особенные ужасы я слышал про КБР, куда мы собственно и направлялись. Учитывая то, что и авто и прицеп были оформлены вовсе не на людей, в них находящихся, я морально готовился к долгим разборкам на каждом посту, встретившимся нам на дороге. Но видимо, мы своим видом никого так и не возбудили, поэтому ближе к ночи спокойно свернули на дорогу, ведущую к Чегемским водопадам.

После пополнения запасов алкоголя и провианта в последнем крупном населенном пункте, поехали навстречу с речкой. Через некоторое время асфальтовая дорога, перешла в узкую грунтовку, спокойные напоминания, о том, что не надо съезжать на обочину, сменились эмоциональными высказываниями, о нежелании пассажиров сплавляться, не выходя из машины. Хуже того, одновременно с этим перестали действовать отмазки о том, что на езда на леворульных автомобилях по горам чрезвычайно неудобна. А вскоре появился водопад, вид которого завораживал, но мне почему-то никто не дал его хорошенько рассмотреть на ходу…

Еще через час нами была найдена площадка, над каким-то каньоном. С дороги нас не было видно. Сама площадка была довольно длинной, с большим количеством острых кустов, но узкой, не больше 10 метров, с одной стороны заканчивающаяся скалой, а с другой скальным обрывом. По этому после распития запасов пива было решено: «Что при ночных прогулках лучше нагадить в каяк, чем улететь в каньон», после чего все разошлись по палаткам.


Погранцы и уборка

 

Проснувшись утром мы тронулись к месту старта, в первый день решили раскататься на участке от первого до 3его моста, а по итогам раскатки уже решить стоит ли плавать выше. Речка с берега производила впечатление небольшого ручейка с небольшими сбойками, а точнее впечатления не производила совсем! Настроение было отличное, будущий сплав представлялся довольно скучным, тем более, что по описанию впереди нас ждал плес и пара порожков названые Малые и Большие Плюхи.

Внезапно у нас на пути встала преграда в виде новенького блокпоста со шлагбаумом и пограничниками. Но самым обидным было то, что место старта находилось всего в 500 мерах за преградой, а пускать нас туда без пропусков не хотели.

Решение данной проблемы заняло у нас около часа, после чего с оформленным пропуском на 5 дней, мы все-таки доехали до старта. Быстро разобрав прицеп, переодевшись, а затем сев в лодки мы поплыли.

С первых метров стало понятно, что речка значительно интересней, нежели можно было предположить, глядя на нее сверху. Большое падение, куча камней разбросанных в русле заставляло, маневрировать, усердно работать веслом и кренами. Неудивительно, что дыхалка у меня кончалась очень быстро. Приходилось чалиться в суводи для того отдышаться. Речка имела совсем другой характер, нежели безводная Белая, а ее новизна держала в постоянном напряжении.

Мы все плыли с ходу, иногда меня порядок, хотя впереди в основном был Санчис. В один прекрасный момент я оказался последним. Впереди в метрах 40 от меня виднелся Андрей, как раз, заплывающий в какой-то «сад камней» с заметным падением. И всего через несколько секунд я уже имел счастье видеть его сидящим на камне. Впереди виднелась шиверка с узкими сливами между камней. «И где же?», пронеслось у меня в голове. Но, раздумывать долго не потребовалось, ответ последовал мгновение спустя, в каком-то на первый взгляд тривиальном треке, я оказался придавленный струей к камню с обратным креном, а еще мгновенье спустя, делал безуспешную попытку встать…

Переведясь на прямой винт, повторил попытку…

В этот раз чуть удачнее, удалось зависнуть на опоре. А через пару секунд, уже принять более-менее ровное положение, как раз для того, чтобы снова приехать дном в булыган. «Сцуко!» пронеслось в голове, не успев толком глотнуть воздуха, вновь отправился исследовать дно. Первая попытка, как водится, вновь провалилась, толком не начав вторую, свалился в какой-то слив, потеряв правой рукой шафт весла. Как раз в этот момент, подкралось уже почти забытое чувство паники. Где-то на подсознательном уровне очень сильно захотелось жить и дышать. Хотя мозг и сделал робкую попытку, переломить ситуацию, напомнив подсознанию, что «хотеть жить» вредно, утонуть негде, да и вставать безопаснее, чем плыть по-собачьи . Но подсознание уже сделало свое дело, и свободная рука дернула за кольцо юбки.

