Опять ты картинки выключил!  
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам

 
Новости СЖ  
 
Аннотации новых публикаций

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:
 
 
   
 
Лучшие авторы  
 
Авторы с самым большим рейтингом:
Григорий: 8
Буга: 6
Serj: 6
masa: 6
iwan: 6
Нюся: 6
Шура: 6
sibcruiser: 5
Nata: 5
Никита: 5
shefkzn: 5
 
 
   
 
Не забываем  
 

 
 
   


Экстремальный портал vvv.ru

 Спонсор сайта

 
* За пределами СНГ, Маршруты по рекам
 Рейтинг публикации

Оценок: 0


 

ПЭР

Сплав по реке ИНД - На плоту через Гималаи.

Рассказ

Томаш Сегноутка

) журнал "Ветер Странствий", №9 

В 1975 году экспедиция чехословацких спортсменов прошла на надувном плоту «Матильда-Ш» по рекам Гилгит и Инд в местах, где они прорывают Гималаи.

Как все начиналось?

В конце 60-х годов у подножия величест­венной Белухи появилась маленькая совет­ско-чехословацкая экспедиция. В ее составе были альпинисты и водники: знаток Алтая мастер спорта СССР В. Неустроев с женой Лией и другом Аркадием, зоолог доктор Отакар Штерба и геолог инженер Мирек Штетина.

Экспедиция прошла на одноместных на­дувных байдарках верхний участок Катуни от истока из ледника Геблера до села Усть-Коксы. Дальше в походе использовалась большая надувная лодка «Матильда-1», служившая плавучей научной базой (ее размеры позволя­ли транспортировать собранные экспедицией геологические образцы, растения, водные ми­кроорганизмы). Здесь, среди прекрасной ал­тайской природы, впервые было произнесено слово «Инд».

«Матильда-Ш»

Схема рек Инд, Ганг и БрахмапутраВ настоящее время не пройденные горные реки имеют для спортсменов-водников такое же значение, как непокоренные пики для аль­пинистов. Особенно это касается реки Инд, текущей под массивом Нанга-Парбат (8126 м) в самой глубокой долине мира.

Первая попытка пройти по Инду окончи­лась несчастьем: большое надувное судно с мотором американской экспедиции в 1956 году перевернулось почти в самом начале сплава. В 1971 году покорить реку намере­вались японские водники. К сожалению, вес­ной 1972 года во время тренировки в поло­водье у себя на родине группа японцев утонула. Опыт показывал, что для сплава по такой большой реке нужно судно нового типа, если спортсмены не хотят бессмысленно рисковать жизнью. Модель такого судна, предложенную Отакаром Штербой и Миреком Штетиной, продиктованную опытом их сплава по Кату­ни, сконструировали работники националь­ного предприятия «Технолен». Изготовил на­дувной плот завод в городе Свитави.

Конструкция нового варианта «Матиль­ды» проста. Основная составная часть его — 4 надувных цилиндра длиной 8 м и диаметром 95 см. Еще 2 цилиндра на 1 м короче (их диаметр 50 см). Цилиндры состоят из камеры и оболочки. Камера сделана из полихлорви­ниловой пленки, имеет один вентиль. Обо­лочка из оранжевой пластмассовой ткани пре­дохраняет камеру от ударов о камни. Вес большого цилиндра примерно 50 кг. Доста­точная жесткость достигается при избыточ­ном давлении 0,1—0,2 атмосферы. Если свя­зать несколько цилиндров вместе и все укре­пить деревянными поперечными балками, по­лучится крепкий, относительно легкий плот.

Конструкция Матильды-Ш

Конструкция "Матильды-Ш"

Особенность «Матильды-Ш» — возмож­ность собирать ее в различных вариантах, в зависимости от типа реки. Надежность раз­ных вариантов проверила следующая совет­ско-чехословацкая экспедиция на горных реках Алтая в 1972 году. Для сплава по реке Чуе был избран вариант III А (2 крайних цилиндра — большие, средний — малый), а для сплава по Катуни — III В (основа плота здесь 3 больших цилиндра; к 2 крайним привязаны сверху, как поручень, 2 малых цилиндра; ширина этого варианта 3 м). Самый маленький вариант, III С,— в сущности, катамаран (он состоит из 2 больших цилиндров) — использовался для научной работы на Телецком озере и для спла­ва по Бии до Бийска.

