Опять ты картинки выключил! 
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам
  • * За пределами СНГ
  • Алтай
  • Забайкалье, Эвенкия, Якутия
  • Зап. Сибирь
  • Кавказ
  • Карелия, Валдай
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан
  • Ср. Азия
  • Урал
  • Центральная Россия

    Парусный туризм
  • Лодки и снаряжение
  • Путешествия
  • Школа

    Путешествия не по воде
  • Авто, мото, джиппинг
  • Велопутешествия

    Снаряжение
  • Водное
  • Лодки
  • Общетуристическое
  • Электроника

    Статьи о разном
  • Вкусно жрать
  • Медицина
  • О жабах

    Тусовки
  • Алтай
  • Европа
  • Зап. Сибирь
  • Саяны, Тува, Хамар-Дабан

    Худ. творения

    Цивилизованный туризм
  • Города

    Юмор


  •  
    Новости СЖ  
     
    Аннотации новых публикаций

    Подписка по RSS

    Подписка по e-mail:
     
     
       
     
    Лучшие авторы  
     
    Авторы с самым большим рейтингом:
    Григорий: 8
    Буга: 6
    Serj: 6
    masa: 6
    iwan: 6
    Нюся: 6
    Шура: 6
    sibcruiser: 5
    Nata: 5
    Никита: 5
    shefkzn: 5
     
     
       
     
    Не забываем  
     

     
     
       
    Яндекс цитирования

    Экстремальный портал vvv.ru

     Спонсор сайта

     
    Сумульта, Алтай, Маршруты по рекам
     Рейтинг публикации

    5

    Оценок: 3


     

    prosvetka

    Авто-лыже-водный поход по Алтайским дебрям или Сумультинский прорыв-2009

    Дневник

    р.М.Сумульта-р.Б.Сумульта-р.Катунь (24.04.09-10.05.09)

     

    Действующие  лица:

    Антоха - Руководитель

    Дима - Завхоз

    Вован

    Димон - Автор этого повествования

    Олег

    Леха (Большой)

    Витюха - Главный лыжник

    Серега - Главный лыжеломатель

    Санек - Генератор рациональных идей

    Виктор Иванович

    Витька

    И Светка из Томска (Просто Светка -ProSvetka - Куда я попала?!)

     

    Ну, пожалуй, начну свое повествование. К сплаву по Сумульте лично я начал готовиться еще в феврале…по крайне мере, психологически. Сумульта - одна из труднодоступных рек Алтая- 5-6 кс, дикая и красивая. Но… До нее еще нужно дойти… Нам предстояла пешка в 50 км через 2 перевала. Весенних отчетов по этому маршруту в интернете я не нашел… и не случайно видать))) Снега в апреле-мае месяце в горах очень много, поэтому весной туда ходят единицы…нам тоже многие советовали туда не ходить в это время года, отговаривали, говорили, что мы дураки и хапнем там горя с этой пешкой и обносами вещей на реке по сугробистым берегам. На одной из предпоходных встреч мы все-таки окончательно решили остановиться на этом маршруте, потому что всех нас он притягивал своей сложностью, а река труднодоступностью. Не имея четкого представления о дате выхода с маршрута было решено ехать на 3х машинах (волга с прицепом, 99 и 12), дабы не зависеть от поезда. И было нас 12 человек. 4 из Тагила и Салды, 7 человек из Ё-бурга и одна девушка из Томска, с которой мы встретились в Новосибе.

