Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

    Забайкалье, Эвенкия, Якутия, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    4.93

    Оценок: 16


     

    Никита

    Баргузин 2009

    Отчет

     

    Екатеринбургское отделение туристско-спортивного союза России

     

     

     


    О Т Ч Е Т

    о водном туристском походе 4 категории сложности по реке Баргузин (республика Бурятия) совершенном с 8 по 27 августа 2009 г.

     

     

    Маршрутная книжка № 103/09

    Руководитель группы Мартюшев Н.В.

    e-mail: nikitoid@mail.ru

     

     

     

     

    Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
    Маршрут имеет
    четвертую категорию сложности.

    Отчет использовать в библиотеке ______________________________

     

    Штамп МКК

     

     

     

    Екатеринбург - 2009


     

     1. Общие сведения о походе.

    • Вид туризма - водный
    • Район проведения - республика Бурятия
    • Категория сложности - четвертая
    • Число участников - 6 человек
    • Уровень воды: выше среднего
    • Средства передвижения - катамаран-двойки с коленной посадкой и катамаран-четверка типа валет
    • Сроки проведения - c 8 июля по 27 июля 2009 года
    • Общее количество дней (Томск - Томск): 19 дней
    • Количество дней на маршруте (р. Баргузин - п. Улюн-Хан): 12 дней
    • Протяженность активной части маршрута - 130 км
    • Нитка маршрута: г.Томск - г. Северобайкальск (поезд) - п. Новый Уоян (электричка) - р. Баргузин (грузовик "Урал") - р. Баргузин (пешком) - р. Баргузин (сплав) -п. Улюн-Хан -г. Улан-Уде (автобус)- г. Томск (поезд)

    Маршрут утвержден Екатеринбургской областной МКК. Выдана маршрутная книжка
    № 103/09

    2. Список участников

    (Фамилия И.О.) Год рождения Домашний адрес Туристический опыт Обязанности в походе, распределение по судам
    1 Мартюшев Никита Владимирович 1981 г. Томск, ул 19 Гв. Дивизии 15-89 6 у - р. Китой3 р - р р. Бель-Су, Томь Руководитель, кат 1 - лоцман
    2 Тюнина Ирина Николаевна 1983 г. Томск, пр. Фрунзе 85-53 3 - у; р. Рыбная ЗавХоз, кат 2 - матрос
    3 Уланков Андрей Алексеевич 1970 г. Томск, пос. Светлый, д. 59, кв. 58 4 у - рр. Кокса-Катунь Ремонтник;  кат 2 -  матрос
    4 Шигильдеев Алексей Владимирович 1982 г. Томск, пр. Фрунзе 85-53 4 у - рр. Кокса-Катунь Медик ; кат 2 - матрос
    5 Карпицкая Анастасия Петровна 1978 г.Томск, пр.Академический 11-92 5 у - Шавла Отв. за страховку; Кат 2 - лоцман
    6 Скажутина Мария Васильевна 1983 г. Томск, пр. Фрунзе 85-53 3 - у; р. Бель-Су Фото, видео; Кат 1 - матрос

    К1 - самосшитый катамаран- двойка cпортивного типа с коленной посадкой и пониженной палубой водоизмещением ~1400л

    К2 - самосшитый катамаран-четверка типа Валет водоизмещением ~3400л.

    3. График движения.

     

    8.08.09 - 10.08.09     - заезд на поезде Томск-Северобайкальск

    11.08.09                     - электричка до п. Новый Уоян (7.00);

    11.08.09 - 12.08.09   заброска на грузовике "Урал" до р. Баргузин; заброска на 15 км вверх по течению р. Баргузин (к месту окончания Эдокидской трубы)

    13.08.09                     - пеший переход до начала Эдокидской трубы

    14.08.09 - 18.08.09   - пеший походы в верховья р. Баргузин, стапель

    19.08.09                      - сплав по р. Баргузин (прохождение Эдокидской трубы)

    20.08.09                     - ремонт судов, дневка.

    21.08.09 - 23.08.09   - сплав по р. Баргузин (прохождение Анкоконского прорыва)

    24.08.09                     - антистапель

    25.08.09                     - отъезд на нанятом автобусе г. Улан-Уде

    26.07.06 - 27.07.06   - отъезд на поезде Улан-Уде-Томск

    Смотри приложение 2.

     

     

    4. Общегеографические сведения о районе путешествия.

    4.1. Описание Баргузинского района

    Район располагается в устье реки Баргузин, в пределах Баргузинской долины, которая простирается между Икатским и Баргузинским хребтами с северо-востока на юго-запад и является одной из наиболее крупных межгорных котловин северо-востока Бурятии. Абсолютная высота днища котловины колеблется от 500 до 700 м, тогда как высота окружающих горных хребтов достигает 2000-2700 м над уровнем моря. Баргузинская долина лежит в горно-таежной зоне, а ее средняя часть представляет собой остров степных и лесостепных ландшафтов, расположенных в замкнутой межгорной котловине среди горнотаёжных пространств.

    В пойменных участках и на террасах реки Баргузин и ее притоков характерно мозаичное чередование луговых степей, лесостепей и заболоченных пространств. Лесная растительность преобладает в предгорных участках и на склонах рек (до 1100-1300 м высоты). Леса богаты ягодами, грибами, орехами.