Управлять плотом даже в больших поро­гах сравнительно легко. Все варианты «Ма­тильды-Ш» — устойчивые и безопасные суда, водоизмещением больше 10 тонн. Осадка пло­та 8 см. У вариантов III В и III С на корме под­вешен мотор в 20 лошадиных сил. Управляет­ся «Матильда» с помощью мотора и гребей — передней и задней. Судно, таким обра­зом, можно использовать как плавучую науч­ную базу. Во время сплава на нем было от 4 до 11 человек и от 200 кг до тонны багажа.

Настоящую проверку надежности «Матильда-Ш» прошла при сплаве по Чуе и на Тельдекпеньских порогах Катуни. Но по­скольку плот был создан для покорения Инда, эта река на ее высокогорном участке стала следующей целью чехословацких спорт­сменов.

Матильда-Ш на реке Чуя

В Гималаи

Руководил экспедицией Мирек Штетина, участник предыдущих сплавов на «Матиль­дах». Штурманом был заслуженный мастер спорта, чемпион мира по водному слалому 1971 года Иржи Коудела. Франтишек Слама — работник Культурного общественного центра города Яблонец-на-Нисе — выполнял обязанности завхоза, а кинооператор Вольф­ганг Венцел снимал фильм для телевидения.

Экспедиция следовала на автомобиле «Авиа-30» через СССР, Иран и Афганистан в столицу Пакистана Исламабад. Автопуте­шествие продолжалось три недели. Из Исла­мабада водники перелетели на самолете через Гималаи в Гилгит. С высоты 8000 м они наблюдали горные массивы внизу, снежный пик Нанга-Парбата, извилистую серебристую ленту Инда. Глубина его долины между горами Нанга-Парбат и Гарамош достигает почти 7000 м. Расход воды в Инде летом больше 10 000 м3/сек, но осенью падает до 1400 м3/сек. На этой мощной реке нет ни од­ного явного водопада, зато порогов больше ста.

С целью акклиматизации решили про­плыть на одноместных надувных байдарках «Кайман» по реке Гилгит, правому притоку Инда.

Иржи Коудела и Мирек Штетина, оба опытные водники, надули байдарки и надели на себя специальные костюмы из неопрена, защищающие от ледяной воды высокогорных рек. При погружении в таком костюме между неопреном и телом попадает немного воды, которая быстро нагревается и потом не обме­нивается с наружной холодной водой. Кроме того, костюмы защищают тело от ударов о камни и служат хорошим спасательным сред­ством.

Сплав по Гилгиту начался на высоте 2300 м. Пороги довольно сложные (4-й и 5-й категорий по международной классификации, а некоторые — даже 6-й; последние для одно­местных байдарок уже непроходимы). Спорт­смены в сложном пороге сломали весла и вы­нуждены были сделать в ближайшей деревне новые. Изнурительный сплав 130 км по Гил­гиту позволил участникам хорошо акклимати­зироваться.

После нескольких визитов к старшему по­лицейскому Гилгитской области удалось по­лучить разрешение на сплав по Инду. Можно было начать монтаж плота. Водники надули с помощью компрессора 4 больших и 2 малых цилиндра. Несмотря на трудности с деревом в гилгитской долине, соорудили каркас. К 3 большим цилиндрам привязали поперечные конструкции из трубок. Толстая подвесная доска, армированная стальной плитой, созда­вала подвешенное «машинное отделение» для обслуживавшего мотора в 20 лошадиных сил. К этой основе плота сверху привязали еще 3 цилиндра: справа — один большой, слева — 2 малых. Эти цилиндры служили естествен­ным поручнем, частично защищавшим экипаж от заливания водой. Кроме того, они созда­вали запас сжатого воздуха для нижних ци­линдров. В середине борта стоял деревянный геодезический штатив с защищенной от воды судовой камерой. Ее можно было включать с помощью передатчика и снимать таким спо­собом кадры, дающие зрителю ощущение присутствия на плоту в сложном пороге. Пятиметровые греби предназначались для управления плотом в случае, если будет не­достаточно усилий мотора. Через несколько дней плот был спущен на воду.

В порогах Инда

Сплав на «Матильде-Ш» по Гилгиту к слиянию с Индом был, по существу, трени­ровкой. Лоцман Иржи Коудела на носу и Мирек Штетина на корме у мотора отлично сработались. Некоторые участки Инда, слож­ные для байдарок, «Матильда-Ш» преодоле­вала шутя.

После впадения Гилгита Инд течет около 15 км относительно спокойно к деревне Джа-глот. А далее — непрерывная цепь сложных порогов, пятиметровые валы с обратными пенистыми гребнями. Река  мечется между рваными гранями почти отвесных стен. Гро­хочет водяная стихия. Иржи нумерует и зари­совывает в свой дневник все пороги сложнее «четверки», причем для тех из них, сложность которых превышает категории международ­ной классификации, вводит дополнительные показатели. «Шестерку» разделил на степени 6А, 6В и 6С (в последней порог проходится на пределе возможностей экипажа «Матильды-Ш»).