    Итак, 24 апреля в 22:00 гнали мы уже по Тюменскому тракту. Ехали без остановок на ночлег, меняли водителей, и в итоге через 30 часов мы были уже в Чемале. ДПС-ники постоянно удивлялись, останавливая волгу с прицепом, мол парни вы че… зачем у вас лыжи лежат вместе с катами, касками и веслами… на дворе-то лето почти… Мы, посмеиваясь, отвечали, НАДО ТАК))) Проблем в дороге не было, не считая пробитого колеса и отсутствия ближнего света у 12шки. Первую ночь они ехали с дальним светом, но в Новосибе проблема была устранена. После 2х бессонных ночей за рулем мы были на Чемальской турбазе у Ивана, где покушали и оставили свои машины. Там же пришел Леха с шампанским и конфетами и сказал, что у его сына сегодня День Рождения, ему исполнился годик. Видео поздравления Папы сынок Дениска обязательно увидит и оценит по достоинству))))

    Газ-66У нас было 2 варианта заброски под перевал: 1. На лошадях из п. Эдиган 2. На Газ-66 из Чемала. Мы остановились на 2 варианте, но водитель не гарантировал, что сможет далеко завезти, а мы на это и не рассчитывали. Погрузились в газон и погнали вдоль Катуни до Эдигана. Кстати, в Чемале один местный сказал, что в горах очень много снега и что нам не дойти до Сумульты. Но мы ответили, типо, дядя, у нас 12 пар лыж….он сказал….ааа….ну тогда ладно….но а Сумульта-то все равно подо льдом, вот недавно с охоты вернулся…вот гад…надо же было ему это сказать…тогда мы решили, да и пофиг…значит пойдем по льду и забили)) До Эдигана дорога была нормальная (для ГАЗ-66), а вот после началась веселуха. Пошел крутой подъем в гору с большими камнями на пути, дорога была размыта, но 66 отлично справлялся со своей задачей, пару раз водила просил нас выйти из машины и прогуляться пешочком. При каждой вылазке из машины нас тут же атаковывали клещи, их там просто море. Ну так вот… значит прет наш газон в гору, через каждые 200 метров останавливается и заливает в радиатор ледяную водичку из ручья, перегревался очень часто.

    С каждым метром мы приближались к перевалу и уже все были рады даже такой заброске, пусть хоть сколько-то завезут, а то подъемчик то совсем не хилый. Часа через 4 от Чемала водитель сказал, что дальше он не проедет и попросил всех выйти, в итоге от Эдигана он нас закинул на 10 км в гору. Ну да и нормально, могло быть и меньше. Отдали ему 4500 р. и продолжили свой путь пешком.

     

    Цитата:

    Леха: я потихоньку начал понимать, в какую блуду я опять ввязался и Серегу с Саней до кучи затащил)) но в связи с тем, что описания я не читал, у меня еще была робкая надежда, что как-нибудь еще все образуется)) и начался набор высоты...

     

    Насадив наши тяжеленные рюкзаки себе на плечи, мы взяли в одну руку весла, в другую лыжи с палками и через 300 метров рухнули)))) Рюкзаки оказались совсем неподъемные, хотя собирались все с головой и раскладка была грамм в грамм. Кто-то решил нести свои вещи по 2 раза, челноком, а некоторые отказались от этой идеи и все же стиснув зубы, карабкались вверх с полным весом.

    Первая ночевка планировалась на приюте Кызыл Гак, который находился за небольшим хребтом. Во время подъема на хребет снега практически не было… лежал лишь местами… зачем нам эти лыжи, думали мы, может выкинуть их нафиг. И так рюкзаки тяжелые, но все- таки решили не торопиться))) Медленно, но верно перевалили за хребет и обалдели….Снега просто море!!!! Без лыж оказалось даже до куста не сходить по-маленькому))  Вот тогда-то мы все полюбили наши лыжи и начали настраиваться на лыжную пешку…

    К вечеру добрались до места ночлега. Приют представлял из себя избу и чуть подальше баню. Рядышком была неплохая беседка с костровищем.

    Изба вполне подходила для ночлега, но нужно было её довести немного до ума, удлинив трубу у печки, дабы не загорелась крыша от искр. Этим занялся Вован и тут же сильно обжег себе руку, печку видать кто-то уже затопил)))…вот и первый раненый в походе….

     

    Цитата:

    Леха: избушка была просто чума, меня восхитил пол - около печки нога в грязь уходила по щиколотку, поэтому на пол что-либо ронять не рекомендовалось - в этом болоте можно было просохатить рюкзак... ну, небольшой такой)))

     

    Все сильно устали… Натопили избу, поужинали и улеглись спать… Завтра нас ожидал сложный подъем на первый перевал Таман Ел (2100 м). Всего за день прошли 2,5 км, набрали 350 м высоты.