    Баргузинский хребет - самый мощный и высокий из всех окружающих Байкал хребтов. Его длина составляет 280 км, а максимальная высота достигает 2841 м. В рельефе преобладают зубчатые скальные гребни и вершины. Большую часть хребта занимает Баргузинский государственный природный заповедник - старейший заповедник России. Он был создан в 1916 году на северо-западных склонах Баргузинского хребта для охраны баргузинского соболя. В наши дни это комплексный биосферный заповедник, который изучает не только популяцию соболя, но и охраняет природу одного из районов озера Байкал. Площадь заповедника - 374 тыс. га. Более 50% территории заняты лесами, здесь произрастает около 900 видов растений и обитает 41 вид животных, 274 вида птиц, 4 вида рептилий, 2 вида амфибий и около 50 видов рыб. Центром заповедника является посёлок Давша. Здесь расположен Музей природы, где можно познакомиться с разнообразием животного и растительного мира Подлеморья и историей создания заповедника. В экспозицию музея входят коллекция минералов, собрание оригинальных капов (аномальных наростов на деревьях), уникальный гербарий, коллекция птиц и насекомых, обитающих на территории заповедника.

    Курорт Умхэй располагается на небольшом острове посреди реки Баргузин. На его территории насчитывается 146 гидрокарбонатно-сульфатно-натриевых источников с высоким содержанием фтора, кремнекислоты и сероводорода. Температура воды в них - около +50 градусов. Умхэйские термальные источники показаны для лечения заболеваний костно-мышечной системы, периферической нервной системы, остеомиелитов, гинекологических и кожных болезней.

     

    4.2. Описание реки Баргузин

    Баргузинский хребет протянулся вдоль северо-восточного побережья Байкала почти на 300 км при ширине на севере до 90 км и на юге до 35 км. Реки Баргузинского хребта принадлежат бассейну озера Байкал. Самые крупные из них - Баргузин (480 км), Светлая (119 км), Томпуда (108 км), Шегнанда (72 км), в некоторой степени Верхняя Ангара (438 км). Остальные реки представляют средние (50-70 км) и не-большие горные потоки. Мы не касаемся здесь известных туристам Кабаньей и Большой.

    Баргузин при сплаве с верховий оценивается IV категорией сложности. Сплав можно начинать в районе озеровидного расширения реки, называемого озером Балан-Тамур. Здесь же невдалеке живописное озеро Амут. Расходы воды ниже Балан-Тамура составляет 25-30 м.3/с, а уклоны русла - от 5 до 10 м/км. Такие уклоны и интересные для сплава препятствия продолжаются на участке около 100 км, примерно до моста через Баргузин на 17-м км автодороги к БАМу Улюнхан - Уоян.

    роточное озеро Балан-Тамур с заболоченными берегами, обилием рыбы и слабым течением постепенно сужается и переходит в мелководное русло с множеством островов и каменистыми шиверами. За устьем впадающего справа ручья Эдокит уклоны становятся более 10 м/км, а на участке Эдокитской трубы появляются первые пороги. Три из них достаточно сложны, образованы скальными выходами и камнями в русле, сливы с пенными котлами высотой до 1 м. С приближением к правому притоку, реке Балгасун, долина Баргузина немного расширяется, следует участок мелководных каменистых шивер. Чуть ниже долина становится еще шире, и участок заканчивается перед автомостом через Баргузин на 82-м км дороги Улюнхан - Уоян. Она спускает-ся по долине левого притока, реки Ловоктон, несколько километров следует правым бортом долины Баргузина и за впадающей справа рекой Валукочен поднимается к перевалу на Светлую. Ниже Валукочена начинается общий поворот всей долины Баргузина на юг, в направлении гор, которые за устьем Сининды вплотную подходят к реке. Появляются скальные прижимы то с правого, то с левого берега, возрастают уклон и скорость течения, встречаются пороги и сложные шиверы со скальными обломками и камнями в русле. Примерно через 10 км на смену шиверам приходят перекаты и продолжительные плесы, попадаются острова, хотя долина остается узкой. Приближается устье самого крупного левого притока в верхнем течении, реки Ковыли, за которой расходы воды в Баргузине превышают 50 м/с. Следующий за устьем Ковыли участок, называемый также Анкоконским прорывом, можно считать наиболее сложным на Баргузине. Долина и русло реки сильно сужаются, и за устьем Анкокона следует несколько внушительных порогов. За порогами мощные шиверы, но уже через 3 км их сменяют перекаты. Река плавно выходит из гор, долина расширяется, хотя скорость течения еще приличная. Наконец, за упомянутым ранее мостом через Баргузин препятствия практически исчезают, течение становится медленным, возникают плесы.

    Примерно через 10 км на левом берегу появляются избы заимки Тазы, еще ниже, за паромной переправой, справа несколькими протоками впадает крупный приток Улюн. Отсюда недалеко до Улюнхана, связанного автобусным сообщением с поселками к долине Баргузина. За устьем реки Джирга течение замедляется, многокилометровые плесы изредка сменяются короткими перекатами, в русле масса затопленных деревьев. Кстати, по Джирге обычно поднимаются к перевалу для выхода на Верхнюю Ципу. Расходы воды ниже поселка Майский превышают 100 м3/с, а от села Могойто река Баргузин уже судоходна.

