Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    * За пределами СНГ, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    5

    Оценок: 7


     

    Никита

    Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари

    Фотодневник

    Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари (Иран).

    В апреле-мае 2009 года состоялась Российская спортивная экспедиция "Персидский БЛИЦКРИГ" в Иран. В ходе экспедиции была частично пройдена река Бахтиари, протекающая по границам Провинций Лорестан и Бахтиари с севера на юг, к Персидскому заливу.

    На нашем сайте мы публиковали общую информацию о реке Бахтиари и экспедиции, новости о ходе автозаброски из России в Иран:

    Участники экспедиции "Персидский Блицкриг" готовы пересечь границу России
    Персидский БЛИЦКРИГ: первый день в Иране

    а также Дневник автозаброски на Бахтиари

    Сейчас Вашему вниманию представляется дневник сплава по реке Бахтиари (Иран).

     

    Сплав по реке Бахтиари (Иран).

     

    29.04.09

    После обеда сразу вышли на воду. Можно сказать пока часть команды привязывала рюкзаки к катамаранам, другая, более резвая часть группы, с пригорка задумчиво наблюдала за их работой и течением воды в реке, жуя арбузы с лавашем. Но вот боевой клич "по катамаранам!" нашего руководителя придал нам ускорения и мы уже резво гребем, наблюдая пробегающие мимо нас берега.

    Прошли около километра и уперлись в мост. До моста дорога шла вдоль реки по левому берегу, после моста дорога уходит от реки в горы. За мостом сразу расположен старый разрушенный мост. В воде лежат обломки железобетонных конструкций. Кое где видны торчащие металлические прутья. Побоялись порыва судов и обнесли этот участок.

    После моста река разливается на множество рукавов, но к счастью воды достаточно и мелей нигде не было. В середине этих разбоев встретили еще одно препятствие техногенного характера - железобетонная труба в воде, но здесь препятствие легко обходилось по воде. Вода была выше средней, береговые кусты подтоплены и много травы по берегам в воде. Разбои оказались весьма недлительными около 2-3 км. За разбоями река собралась в единое русло. По берегам здесь растет множество кустов. Постепенно окружающие горы становиться все ближе и ближе. Вскоре уткнулись в первый завал на реке. Река здесь прорывается сквозь полуметровые щели между камнями, при этом теряет в высоте около 2 метров на этом участке. Негабарит обнесли по левому берегу, правый берег здесь отвесный. Причем, обнося вещи и катамараны по берегу, вышли на отвесный участок высотой 3-4м. С помощью морковки спустили рюкзаки, катамараны и потом сами. Здесь нам в первый раз пригодились бесценные навыки обращения с веревками нашего спелеолога Антона. Возвращаясь к берегу за очередной партией груза, увидел что-то, резво ползучее от вещей к воде. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это небольшой зеленый краб. Размером он был с ладошку и двигался весьма шустро, посему сфотографировать его я не успел.

    С этого места река оказалась зажатой между горами. Отвесные стенки по 10-20м постоянно шли, то по правому берегу, то по левому. Прошли еще несколько порогов после завала. Все пороги были не сложнее 5 к.с. и читались с воды. Шли без предварительного осмотра по берегу. После очередного поворота впереди показались высокие отвесные черные стенки каньона. Один только вид сжавших в своих объятиях каменных исполинов вселял беспокойство. Причалили на галечную отмель по правому берегу за 200м до каменных стен.

    Начали ставить лагерь. Я с руководителем Юрой пошли на осмотр каньона. Для этого пришлось около 40 минут лезть по практически отвесным стенам. С высоты удалось рассмотреть участок каньона далеко за поворотом, но то, что делается непосредственно под нами мы не увидели. Увидеть нам мешал громадная скала под нами и выбраться к её краю был нельзя. Вернулись назад, спуск оказался хуже подъема, спускались долго и крайне осторожно. Если пойдет дождь, то такая разведка станет крайне опасной из-за возможности сорваться и упасть вниз. Вечером решили с утра сделать более глубокую разведку, выйдя вокруг горы к концу каньона. Разведка по левому берегу показалась нам нереальной. Тому было несколько причин. Напротив всей нашей полки на противоположном берегу либо росли кусты, либо струя шла вдоль крутого берега без уловов, к тому же сразу перед каньоном идет тяжелый порог и что за ним абсолютно неясно.

