Опять ты картинки выключил!  
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам

 
Новости СЖ  
 
Аннотации новых публикаций

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:
 
 
   
 
Лучшие авторы  
 
Авторы с самым большим рейтингом:
Григорий: 8
Буга: 6
Serj: 6
masa: 6
iwan: 6
Нюся: 6
Шура: 6
sibcruiser: 5
Nata: 5
Никита: 5
shefkzn: 5
 
 
   
 
Не забываем  
 

 
 
   


Экстремальный портал vvv.ru

 Спонсор сайта

 
Песчаная, Алтай, Маршруты по рекам
 Рейтинг публикации

4.8

Оценок: 10


 

sibcruiser

Песчаная-2003 или чайник без головы

Дневник

Состав группы

Березкин Станислав Евгеньевич.
Капитан.
Морозов Алексей Васильевич.
Командующий на суше, старпом на воде.
Приблуда Евгений Владимирович.
Старший матрос.
Морозов Дмитрий Алексеевич.
Матрос-чальщик.

Начало

Вообще-то этим летом меня обещали взять на Ону. Разговор шел всю зиму и весну и наконец где-то в начале июня решили, что идем в августе. Но в июле наш доблестная команда начала разваливаться, так и не собравшись - у кого нет денег, кому не дали отпуск и т.д. и т.п. Отпадают самые опытные, и мы с Димой Коноваловым остаемся вдвоем один на один с "грозным" онским маршрутом. К нам присоединяются господа Морозовы. С этим составом решаем, что сложный маршрут типа Оны нам не по зубам (да и не по карману). Вот тут и возникает Песчаная.

Итак маршрут намечен, скачана и изучена лоция, намечена раскладка, и вдруг - о, ужас - Диме, нашему капитану не дают отпуск! Лихорадочно ищем четвертого... и находим Джона. Ошалев от неожиданности, он в пожарном порядке берет отпуск по "семейным" обстоятельствам. Таким образом, мы почти в полном составе повторяем "ходовой" экипаж четырнадцатилетней давности ( связка Рыбная-Кан ). Только тогда Димки с нами не было по причине его малых лет, а капитаном был Алексей. Теперь же на капитанскую должность попадаю я, как единственный настоящий судоводитель.

6-7 августа. Заезд

Отбываем 6.08 вечером. Поезд ночной, фирменный, вагон удобный и тихий, но мне все равно не спится. С удовлетворением и страхом осознаю чувство ответственности за команду. Обидно только, что это чувство не дает уснуть. Вот дурак, ввязался капитанить на незнакомой реке да еще первый раз в жизни. Команда тихо сопит на полках, а у меня сна ни в одном глазу. Даже выпитое перед отъездом пиво не оказывает никакого снотворного действия. Ладно, думаю, если все равно не уснуть, буду читать лоцию. Читаю - становится еще неуютнее. Так, ворочаясь и бегая курить каждые полчаса, доживаю до прибытия в Бийск.

В Бийске на удивление быстро и недорого находим транспорт прямо до места. Через минут пятнадцать летим по Чуйскому тракту на поскрипывающей суставами "четверке". В Горном Алтае я впервые. Разинув рот, смотрю на мутную Катунь и величественные скалы по краям дороги. Здесь великая и ужасная Катунь вовсе не кажется грозной рекой. Что может быть опасного в Манжерокском пороге? Да ничего, собственно, военного. Ну вал полметра, ну камни навалены... Эх, наверх Катуни бы забраться, посмотреть, что там! Да мал ты еще и глуп для Верхней Катуни, капитан...

У Черги сворачиваем на боевой курс в сторону Семинского хребта. Дорога сырая, водила сообщает, что их "уже месяц заливат". Несмотря на то, что асфальт давно закончился, летим со скоростью маломоторного самолета. Сбрасывают нас прямо у речки, правда немного не там, где мы планировали. Встаем 7.08 часов в 12 дня километрах в пятии ниже Ильинки. Здравствуй, Песчаная!

7 августа. Стройка

От каждого по ...

Судя по затопленной местами пойме, воду в речку налили и "речной пехоты" не будет. Ширина проходов приемлемая, коряги подтоплены, течение быстрое. В общем, полная идиллия. Ставим лагерь, пьем чай, делаем топоры и начинаем стапелиться.

А строевого леса в Ильинке нет. За редкими кривыми саксаулинами ползаем по склонам в радиусе около километра от палатки и часам к семи вечера, когда заготовки к раме нарублены и зашкурены, совершенно выбиваемся из сил. Крамольные мысли о дюралевых трубах будут терзать нас на протяжениии всего маршрута. Но сейчас труб нет, а есть тяжеленные заготовки из толстой кривой березы.

Силы кончились, но просто так сидеть не хочется. Выхожу на дорогу и прогуливаюсь за поворот реки. Пока ничего военного. Прохожу около километра, возвращаюсь, осматриваю место старта - ровно и глубоко. Решаю умыться перед ужином. Река, словно заигрывая со мной, уносит на пару метров по течению зубную щетку и забрасывает ее в пойменную осоку. Делаю шаг в сторону щетки, срываюсь с кочки и окунаюсь выше колена. Вдруг возникает ощущение, что кто-то большой и беззлобный подбрасывает меня на руке, прикидывая мой вес. Кажется, река нас приняла.