     

     


     

    5. График движения по маршруту

    Дата, времяНачала и конца движения день Участок пути Протяженность (км) Ходовое время (час) Характер пути Примечание
    8.08.09 - 10.08.09 1,2 г. Томск-г. Северобайкальск ~2000 48 поезд  
    11.08.09 3 г. Северобайкальск - пос. Новый Уоян ~200 4 электричка В 7.00 выехали из Северобайкальска и через 3,5 часа прибыли в Уоян
    11.08.09 - 12.08.09 5 заброска на грузовике "Урал" до р. Баргузин; заброска на 15 км вверх по течению р. Баргузин ~150 10 грузовик Заброска к месту окончания Эдокидской трубы
    13.08.09 6 пеший переход до начала Эдокидской трубы 15 6 пешка Разведка, страховка и фотосъемка на п. Горло и п. Каменная роща.
    14.08.09 - 18.08.09 7-11 пеший походы в верховья р. Баргузин, стапель 30 20 пешка  
    19.08.09 12 сплав по р. Баргузин 15 10 сплав прохождение Эдокидской трубы
    20.08.09 13 ремонт судов, дневка - - -  
    21.08.09 - 22.08.09 14-15 сплав по р. Баргузин 85 14 сплав прохождение Анкоконского прорыва
    23.08.09 16 антистапель - - -  
    24.08.09 17 отъезд на нанятом автобусе г. Улан-Уде ~650 10 автобус  
    25.07.06 - 26.07.06 18,19 отъезд на поезде Улан-Уде-Томск ~2000 48 поезд  
                 

     

    6. Определяющие категорию препятствия.

    Название препятствия Категория
    сложности препятствия
    Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения
    Едокитская труба (каскад шивер и порогов 3-4 к.с.) 4 около 6 км Сливы высотой около 1,5 м, через всю реку, обливные камни, множество камней в русле, бочки. В основном вдоль правого берега
    Анкоконский прорыв (каскад порогов 3-4 к.с.) 4 около 3 км Каскад локальных порогов. Основные препятствия вал 1,5-2 м, бочки В обход бочек, пробивая валы
    Шиверы (2-3 к.с.) 2-3 Не более 400м Шиверы, слалом между камней и обливников Линия движения читается с воды

    7. Организация путешествия

    Путешествие было организовано туристами - водниками г. Томска (руководитель Мартюшев Н.В.) Заявочные данные были рассмотрены Екатеринбургской областной МКК. Выдана маршрутная книжка №103/09.

    Цели путешествия:

    • знакомство с районом Джиргинского заповедника, рекой Баргузин (верхний участок) и окрестностями озера Балан-Томур;
    • повышение категорийности ходимых рек наименее опытными членами команды (Скажутина М.В., Тюнина И.Н.);
    • приобретение и отработка навыков сплава на катамаране типа валет
    • получение опыта руководства группой ведущей сплав на принципиально различных средствах сплава
    • отработка навыков проведения спасработ
    • психологический отдых от проблем цивилизации

    Выбор маршрута:

    Выбор маршрута был определен наличием большого количества свободного времени (выходные 8-28 августа) и финансовыми возможностями участников.

    Присутствие в группе людей с различными физическими данными, туристским опытом  и наличие различных средств сплава (катамаран двойка, катамаран типа валет) внесло свои трудности в процесс разработки графика маршрута. Однако, несмотря на это и на наличие пешей части (~15км.) с помощью оптимального распределения общественного груза и достаточно быстрой заброске нам удалось создать режим нагрузок и отдыха, отвечающий возможностям каждого участника и интересам группы в целом.

    Кроме того, уже имеющийся у членов группы опыт прохождения рек данного района, а так же то, что руководитель похода проходил р. Баргузин участником дало возможность полностью реализовать возможности группы.

     

    Заброска и выброска с маршрута:

    Заброска от г. Томска до п. Новый Уоян осуществлялась на железнодорожном транспорте. Электричка из Северобайкальска до п. Новый Уоян ходит почти ежедневно в 7.00 утра.

    Для заброски непосредственно на р. Баргузин был нанят автомобиль повышенной проходимости "Урал" в п. Кумора. Водитель Урала Бурмакин Валерий (д.т.: 8-301-30-44-830). Дорога до р. Баргузин от Нового Уояна крайне плохая и проехать можно только на машинах повышенной проходимости (Урал, Газ-66, Зил-130, военные камазы) Дорога при благоприятных обстоятельствах занимает около суток, но если пойдут дожди и подниметься уровень воды в реках, то можно застрять и на несколько дней.

    Отъезд с острова Ум-Хей до п. Курумка осуществляли на нанятом здесь же пазике. Договорились с управляющим базы отдыха расположенной на острове и на следующее утро ПАЗик ждал нас на дороге за островом. Из Курумкана уехали на нанятом на автостанции микроавтобусе. За стандартную таксу для нас сделали дополнительный рейс до Улад-Уде. По расписанию автобус ходит в 9-9.30 утра ежедневно. Весь путь до Улад-Уде занял вес световой день.

    Из Улан-Уде до Томска выезжали уже поездом. При ограниченных средствах выезд плацкартом может быть проблематичен из-за отсутствия билетов. Лучше покупать заранее или ехать в купе.