     

    29.04.09

    Встали с утра в полвосьмого. Дежурные начали готовить. Юра с Иванов ушли в глубокую разведку. Пока их не было, мы готовили порог к прохождению. С берега свисало большое дерево над самой водой. И основная струя тащила под него. И вот мы по одному заступали на трудовую вахту - спиливание этого дерева. Часа через 3 разведчики вернулись назад. Разведка показал возможность выхода из каньона, но что скрывается сразу за поворотом, было по-прежнему не ясно. Обсудив сложившуюся ситуацию, решили идти. С берега вырисовывалась вот какая ситуация: пройдя порог, нужно отгрестись от прижима к скале по правому берегу и резко заложить маневр в улово левого берега. Здесь нужно вылезти на галечную площадку, окруженную отвесными скалами и осмотреться. Если осмотр говорит о невозможности прохождения, сплавиться несколько метров вдоль левой отвесной стенки и выйти на небольшой пятачок галечной отмели. Оттуда через щель выйти на осыпь и осмотреть оставшийся участок каньона.

    Первыми пошел наиболее опытный экипаж, Юра с Шураном. Мы его страхуем со своего берега до отвесной стенки. Затем сразу за порогом, действуя по плану, они отгребаются от прижима и причаливают на левый берег. Однако с этой площадки видно плохо, что делается дальше. Они причаливают чуть ниже. Уходят на разведку. Тянуться томительные минуты ожидания. И вот часа через полтора-два они появились - обойти завал и выйти из каньона возможно, но очень долго. Длина завала около 400м. Мужики оказываются в каменном плену. Думаем что делать. Вариантов два: вытянуть катамаран и людей по натяжной переправе и обнести каньон по берегу, второй - идти в каньон и обносить завал внутри. Оба связаны со значительными затратами времени. Решаем на сегодня закончить сплав. Пытаемся навести переправу и действовать по первому сценарию. К вечеру переправа наведена, однако окончательное решение оставляем до утра. По перетягу переправляем нашим узникам сухари, благо, что воды у них из реки достаточно. А чтоб немного скрасить их пребывание в заточении первое, второе и компот вдогонку.

    Вечером как обычно байки у костра за поглощением ужина. Сидим, общаемся - вдруг невдалеке над водой простерло крылья большое бело-желтое привидение. Ужас проник в наши души, ноги одеревенели. Кто-то от страха схватил видеокамеру или фотоаппарат, а кто-то и топор. Оказалось у мужиков на отмели ветром унесло палатку, она чудом удержалась на одной веревочке и парила над водой.

    Приключения на этот день закончились. Однако спокойно спать мешала неизвестность впереди.

     

    30.04.09

    По рации мужики передали, что тоже видели крабов, чем сильно успокоили меня. До того момента я думал, что увиденные мной крабы были галлюцинациями от переизбытка впечатлений.

    Снова с помощью веревочной переправы доставили им завтрак. И снова долгое обсуждение за и против, выбор решения. Решили - я с Антоном идем в каньон, остальные обносят по берегу.

    Недолгие сборы и прохождение порога, все получилось гладко, прошли без проблем. Начинаем по одному экипажу выходить на пятачок перед завалом на реке. Здесь над небольшим клочком суши нависает 2,5-метровый валун, но сбоку есть небольшое отверстие в щели - как раз, чтобы пролезть самому и протащить рюкзак. Катамараны тащим уже через камень. Сначала так проходит один экипаж, потом другой.

    Немного поднявшись на завал, видим всю картину. Река сжимается и устремляется в небольшую метровую щель. После разбивается в узкие протоки по полметра и иногда уходит под камни. Выбраться из такого завала практически невозможно. Прошибает холодный пот, но порог уже благополучно пройден, опасность миновала.

    Еще несколько часов занимаемся обносом, сначала катамараны, затем груз. Короткий обед и снова выходим на воду. Снова начинается мелкий дождь. Сразу за завалом идет относительно несложный порог. После порога по обоим берегам начинаются отвесные стенки каньона. Через 500-600м спокойного сплава отвесные стены заканчиваются. По левому берегу огромная осыпь, по правому начинается расщелина. Причаливаем на правый берег. Осмотр показал несколько непроходов впереди. Река тут снова перегораживается нагромождениями камней и просачивается через метровые щели между ними.