После ужина пошел дождь. Без колебаний решаем оставить сборку на утро. Проглатываем вечерние 50 граммов коньяка и прячемся под крышу. После бессонной ночи абсолютно не чувствую кочек под ковриком и просто проваливаюсь в сон без сновидений.

8 августа. Стройка-2 и старт

Просыпаюсь первым часов шесть абсолютно выспавшийся, бодрый и веселый. Я и ранний подъем - совершенно несовместимые вещи, но что-то со мной произошло вчера и я абсолютно не чувствую неудобства. Облачность низкая, но туман постепенно уползает вниз по реке. Значит, скоро будет солнце и, возможно, день проживем без дождя. Ставлю кипятить котелок и примерно через час мужики выползают из палатки, разбуженные треском костра и запахом кофе. Выглядывает солнце и склоны гор из серо-зеленых превращаются в ярко-зеленые.

Окружающей красотой можно любоваться вечно, но надо строиться. Путем проб и ошибок часа за четыре приводим раму к прямоугольному состоянию, несмотря на кривизну ее составляющих, накачиваем и привязываем баллоны. Выглядит почти красиво, но вес рамы... Ну да Бог с ним, с весом, стартовать надо. Вода за ночь поднялась сантиметров на десять. Успокаиваю себя, что это нам на руку, что коряги и камни скроет, но у чарвя сомнения железная воля - точит и точит. Пошел опять смотреть русло. Зачем - ведь здесь-то ничего не изменится! Действительно ничего не изменилось.

К соседнюй поляне подкатывает "уазик" и выгружает группу товарищей явно водниковского вида. Иду к ним, широко улыбаясь, здороавюсь и предлагаю нашу поляну, т.к. мы через пару часов стартуем. Но они говорят, что решили совершить подвиг и стартовать сегодня. Оказывается, они уже останавливались напротив нашей стоянки. Первыый же вопрос был:
- Где лес брали?
На что Джон с видом дарующего показал рукой на окрестные горы:
- Там...
Группа из Красноярска, на двух катах - двойке и четверке. Долго не общаемся, настроение чемоданное, наш кат уже на воде. Димка заканчивает колдовать у костра. Обед, господа туристы! Жаркий день, вкусный обед, горячий кофе - что еще нужно человеку для счастья! Время уже около трех дня. На длинный ходовой день расчитывать не приходится. Но Ильинка уже порядком поднадоела и решаем все-таки стартовать. Собираемся и вяжемся довольно быстро для первого дня. Курим, фотографируемся на фоне реки, проверяем стоянку и вот он - старт!

Судоводительское чувство остойчивости говорит мне, что перевернуть нашу посудину довольно сложно. Ну и славненько. А вот осадка великовата, особенно удручает дифферент на корму. Мало кубометра объема баллонов для четырех человек. Как раз бы полметра в корме и полметра в носу - получилось бы около полутора кубов. Глаза мои невысоко над уровнем воды, видимость с капитанского места отвратительная. Но в общем по сравнительно спокойной воде идем неплохо, даже управляемся. Чиркаем кормой по двум корягам, обходим первый остров. С берега нам машут красноярцы. Пока, ребята, счатливой стройки!

Первое серьезное препятствие - мост перед устьем Верхнего Этагола - минут через пять хода. Довольно крутой левый поворот, прижим к каменистому пляжу на правом берегу, резкое сужение русла, в сужении слив сантиметров 40-50 и мост высотой... сантиметров 40-50. Ну прижим-то нам на руку. Поднажав на лопаты, выбрасываемся на пляж и идем смотреть мост. Неприятное местечко, если туда попасть, особенно в нашу воду. Беремся за раму и несем. Какая же она тяжелая, наша посудина, черт возьми! Далее по лоции - слабая шивера. Камней в ней действительно немного, но течение довольно сильное. На этом участке учимся маневрировать и обнаруживаем, что подножки привязаны слишком далеко и грести немного неудобно, а табанить невозможно совсем. Несмотря на это маневры получаются почти чисто. Почти - это потому, что не успеваем объехать непонятно откуда взявшуюся большую бочку и ухаем в нее левой гондолой. Внимательно наблюдаю за поведением ката в этой ситуации и за банданой Джона. Бандана не скрывается под водой (погружение чуть больше метра), а гондола после нашего с Джоном гребка легко выпрыгивает из бочки. Даже рама не скрипнула. Но маневренность оставляет желать и мы начинаем искать стояк. Справа в Песчаную кидается р. Казанда, после нее небольшой участок спокойного течения. Чалимся метрах в 500 ниже устья Казанды под горкой на правом берегу. Проходим с Женькой еще полкилометра и понимаем, что лучше встать на пастбище, чем идти дальше с ограниченым маневром. По спокойному течению вдоль правого берега крадемся до места. Первый аварийный стояк.