    Аварийные выходы с маршрута:

    В верхней части маршрута в реку пересекает автомобильная дорога по которой мы осуществляли заброску. В случае аварии в данной части маршрута при невозможности эвакуации пострадавшего на имеющихся средствах сплава возможна доставка его до поселков Майского, Курумкана и Улюнхана с вызовом помощи из г. Улан-Уде. Рядом с островом Ум-Хэй проходит автомобильная дорога. С базы расположенной на острове возможно вызвать помощь из районного центра п. Курумкан и Улан-Уде. Отсюда же возможно автотранспортом добраться до вышеперечисленных населенных пунктов.

    В нижней части реки после острова Ум-Хэй через ~20 км на берегу расположена деревня Улюнхан из которой так же можно добраться до Курумкана и Улан-Уде.

     

    Обеспечение безопасности на маршруте:

    Личная безопасность на сплаве обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза.

    При сплаве применялась разведка ключевых препятствий (пп. "Анкоконский прорыв","Эдокидская труба") и взаимостраховка с воды. На первом и замыкающих судах имелись рации. Пороги проходили тандемом. Первый экипаж Кат1 (он же наиболее опытный) после прохождения препятствия сразу же вставал на страховку ниже по течению в первом же улове. Следом за Кат1, шел экипаж катамарана Кат2. Дистанция между экипажами катамаранов 20-25 метров.

    В данном регионе существует низкая опасность укуса энцефалитным клещом (в августе клещевая активность понижается), несмотря на это в качестве страховки в состав аптечки был введен йодантипирин.

    8. Техническое описание

    Водная часть

    Название препятствия Категория
    сложности препятствия
    Длина препятствия Характеристика препятствия Путь прохождения
    Эдкидская труба 4 около 6 км Сливы высотой около 1,5 м, через всю реку, обливные камни, множество камней в русле, бочки. В основном вдоль правого берега
    Анкоконский прорыв 4 около 3 км Каскад локальных порогов. Основные препятствия вал 1,5-2 м, бочки В обход бочек, пробивая валы
    Порог за впадением реки Дангодей 3 около 400 м Валы, бочки, камни в русле Вдоль левого берега
    Шиверы 2-3 Не более 400м Шиверы, слалом между камней и обливников. Линия движения читается с воды

     

     

    Сплав по реке Баргузин.

     

    Сплав по верхней части реки начинается, как правило, двумя километрами выше ручья Эдокит - перед самым началом Эдокитской трубы. Ориентир начала трубы - остров. Перед остовом река разливает среди огромного количества камней. Левая протока мелководна и непроходима. Необходимо сразу перегребать реку под правый берег и уходить в правую протоку. Перед началом порогов следует полукилометровая разгонная шивера. За ней следует порог 4 к.с. Ориентиром может служить большое количество камней в русле. Порог слаломного типа с бочками и обливными камнями. Препятствие локальное около 100м. За ним сразу же идет участок быстротока, который сменяется радом мощных шивер. В большую воду чалка возможна лишь у места впадения ручья Эдокит. За устьем впадающего справа ручья Эдокид уклоны становятся более 10 м/км, а на этом участке Эдокитской трубы появляются новые пороги. Три из них достаточно сложны, образованы скальными выходами и камнями в русле, сливы с пенными котлами высотой до 1 м. Ориентирами порогов опять же может служить нагромождение камней в русле. Но в большую воду большую часть камней заливает и за ними образуются бочки иногда весьма приличные. Категория порогов возрастает до 4. Чалка перед порогами в большую воду крайне трудна, так как улова отсутствуют. Однако линия движения в порогах достаточно просто читается с воды.

    С приближением к правому притоку, реке Балгасун, долина Баргузина немного расширяется, следует участок мелководных каменистых шивер 2-3 к.с. Шиверы представляют легко проходимы, линия движения легко читается с воды. Длина одной шиверы не более 400м. В среднюю и малую воду категория сложности шивер не превышает вторую.

    Ниже Валукочена начинается общий поворот всей долины Баргузина на юг, в направлении гор, которые за устьем Сининды вплотную подходят к реке. Появляются скальные прижимы то с правого, то с левого берега, возрастают уклон и скорость течения, встречаются пороги и сложные шиверы со скальными обломками и камнями в русле. Категория порогов здесь даже в большую воду не превышает третьей, а линия движения легко читается с воды. За всеми прижимами следуют значительные плесы, либо участки спокойного течения реки.

    Следующий за устьем Ковыли участок, называемый также Анкоконским прорывом, можно считать наиболее сложным на Баргузине. Ориентиром начала порогов служит впадающий по правому берегу крупный приток Ковыли. Вода в Ковылях чистая и светлая - по цвету сильно отличается от реки в Баргузине. Здесь долина и русло реки сильно сужаются, и сразу следует несколько внушительных порогов. Можно выделить три основных препятствия идущих почти сразу друг за другом. Первое начинается сразу за впадением по правому берегу Ковылей. Начинается с разгонной шиверы по камням. За которой под правым берегом расположены несколько мощных бочек. Длина порога около 400м. Затем небольшой прогонный участок в 100-200м. И начинается новый порог. Начинается валом по центральной струе, после которого река немного поворачивает вправо и делиться пополам огромным камнем пирамидой. В большую воду за ней образуется громадная бочка. Под правым берегом стоит еще одна бочка. Оба порога 4 к.с. После второго порога следует снова небольшой прогонный участок в 200м и идет порог образованный мощным валом. В большую воду вал достигает 1,5-2 м. За порогами мощные шиверы, но уже через 3 км их сменяют перекаты.