«Сцуко!», подумалось, как только удалось вынырнуть на поверхность. Заплыв совсем не радовал. Попытка зачалиться в ближайшую суводь вместе с лодкой, закончилась неудачей, лодку вырвало течением и понесло дальше...

Настроение было отвратительное, убраться практически на пустом месте, запустить лодку, при этом, зная, что лодка Андрея так же бороздит просторы Чегема, тому очень способствовало. Да и заплыв, после того, как пару лет отплавал без них, очень сильно подрывал хороший настрой на дальнейший сплав.

Раздумывая над этим, мы спускались вниз по течению, и где-то через 500 метров, наконец, увидели мою лодку, повисшую очком на камне посреди речки. Морковка была мной заботливо защелкнута за крепления банки. Пришлось принимать водные процедуры. Сухие штаны – замечательна вещь, с одной оговоркой: либо пока они целые, либо пока ты в лодке! В этот раз я был в воде, а на штанах была порвана мембрана в нескольких местах и латекс на одной из штанин… Пришлось все время, потраченное на спасение лодки успокаивать себя тем, что холод для яиц полезен.

 

Через минут двадцать лодка была извлечена из Чегема, с нее и штанов отлита вода, а сам я готов был плыть дальше. Лодку Андрея отловил Санчис парой сотен метров ниже, того места, где повис мой тазик.

Первые минуты сплава были довольно напряженными, но вскоре удалось расслабится и получать удовольствие, хотя полному кайфу мешала пасмурная погода, холод и затекающие ноги, которые периодически приходилось разминать, а заодно и восстанавливать дыхание. Через несколько километров, в реке начали появляться хаотически разбросанные огромные булыганы. Первым желанием, при виде всего этого было вылезти и посмотреть что, дальше, но в последний момент, всегда удавалось наметить линию с наплыва и плыть не выходя из лодки. Приходилось очень много маневрировать, и соответственно отдыхать. Этот участок длиной около 1-1,5 км, заканчивался мостом, увидев который стало понятно, что плывем мы как раз по Малым плюхам. Плыть дальше моста ни у кого желания не было. По этому решили съездить в поселок за алкоголем и отправляться отдыхать. Кстати, основная достопримечательность этого поселка водка местного завода по 30 рублей, есть еще более качественная, по 60, но я взял в качестве сувенира именно по 30.

Выше первого моста Большие Плюхи (БП) БП

БП Малые Плюхи (МП) МП Финишь

 

 

Чудесная настойка

 

На следующий день я стал водителем, в то время пока все остальные собирались сплавляться, я должен был перегонять машину, а так же постараться отснять происходящее на фото. Единственной точкой, кроме места старта, откуда что-то можно было отснять, оказался второй мост. Там я и встал в ожидании. Через часик приплыл и народ. Сплав прошел довольно не плохо, если не считать одного запуска Андрея в свободное плаванье.

На мосту, катамаранщики, решили, что им на сегодня хватит, а Андрей решил прогуляться по берегу для оценки возможностей поплавать по Большим Плюхам, в тоже время Санчис сказав, что будет его ждать ниже, уплыл дальше. Изобразив один переворот, на мой взгляд, в самом неудачном месте, он встал, а затем и скрылся за поворотом. Увиденное прохождение на Андрея произвело впечатление и плавать он так и не решился. Зато сказал, что Санчис пообещал его подождать где-то, ниже. Привязав катамаран, мы отправились на поиски, просматривая каждый участок реки, никого не было. Встретились мы только, у третьего моста. Санчис был там уже полчаса и изрядно замерз. И тут Миха предложил согреется…

БП Санчис в БП МП Финишь

Место старта Кат в Плюхах

Средство согрева представляло собой двух литровую баклажку с темной жидкостью, а если точнее настойку из ягод, сахара и спирта. По вкусу она напоминала компот, по градусу самогон, из-за чего свободно употреблялась без какой-либо закуски. Пока, под начинающимся дождем, я направлял машину к месту установки лагеря, остальные активно грелись. Снаружи начинался дождь.