Лес в этом месте довольно далеко и высоко, за дровами ходить не сахар. Алексей с Джоном лезут на гору, я же отправляюсь на поиски подходящей поперечины. Проходя вниз по течению, упираюсь в крутой обрывистый берег. На нем только кривая акация и... коровьи тропы. Как там ходят коровы, если я, честно говоря, боюсь на эту тропу даже посмотреть? Возвращаюсь обратно и иду к устью Казанды. Залезаю в горку (все-таки по коровьей тропе) и чудом не ломаю ногу, застряв между курумами. Горы меня все-таки не любят. Поорав от боли минут пять и проверив ногу на целостность, хромаю вдоль реки и натыкаюсь на стройное дерево у воды. Зачем ноги ломать?

Пока зашкуриваем две лесины и нарезаем дополнительные вязки, темнеет. Модернизацию оставляем на утро. Считаем ходовое время - немного. Общее около часа, минус 10 минут обноса, минус 15-20 минут поисков стояка по берегу - итого совсем мало. Настроение испорчено подрывами на "минах" (пастбище, знаете ли), песни орать не хочется. Ложимся рано, спится отвратительно.

9 августа. Тауракские протоки или А.Хичкок отдыхает

С рамой управляемся до завтрака. Не потому, что быстро работаем, а просто дров мало и завтрак припоздал. Пока завтракаем, на пастбище приходит стадо. Коров я боюсь панически, но здесь одна из них меня так разозлила, что страх прошел. Эта наглая скотина никак не реагировала на крики, свист и топанье ногами, а при попытке отхлестать ее веткой или отоварить палкой обнаруживала необычную прыть и отскакивала в сторону. Мы в пожарном порядке собирались, по очереди держа оборону. В конце концов, облитая чаем, корова ушла, обиженно мыча. Облегченно вздохнув, далее собираемся не спеша. Выходим около часа дня. В планах - проити за Куяган.

В этот раз рама получилась удачнее. Маневрируем более успешно, но все равно заход в протоки зеваю. Навал на корягу, хруст веток, стон баллона - кажется пронесло. На то, чтобы решить, какой протокой идти, не более секунды, на маневр - секунды две-три. Тем не менеее несколько минут идем без огрехов. Пугает близость тауракских мостов. Часто чалимся, проходим немного вперед, моста не обнаруживаем и идем дальше. На одной из таких чалок видим дома. Курим, затягиваем снарягу и крадучись двигаемся вперед. Неожиданно русло выпрямляется, течение усиливается и метрах в 50 мы видим мост. Высота моста явно больше метра, пригнувшись проскочим, но очень хочется посмотреть, не лежит ли под ним кабина от "камаза". Пытаемся зацепиться за берег - не получается. Метрах в 15 до моста понимаю, что чалиться уже поздно. Была не была.
- Ложись!
Пролетаем, не задев ничего. Оглядываюсь - под мостом гладкая вода, никакого железа не торчит. Пронесло.

Не лови ворон, капитан! Истошный крик:
- Расческа!!!
возвращает меня к действительности, но поздно. Джон с разгона попадает на сук, который, слава Богу, переламывается. Торчащий обломок бьет меня в бок. Чувствую себя рыцарем на турнире, но в седле удерживаюсь. Соскакиваем с коряги, попадаем в нужную протоку и дальше опять бесконечное кружево. Машем лопатами и руками, как мастера кунг-фу. Интересно посмотреть на Брюса Ли на сплаве... Проходы не читаются никак, идем напролом, треща сучьями, постанывая баллонами и произнося разные слова. Наконец высматриваем подходящее место и чалимся. Потери невелики - у Женьки порваная резинка в трусах и две небольших борозды на боку, меня от травмы спас спасжилет. У Алексея сорвался с рамы рюкзак и держался на одной лямке. Димка абсолютно целый, только мокрый по уши. Осматриваю баллоны - дырок нет. Очевидное невероятное!

Следующий мост без осмотра идти опасно - слишком низкий по лоции. Оставляю народ покурить и иду по деревне искать мост. На прибрежных улицах Таурака хозяйничает Песчаная, как у себя дома. Чуть повыше непролазная грязь - результат ежедневных дождей. Иду вдоль реки, распугивая мелких поджарых хрюшек и минут через 15 я у моста. Перед мостом остров, из правой протоки можно спокойно зачалиться для обноса на длинный галечный пляжик. Намечаю ориентир - забор у воды. Мост высотой немногим меньше метра, в малую воду может быть проходим, но все-таки лучше не рисковать. Тем более обнос по ровной дороге по правому берегу всего метров 50. Возвращаюсь, по дороге опрашивая местное население, высокая ли в этом году вода. "Да, вода большая, дождями заливат". Слушая местный говорок, вспоминаю Евдокимова (который юморист) - он же из Верх-Обского родом. Настроение резко поднимается, всю обратную дорогу тихо хихикаю в кулачок.