    Пешая часть

     

    Начинается от зимовья на берегу реки, в 15 км выше по течению Баргузина от того места, где дорога - старая БАМовская трасса до Улан-Уде первый раз пересекает реку. Отсюда вдоль Баргузина вверх по течению идет старая вездеходная колея. Около 400 метров следует идти по ней. После колея упирается в ручей, пересекает его и уходит влево вокруг горы. Здесь тропа уходит в гору. Далее тропа достаточно заметная и с нее трудно сбиться. Даже когда тропа пересекает вездеходную колею более оптимальным вариантом будет идти по тропе, так как колея иногда пересекает болота, а тропа их обходит. Идти по тропе значительно легче. Весь путь занимает в зависимости от темпа 4-6 часов ходового времени с перерывами на отдых.

     

     

    9. Дневник похода

     

    10.08.09

     

    Наконец то, после недельный перипетий и улаживания вопросов с транспортом и с тем, кто же идет, а кто нет, собралась наша томская команда из 6 человек. В городе Северобайкальске мы вечером встретили такую же по численности группу из Екатеринбурга. Совместная заброска на маршрут сильно снижала финансовую нагрузку на участников похода.

    По прибытии нам сильно повезло, мы встретили уроженца Томска ныне проживающего в Северобайкальске - Марьясова Александра Васильевича. Он дал нам ключи от небольшой будки на вокзале, куда мы поместили весь свой груз и со спокойной душой отправились на прогулки по городу и на пляж. Сразу после встречи сходили и поставили отметки в маршрутке в Северобайкальском ПСП (г. Северобайкальск, ул. Громова, д.16Б код 8(30130) тел. 22-760). Встали у них на учет. Идти до спасателей около 15 минут, через виадук над путями и сразу направо. Если после виадука пойти прямо, то можно попасть на пляж, на берегу Байкала.

     

    Что мы и сделали после посещения спасателей. Заночевали прямо на вокзале, ночевка стоила по 50 рублей на человека.

     

    11.08.09

     

    В 7 утра мы погрузились в вагон поезда идущего на новую Чару. Вагон идет один с платформой, поэтому весь свой груз мы благополучно разметили на платформе. Посадку лучше начинать минимум за полчаса, т.к. вагон бывает забит и трудно найти свободное место. К 12 часам мы были уже в Новом Уояне. Через некоторое время прибыл и наш водитель Бурмакин Валерий (д.т.: 8-301-30-44-830, п. Кумора). Пока ждали водителя успели пообедать в столовой. Она находиться в 100 метрах правее вокзала, если смотреть от жд полотна. Оказалось, что Урал стоит на автобазе неподалеку. Причина - в поселок как назло заехал экипаж ДПС, оказалось, что такие здесь тоже водятся. А Урал не имеет соответствующих документов. Посему на нанятом грузовичке за 2 захода добрались до автобазы. Погода стояла солнечная, жаркая.

    Выехали в путь на Урале с открытым кузовом уже около 4 часов. Еще часа полтора-два ехали до поселка Кумора. В Куморе зашли в гости к нашему водителю, попили чайку и выехали дальше. Ехали до темноты. Дорога здесь плохая, иногда пересекает ручьи, иногда идет по руслу ручьев. После пересечения одного из ручьев встали на ночевку.

     

    12.08.09

    Утром подъем в 8, завтрак и снова в путь. По дороге изредка делали остановки. Ехать по такой дороге довольно утомительно. Урал постоянно трясет, иногда кусты вдоль дороги смыкаются и начинает хлестать ветками.

    Так же делали часовой перерыв на обед.

    Уже ближе к вечеру выехали на берег баргузина. Основная дорога через брод уходит дальше. Здесь есть сверток в сторону кордона. Боковая дорога уходит от основной вверх по течению вдоль Баргузина. Через полчаса мы пересекли Баргузин и почти сразу выехали к кордону. Получилось, что добрались уже около 5-6 часов вечера. Весь день стояла солнечная погода.

    Ночевали на стоянке возле кордона.

     

    13.08.09

     

    Вышли в путь в 11-30. От этого кордона вдоль Баргузина вверх по течению идет старая вездеходная колея. Около 400 метров следует идти по ней. После колея упирается в ручей, пересекает его и уходит влево вокруг горы. Здесь тропа уходит в гору. Далее тропа достаточно заметная и с нее трудно сбиться. Даже когда тропа пересекает вездеходную колею более оптимальным вариантом будет идти по тропе, так как колея иногда пересекает болота, а тропа их обходит. Идти по тропе значительно легче. Весь путь до начала эдокидской трубы, Где расположено следующее зимовье занимает в зависимости от темпа 4-6 часов ходового времени с перерывами на отдых.