Некоторые пороги Инда исключительно опасны. Пульсирующие валы вздымаются водяными горами и, достигнув наибольшей высоты, падают, образуя кипящие котлы. Попасть даже в спасжилете в такую яму — значит неминуемо погибнуть. Выдержать тут может единственно «Матильда» — плавучая гора воздуха. Поэтому основное правило сплава по такой реке — постоянно держаться на плоту. Он очень упругий и в пороге на валах ведет себя как пучок резиновых прутьев. Особой опасности быть смытым подвергает­ся сидящий на корме. Чтобы этого не прои­зошло, водники привязываются еще до входа в порог с помощью каната и карабина к ка­кой-нибудь стойке плота. Но случилось так, что в первый порог сложностью б В сплавщики вошли не привязан­ными да еще кормой вперед. Вот что расска­зал об этом Иржи Коудела:

«Мы причаливаем, чтобы осмотреть сле­дующий порог. Подходим к левому берегу, но Мирек предупреждает: «Посмотри на эту тер­расу, она скоро осыплется!» — и показывает на высокую стену с многотонными валунами, которые с минуту на минуту могут обвалить­ся. «Мы должны переплыть к правому берегу», — решает Мирек, и мы переплываем реку носом против течения. В середине реки мотор отказал. Прыгаем к гребям и отчаянно работаем ими. Несколько косых валов относят плот от берега, кормой вниз по течению. Идем в порог. Перед нами стоячий вал, крутой, как стена. У меня сердце так и екнуло... Ударяемся кормой в эту стену. Я падаю, но, стоя на коленях, орудую гребью. Мирек поднимается с кормой на 4 м выше меня. Ожидаю удар. Судно поворачивается на 30 градусов. Кажется, переворот неизбежен, но корма вдруг перекинулась через вал. Плот сдвинулся на 2 м в сторону. Мы моментально опустили греби в воду. Цилиндры изогнулись, и «Матильда» вышла из пены. И тогда до нашего сознания доходит, что где-то здесь, выше поселка Таличи, утонул после переворота судна один из участников американской экспедиции. Никто его больше не видел. Остальные, пораженные несчастьем, прекра­тили сплав и вернулись на родину».

Время от времени с реки открывается вид на Нанга-Парбат. У подошвы этой горы один из самых сложных участков Инда — Ракиотское ущелье протяженностью 3 км. Уже за 2—3 км до него слышен грозный рокот. Не­вообразимое количество воды (каждую секун­ду — более 1000 кубометров) врывается в ущелье. Почти отвесные скалы местами сбли­жаются до 35 м, и между ними мечется со скоростью 30 км в час горная река. Глубина ее в этих местах до 30 м. Из-за трех порогов 6С сложности невозможно нигде пристать. Поэ­тому тот, кто войдет в ущелье, вынужден будет дойти до конца каскада. За каскадом вода мчится самым узким местом прямо к водяной горе — семиметровому валу. Пороги, валы, рокот воды и какой-то полумрак в ущелье всех ошеломили. Более трех часов про­сматривают Иржи и Мирек ужасный участок.

Иржи Коудела так рассказывал потом о штурме Ракиотского ущелья:

На реке Инд«Собираемся с духом, начинаем. Прове­ряю карабины, канаты, греби. Мотор работа­ет полным ходом. Все внимание сосредото­чиваю на выборе правильного пути. Мирек чутко реагирует на любое движение моей руки. В «машинном отделении» он сидит слишком низко, не видит, куда идем, но бес­предельно верит в меня. Мне на носу видно все впереди. Постоянно падаю, набивая синяки. Для изменения направления используем зара­нее запланированный удар о камень. Теперь круто направо в бурлящие волны. Движемся по краю огромной водяной ямы, избегая участков, откуда река выбрасывает мощные фонтаны брызг. Волны с пенистыми греб­нями прокатываются через весь плот. Про­ходим мимо двух котлов и попадаем в места, где вода идет из глубины, создавая бугры диаметром до 20 м. Бороться с ними, даже с помощью мотора, невозможно. Мы вынужде­ны петлять с плотом по их границам. Вскоре оказываемся в самом узком месте. Делаем по­пытку уйти из слива вправо, но течение бро­сает нас прямо к горе брызг. Причина их воз­никновения — струя сжатого воздуха, направ­ленная из воды вверх. Гора высотой не меньше 6 м, а за ней 7 м. Потом еще третья, и поток прижимает нас к скале. Проходим под­весной мост и причаливаем у левого берега в 1 км ниже».