Нас догнали красноярцы. Кат у них пока один, двойку везут в каньон в разобраном виде. Четверка длиной около 5 метров, рама связана резиной от автомобильных камер, сидят на рюкзаках, стремена веревочные. Баллоны сшиты намного лучше, чем у нас. Но тяжелый ужасно. Как они его в этом бардаке ворочали - просто уму непостижимо. Да еще гребут втроем - четвертого хандроз скрутил. Экипаж у них намного опытней нашего, каждый год ходят минимум по четвертой категории. Обноситься решили вместе. Объясняю, где чалиться, они стартуют и исчезают за островком. Мы выходим минут через 10. Крадемся на отрицательной скорости вдоль правого берега. Проходит две-три минуты - и вот забор справа. Выскакиваем на пляж. Обнос без происшествий - по очереди проводим посудины до моста на чалке, затем несем метров 50 и сбрасываемся. Стреляем баночку соли и стартуем.

Покружив еще немного, река успокаивается. По берегам - лысые горы, покрытые травой. Светит солнце, вода теплая. Есть время полюбоваться окрестностями. На очередном перекуре красноярцы нас обгоняют. Идем в пределах видимости. Перед перекатом они останавливаюнся на островке и мы их снова обходим. Правда с казусом. Увидев, что они на берегу, я подумал, что с ними что-то случилось, дал команду чалиться. Они усердно махали, что все в порядке, но я этого не видел, и мы столкнулись рамами, выбросив их посудину на полкорпуса на берег. Они простили нам эту "шалость" и мы двинулись дальше. Жаль, что здесь нет светофоров.

Наконец перекат под скалой, длинная излучина и снова мастера кунг-фу на сплаве. До Куягана около километра. Здесь ветки потоньше, зато коряг побольше. Бережем баллоны, стараемся идти подальше от берега. Джон замечает небольшую заводь слева и мы резко чалимся. Впереди видно дорогу и ЛЭП на деревянных опорах. Моста пока нет. Спрашиваем у местных и оказывается, что первый, пешеходный мост смыло уже давно, а до автомобильного еще около трех километров. Догоняют красноярцы. Посовещавшись, решаем двигаться вправо, но река решает по своему. Только мы отходим метров сто от этого места, как нас сваливает кормой влево в узкую протоку. Просто чудо, что там не было никакого железа. Выскакиваем в широкую протоку, с размаху шмякаемся в невысокий обрыв, через несколько метров чалимся на автомобильном броде. Еще в нескольких метрах ниже - большая ржавая железяка. Опять повезло.

Прогулявшись с Джоном километра два по главной улице Куягана, находим автомобильный мост. Высота больше трех метров, пролеты шириной метров 10, два пролета проходных. Почесав репу, решаем идти в центральный. На обратном пути осматриваем протоку, в которой стоим. Железа нет, коряг тоже. Стартуем, аккуратно крадемся по струе, но в середине пути все-таки садимся на мель. Снимаемся быстро, до моста и под мостом доходим без приключений. А дальше опять круть да верть. Господи, за какие грехи нам это наказание!!! Я сорвал глотку и вместо команд у меня вырывается нечто хрипло-нечленораздельное. За день только мной одним выпита двухлитровая бутылка воды. Всходит луна, а конца этому кружеву не видно. Соображаю с трудом и, кажется, начинается ангина. Все раздражены до предела. Джон замечает улово слева и мы ныряем туда. Кат тыкается носами в берег, кричу:
- Баковые в воду!
и потом соображаю - кто такие баковые, знаю только я. Баковыми называют носовых гребцов на ялах, а мы на сплавном катамаране. Пока Димка с Джоном вытаскивают посудину на берег, смотрю на выбирающегося из воды Алексея. И он смотрит на меня со значением. Следует беззлобный обмен словами. Не могу расхохотаться, только потому что сил нет. Думай, что командуешь, капитан! Проверяю баллоны - ни царапинки. Просто чудеса, да и только.

Темнеет. Дрова, супчик, палатка - все появляется мгновенно. Через час мы уже поглощаем вечерний коньяк и распаковываем гитару. Полная луна освещает скалу напртив палатки и скала принимает очертания антилопы гну. Не автомобиля из "Золотого теленка", а именно настоящей антилопы гну. Интересные метаморфозы происходят с местными горами! Прислушиваюсь к реке и вдруг приходит мысль, что эта скала - коренной берег, а если это так, то там и закончатся наши петляния. Мысль подкрепляет Джон, посмотрев в лоцию. Но уже ночь, идти смотреть нет смысла. Оставляем до утра. Тут же решаем вопрос о проходе каньона. Судя по сегодняшнему дню, втроем нам удержать посудину не по силам. Если хотя бы один выбывает, то придется идти пешком. После ужина Димка заваливается спать, а мы орем песни до часу, пока дождь не загоняет нас в палатку.

10 августа. Отдых на воде

Утром встаю опять в семь. От начинавшейся вчера ангины нет и следа - чеснок с коньяком сделали свое дело. Ставлю котелок под кофе и бегу проверять вчерашнее предположение насчет скалы. Слишком не хочется повторять вчерашний кошмар. Действительно скала - это коренной берег и река течет туда, куда показывает лоция. Слишком велико искушение пронести эти 50-70 метров. Бегу почти бегом и с размаху попадаю в старицу. Хрошо, что воды в ней нет. Выбираюсь с другой стороны и через густой кустарник смотрю на реку - не пронесем. Да и черт с ним, две минуты петляния переживем. Возвращаюсь назад, а там уже Димка колдует над завтраком. Позавтракав, принимаемся уже за традиционный ремонт рамы - вчера у Димы и у меня сорвались подножки. Переход предстоит длинный, крутим закрутки основательно. Осматриваю еще раз гондолы - все нормально. Грузимся, поддуваемся, все уже готово, но червь сомнения неожиданно гонит меня посмотреть русло. На этот раз червь не прав - проход чистый. Садимся, выходим и через минуту мы на чистой воде под скалой.