    Мы дошли часов за 6. К 6-30 вечера мы все собрались у следующего зимовья. Здесь встали лагерем. Так как в составе группы была почти половина девушек, а часть катамаранов была значительного веса (более 26 кг без рамы), группа сильно вымоталась. Вся пешка прошла по сухой солнечной погоде.

     

    14.08.09 - 15.08.09

     

    За ночь погода испортилась. Решили устроить дневку с отдыхом от пешки. Идти по холоду под дождем никому не хотелось даже без груза. Весь день разбирали рюкзаки, готовили катамараны к постройке. На следующий день погода еще ухудшилась, и мы потихоньку валили лес для катамарана и валета. Благо, что здесь рядом растет большое количество молодых и стройных лиственниц. Шкурили деревья. Вода в реке начала прибывать и на второй день сделалась мутной.

     

     

    16.08.09

     

    Погода немного наладилась и мы отправились в пеший поход в верховья Баргузина к озеру Балан Томур. Вышли около 10 часов. Тропа от зимовья идет вдоль берега и через полкилометра выходит на сам берег и идет по громадной каменистой отмели покрытой низкорослым кустарником.

     

    Здесь сложно увидеть тропу, но при желании можно. Так по камням она идет еще около километра и затем у громадной лиственницы поворачивает в лес, в гору. Затем срезает петлю Баргузина через холм и снова через несколько  километров выходит к реке. Далее шли еще около 4-5 км вдоль реки по тропе. Здесь баргузин тормозит свое течение и разливается в небольшом плесе - этот участок носит название тихий плес. Весь путь до хорошей стоянки на тихом плесе занял у нас чуть более 3,5 часов. Шли без груза довольно быстро. Разбили здесь лагерь, так как здесь место великолепное для рыбалки. Ловиться хариус весом более килограмма и ленок по полтора - два килограмма. Погода всю пешую часть стояла пасмурная, но дождя не было.

     

     

     

    17.08.09

     

    С утра выдвинулись в сторону Балан Томура. Тропа здесь еще натоптаней и заметнее чем ранее. Деревья вдоль тропы промаркированы красными метками. За 2,5 часа мы дошли до озера. Полюбовавшись на красоты и порыбачив здесь мы отправились назад.

    По небу несло тучи, но было довольно тепло. Путь назад проделали примерно в то же время и оказались к обеду на тихом плесе. Пообедав, вышли в путь в базовый лагерь. Назад шли быстрее, уже почти не плутали по дороге и шли без остановок. К лагерю вышли к 6 часам вечера.

     

     

    18.08.09

     

    Весь день достраивали суда. Погода снова испортилась. Уровень воды по прежнему стоял высокий, хотя и вода в реке стала светлее.

     

    19.08.09

     

    Ближе к обеду вышли на воду. Уровень воды в реке высокий. Погода стояла дождливая.

    Пошли вместе с группой из Екатеринбурга. Первыми шли 2 двойки в режиме взаимоподстраховки. на первом судне сидел руководитель похода. Расстояние между судами 15-20м. На чуть большем удалении шли оставшиеся 2 катамарана в таком же режиме. От места чалки перегребли под правый берег. Перед началом порогов следует полукилометровая разгонная шивера. За ней следует порог 4 к.с.

    Ориентиром может служить большое количество камней в русле. Порог слаломного типа с бочками и обливными камнями. Препятствие локальное около 100м. За ним сразу же идет участок быстротока, который сменяется радом мощных шивер. В нашу большую воду чалка оказалась возможна лишь у места впадения ручья Эдокит. До этого вода залила берега под самые кусты и течение было и прям под кустами. Уловов до устья Эдокита не было. Спокойно отработали этот участок и все причалили в улова образованные впадающим ручьем.

     

    За устьем впадающего справа ручья Эдокид уклоны становятся более 10 м/км, а на этом участке Эдокитской трубы появляются новые пороги. Три из них достаточно сложны, образованы скальными выходами и камнями в русле, сливы с пенными котлами высотой до 1 м. Ориентирами порогов опять же может служить нагромождение камней в русле.

    Но в большую воду большую часть камней заливает и за ними образуются бочки иногда весьма приличные. Категория порогов возрастает до 4. Чалка перед порогами в большую воду крайне трудна, так как улова отсутствуют. Однако линия движения в порогах достаточно просто читается с воды. Шли в том же порядке.

    В одном из порогов валет налетел рамой на камень и у него сбило одно из креплений диагонали и начало складывать по диагонали. При этом баллоны немного выворачивало наружу. Экипаж невольно покинул судно. Практически сразу люди вышли на берег. Судно ниже по течению было зачалено на остров. Через некоторое время подошедшие участники были переправлены на левый берег. Где вдоль реки шла береговая тропа до кордона, по расстоянию оставалось еще около 4 км. Валет самосплавом сплавили на левый берег, разобрали, погрузили баллоны рюкзаки и часть рамы на оставшиеся катамараны. В таком нагруженном состоянии дошли до кордона. Река здесь разливается на рукава и порогов здесь нет. Спас работы прошли быстро. уже к 5 часам вечера все собрались в лагере у кордона.

     

    20.08.09

     

    Весь день восстанавливали всей группой валет. Использовали и взятую часть рамы и часть изготавливали заново. Сделали уже две поперечины для надежности. Вязать закончили лишь к вечеру. Погода по прежнему пасмурная, дождь изредка моросил. Уровень воды по прежнему высокий.