    На участке в 300м находим 3 таких локальных завала. Решаем на сегодня закончить сплав. Выносим вещи и катамараны к небольшой речушке впадающей в Бахтиари тремястами метрами ниже. Лагерь ставим рядом с громадным валуном. Часть этого валуна выдается вперед, образуя большой навес. Под этим каменным навесом устраиваем костер и оставляем вещи. Здесь много следов диких копытных. Несколько раз видели стреляные гильзы.

    Приближается назначенное время связи с оставшейся частью группы. На связь все четверо отправляемся выше по склону по звериной тропе, чтобы был более уверенный прием раций. Выходим на открытую площадку как раз в назначенное время. И тут погода снова преподносит нам сюрприз начинается град. Укрыться от него просто негде здесь, небольшие 2-х метровые деревца не спасают. Градины довольно крупные, но на наше счастье довольно тепло и они успевают подтаять, падая вниз. Так и стоим на склоне в тапочках на босу, а по нам лупят маленькие мокрые снежки с неба. Как назло еще оставшаяся часть группы не вышла на связь. Подождав так полчаса, спускаемся в лагерь, к счастью к этому времени и град заканчивается.

    Пока готовим ужин, снова начинается град, но под каменным навесом он уже не страшен. После ужина начинает что-то говорить рация, наконец, оставшаяся часть группы вышла на связь. Мы решили пойти к ним с утра и помочь нести груз.

    Еще пару раз шел град. Похолодало, температура опустилась до ~+15ºC.

    За день накопилась усталость, поэтому спать легли рано ~19.00.

     

    1.05.09

    Всю ночь шел дождь и где-то рядом громыхал гром. В 8.00 утра все еще шел дождь. Вода в реке немного прибыла. Шуран безуспешно попытался выйти на связь. Из палаток вышли лишь часам к 9 когда кончился дождь. Почти сразу выглянуло солнце, что сразу подняло настроение. Наконец вышли на связь мужики. Короткий завтрак и мы отправляемся к ним. Идем по звериной тропе, думаю, ей же ходят и охотники. Тропа видна довольно отчетливо и теряется редко. Проходим то небольшие каменные осыпи, то поросшие цветущими дикими яблонями  и миндалем заросли.

    Напрямую выйти не получается из-за отвесных скал, поэтом сначала около часа идем в сторону от реки, вдоль ручья в гору. Здесь тропа поворачивает снова в сторону реки, но уже по вершине тех гор, которые нужно обнести. С этого места открывается потрясающая панорама гор. Виден снег на вершинах гор и небольшие равнинные плато уровнем ниже, поросшие зеленью. На противоположной стороне ущелья видны одинокие опоры ЛЭП. В объектив с большим увеличением видим, что там проходит дорога.

    Еще час шли до того места, где мужики остановились на ночевку. Забираем у них часть груза и все выдвигаемся назад к реке. Они рассказывают, что у них был очень нелегкий день. В конце подъема был глинистый участок и вечерний дождь развез сильную грязь. А всю ночь у них на вершине дул сильнейший ветер. Боялись, что сломает палатку. На вершине отсутствовала вода, а до ближайшего ручья им приходилось ходить около часа.

    Назад идем быстрее, несмотря на значительную поклажу, идем под гору и уже не нужно искать путь.

    Часам к двум мы все в сборе внизу. Стартовать решаем 50м ниже по реке от нашей стоянки, там как раз кончаются все негабариты. Для этого нам нужно перейти небольшой приток Бахтиари. Речушка неглубокая - по пояс, но течение очень сильное. Натягиваем морковку и держась за нее все переходим с грузом на другой берег, так же перетаскиваем катмараны. И уже к 16.00 выходим на воду.

    Сплавлялись около двух часов, за это время прошли пару порогов высшей категории сложности. Как только встали на стоянку и поставили лагерь, заморосил дождь. Сразу после ужина усилился ветер и моросящий дождь перешел в ливень. Наше празднование первого мая пришлось срочно прекратить и отложить до лучших времен.