     

    27.04.09
    Встали рано, позавтракали и в 10 часов утра начали подъем на перевал. По опыту вчерашнего дня было решено занестись на перевал в 2 ходки. Сначала затаскиваем сплавные вещи и тропим лыжню (снега за ночь прилично навалило), затем возвращаемся и если успеваем, делаем вторую ходку с остальными вещами, если же нет, то ночуем снова на приюте. Утро было очень солнечное. Подниматься с легким весом по свежему снежку было одним удовольствием.

    Чем выше поднимались, тем более окружающая нас природа радовала глаз.

    Подъем плавно набирал крутизну. Без солнцезащитных очков было бы просто невозможно находиться в нашей местности.

    За 2.5 часа мы забрались на перевал, оставили в гермах вещи и начали спускаться к приюту.

    А так было неохота спускаться…ээххх…потом опять этот подъем…Но везде есть свои плюсы, скатились очень весело, зачастую тормозя задней точкой. При спуске все берегли лыжи, ведь они у нас одни. Но один из Вить все таки не уберег… остался дожидаться нас на перевале.

    Цитата:

    Витька: Ребята, не бросайте меня больше на перевале, там зайцы бегают.....

     

    Подъем второй раз на перевал был гораздо сложнее по ощущениям. Лично я чувствовал себя дурачком, который бегает в горку и с горки)). Лехе (Большому) “больше всех” нравилась пешка! Он был от нее просто без ума и каждый день придумывал новые дивизы. Один из них был таким: “Пешка для долб….ов”))))) А потом он говорил: ”А я думал, что вчера я зая…ся”)))

     

    Цитата:

    Леха: это... как его... я просто боялся, что Серега с Саней меня за такие приключения просто мехом наружу вывернут... Они так-то отдыхать ехали))) вот и старался все в плоскость юмора перевести. Кстати, пешка для дол…бов - это не мое творение. Но самая популярная молитва, которую мы с Серегой повторяли, вставая после каждого перекура: "...хеликоптер нихт... попистофали". Кстати, на перевале я впервые понял, что при падении в снег перед собой руки выставлять бесполезно - они ничем не помогают, они просто уходят под снег и все-равно остатки лица впечатываются с размаху в снег.

     

     

    Часам к 7 вечера поднялись на перевал второй раз. Посидели, подумали и решили….конь бы бегал за вещами туда-сюда…давайте сделаем волокуши….и сделали…кто из герм, а кто из шкур катов….Эээххх что ж мы раньше-то не додумались. Это ведь гораздо упростило жизнь. Да и ладно… Все приходит с опытом, начали крутой спуск. Кто лесенкой на лыжах, кто пешком по попу проваливаясь, а кто-то пытался на волокушах съезжать.

     

      

    Цитата:

    Антоха: При спуске с перевала почувствовал себя извращенцем горнолыжником))) Полужесткие крепы, неуправляемые деревяжки, но весело и забавно!!)))) При каждом падении рюкзак накрывал по затылку и веееесело и кувырком катишься с ним вместе. Но вапщето понравилось даже так))  Главно чтоп не вверх ползти. А еще, Витек успел мои волокуши поймать на краю обрыва. Когда я решил отпустить их, чтоп они не мешались под ногами. Сколько не пробывал узнать глубину снега - так и неразу не достовала палка лыжная без кольца до земли твердой. Тока на перевале немножка было. Не больше полметра вроде.

     

    С божьей помощью спустились. Последние пришли в лагерь уже ночью.

    Весело провели вечер, обсуждая сегодняшний день. Прошли 12 км, не считая дополнительный спуск и подъем на перевал.