     

    21.08.09

     

    Вышли на воду около 11 часов. Скорость течения в реке около 10 км/ч. Пару часов сплавлялись по реке без препятствий. С приближением к правому притоку, реке Балгасун, долина Баргузина немного расширяется, следует участок мелководных каменистых шивер 2-3 к.с. Шиверы представляют легко проходимы, линия движения легко читается с воды. Длина одной шиверы не более 400м. В среднюю и малую воду категория сложности шивер не превышает вторую. В нашу воду попадалось несколько коротких шивер 3 к.с. Но река здесь широко разливается и шиверы легко идутся сходу. После шивер подстраховывали друг друга ожидая в уловах.

    В этот день обедали на воде. Горячего обеда не делали. Шел дождь, температура воздуха опускалась до 11-13С. Часам к 5, дойдя до мощного притока по правому берегу - реки Дангодей остановились на ночевку.

     

    22.08.09

     

    Уровень воды в реке по прежнему высокий, погода дождливая. на воду встали снова к 11 часам. До Анкоконского прорыва дошли к 2 часам дня. Ориентиром начала порогов служит впадающий по правому берегу крупный приток Ковыли. Вода в Ковылях чистая и светлая - по цвету сильно отличается от реки в Баргузине. Здесь долина и русло реки сильно сужаются, и сразу следует несколько внушительных порогов. Можно выделить три основных препятствия идущих почти сразу друг за другом. Первое начинается сразу за впадением по правому берегу Ковылей. Начинается с разгонной шиверы по камням.

    За которой под правым берегом расположены несколько мощных бочек.

    Длина порога около 400м. Затем небольшой прогонный участок в 100-200м. И начинается новый порог. Начинается валом по центральной струе, после которого река немного поворачивает вправо и делиться пополам огромным камнем пирамидой. В большую воду за ней образуется громадная бочка. Под правым берегом стоит еще одна бочка. Оба порога 4 к.с. После второго порога следует снова небольшой прогонный участок в 200м и идет порог образованный мощным валом. В большую воду вал достигает 1,5-2 м. За порогами мощные шиверы, но уже через 3 км их сменяют перекаты.

    Произвели глубокую разведку порогов, выставили страховку. После прохождения страховку заменял прошедший катамаран, сидя в упорах.

    Таким порядком прошли 3 основных препятствия прорыва. Видео съемку здесь осуществляли только с помощью водозащищенной видео камеры закрепленной на голове одного из участников.

    За порогами мощные шиверы, но уже через 3 км их сменяют перекаты. После этих 3 препятствий прорыва серьезные пороги заканчиваются. Так как линия движения здесь уже легко читается с воды и серьезных опасностей нет шли кильватерной колонной держа удаление 15-20м. Путь от Анкоконского прорыва до острова Ум-хей преодолели за 2 часа. Благодаря высокому уровню воды скорость течения по прежнему высокая и полсностью отсутствовали плесы. На стоянку встали на острове.

     

    23.08.09

     

    Весь день разбирали катамараны, сушили. Наконец установилась более менее солнечная погода. Хотя иногда ветер носил редкие тучи по небу. На острове расположена база отдыха с горячими источниками. Несколько раз ходили париться  в баню на базе. Купались в сероводородных источниках. К вечеру договорились с хозяином базы о транспорте. На раннее утро он обещал организовать нам ПАЗик до районного центра - Курумкана.

     

    24.08.09

     

    В 5 утра, перейдя реку по навесному мосту, вышли к дороге. Через некоторое время подъехал наш транспорт. Через 2,5 часа мы были в Курумкане. Здесь удалось договориться с начальником автостанции о внеочередном рейсе в Ула-Уде. Расстояние в 500км преодолели за 8-9 часов. В Улан-Уде были уже почти ночью. Взяли билеты домой и через 2 дней пути в поезде завершили наш поход ступив на землю родного города.

     

    10. Выводы и рекомендации

     

    Пройденный маршрут по данной воде соответствует 4 категории сложности. Предпочтительные средства сплава по большой воде катамараны двойки.

    Невысокая техническая сложность маршрута и наличие пешей части дало возможность насладиться прекрасными видами на Баргузинской долины. Отработаны навыки прохождения препятствий сходу без разведки и "чтения" препятствий с воды. Все участники продемонстрировали требуемую техническую подготовленность, успешно закрепили на практике различные приёмы управления катамараном двойкой, действия в экстремальных ситуациях, организацию страховки и проведению спасательных работ. Таким образом, все заявленные цели были успешно достигнуты.


     

    Приложения

    Приложение 1. Расписание движения электропоездов от станции Северобайкальск до станции Новый Уоян.

     

    Электропоезд ходит ежедневно.

    Номер
    поезда
    Маршрут поезда Отправление Прибытие Время в пути
    956Э СЕВЕРОБАЙК - НОВАЯ ЧАРА 08.10  13:00 08.10  16:42 03:42


     

    Приложение 2. Картографический материал.

     


     

    Приложение 3. Финансовый отчет.