В нескольких километрах ниже, у селения Фарам, порог, по всей вероятности, самый сложный на Инде. Река стремительно входит в порог с правым поворотом, на 100-метро­вом участке падает на 15 м, наваливаясь на подмытую стену, и снова поворачивает. Сра­зу выяснилось, что плот должен будет про­рвать высокий пенистый барьер у подножия больших валов. Другого выхода нет.

Случилось то, чего опасались: «Матиль­да» приостановилась в белой кипени волн и следующий вал не преодолела. Судно сосколь­знуло по валу назад, село в пену обратного поверхностного течения. Направо и налево от нее с огромной скоростью мчалась вода. Корма находилась на дне огромной воронки, приблизительно на 3 м ниже окружающей поверхности реки. Иржи работал впереди с гребью в воде и силой держал нос «по течению». Мирек пускал мотор полным хо­дом, но судно не реагировало. Так продол-далось почти минуту. Потом Мирек сделал отчаянную попытку: отвязался, выбрался из «машинного отделения» и перешел к Иржи на нос. Корма стала легче, и судно медленно дви­нулось вперед. «Матильда» выбралась из пены, прошла по волнам и миновала водяные брызги у стены.

Следующие 70 км преодолели в течение одного дня. Казалось, река успокоилась.

На следующий день опять сплошные поро­ги, а еще через день всех ожидает сюрприз. На повороте реки уже издали видно, как появля­ются огромные бугры, нерегулярно выбрасы­вающие высокие столбы воды. Пятиметро­вые валы, водяные пропасти, пульсирующие бугры, белые кипящие котлы — все это мож­но наблюдать в пороге, номер которого уже 80. Упомянутые формы постоянно меняются: там, где еще несколько секунд назад находил­ся вал, теперь возникла водяная яма. Риско­вать после всего пройденного никому не хо­чется. Может быть, этот порог немножко легче того, под Фарамом, но сейчас победила река. Надо будет снять с «Матильды» мотор, другие вещи и бросить ее в порог. Иржи и Ми­рек должны поймать судно на «спокойной» воде в 2 км ниже по течению.

Все подготовлено, можно начинать. Фран­тишек толкнул судно в порог. Иржи привя­зался с помощью карабина к канату и выехал на надувной байдарке на середину реки. Мирек, который держал конец каната на берегу, понял, какую ошибку они совершили: разве удержишься в байдарке на сильном течении, если канат тянет в сторону - назад? Так и случилось. Канат выбросил Иржи из бай­дарки и потащил его в глубину. Через неко­торое время белый шлем вновь появился на поверхности. «Пусти канат!» — заорал Ир­жи. Но Мирек продолжал тащить обессилен­ного друга на берег. Если бы он выпустил канат, Иржи вынырнул бы и доплыл до берега. Но так как в 600 м ниже начинался следующий порог, можно было этого и не успеть. Мирек вытащил Иржи почти задох­нувшегося.

Время бежит. Появилась «Матильда» — не перевернутая, чисто помытая, но, к сожале­нию, у другого берега. Мирек, не медля, прыгнул в воду и поплыл к плоту. Ему уда­лось схватить за лямку на боку судна. Пере­бирая руками, он двигался к «машинному от­делению» на корме — единственному месту, где можно выбраться на борт из воды. Грести байдарочным веслом на плоту трудно, но плот попал в обратное течение, Мирек удачно причалил. На берегу произошла удивительная встреча с пятнадцатью обезьянами. Здесь, недалеко от ледников, это было неожидан­ностью.

Экспедиция плыла по бурному Инду еще несколько дней. 20 ноября 1975 года спорт­смены достигли селения Патан и нелегкий сплав закончился. На участке 290 км водники прошли на плоту «Матильда» 116 порогов от 4 до 6С категории сложности, в том числе 35 непроходимых на байдарке из-за огромных пульсирующих валов и водяных ям. Один порог плот преодолел без экипажа.

Дата публикации: 2010-03-30 13:21:27 (5742 раза тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий


Остальные материалы раздела


 
 Авторизация
Логин
Пароль
 

Регистрация

 
 опции

 Версия для печати Версия для печати

 

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

 Реклама
 
 На закуску
Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


Инзер - горная река

Казыр - TROPHY 2004 СЖ

Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

Она 2000 СЖ
 



 
 
Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)
old Z134420150476 new Z147985067644 phpNuke Автор - Франциско Бурзи. Это свободно-распространяемое ПО по лицензии GPL. Русская локализация - проект PHP-nuke по русски