Опять ты картинки выключил!

Публикации

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:

Лучшие авторы

Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8

Вадим

Fat camp на Китое

Рассказ

Как то в гостях у Васи Чеснокова я встал на весы и с ужасом обнаружил, что вешу на 15% больше чем год назад. Тогда меня охватил легкий ужас, но позже это не раз мне согревало душу в самые тяжелые моменты нашего путешествия в Саянах. Тур на Китой класса 3-5, организованный Василием Порсевым http://kayakussr.com/, это захватывающее и абсолютно уникальное предложение, рекомендую всем!!!

Проводимые Максом до вокзала 11 июля, мы с Василием Чесноковым влезли в электричку, на ст. Тайга пересели на проходящий поезд с добрым проводником (удовлетворенным дополнительным билетом на перевозку 10 кг дополнительного груза) и каякером Саней из Самары, а через сутки были любезно встречены в Иркутске Васей Порсевым и Саней Мягтовым (отличный Иркутский каякер, организовавший нам все переезды в Саянах). Переночевав в съемной квартире, где еще с прошлого утра тусовались Костя из Кирова, Артем из Питера, Антон из Подмосковья и дождавшись прилета Макса Билбоу из Лондона, и приезда Ивана из Кирова и Лехи из Новокузнецка с утра на двух Истанах двинулись к началу сплава.

Первое время наш чопорный английский друг не переставал удивляться российским приколам. Думаю, он долго будет рассказывать друзьям, как пересекал приграничный пост в багажнике, заваленный драйбэгами - ну не ехать же в Читу за разрешением. Мы довольно быстро (часа за 3-4) «долетели» до истоков Китоя, неспроста оба пилота были из села Орлик. Переоделись, сели в лодки, наспех привязав вещи сверху, и через пару часов уже встали на первую ночевку. Рыбы было поймано три ... плюс полный карман у Лехи.

На следующий день мы доплыли до начала Верхних щек, вытащили из лодок вещи и встали на ночевку на песчаной площадке примерно километром ниже. В этот раз Васе Чеснокову удалось наловить мелочи на уху. Под водку и разговоры о кризисе (каждый о своем) она очень хорошо скрасила моросящий дождь.

С утра следующего дня дружелюбно светило солнце, делая такими же и начавшиеся пороги. Первый серьезный порог, который вроде как никто не ходит, мы также обнесли.

Второй короткий, но довольно мощный порог все проехали по одинаковой траектории - слева направо, многим удалось это сделать на ровном киле. Мне очень понравился этот порог своим простым заходом и мощным быстротоком, фактически нужно только правильно зайти в основной слив, а дальше тебя самого по S-образной траектории через секунду выкидывает внизу.

Порог Винт как мне показалось нужно проходить как можно ближе к центру и без скорости - те, кто успевал разогнаться, вылетали на отбойник и чуть ли не сальто на нем делали ... хотя, наверное, лучше все-таки на скорости его проходить - очень красиво смотрится со стороны.

Забрав вещи на стоянке, в отличном настроении поплыли дальше. В районе обеда доплыли до Хунды-гола. Рыбаки (Васи с Лехой) сказали, что здесь рыба есть и началось. Даже Макс поймал свою первую в жизни рыбу. Я столько хариуса никогда видел и не ел тем более. Была рыба соленая, рыба жареная, и запеченная в фольге с разными приправами. Доедали ее на следующий день после первого (вроде 45-го) порога.

46-й и 47-й пороги мы обнесли, прошли 48-й и 49-й, после чего поднялись к Эхе-гольскому водопаду, сходили за вещами, оставленными после 45-го (вот где был очень кстати соленый хариус), и встали на ночевку рядом с белорусской командой катамаранщиков. Вечером с Васей Чесноковым и Лехой сходили в магазин за рыбой - так называлось одно улово сразу за водопадом, где обычно за полчаса можно было наловить крупного хариуса столько сколько нужно. Однако в этот раз «рыбу не завезли», несколько раз вытащили, по-моему, одного и того же малька и я почти сразу вернулся в лагерь. В этот день я находился как никогда, умудрился даже пробежать километра три, когда искал отставшего во время обноса и свернувшего с тропы Макса. Тот, правда, без моей помощи вышел.