Несемся, как на "Формуле", в повороты входим вдоль выпуклого берега. Проходы отлично читаются, в русле чисто, мелей нет. До Дресвянки долетаем за час и становимся на перекур. Самой Дресвянки не видно, она впадает в одну из левых проток, а мы идем справа. После перекура начинают попадаться шумные камешки. Значит, до Кривого порога недалеко - около получаса. Пока течение не ускоряется, хорошо бы Кривой посмотреть. Не успеваем - легкий левый поворот и начинается порог 12. Его почти полностью скрыло под водой и если бы не наша глубоко сидящая корма, мы бы ни одного камня не задели. Показываем настоящий слалом, аж приятно посмотреть. А вот и та ступенька, про которую много сказано в лоциях. Широченная наклонная плита со сливлм через все русло, за ней бочка и слева маленький проходик метра два шириной. Грести в проходик лениво и мы прыгаем в бочку. Бочка неглубокая и кат легко ее давит, слегка подрагивая корпусами. Поздравляю, господин капитан, с вашим первым порогом в капитанской должности!

Кривой, он же Лестница, он же Узкое место, не заставил себя долго ждать. Отдышались после 12-го, поглазели по сторонам. Подумалось о зачалке на просмотр. Смотрю направо в поисках притока-ориентира, но не нахожу. Река вновь ускоряется и появляется характерная скала слева и курумы справа. Чалиться поздно, идем с ходу. В струю заходим идеально и вгрызаемся в валы. Валов четыре или пять, точно не помню. Красная бандана впереди скрывается под водой - вал полтора метра. Первый вал проходим чисто, второй слегка под углом, перед третьим выравниваемся и потом прыгаем, как мячик по остальным. Камешки-то вот они, под лопатой скрежещут, надо было башню-то накрыть каской! Но поздно - порог уже позади. Радостно делимся впечатлениями - участок прошли действительно на "ура".

Шиверы все тише и тише. Река успокаивается, начинаются длинные быстрые плесы. Опять "Формула-1" - приличная скорость, плавные повороты, каменистость один камень на плес. Брошенные деревни - Сосновку и Осиновку - обнаружить не удается. Часто чалимся, чтобы не прозевать Большую Тихую речку - за ней каньон. Около семи вечера обнаруживаем битый стояк на левом берегу и останавливаемся. Как потом оказалось:
1. Мы не дошли два поворота до Большой Тихой;
2. Это место - самый лучший "отстойник" перед каньоном.

Первый не аварийный стояк после стапеля. Рама и баллоны абсолютно целы, все совершенно здоровы, море продуктов, курева и времени на приготовление пищи. Отгоняю от себя "страшные" мысли про каньон и вместе со всеми предаюсь бездумному оранию песен под расстроенную гитару.

11 августа. Чайник без головы

Утро отвратительное. Туман поднимается на горы и превращается в мелкий дождь. Садиться на воду в такую погоду нет никакого желания. Пережидаем дождь часа два, затем пересиливаем себя и все-таки стартуем. Дождь тут же прекращается. Проходим короткую излучину и видим Большую Тихую. Она действительно не маленькая и не громкая. По идее надо чалиться ниже ее устья и идти смотреть верхний каскад, но мы решаем дойти до входной шиверы. Идти недалеко, за левый поворот. Дальше с ходу опасно, надо смотреть. Цепляемся за правыый берег, вылезаем на террасу, и мы с Джоном отправляемся в полуторачасовую разведку. За это время дойти до 16-го порога не успеваем, но понимаем, что лоция безбожно врет. Садимся и медленно крадемся по шивере, решая при первой же возможности зачалиться и просмотреть дальше. На всякий случай (!!!) одеваем каски.

Шивера значительно короче, чем указано в лоции. Просмотренный участок заканчивается минут через десять (это около километра вместо трех по лоции), следующий участок за левым поворотом несложный, решаем брать сходу и зачалиться за правым поворотом. За правым - опять сходу. Напряжение возрастает и все-таки решаю зачалиться в конце этой прямой. Команды пока не даю (как потом оказалось - зря). Прямая короткая, метров 200, за ней непросматриваемый и непрослушиваемый поворот. Подходим к повороту, смотрю на правый берег...
- Ого!...
Резко оборачиваемся налево и на секунду застываем в оцепенении. Метрах в 50 горы сжали русло раза в два, посредине высокий прямой вал, у берегов косые поменьше. Течение уже ускорилось и чалиться на просмотр поздно.