К тому времени, когда мы, наконец, достигли места предполагаемой установки лагерь, дождь лил во всю мощь. Поставив машину на ручник, я наконец смог так же попробовать настойку. После этого выходить на улицу, под дождь, для установки лагеря, показалось чрезвычайно дурацкой затеей. Оказалось так же считают и остальные…

Во всем ущелье лил дождь, где-то гремел гром, а мы сидели в машине и употребляли различные напитки, ведя беседу на разные темы. Настоящая идиллия. Никого в машине не волновало когда кончится дождь, как устанавливать лагерь, как готовить ужин, да похоже вообще ничего не заботило, кроме глобальных проблем человечества и запасов алкоголя в прицепе.

Спустя час кто-то наверху, похоже, понял, что на него положили, и дождь выключился. На его смену из рассеявшихся облаков появилось солнце. Пришлось покидать машину и разворачивать лагерь. Предложение Санчеса фигануть, речку в «темное и умате» никто не подержал, поэтому пришлось переносить стол из машины к костерку и готовить ужин.

Вид со стоянки Виды со стоянки

Там же было решено, что завтра рано утром отправляемся в прогулку на верхний Чегем.

 

Экскурсии Чегема.

 

Похоже, никто не воспринял в серьез мое вечернее заявление о подъеме в 6 утра и путешествии вверх без завтрака, но со сникерсом. Но все произошло, как и говорилось накануне.

Местная жаба, похоже что сдохла

Чегемские водопады известны всем, а вот на верхнем Чегеме, мало кто был, а зря. Виды открываются потрясающие! Чегемское ущелье одно из Красивейших на Кавказе. В том числе очень интересен сам Чегем до слияния. Одна протока представляет из себя почти ровную речушку, вторая же смесь водных эскалаторов и узких каньонов с отрицательными стенками.

Верхний Чегем

Верхние ущелья

После прогулки желанием поплавать никто не горел, поэтому решили оставшееся время посвятить отдыху на месте. Мы же с Андреем решили съездить в магазин для приобретения недостающих продуктов, а заодно купили пограничником ящик лимонада.

Пиво очень странный объект, если оно есть, то его сразу нет! Так произошло и с 6ю литрами «Оболони» купленной на ужин, данный продукт каким-то чудным образом испарился за время обеда и послеобеденного отдыха. И мы оказались в сложной ситуации с одной стороны начинался дождь и было всего около пяти вчера, а пива уже не было, с другой никто не хотел ехать в магазин. Но все же здравый рассудок победил, и мы с Михой вновь тронулись в поселок. На пограничном посту пограничники поинтересовались, куда это мы постоянно ездим, на что Мих ответил:

- На Экскурсии, достопримечательности пофоткать и сувениры купить!

Погранцы в свою очередь сказали «что это дело хорошее», но все равно посоветовали быть осторожней на скользкой дороге.

Сувенирный или продуктовый магазин в этих местах довольно интересное место, он обычно всегда закрыт, но чтоб его открыть, достаточно отловить любого аборигена и выяснить где найти продавца, и если продавец на покинул поселок, например, уехав копать картошку, магазин через несколько минут открывается. И тогда можно приобрести все, что душе угодно, точнее все, что видно на прилавках, конечно.

Крепость ниже поселка

Приобретя еще 6 литров сувениров, мы поехали обратно на поляну, по пути фотографируя местные достопримечательности в виде бродящих повсюду коров.

 

Водопады

 

Вышедшее солнце, утром следующего дня обещала фановый сплав, но как водится все опять пошло кувырком. Несмотря на яркое солнце, в ущелье появился сильный ветер, а так же у меня сложилось впечатление, что вода стала холоднее, чем пару дней назад. В итоге к тому моменту, когда мы добрались до второго моста, обморозили все, что находилось выше юбки. Мазохистов не оказалось и все решили вместо продолжения отмороз-сплава поехать смотреть Чегемские Водопады.

По пути встретив мужичка, похоже из местной администрации, который на перегруженном 600 Мерсе пытался подняться в Верхний Чегем к родне. Мерен был зверски изнасилован! Оказалось мужик честно отмотал около 10 км в гору на движке с температурой под 120 градусов, и в конце концов у него потек антифриз, мы как раз застали его, когда он доливал воду. Моих знаний хватило посоветовать ему найти то, что сможет отвести его коня в сервис, но желание увидеть родню, оказалось сильнее. Оставалось только посоветовать выбирать передачу пониже и следить за температурой. А так же сменить жижу в радиаторе, по возвращению домой, если конечно аппарат до этого момента доживет…

Сифон Миниманхетен

Чегемские Водопады интересное природное явление! В узком ущелье срываясь со скал и вытекая из расщелин, падают многочисленные ручьи в протекающий Чегем, образуя при этом множество радуг, что приводит в восторг всех посещающих эти места. Хотя ночью, водопады показались мне более эффектными чем днем, зато теперь можно было увидеть все, а не только пару самых крупных. А также нормально их сфотографировать и приобрети на местном рынке шерстяные изделия, цены на которые оказались вполне демократичными, несмотря на то, что место часто посещается туристами, которых свозят рейсовыми автобусами со всех КавМинВод.