Сил вечером почти не было, а наутро предстояло подняться вверх по Эхе-голу, чтобы потом сплавиться. Вот тут Макс (которому, похоже, было тяжелее всех) нам и рассказал про то как в Англии устраивают специальные лагеря для толстых (Fat camps), где их гоняют по горам с целью потери лишнего веса, и что тут на Китое по его мнению происходит то же самое. Мне сразу стало легче после его слов, я понял, что переходы с набитой вещами лодкой по горам не только ужасные физические мучения, но и отличный шанс избавиться от лишнего веса.

Пройдя часа два вверх по Эхе-голу и в очередной раз прождав Макса (несмотря на то что катался он лучше всех, пешие переходы были его слабым местом) Василий Порсев решил спуститься к реке ... рады были все.

Крикинг на Эхе-голе (да и вообще крикинг) для меня было делом совсем новым и оттого очень захватывающим.

Не испортило впечатление даже сломанное весло во время групповой фотографии на одном довольно симпатичном полутораметровом сливе через всю реку. Уже сейчас просмотрев фотографии у меня закралось сомнение, что это я сломал весло, на фотках явно видно, что Вася Чесноков не только подрезал меня во время буффа, но и потом еще долго добивал под водой.

Тогда я вообще чуть не вылез из лодки, поскольку решил, что меня каким-то неимоверным образом прижало неизвестно к чему так, что пошевелиться не было возможности. Когда Василий от меня отстал, мне чудом удалось встать, правда, уже со сломанным веслом. Надо будет спросить у Васи что он думает по этому поводу??? :)

Дальше было еще несколько интересных порожков, некоторые из которых без просмотра удивляли резкой сменой линии движения. Но все проходилось весело и без эксцессов.

Довольно быстро мы доплыли до лагеря перед 15 метровым водопадом. Василий Порсев неожиданно для всех поднял вопрос: прыгать ли его сегодня (по плану собирались завтра). После быстрого опроса, увидев отсутствие блеска в наших глазах, Василий заключил - завтра. Непонятно откуда взявшееся напряжение в этот момент к счастью спало и мы, переодевшись, пошли смотреть водопад. Страху перед прохождением водопада добавил Василий Чесноков, устроив нам эксклюзивный просмотр практически с его среза, куда нужно было спускаться на морковке.

По-моему сам водопад выглядел довольно дружелюбно, что я бы не сказал о пути к его осмотру. Твердости рук и ног в тот момент мне явно не хватало, не дрожать удавалось с большим трудом. Подтвердив свое вчерашнее интуитивное решение прыгать, я внимательно просмотрел выход из улова, разгонную горку и отбойник перед срезом, моей техники как мне показалось должно хватить. Ночью я долго не мог уснуть, представляя, как прыгаю водопад. Наверное, только часам к трем, напрыгавшись его всеми возможными удачными и не очень способами, удалось заснуть.

С утра мы еще раз просмотрели заход с другой более безопасной точки, и пошли прыгать. Перед водопадом было два порожка, на первом из которых я натерпелся страху из-за не очень удачного прохождения, второй в связи с этим проскребся по камням вдоль левого берега и попал в нужное улово. Прохождение самого водопада на счет три (1 - активный выход из улова, 2 - скат с горки и наезд на отбойник, и 3 - падение, которое у меня состояло из «вау, как прикольно» и «блин, нужно же сложиться») у меня получилось удачным.

У всех по моему тоже, правда Макс помял нос лодки (90 кг похоже долетели до дна), Василий Порсев по-моему немного расстроился, что ему не удалось буффануть, а Василий Чесноков помня наказание шефа о том, что если ему оторвет голову то никто его к сейфам на коляске возить не будет, решил приземлиться на задницу (типа буффанул).

Погода стояла отличная и мы, загрузив вещи в лодки, двинулись к устью реки Билюты. Пороги ехали друг за другом без просмотра, впереди обычно катились бесстрашные Костя с Ваней. По пути, на 54-м пороге опять встретили белорусов, стоявших там на дневке. Мне показалось, что им всем в этот момент тоже захотелось пересесть на каяки, ведь довольно сложный для катамаранов порог, который они просматривали и обносили вещи, мы веселой разноцветной компанией с ходу пролетели меньше чем за минуту.