Оцепенение проходит. Под дружный вопль:
- Нос в вал!!!
выравниваем посудину и еще через пару секунд встречаем порог. Вал мощный, крутой и жесткий. Падение русла уже хорошо заметно даже на глаз. Камни глубоко, цепляем их редко. Можно идти центром, даже не задумываясь. Немного успокаиваюсь, что слалома не будет, и в этот момент в нос левой гондолы бьет косой вал, разворачивая нас правым бортом вперед. За доли секунды, пока правая гондола взлетает на вал, успеваю прикинуть, как попасть внутрь рамы в случае оверкиля. Но вот господа Морозовы уже летят вниз, а мы с Джоном - вверх. Чувство судоводителя говорит, что оверкиля не будет. Мысленно глажу себя по головке за широкую раму и ору:
- Нос к валу!!!
Не получается. Попробуем по другому:
- Вальс влево!!!
Слишком малая длина волны. Не успеваем выровняться. Следущие три или четыре вала проходим бортом. Нам везет - ни одной подставы за валами. Попадаем на относительно ровное место и наконец разворачиваемся. Идем спокойно метров 50, затем опять "стиральная доска" из валов. Кажется, это порог 17. Лавировать особенно не нужно, просто держимся носами в валы и объезжаем торчащие зубья. Вот наконец на короткое время вал становится пониже и мы замечаем на левом берегу мужика с удочкой. Явно турист. Еще метров через 20 на террасе - кат на боку сушится.
- Мужики, где мы?!
- А ... его знает, Кажется 18 порог! Вы откуда?
- Из Новосибирска!
- А мы из Самары. Чальтесь ...
Дальше неразборчиво, потому что начинается очередная ступень. Начинается неудачно - левой гондолой в бочку. Кат задирает носы в небо, скрипит рама, в глазах пена. Мы с Джоном отчаянно гребем на вал. Посудина медленно выравнивается и переваливает через край бочки. Вышли. Камней здесь больше, валы такие же, как раньше. Лавировать помогает мощная струя. В конце ступени налетаем одной гондолой на камень и снова вертимся бортом к валу, но на этот раз нам помогает инерция - спрямляемся вальсом. Метров 50-100 - и конец ступеньки.

Похоже, начинается средний каскад. Он поспокойней, валы не больше метра. Все подустали и подзамерзли. Можно уже и место чалки посмотреть. Наконец еще минут через 20 Джон замечает слева "кирпич" с надписью "БАНЯ". Это место указано в лоции, как место чалки. Начинаем пересекать струю и цепляем висящую справа трухлавую березу. Алексей получает по каске, но не сильно. Под дружный мат команды береза с хрустом ломается. Попадаем на берег метрах в 20 ниже "кирпича".

В течение получаса, пока таскаем и развешиваем вещи, нас душит истерический хохот. Просмеявшись, считаем время прохождения - минут 40 или 45. Наконец лагерь стоит, обедо-ужин варится. Снова смотрим с Джоном в лоцию и выясняем, что находимся где-то в середине каньона. Верхний каскад точно пройден. Суйчас мы находимся где-то между 21 и 24 порогами. Подводим итог - четыре получайника, оставив дома башни, без разведки и страховки на старой семнадцатилетней калоше просвистели самый технически сложный участок реки. Как ты милостив к нам, Господи! Решаем больше таких ошибок не делать и встаем на дневку с дальней разведкой.

12 августа. Разведка не дремлет

Опять встаю рано. На тропе следы козла - подошел, потоптался и ушел обратно. Оставленную у костра шоколадку попробовали бурундуки. Традиционно грею утренний кофе и народ стягивается к костру. В разведку идем с Джоном. Контрольное время - 20.00. Решаем постараться пройти весь каньон или хотя бы до порога 30, он же Розовый Бом-2. Это не больше 10 километров по карте. Небо хмурое, мышцы слегка болят после вчерашних упражнений. Завтракаем, берем тормозок, ножи и карту и в 10.00 трогаемся в путь.

После часа пути выясняется, что лагерь стоит на 21 пороге, в начале среднего каскада. Каскад не военный, можно идти до 26 порога сходу. На "Булке" после порога 24 подскальзываюсь и падаю левой голенью на камень. Рев раненого водника сотрясает горы. Какого черта я одел кеды, а не берцы! Нога целая, но минут пять не могу на ней стоять. Покурили. Встал, похромал - идти можно. Наконец, мы у 26-го. Над нами нависает мрачная серая скала, под нами - насыпь курумов. Осторожно пробираемся к воде, по пути спугиваем гадюку. В принципе, вчера мы шли по такому-же бардаку. Пройти можно. Следующий - Розовый Бом-1, он же порог 27. Этот уже сложнее, но есть хорошо читаемый с воды проход. Придется поработать лопатами, чтобы пройти.

После первой ступени - классная стоянка на левом берегу и скала, в честь которй назван порог - на правом. В конце ступени - высоченная скала слева, прохода у воды не видно. Дальше идем верхами, карабкаемся по крутым склонам в надежде найти тропу, про которую сказано в лоции. Тропы нет, а дождь уже есть, причем проливной. Через пять минут мы уже мокрые и нам все равно, какая погода. Мысль только одна - надо меньше курить. Расстояние от нас до скалы метров 300, а подъем занимает около часа. Сев на голой площадке, понимаем, что поднимались зря. Порог отсюда не просматривается. Вдобавок, нас накрывает второй волной дождя. Укрыться негде. Мокнем, едим тормозок и пускаемся в обратный путь. Решаем, что дальше смотреть будем завтра с правого берега от первой ступени Розового Бома-1. Там под скалой есть небольшой спокойный участок, а дальше - относительно ровный берег. На обратном пути на 25-м падаю на правую ногу. Черт бы побрал эти кеды на суше! Хромаем до лагеря где-то около часа.