Мое предположение валить домой, сразу после посещение водопадов поддержки не вызвало, и мы отправились ночевать на место первой ночевки, дабы на следующий день поплавать еще немного по нижнему участку.

 

Напоследок

 

Утро, вопреки ожиданиям оказалось не теплее чем на верху, момента появления солнца на поляне пришлось ждать долго. После чего пришлось еще около часа размораживать и сушить свои вещи. Затем все отправились плавать по каньонам, а я перегонять авто и фотографировать это.

Сплав был закончен через 20 минут после начала, все похоже изрядно замерзли и сплав был закончен. Затем, потратив около часа на сбор катамаран и упаковку вещей, мы выехали в Волгоград.

Каньоны

Каньоны Сборы

Сотрудники ГИБДД вновь до Элисты не обращали на нас особого внимания. В Элисте мы нашли чудную кафешку, где попробовали местной баранины с картошкой, по довольно демократичной цене, а так же узнали, что как раз в то время, когда мы собирали вещи в соседнем ущелье произошло землетрясение, да и дальше все КавМинВоды немного протряхивало, хотя мы ничего даже не заметили. После позднего ужина мы снова поехали в сторону Волгограда.

И тут произошел забавный случай. На одном из постов, нас тормознул молодой Калмык в лейтенантских погонах, разных документов у нас было много, по этому мы давли их поочередно и редкий представитель власти в прежде чем пожелать нам «счастливого пути» собирал у себя в руках всю кучу. Но Калмык, похоже знал, что ему нужно. Поэтому сразу после того, как в руках у него оказались мои права с тех. паспортом автомобиля, он потребовал документ на прицеп, а после получения оного, гордо заявил, что документы, выданные в советском союзе ныне недействительны.

От подобного бреда я немного опешил. Хотя через мгновенья придя себя, позволил все-таки поинтересоваться датой кончины USSR, выяснив, что это произошло еще до 94 года, осмелился так же поинтересоваться, как мне в 94 могли выдавать документы в уже не существующей стране. Калмык, похоже этого тоже не знал. И видимо обиделся, т.к. после того как отдал документы, даже не пожелав «счастливого пути», убежал обратно в здание поста. Подождав его несколько минут, но так и не дождавшись, мы продолжили наш путь домой.

 

Куда и прибыли еще до рассвета.

 

Дата публикации: 2009-01-14 09:24:25 (5503 раза тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий


Остальные материалы раздела


shefkzn 2009-02-01 22:46:14
Re: Знакомство с Чегемом
особо стоит отметить обилие фотоматериала! Мне очень понравились!!!

1
Нюся 2009-01-21 14:23:02
Re: Знакомство с Чегемом
Красивые места)

2
Stiv 2009-01-20 14:20:52
Re: Знакомство с Чегемом
виртуальные прогулки по реальной местности - http://ja-byl.ru
хотите посмотреть чудесные пейзажи? желаете увидеть страну вашей мечты? не знаете куда поехать отдыхать? заходите на наш сайт!

3
kaban74 2009-01-15 00:43:05
Re: Знакомство с Чегемом
Кавказ - круто!!!!!!!!!

4
Serj 2009-01-14 19:15:49
Re: Знакомство с Чегемом
Лоция Чегема была в этой поездке самым популярным чтивом!

5
Григорий 2009-01-14 19:01:51
Re: Знакомство с Чегемом
Про лоцию понравилось!

 
 Авторизация
Логин
Пароль
 

Регистрация

 
 опции

 Версия для печати Версия для печати

 

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

 Реклама
 
 На закуску
Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


Инзер - горная река

Казыр - TROPHY 2004 СЖ

Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

Она 2000 СЖ
 



 
 
Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)