    Всю ночь лил дождь, громыхал гром и полыхала молния.

     

    2.05.09

    Вода в реке стала коричневого цвета. А уровень реки за ночь сильно поднялся, на 40-50см.

    На воду вышли часам к ~10.00. Пройдя несколько порогов, дошли до впадающей по левому берегу крупной реки. Вода в этой реке была чистая. Пред нами предстала потрясающая картина, голубые воды реки растворяются в мутных водах Бахтиари.

    Тучи постепенно начали рассеиваться. Через еще пару часов сплава остановились на обед. Здесь уже нет таких каньонов с отвесными стенками по 100-200м, река течет в ущелье между невысоких гор с пологими склонами. Склоны покрыты зеленой травой и редким лесом каштанов. Над рекой летают великолепные бабочки, в одной из желтокрылых бабочек я узнал махаона. Иногда над водой проносятся цапли и аисты. Пару раз удалось заметить переливающегося оттенками зеленого и синего цветов зимородка. Потрясаю воображение своей красотой ниспадающие водопады ручьев.

     

     

    Еще одно приключение ждало нас на осмотре шестерочного порога. Основная часть группы выдвинулась на осмотр порога. Река маневрировала между несколькими большими камнями, образуя ряд бочек и больших валов. Левый берег реки был отвесным, а перед окончанием порога оба берега реки становились отвесными. Обсуждая возможности прохождения, я заметил черное бревно, плывущее по реке. Его пару раз топило в бочках, но оно упрямо продолжало двигаться к противоположному берегу. Очевидно поняв, что берег отвесный и там "бревну" ничего не светит, оно развернулось к нам. Стал, виден здоровый пятак, мы поняли это кабан. Кабан поплыл прямо на нас, тут пришла мысль заснять это. Шуран подал здравую мысль, кабан плывет на нас и лучше не стоять у него на пути. Вылезли на камень. Кабан успел вылезти на берег буквально за метр до начала отвесной стенки и, пробежав под камнем на котором мы стояли, устремился в лес. За ним тянулся след из пятен крови, в пороге он повредил копыто и теперь бежал, немного прихрамывая на одну ногу.

    Т.к. кабан нам показал путь прохождения порога, то все мы прошли его без проблем.

    Еще через час сплава стало заметно, что уровень воды стал заметно выше среднего в реке. Береговые кусты сильно подтоплены, а течение слабеет. Стало ясно, что это подпор перед чем-то. Появился лязгающий шум, а вдали на реке столбы брызг. Остановились для осмотра, увидели - какая-то техника выше по склону ссыпает булыжники вниз по кулуару. Попробовали сплавиться ниже, чтобы причалить там. Однако, увидев, что река уходит в два бетонных тоннеля, повернули назад. Решили выйти на площадку, откуда ссыпают камни. Во время подъема ошиблись и пошли не в то ущелье. Потеряли около получаса на подъеме в гору. Наконец вышли на площадку к бульдозеру. Площадка был довольно большой, на одной стороне работал бульдозер, скидывая породу в кулуар. В другой части в скалу уходил большой тоннель. Наконец нашли рабочего более менее говорившего на английском языке. Пока ходили по площадке увидели белые мешки, набитые глиной на земле расположенные в шахматном порядке. Шуран сказал, что так обычно закладывают взрывчатку в небольшие скважины и затем закрываю мешками с глиной. Рабочий подтвердил догадку Шурана и добавил, что если мы хотим выйти через тоннель, нам нужно успеть выйти на площадку до взрыва. Взрыв был назначен на следующий день. К этому времени уже было ~18.30. Недолго думая, побежали назад, выносить все наверх.

    Подъем был весьма трудный, первый участок пологого склона преодолели часа за полтора. Вынесли все вещи на небольшую площадку. Пока выносили вещи, Антон навесил веревки с жумаром на следующем участке. А дальше предстояло затащить все это по небольшому крутому кулуару, после него двухметровая ступенька и 5-8 метров склона с уклоном 60-70º. Около часа ночи преодолели и этот участок. Пока на жумаре вытягивали один из катамаранов, об камни порвали ему шкуру. Еще час вытаскивали вещи на площадку через огромную осыпь. На площадке уже никого не было. Расположились недалеко от тоннеля. Здесь стоял открытый вагончик строителей, в нем решили и заночевать.