Около нас встают самарцы. Заходим к ним в гости, пьем чай и с завистью смотрим на их посудины. Две двойки и четверка несут 11 человек, совершенно не напрягаясь. Они в отличие от нас просматривают каждый порог и страхуются, т.к. у них один экипаж - совсем чайники. Нам рассказывают, как мы смотрелись с берега, особенно смакуя наше с Джоном купание в бочке. Оказывается, мы даже очень хорошо смотрелись! Стараемся их не разубеждать ;) . Усталость берет свое и мы отбиваемся часов в десять.

13 августа...

Наконец удалось поспать до девяти. Просыпаюсь от зубной боли. Левую щеку раздуло, глаз почти не видит. Хорошее начало дня. Ладно, может пройдет. Бурундуки на этот раз не попробовали, а просто схарчили плитку шоколада. Обычный ритуал завтрака и погрузки проходит необычно - Димка замечает дыру в оболочке правой гондолы в корме. Похоже порвали той самой березой. Дутик целый - Carrington не так просто порвать. К тому же дутикам всего года три. Шить на дорогу, да еще 13 числа...

Не доверяю эту работу никому, сажусь и шью. Процедура занимает часа полтора. За это время самарцы стартуют. Наконец и мы заканчиваем ремонт и тоже стартуем. Чертов зуб! Ни смотреть, ни командовать. До 27-го идем неплохо. Проходим первую ступень, чалимся под бомом справа. Самарцы встали на стояк напротив. Они никуда не торопятся, а у нас отпуск зканчивается. В разведку идем с Димкой. Бурелом выше головы. Опять подворачиваю ногу, не сильно. Доходим до поворота. Есть улово за скалой на левом! Траектория не сложная, главное - попасть в левый проход в сливе. Слив мощный, но пологий и невысокий, бочки нет, только вал на выходе около метра. На обратном пути спугиваем двух гадючек с камней. Вернувшись, обнаруживаем Джона в одних плавках и бандане, сидящего на камушке у воды. Какой-то он подозрительно синий, наверное замерз. Замерз настолько, что не может согнуть пальцы. Водичка сегодня намного прохладнее, чем вчера. Стоянки здесь нет, с правого берега нам его не снять, но до намеченного улова (это метров 300) он обещает выжить.

Протащили кат повыше для старта. Выемка в скале образует "док" с причальной стенкой. Садимся, не замочив ног, машем руками самарцам, толкаемся и вальсом уходим в струю. Нормально грести могут только Морозовы, т.е. один правый борт. Изо всех сил пытаемся угрести влево. Немного не успеваем и Песчаная с размаху шмякает нас о камень посредине русла. К боли в зубе добавляется боль в левой ноге - это съехала моя подножка и придавила ногу. С камня сваливаемся влево. Димка кричит:
- Улово, улово проходим!!!
Улово уже пролетели. Выход один - таранить два зуба у берега по очереди.
- Лево ходу!!! Ходу, ...!!!
Первый невысокий зуб тараним рамой между гондол. Поножка выгибает ногу в другую сторону. До следующего зуба 15 метров, он повыше ростом. Нас разворачивает кормой к левому берегу и тащит мимо.
- Табань, ...!!!
Успеваем. Садимся на камень почти серединой левой гондолы. Зуб больно (во рту), черт побери! Возвращает к действительности голос Алексея:
- Сносит...
В 50 метрах порог 28, он же Челюсти, он же Архипыч, он же Абрамыч. Порог с двумя мемориальными табличками. Нас действительно толчками сносит в сторону струи. По сантиметру, но тащит. Внезапно просыпается шутливое настроение. Тихо, но чтобы было слышно всем, говорю:
- Похоже, идем Архипыча.
Похоже, смешно только мне.
- Табань!
Ни с места - течением прижало к камню. Надо рискнуть:
- Джон! На счет "три" оттолкнем слегка назад!
Толкаем.
- Табань!!!
Сваливаемся к берегу, Димка выбрасывается с чалкой - все нормально. С минуту сижу у баллона, жду, когда успокоится зубная боль.

Через полчаса после двух таблеток анальгина прихожу в себя. Стоим в шикарном месте - два стола и огромная вытоптаная поляна. Ставимся, приносим дрова, настроение у всех отвратительное - 27-й прошли очень грязно. Джон уже не синего, а белого цвета. Значит, отогревается. Оставляем Морозовых готовить ужин и уходим поснимать, пока светло. Табличку находим только одну, 99 года. Рядом "музей" туризма. Оставляю там сдохший экспонометр. Доходит вчерашняя ошибка - не надо было лезть в гору для осмотра. Улово видно из-за скалы снизу, а по скале есть маленькая уступка. Можно было попытаться пройти со страховкой.