     

    28.04.09

    Открыв глаза, я вдруг почувствовал, что с моим лицом что-то не так. Спросил соседа по палатке, а он говорит…ё—мае.. сгорело и покрылось волдыриками. Было снова солнечно и чтобы еще больше не навредить своему лицу, я был вынужден одеть балаклаву, хотя и без нее было жарко.

    День выдался трудным… Подъемы и спуски… Хочется ругаться матом, но все-таки мы приближаемся к реке))) Вокруг свежие медвежьи следы… Они преследуют нас, появляются байки про медведей))) зато клещей нет))

     

    Ужасно натерты ноги… Идти невозможно… Светит солнце… Снег начинает таять и проваливаться, даже под лыжами. Идем по GPS-навигатору, прокладывая лыжню. Витька Иванов всегда убегал вперед на разведку местности. Дожили до обеда…случился он у нас неподалеку от подъема на второй перевал, дров не было, сварили поесть из веток. После обеда я, Витя Иванов и Антоха решили разведать дорогу до перевала и определиться с траекторией подъема, заодно и затащить волокуши в первой ходке, прошли 3 км и нашли место для стоянки (место ужасное, но из того, что было - самое лучшее).

     

    Перевал наш был уже виден, что не могло не радовать.

    Вернулись за народом и пошли снова))) Погода резко испортилась. Повалил снег огромными хлопьями, появился подлип на лыжах и стали они похожи на длинные ботинки с платформой)) модники ё-мае))

    Видимость практически нулевая… добрались до места и стали ставить лагерь… с дровами проблемы…

    Леха, Саня и Серега пошли обратно к месту обеда за своими волокушами (надеялись на то, что когда подморозит, они у них лучше будут катить, но снег был мокрый и вряд ли это помогло). К моменту прихода парней как раз был на подходе ужин, пришел Леха и сказал, что у него ужасно болит горло и завтра ему хана! Медик Света предложила таблетку выпить, а мы - спиртика намахнуть. Ну, Леха выбрал второе))) Поужинав, укутавшись в теплые спальники, легли спать. По палатке долбил снег. За день прошли 14,5 км.

     

    29.04.09
    Утро. На палатке 30 см снега. Горло у Лехи не болит, что не может не радовать. Позавтракав, продолжили подъем на перевал. Снег ужасно налипал на лыжи…с каждым шагом все больше и больше…погода мрачная…

    пешком с волокушами

    К часу дня поднялись на перевал Сайганош (2074м). Вид с перевала очень красивый. Снега все так же очень много.

    В голову приходит мысль, что же нас ждет на Сумульте? Судя по снегу и маловодным ручьям, вполне возможно подумать, что там такой же ручей течет, но мы все верили в то, что пешка скоро кончится.

    Путь от Перевала Сайганош до Сумульты представлял из себя сплошной крутой и затяжной спуск. Спускались без лыж, первопроходцы утоптали тропку. Леха с Серегой, пользуясь спуском, садились на свою огромную волокушу и пытались катиться…иногда это у них даже получалось… После обеда продолжили свой путь. Парочка крутых спусков и уклон постепенно начал уменьшаться.

    починили лыжу

     

     

    Сегодня планировали дойти до Сумульты и начать стапель…Частые остановки, разведка пути… Вышли в очередной раз на связь с Лехой и Серегой (они шли сзади и каждый час мы выходили с ними на связь по рации) и оказалось, что у Сереги сломалась лыжа в нескольких местах… Вот это плохо…Нашли место для лагеря (незапланированного) и отправили Витьку с лыжей на помощь к парням.

    Цитата:

    Леха: тащу волокушу на подъеме, представляю себя буксующим тепловозом, сзади Серега пыхтит на своем огрызке, проваливается, выражается некультурно, короче, красота и идиллия... и вдруг меня какая-то оттаявшая многоножка, ползущая рядом с лыжней... обгоняет... короче, темп продвижения был фантастический

    Вечер провели очень весело. Все время шел снег.