    Площадка находилась на высоте ~200м над рекой и с нее открывался фантастический вид на все происходящее внизу. Строители загнали реку в бетонный тоннель длиной около полукилометра. Над тоннелем велись работы по "выравниванию" скал и расчистке взорванной породы. В свете прожекторов которые были установлены на нашей площадке была видна работа большого количества техники. Бульдозеры расчищали проезды и выравнивали площадки, камнедробильные машины разламывали большие камни, погрузчики и экскаваторы грузили камни и породу в грузовики и все это по тоннелям вывозилось с места стройки. Видно было, что работа ведется практически виртуозно. Крайне интересно было наблюдать за работой экскаваторщика. В определенный момент на него начал осыпать огромный склон. Что бы не засыпало экскаватор, он, опираясь на ковш, поднимал то одну, то другую сторону. Затем отъезжал, туда, где меньше осыпалась порода. При этом отбил пару раз ковшом громадные булыжники, катившиеся в него. Все это произошло за время меньше минуты.

    Насмотревшись вдоволь легли спать. Несмотря на сильный шум работающей техники заснул почти мгновенно.

     

    3.05.09

    Встали в 8.00, сразу начали собирать вещи, паковать рюкзаки. Примерно в 8.30 приехали рабочие, дали нам термос чая и пару упаковок питьевой воды в бутылках. Договорились с ними, что они отвезут нас ниже по реке. Еще через некоторое время приехали представители местной службы безопасности с англоговорящим переводчиком. Проверили наши документы, визы. Долго разговаривали с ними о целях нашего визита, куда и как хотим сплавляться, как и на чем выезжать. Все общение велось крайне вежливо и корректно. Проверили один из наших фотоаппаратов на наличие ненужных снимков плотины. Они тоже спросили, не нужно ли нам еды или воды и тоже пообещали отвезти в то место, где мы можем продолжить сплав. Наконец они выяснили все их интересующее и уехали. После отъезда службы безопасности мы еще около получаса общались с местными рабочими, фотографировались с ними, пока не приехал Хасан на пикапе. Все загрузились в пикап поехали по длинным тоннелям, на другую сторону горы.

    Поездка заняла около 30 мин, притом, что почти сразу после выезда из тоннеля нас затормозила полицейский патруль на машине. По тому, как он рванул к нам, едва завидев, было ясно, что он нас ждал. Сравнив наши имена с каким-то своим списком, он показал, куда нам нужно ехать, чтобы стартовать сплав. Выгрузились чуть выше по течению от автомобильного моста через реку. Здесь рядом располагалась небольшая деревушка и небольшая база тяжелых грузовиков.

    Еще часа 3 собирались, чинили порванный катамаран, обедали. И в ~14.00 были уже на воде. Наконец установилась по настоящему жаркая погода. Река в этом месте стала более полноводной. Цвет воды в реке был уже не коричневый, а серо-зеленый, но, судя по прибрежным кустам, уровень воды был по-прежнему выше среднего.

    Характер реки здесь сильно меняется в сравнении с верхним участком. Река значительно более полноводна, сильно напоминает Катунь. В первые несколько часов сплава практически непрерывно шли пороги 3-4 к.с. - мощный вал высотой до 2 м, большие бочки в русле реки. Над рекой периодически попадаются навесные канатные переправы. Из-за высокого уровня реки они иногда почти касаются воды.

    Спустя несколько часов сплава окружающие реку горы начали понемногу смыкаться. Появились серьезные пороги. Свой буйный нрав река показала в одном из них. Проходили порог тандемом - двумя экипажами на небольшом расстоянии друг от друга. После порога нас страховали со спасконцами, остальные участники нашего похода. На первом катамаране шел я и Антон, после очередного выхода из-за камня нас быстро понесло на большой валун. Мы успели увидеть это и уйти левее камня. Следующие за нами Стас и Сергей оказались в менее выгодной ситуации.  Они начали маневр ухода слишком поздно, в итоге катамаран навалило на камень и перевернуло. Через несколько мгновений они уже начали борьбу за свое спасение. Вылезли на перевернутый катамаран и начали грести к берегу. Тут же пришла на помощь страховка. За спасательный конец мужиков с катамараном вытащили на берег. У мужиков буря эмоций, осуждение оверкиля.