В устье Билюты нас ждал дождь, и даже Костя, который каждое утро готовил нам завтраки и за что ему отдельное огромное спасибо проспал со всеми почти до обеда. В этот раз от голодной смерти нас спас Леха. С трудом собравшись, мы двинулись вверх по Билюты. Часа через четыре в стиле Fat camp мы все-таки добрались до ручья, впадающего в Билюты довольно глубоким каньоном. Еще час ушел на переправу по морковкам. Лагерь поставили наверху очень живописного каньона Билюты с видом на двухступенчатый водопадный слив double-drop и предшествующий ему одноступенчатый шестиметровый.

Наутро нас ждало продолжение Fat camp, предстояло еще на 5 км занести лодки вверх и сплавиться до лагеря. После двухдневного сброса веса на удивление кататься легче не стало, Василий Порсев обозвал нас всех ...банами (с условной единицей вначале), заключив, что кататься мы ни ... совсем не умеем. Думаю он сказал это в шутку для поднятия боевого духа команды. В свое оправдание хочется сказать, что и препятствия были не очень простыми (Макс уверенно сказал - класс файв), а мы замученные утренней прогулкой с лодками. Костя даже высказал сожаление о том, что такая клевая речка, а мы такие уставшие.

Я первым открыл сезон вылезания из лодок, к счастью сделал это практически на ровном месте и без последствий, после съезда по наклонной плите остался в бочке (из которой Василий Порсев полминуты назад легко выгреб), потратил последние силы на абсолютно бессмысленные действия, и легко сдался.

К счастью все ключевые препятствия мне удалось пройти нормально, буффы удавались почти везде.

К концу дня я во второй раз почти на ровном месте вылез из лодки, свалившись без скорости в небольшую бочку между трех камней и так и не придумав, что же делать дальше. Не будь я таким уе.... неопытным каякером, наверное, как-нибудь вылез бы оттуда, а так потыкался то в один камень, то в другой и сдернул юбку. Мне поразило насколько быстро Костя, проплывавший мимо и увидевший мое неловкое положение, вылез из лодки и вытащил меня вместе с лодкой на камень. Спас он меня очень даже во время, Костя вообще меня поразил своей энергией и бесстрашием, без него наше путешествие не было бы таким приятным.

Перед «непроходом Чеснокова» Василий Порсев решил закончить сегодняшний сплав. До лагеря было около километра, я еле добрел до него с радостной мыслей, что fat-camp наконец-то закончился - больше ничего никуда заносить не нужно (носить то не пришлось, но Fat camp все-таки не закончился).

Следующий день выдался довольно ярким. Особенно запомнилось прыгание со скалы в финальную часть «непрохода Чеснокова» с обязательной необходимостью буффануть последний слив да еще после прижима. Так страшно мне ни разу не было за все наше путешествие, особенно когда Василий Чесноков еще и заварился в последней бочке. К сожалению, а может и к счастью, обнести это место уже не было возможности и все по очереди набирались опыта.

Проезжали какой то порог с большой бочкой, в которой Василий Порсев в прошлом году заварился, вылез из лодки и спас сам себя. В этот раз он пробил ее, правда, делая сальто через корму, ударился затылком о плоский камень, подпирающий бочку. Ехали этот порог мы друг за другом. Когда я заварился в бочке то вообще не мог понять: где какой берег, настолько быстро все происходило. Леха ехавший следом не смог меня выбить из бочки, удачно отскочив после столкновения, а вот Антону выбить меня, похоже, удалось, правда, сделал он это собственным лицом и без особого удовольствия. Варился там каждый второй, Ваня долго не мог схватить вырвавшееся весло второй рукой с желанием подышать, а Костя завис там крутить родео минуты на две, но набрав очков пятьдесят все-таки смог выйти победителем.

На 12метровом водопаде Василий Порсев был явно намерен буффануть, что ему и удалось идеально сделать со второй или третей (а может и четвертой) попытки. Почти все прыгнули по два раза. Мне хватило одного прыжка: неудачный заход и не только буфф не получился, но и ощущения были как от удара ломом по голове. Этот водопад лучше прыгать как можно правее, все говорили, что там очень мягкое приземление.

Забрав вещи из лагеря, мы двинулись дальше, первый 6-метровый слив я удачно пронырнул (с буффом как то не сложилось). Ехавшему следом Лехе буфф удался без особого напряжения. Впереди оставалось последнее серьезное препятствие double-drop, перед которым мы зачалились для просмотра.