     

    30.04.09

     

     

    Всем хотелось наконец-то уже увидеть нашу долгожданную Сумульту. Есть ли вода??? Или сплавляться нам придется на лыжах вдоль реки??? И вот!!! Через 3 км мы наконец-то дошли до реки. Уровень воды порадовал, ждали меньшего))

     

     

    На лыжах в реку

     

    Неужели лыжная часть маршрута закончилась??? Все хотели верить в это. Начали стапель, строительного материала было достаточно. Хоть пешка и кончилась, с лыжами мы не расставались ни на секунду)))) В лес за рамами - на лыжах, в туалет - на лыжах….да же попить сходить тоже получалось лишь на лыжах…

     

     

    Во время сбора катов Леха обнаружил, что шкуру своего Рафта они порезали во время пешки. Начали ремонт. К концу дня все благополучно соорудились))

     

    1.05

    Серега начал свой день с купания в реке…Монстр)) Сегодня у Вовки случилось ДР. Мы заранее договаривались с народом как-то нарядиться в этот день для Вовки, кто-то взял галстук, кто-то специально тащил с собой красивую рубашку, кто-то бабочку….Светка так вообще платье с собой принесла….


    Света в платье

    А вот тому, у кого ничего не было, пришлось раздеться))

    Наконец-то начали сплав. Воды очень мало. Сумульта с самого своего начала не давала расслабляться. В русле много камней, уклон большой, река узкая и все время петляет. Мощь потока небольшая, но маневр требуется энергичный. Постоянные завалы…на берегах лежит лед толщиной до метра, чалка довольно проблематична… Приходится часто выходить и бороться с завалами… Один участок пришлось обнести по берегу (по льду), делалось это так: вытаскивали кат на берег, переносили его за завал к реке не спустится было, поэтому экипаж садился в стремена, а кто-то сзади держал катамаран. Затем по команде “готовы” катамаран отпускали и тот катился с ледяной горки в реку)) Было весело. И так шли весь день, боролись с завалами. Прошли препятствия №1,2,3. Хочу сразу сказать, что практически на всем своем протяжении Сумульта имеет фон с препятствиями 3-4+ кс, то есть то, что идется сходу, иначе бы поход превратился в одну сплошную разведку)) Все остальное считается порогами 5-6 к.с. (зависит от воды). К концу похода некоторые члены нашей команды фона стали боятся больше, чем основных препятствий)) Но об этом позже. Итак, к концу дня мы подошли к первому основному препятствию - каскад водопадных сливов, порог “Веера”-5 к.с.

    Сделали разведку первой ступени (особой сложности она из себя не представляла. Небольшие валы и водопадный слив с бочкой в конце) и прошли её с вещами. Встали на стоянку сразу за первой ступенью. Вечером отметили ДР Вовки. Подарили ему подарки и сделали торт!

     

    2.05
    Этот день начался с обноса вещей за порог и одновременной разведкой. Уклон реки в этом месте около 20 м/км, протяженность порога - более 1.5 км. Он образован большим числом крупных глыб, заваливших русло реки.

    При малом уровне воды имеется несколько габаритных непроходов, да и вообще, с наплыва кажется, что вода куда-то делась - видны только камни. Выставили страховку и начали прохождение. При нашем уровне воды непроходом можно было считать участок в самом начале каскада, но все-таки один экипаж там каким-то образом проскоблился (не помню кто). Все остальные шли так: с наплыва налетали на каменные ворота, вылезали и стаскивали катамаран за препятствие и дальше.

    В общем приходилось все время работать, линию движения заранее не запомнить и все действия приходилось принимать с воды.  

    Все экипажи прошли порог благополучно. Пообедали и продолжили сплав. Порожистые участки не прекращаются, переходят один в другой. Препятствие № 5-5 к.с. Через 20 минут сплава без заметных ориентиров начинается препятствие N5, которое представляет собой мощный каскад водопадных сливов. Прошли сходу без разведки. Далее были препятствия №6 и 7. Все шли тоже сходу. К вечеру мы подошли к основному препятствию Малой Сумульты - Куртучакскому каскаду и встали на ночлег. За день прошли 12 км.