    На ночевку встали часов в 7 вечера над сложным порогом.

    Вода в реке здесь уже не такая холодная, как в верховьях, поэтому практически все искупались.

    Погода к вечеру снова начала портиться, по небу поплыли тучи. Однако несмотря на это по прежнему тепло.

     

    4.05.09

    День начался сразу с прохождения сложного препятствия. Около двух часов затратили на его прохождение.

    В какой-то момент увидели юрту кочевников-скотоводов. Увидев нас, молодая девушка, сидевшая у воды, с криком кинулась в юрту. Из юрты вышли 3 мужчины, подошли к реке и молча проводили нас взглядами. Больше местных жителей в этот день мы не встречали. Сразу за юртой наткнулись на полузатопленный мост, его середина нависала в 20-30 см над водой. Начало и конец моста были полностью под водой. Обошли его по небольшой протоке под левым берегом.

    Снова установилась солнечная погода.

    На обед встали на впадении по левому берегу крупной реки с чистой голубоватой водой. Впадающая в Бахтиари река еще некоторое время несла свои воды параллельно с ней, не смешиваясь. И лишь потом две полоски голубой и коричневой воды начинали растворяться друг в друге.

     

    Одним из последних за этот день прошли интересный порог. С воды было видно, что проход под левым берегом чист и безопасен, но из-за завала камней под правым берегом не было видно, что дальше. Идущий первым экипаж Юры с Шураном причалил в большое улово под правым берегом. Отсюда стало видно, что далее сплав безопасен, но вернуться для прохождения под левый берег было крайне проблематичным. Для этого нужно было перегрести реку перед сильным навалом на камни, причем было неясно, хватит ли сил идти против течения. Однако перспектива тащить по берегу неразгруженные катамараны не прельщала никого. Стартуем с Антоном из улова, форсирование струи отработали чисто. Следом так же прошли остальные экипажи.

    Оставшийся сплавной день закончили без приключений, хотя и прошли еще несколько сложных препятствий. На ночевку встали перед каньоном с отвесными стенками. Места здесь дикие и безлюдные, но видно, что иногда сюда заходят кочевники скотоводы. Недалеко от бивака нашли остов козы, обглоданный волками. Окружающий нас пейзаж украшали несколько "каменных грибов".  На тонкой четырехметровой ножке из глины и песка лежит огромный камень.

     

    5.05.09

    Снова за ночь уровень воды в реке поднялся и поднялся где-то на ~15 см. Снова сплавной день начался с прохождения сложного препятствия. Порог образованный большим количеством камней и бочек прошли достаточно быстро. Сразу за ним встретили еще более сложное препятствие. Река втекала в небольшой каньон длиной около 400-500м. По левому берегу скала осыпалась, образовав завалы на реке и каменную осыпь на берегу. Часть прошли по относительно безопасной левой протоке, часть обнесли по берегу. Пока обносили порог, к нам вышли два иранца. Они очень напоминали афганских моджахедов из фильмов про Афганистан. Такая же кепка, шаровары, не хватало только автомата. Однако они оказались вполне мирными, помогли нам перетаскивать катамараны. Мы сильно удивились, когда они достали новенькие сотовые. Связи тут не было никакой, но снимать нас на видео сотовым им никто не мешал. От них же мы узнали, что тут недалеко деревня. Дальше парни пошли вдоль берега, а мы продолжили сплав. И снова впереди сложный порог около полукилометра непрерывных сливов, бочек и валов. В некоторых бочках уже, несмотря на чистый заход, катамаран держало, и стоило немалых усилий выдернуть его на струю. Возле берегов встречались "поганки" образованные вертикальными струями воды. Вылетаешь на такой, пытаешься причалить к берегу, гребешь, что есть силы, а результат почти нулевой.