Идем прогуляться вниз по реке. Да, это Челюсти - два ряда зубов, нижние зубы напротив сливов в верхнем ряду, справа прижим к скале и на выходе из прижима "решето" из мелких зубов. Порог короткий, но веселый. Дальше пологий правый поворот и Розовый Бом-2. Вал здесь, как на верхнем каскаде, но сам порог несложный.

Из четверых трое больны. Здоровый только Димка, да и тот подвернул ногу. Раздумывать нечего - дальше идем пешком. После ужина иду разбирать раму и обнаруживаю новую дыру в оболочке. Река с нами согласна. Согнутую в дугу закрутку от моей подножки-ноголомки беру в качестве трофея.

14-16 августа. Эпилог.

Идут адмиралы - привет мальчишу! (Самарцы идут Челюсти)

Путь от Челюстей до Бийска занимает два дня. Сначала пеший марш до Солоновки ( общее ходовое время часов 8-10), потом на машине до Бийска. В Бийске "переночевали" на лавочках у вокзала и утром на автобусе двинулись в Новосибирск. Вечером 16-го мои страдания кончились - зуб был благополучно удален.

Порвана оболочка гондолы. Ну и слава Богу, наконец-то новую посудину сделаем. Немного обидно, что не прошли нижний каскад. Но радостно, что он еще впереди.


Рекомендации

1. Необходимы ходкие и маневренные суда. В нашу воду слалома было мало, но в низкую воду на неповоротливой посудине придется несладко.
2. Строевого леса достаточно напротив усттья Казанды на левом берегу. Если нет рамы из труб, то строиться луцше здесь.
3. Хорошие стоянки тоже как правило на левом берегу.
4. Надувные спасжилеты лучше не брать. Лучше всего старые советские из мелкоячеистого пенопласта. Очень хорошо помогают от веток на участке до Куягана.
5. От Куягана без касок лучше не идти. Несмотря на то , что участок до каньона относительно спокойный, в малую воду камней может быть очень много.
6. По той же причине следует осмотреть Кривой порог.
7. Не пренебрегайте просмотром вехнего и нижнего каскадов каньона. Страховка тоже желательна. От 20-го до 25-го порога можно идти без разведки.


(C) Станислав Березкин, 2003.



P.S. 04.10.2006

Текст немного подредактирован. Многое из того, что я описывал тогда как "страшное", сейчас кажется смешным. И многие глупости, которые были сделаны нами тогда, мы никогда больше не повторим. Оригинал отчета здесь.

Искренне жаль катамаран, оболочки которого после этого похода ( это был его 17 сезон :) ) отправились на помойку. Светлая память ему.

(C) Станислав Березкин, 2006.

Дата публикации: 2006-10-04 13:46:52 (13480 раз тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий


Остальные материалы раздела


sibcruiser 2006-10-06 07:59:34
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
2КМС: Буду писать еще лучше . Пишу отчет по Оке этого года и итоги парусной навигации. Надеюсь за месяц-полтора закончить.

1
sibcruiser 2006-10-06 07:41:05
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
2Григорий: Размеры все равно пропорционально меняются, я их явно в тексте задал. Так что можно поправить ссыдки и все будет в шоколаде.

2
KMC 2006-10-05 09:17:58
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
Ну когда ты сидел через проксю, то просто ты один раз его загрузил по прямой ссылке в браузере, а потом он брался из кэша. Никакого шаманства тут нет!

3
Буга 2006-10-05 05:27:43
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
Прикольный дневник. 2Афтар - махнёмся банерами? 2КМС - прикольно, но когда я сидел через проксю, то у меня банер показывался! 2Гриша - попробуй наш банер отсюда - http://srodip.nm.ru/ban.gif

4
KMC 2006-10-04 15:49:32
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
Насчет ссылко это точно. Там у них типа антилинч стоит. Ксати поэтому Буга и твой банер не грузиться. Фотки можно просто залить на габу в статье. Есть там такая кнопка как вставить фотку, а потом перейти на вкладку залить фотку на сервер, заливаешь и генерируется готовая ссылка. А написано хорошо.

5
Григорий 2006-10-04 14:52:47
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
если сильно надо, то маленькие - они автоматически создаются в галерее, и у них есть адреса, например http://gaba.good.ru/modules/coppermine/albums/userpics/45/thumb_09chelusti.jpg. Только вот размеры у них немного другие

6
sibcruiser 2006-10-04 14:41:42
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
Я большие в галерею сложил. А вот с маленькими не знаю что делать.

7
Григорий 2006-10-04 14:29:00
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
почему не канают?

8
Шура 2006-10-04 14:20:22
Re: Песчаная-2003 или чайник без головы
Эта, фотки переложи куда нить... С народа такие сцылки не канают...

 
 Авторизация
Логин
Пароль
 

Регистрация

 
 опции

 Версия для печати Версия для печати

 

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

 Реклама
 
 На закуску
Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


Инзер - горная река

Казыр - TROPHY 2004 СЖ

Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

Она 2000 СЖ
 



 
 
Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)
old Z134420150476 new Z147985067644 phpNuke Автор - Франциско Бурзи. Это свободно-распространяемое ПО по лицензии GPL. Русская локализация - проект PHP-nuke по русски