    Вид затрат На группу, руб. На одного участника, руб.
    Поезд Томск-Севробайкальск (плацкарт) + Улан Уде-Томск (купе) 36600 6100
    Электропоезд Северобайкальск-Новый Уоян 600 100
    Продукты 12000 2000
    Урал Новый - Уоян-р.Баргузин 26000 2170*
    Дневка на базе Ум-Хэй (баня, услуги) 300 50
    Доставка с базы Ум-Хэй до г. Улан-Уде 10200 1700
    Аптечка 2400 400
    Рем наборы, тел. переговоры, прочие мелкие расходы 1200 200
    Итого 76320 12720

     

    * - т.к. при заброске объединились с группой из Екатеринбурга цена на одного участника получилась ниже.

     

    Приложение 4. Список снаряжения (ремнабор, аптечка,...).

     

    • Специальное снаряжение

    Групповое

    Наименование                                        Кол-во           Вес 1 шт., кг

    Катамаран-двойка                                    1шт.                30*

    Катамаран-четверка (валет)                    1шт.                30*

    Страховочный конец "морковка"            2шт.                0,5

    Палатки с тентом                                      2шт.                3

    Запасные весела                                       2шт.                1

    *Вес катамаранов дается с чалочными концами, веслами. 

    Общий вес группового снаряжения: 69 кг

    Индивидуальное снаряжение:

    Каска                                                          6шт.                0,5

    Спасательный жилет                               6шт.                0,5

    Гидрокостюм                                            6шт.                1,5

    Гермомешок                                              6шт.                0,5

    Общий вес индивидуального снаряжения: 18 кг

     

    • Ремонтный набор

    изолента, скотч, клей - резиновый и ПВХ+этилацетат, бензин, набор игл разных, нитки- капроновые и ХБ, свечка, ножницы, плоскогубцы, проволока стальная, лента- киперная и фторопластовая, напильник, шило, наперсток, брусок точильный, ткани- капроновая, майлар, дождь, Ferrari 900, авизент, резина на заплаты, ножовка, упаковка ремнабора, включая гермомешок

    Общий вес ремонтного набора: 2 кг

     

    • Костровой набор

    Включал два котла на 8 и 5 л, два топора, пилу, верхонку, поварешку и дежурный гермомешок.

    Общий вес кострового набора: 6 кг

     

    • Аптечка

    Аптечка располагалась в герметичной упаковке в клапане рюкзака и имела оперативную, легко распаковывающуюся часть.

    Раствор йода 20 мл, Спирт нашатырный 20 мл, Валидол 10 таб., Вата 2 упаковки, Бинт эластичный 2 шт., Бинт марлевый стерильный 4 шт., Бинт гипсовый 2 шт., Пластырь бактерицидный 20 шт., Лейкопластырь 2 рулона, Троксевазин 1 тюб., Анальгин 40 таб., Аспирин 40 таб., Димедрол 20 таб., Фурацилин 20 таб., Активированный уголь 40 таб., Перманганат калия 20 мг, Раствор перекиси водорода 50 мл, Но-шпа 10 таб., Цинковые капли 2 уп., Раствор анальгина 10 амп., Шприц одноразовый с иглой 5 шт., Спирт этиловый (медицинский) 0.2 л, Стрептоцид 10 таб., Йодантипирин 1 уп., Герметичная упаковка для аптечки.

    Общий вес аптечки: 4 кг

     

    • Средства фото- видеосъемки

    Включали фотоаппараты "Olympus" и "CANON" 350D. Общий вес средств фото-видеосъемки: 4 кг

     

    • Личные вещи

    Включали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п. Средний вес на одного человека примерно 5 кг.

    Общий вес личных вещей: 32 кг

     

    • Продукты питания

    Количество взятых с собой продуктов соответствовало 700 гр в день на одного человека. Общий вес продуктов питания: 84 кг

     

    Итоговый вес, взятый группой на маршрут: 219 кг

    Максимальная нагрузка на одного мужчину: 45 кг

    Максимальная нагрузка на одну женщину: 28 кг

     

    Дата публикации: 2009-10-31 11:08:38 (9378 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ ПО РЕКАМ ХРЕБТА ЧЕРСКОГО(ВС)
  • Приключение в краю тайменей


  • Злобин2009-11-28 10:29:35
    Re: Баргузин 2009
    Дружище, Кавыли заходит в Баргузин из широкого распадка слева. После этого воды в реке видимо больше. Река, которую ты обозвал "Кавыли" на самом деле Талая. Там белое дно и хариус живёт белый. Завидую белой завистью - давно там не был. Счастливо!

    1
    iwan2009-11-22 11:13:40
    Re: Баргузин 2009
    вопрос - почему книжка оформлена в Екатеринбурге? группа из томска, поход в бурятии, а книжка в ебурге?

    2
    masa2009-11-16 22:51:32
    Re: Баргузин 2009
    ай,двее!!!(

    3
    masa2009-11-16 22:51:11
    Re: Баргузин 2009
    неделя похода и 3 на воде :(

    4
    shefkzn2009-11-03 17:13:08
    Re: Баргузин 2009
    Зачот. Карты вообще отличные! Молодцы, ребята!

    5
    Григорий2009-11-03 07:39:14
    Re: Баргузин 2009
    Скоро Гугель отснимет всю землю, подпишет каждый бугорок, и печатные карты станут не нужны :)

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

    Она 2000 СЖ
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)