    Порог закончился огромным куском скалы, делящим реку пополам. Сразу за ним еще один порог уже немного проще. Страховка с берега в этих последних порогах трудно осуществима из-за значительной ширины реки. Страховали катамаранами с воды и шли пороги парой катамаранов, взаимоподстраховывая друг друга.

    Пройдя эти пороги вышли к деревеньке. Никаких автодорог здесь не видно. Вид у местных мужчин, подошедших к нам, был довольно дикий, они пришли босиком и одеты были в довольно поношенную одежду. Кто-то из наших даже диагностировал у одного из них начинающуюся катаракту. Чуть ниже по реке женщины стирали одежду. Было видно, что им тоже интересно, кто мы и откуда. Но они не подходили к нам продолжая свое дело.

    Сразу за деревней река снова уходит в каньон. Причем стенки здесь уже отвесные. Сразу после деревни и перед самым началом отвесных стенок короткий мощный порог на сужении, с громадной бочкой через все русло реки. Страховать его можно уже лишь вдогонку кидая морковки или посылая катамаран, в нашем случае в неизвестность. Прошли все без килей, прижимались к правому берегу, чтобы пройти бочку по самому её краю.

     

     

    Сам каньон требовал огромного времени на разведку из-за довольно значительной длины и к тому же скалы его образовывавшие делали такой просмотр чрезвычайно трудным. На первом повороте увидели большую полку на левом берегу, дойдя до нее причалили. За ней вдали была видна еще пара полок. Так от одной полки к другой прошли полканьона. К счастью здесь на пути не попалось никаких сложных препятствий, которые было бы не возможно пройти сходу. На одной из таких полок остановились на ночевку. С дровами тут проблем не было, рядом с песчаным пляжем, на котором мы стояли, лежало огромное сухое дерево, упавшее когда-то сверху со скал. Особую пикантность ночевке придавал слабый запах сероводорода. Очевидно, где-то рядом находятся его подземные выходы.

     

    6.05.09

    Несмотря на каньон уже в ~7.00 становиться светло. С полки виден выход из каньона, препятствий на этом участке не видно. Идем с Антоном первыми, сразу за окончанием отвесных стенок причаливаем на правый берег. Здесь большая полка с уловом. Сразу после выхода из отвесных стен река делиться островом на два рукава. Проход возможен по каждому из них. Идем по левой протоке, здесь приходиться пройти через шиверу 4 к.с. длиной 200-300м. Проходим по воде еще 300м и снова чалка, уже на правый берег. Здесь впадает небольшой ручей. На реке видно начало нового каньона и хорошо видна разгонная шивера перед его началом. Над рекой здесь натянут подвесной мост. А на небольшой полке над водой стоит насосная установка, и лежат трубы. На противоположном берегу видна металлическая мачта. Идем по мосту на другой берег и поднимаемся в небольшой лагерь. Это лагерь геологов. Нам повезло, начальник партии говорил на английском языке. Нас здесь снова гостеприимно угостили чаем. Удалось выяснить что они ведут строительство тоннеля сквозь береговые скалы Бахтиари и еще через 3-4 километра вниз по течению к реке будет выходить дорога. По возвращении осмотрели порог перед началом каньона. Он начинается разгонной шиверой с мощными валами, затем река собирается в одну струю, вздыбливается огромным валом и лупит в стену каньона. После порога до конца каньона не видно препятствий. Порог снова пошли тандемом, сначала первые две двойки, затем вторые.

    Под левым берегом была небольшая протока, по которой можно было обойти порог. Но перегрести реку с правого берега перед порогом нам не удалось, слишком мощное тут течение и велика ширина реки. Порог все прошли чисто. Сразу за окончанием отвесных стенок начинается еще один мощный порог. Причалили перед ним на правый берег. Река здесь широкая и страховать морковкой уже практически нереально, она уже не достает даже до середины реки. Порог достаточно длинный - около 300м. Череда сливов и мощных бочек. Идем снова двумя тандемами. В бочках катамаран задерживает и затягивает назад в бочки, лишь значительными усилиями удается выдернуть его снова на струю. Экипаж Сергея и Стаса основательно притапливает в бочке, создается ощущение что их вот вот положит, но благодаря их грамотным действиям им удается выдернуть катамаран из бочки.