После не совсем задуманного прохождения double-drop Василием Порсевым и Максом (никому не удался второй буфф по такой воде) возникла небольшая пауза. Я увидел для себя единственную линию движения, предполагающую пронырнуть основной слив посередине в случае удачного буффа на первой бочке и потом, дождавшись момента, вставать. В случае неудачного буффа дело обстояло хуже, Василий Порсев заранее всем выдал рекомендацию покинуть лодку и время не тянуть.

Возникшее напряжение перед прохождением double-drop было уж очень неприятным. Спало же оно в одно мгновенье, как кто-то уверенно произнес вслух, на мой взгляд, общую мысль - «не в этот раз», после чего все, не сговариваясь, очень бодро и весело пошли обносить лодки. Настроение после этого стало отменным, ведь через полтора часа сплава нам предстояло попасть на базу у Федюшкиной речки, где есть не только водка и пиво, но и баня, и ночлег на белых простынях.

Василий Чесноков с Лехой отстали (в их программе еще был обозначен fish-trip, говорят круче чем full-strip) и приехали на базу с кучей рыбы когда все были пьяны и довольны ... нет, пьяны не все, Темыч же не пьет ...тогда не пил. Банкет с поеданием рыбы соленой и жаренной в нескольких вариантах, поздравлением Антона с Днем Рождения продолжался далеко за полночь, на следующий день нужно было проплыть всего около 4-х часов до начала дороги.

Fat-camp вступил в свою финальную стадию. Десятичасовой выезд на убитом ГАЗ-66 по ухабистой дороге вытряс не только все мозги, но и последние остатки жира. Боковая полка душного плацкарта после этого показалась 5ти звездочным отелем. На вокзале Саня с Лехой проводили нас, оставшись дожидаться своих поездов. Мы с Василием Чесноковым вышли в Юрге и двинулись домой в Томск, все остальные поехали догоняться на Алтай.

Дата публикации: 2009-09-16 21:56:25 (9816 раз тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий

Остальные материалы раздела
  • В сентябре на Снежную (Хара-Мурин, порог Бобслей дубль третий)
  • Зун-Мурин 2009
  • Дороги ждут сильных
  • Не зная броду – весло в руки и в воду!
  • Жесткач для депутата или рыбалка в холодный сентябрь на Оке-Саянской 2008.
  • Сплав по рекам Кизир, Казыр, Туба - лето 2008
  • Таежное соло: мой первый сплав
  • Супрепаводок на Оке Саянской 2006
  • За тайменем по валам Орха-Бома
  • Онот 2008

• Мегазок2010-11-30 17:23:33
    Вадим, офигенный рассказ!!!

zacep2009-09-21 15:33:00
    Re: Fat camp на Китое
    Заставь пройти тоже на четвере - пойдут скрипя сердце. Но им на лодках легче - один рулишь.
    Васе Чеснокову прривет - с Мажоя - железо парню застрявшему искал у нас утром у дец синих.

shefkzn2009-09-19 14:59:04
    Re: Fat camp на Китое
    о пипец!!! каякеры, реально люди без мозгов! Зачот! завидую

Serj2009-09-17 19:56:59
    Re: Fat camp на Китое
    Сегодня почитал и написал заяву на отпуск.
    Хочу плавать!
    По крайней мере на Кавказе!

Буга2009-09-17 19:53:40
    ояебу....

sibcruiser2009-09-17 12:52:37
    Re: Fat camp на Китое
    Говорят, что у каякеров хроническое сотрясение мозга :)

iwan2009-09-17 09:39:14
    Re: Fat camp на Китое
    с водопада такого скатываться - пепец

Григорий2009-09-17 09:30:29
    Re: Fat camp на Китое
    ага, без башки, только на катамаран страшно садиться

KMC2009-09-17 09:10:24
    Re: Fat camp на Китое
    Вы каякеры ваще без башки, на фотках дух захватывает, а вживую то наверное просто капец.

Авторизация
    Логин
    Пароль

Регистрация

опции

Версия для печати Версия для печати

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

Реклама

На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:

Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая

Инзер - горная река

Казыр - TROPHY 2004 СЖ

Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

Она 2000 СЖ

Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)