    С места нашей чалки на левом берегу видно, что через 100м после этого порога начинается следующий. Порог начинается разгонной шиверой, за ней река собирается снова в одну узкую струю. Что дальше мы не видим, так как начинается каньон с отвесными стенками. Отправляем одного из нас на разведку в обход горы. Пока ждем его, обедаем. На скалах левого берега видны геологические знаки, очевидно обозначающие места выхода тоннеля. Снова идет мелкий дождь.

    Осмотр показал, что за поворотом возможна чалка на левый берег. Посмотрев порог, решили обнести его по валунам на левом берегу. В узкой части, после разгонной шиверы, струя бьет под скалу, выходя на свет в виде мощных струй вдоль скалы через 7-15 метров. Посчитали прохождение опасным. Обнос занял у нас около 1,5-2 часов хотя длина порога не превышала 200м. Еще через 300м после порога по левому берегу начинается осыпь, причаливаем на нее.

    И снова перед окончанием осыпи начинается сложный порог, по окончании которого начинается отвесные стенки по обеим сторонам. Проход возможен как под правым берегом, так и под левым. С Антоном идем первым, проходим разгонную часть и, слегка задев мощную бочку, выгребаем в тишь за камнем. Но так как скорость у нас приличная это тиши едва хватает, чтобы уйти от камней под правый берег. Миша с Иваном не угребаются вправо и налетают на частокол камней, катамаран перебрасывает через них, но Иван вылетает с судна. Но к счастью пройдя небольшой участок самосплавом, он смог сам вылезти на катамаран.

    За этим порогом через 200м по реке идет небольшой слив 4 к.с.. После через еще 300м сплава причаливаем на левый берег перед впадением небольшой реки по этом же берегу. Вода в Бахтиари мутная и грязная, поэтому набираем воду для питья из притока.

    Разведываем обстановку. Примерно в 100м выше нас находиться лагерь строителей тоннеля. От него по расселине ручья дорога уходит от реки. И снова удача, один из них говорит на английском. Юра с Шураном договариваются, чтобы утром они увезли их на машине до основной трассы. Оказывается, что расстояние до фермы, где стоит машина по дорогам приличное более 400км, поэтому на трассе им придется самим ловить машину.

     

    7.05.09

    Юра с Шураном с утра уходят на "автостанцию". А мы остаемся сушить и упаковывать катамараны, сплавные вещи в рюкзаки. К вечеру поднимаем рюкзаки на площадку к строителям. Пока гостим у них, они угощают нас продуктами, дают испеченных свежих лепешек. Договариваемся, что на следующее утро они вывезут нас на трассу.

    На этом завершается водная часть нашей экспедиции. А впереди нас ждет солнечный Исфахан и теплые воды Персидского залива.

    Дата публикации: 2009-10-24 10:28:58 (4166 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Тенга - Диранг - Бичом - Каменг. Неизвестные реки Индии
  • Гималайская экспедиция «Субансари – 2010» готовится к старту
  • Технический отчет по Чороху 2007 - март
  • Река Чорох 2006 март - какашка рафтинг или фекалия экстрим .
  • Живой дневник Ани_Ч. Томск-Гималаи
  • По венам и артериям Германии
  • вдоль да по речке Аа
  • Экспедиция в Восточную Африку прошла успешно!
  • Русские на Корсике. Второе пришествие
  • Состояние Уганда


  • Арман2010-07-18 14:17:43
    Re: Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари
    Угу !! Фотки рулят! Ну и контент соответсвенно!

    1
    Григорий2009-10-29 06:32:39
    Re: Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари
    ага, меняю инфинити на форель того же размера )))

    2
    kaban742009-10-28 12:16:46
    Re: Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари
    навсегда?????, хозяину фемы так понравился после катаний или за рыбу расплатились))))))

    3
    Григорий2009-10-28 10:07:07
    Re: Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари
    оставили на форелевой ферме в начале сплава

    4
    kaban742009-10-28 09:24:29
    Re: Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари
    Я чёта не просёк куда инфинити делся?

    5
    Шура2009-10-27 18:40:36
    Re: Персидский блицкриг: Сплав по реке Бахтиари
    Фотки супер!
    Места тоже зачетные...

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Она 2000 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)