     

    Цитата:

    Леха: а вообще, до Куртучака был один сплошной онанизм - непроходы, непроходы, непроходы... пару раз вырубались веслами из льда, под который затаскивало... если кто скажет, что ральтовское весло - отстой, не верьте! лед до толщиной 70 см рубит, а потом еще и гребет. Правда, те, у кого на кате был топор, выдергивались проще.
    Типичная картина - разгоняешься на свободном участке, влетаешь на камни. Перескочил - молодец, не перескочил - вставай и сдергивайся, и так непрерывно... Особенно забавно было при этом наблюдать, какой охренительный уклон у реки и понимать, какой тут был бы кайф, если б воды налилось… "гдеводахачувады" и ведь выпросили))))))))

     

    3.05
    Вода поднималась, и всю ночь продолжала подниматься. Все–таки местный Бог нас услышал, не зря мы ему подливали в костерчик!!! С утра воду можно было назвать очень большой. День начали с обноса вещей за первую ступень Куртучака. Куртучакский каскад порогов содержит более 100 сливов разной высоты и сложности, протяженность его - 5 км.

    Катамаран на Сумульте

     

    Мы планировали на прохождение этого каскада 2 дня. Первая ступень - 5 к.с. представляет собой непрерывную цепь невысоких (до 1.5 м) сливов разнообразного характера, от пологих горок до водопадных. В нашу воду все сливы были с хорошими бочками. Первая часть первой ступени представляла из себя сложную шиверу с бочками и водопадными сливами, далее, за поворотом идет один из самых сложных участков этой ступени, слив с большой бочкой.

     

    Если идти его по центру, то попадаешь прямо в котел, справа - в винтовой слив с навалом на камень. Далее поток воды мечется в лево и право…жмет к камням и скалам, много бочек и водопадов, затем, вода бьет на острый камень (типа плавника на Бегемоте), наиболее удачный заход в узкую щель слева от него, но вот как выяснилось в действии, с воды этот плавник совсем не видно. За плавником еще метров 200 сложного участка и первая ступень заканчивается 100 метровым участком гладкой воды. Все экипажи прошли эту ступень благополучно.

    После обеда начали разведку второй ступени Куртучакского каскада - порог “Лестница”-5+кс, в нашу воду оценивалось как 6В. К концу плеса течение ускоряется, река с грохотом врывается в очередной порожистый участок, самую мощную и сложную часть Куртучака. Падение реки здесь составляет 25-30м на 300-метровом отрезке. Водопадные сливы образуют одну непрерывную лестницу вплоть до начала плавного ЛП реки. Заходная часть порога состоит из нескольких сливов высотой 1 - 1.5 метра. Далее следует разгонная горка - и основная часть потока всасывается в узкий винтообразный слив слева от большой скалы, практически перегородившей течение реки. Горка осложнена зубом, вспарывающим поток примерно посередине. Уйти от него непросто, а наезд - грозит переворотом. Винтообразный слив также заставляет призадуматься, так как струя из него вылетает с 45 градусным наклоном влево, и, как представляется, может опрокинуть катамаран на скальные обломки ЛБ.

    Вторая часть порога Лестница представляет собой четыре ступени водопадных сливов со сложной конфигурацией струй. Сливы высокие и мощные. Вода прибывала с каждой минутой и характер препятствий постоянно менялся. Да уж… Вот он - ПАВОДОК…

    Я, Виктор Иванович, Света и Дима этот порог не пошли. Страховка морковками малоэффективна, струя тащит с огромной скоростью и вокруг одна пена. Шансы на спасение в случае киля невелики… Обнос очень геморройный.

    Часам к 8 вечера все каты были за 2 ступенью поставлены на чалку.

     

    4.04
    В этот день запланировали завершить прохождение Куртучака и уйти дальше. Катамараны ждали нас ниже по течению и нам предстояло сначала занести вещи за Куртучак, затем продолжить прохождение по воде. Кстати, именно на этой стоянке мы наконец-то распрощались со своими лыжами. Они так много у нас пережили… Сначала такую сложную пешку, потом на воде миллионы ударов о камни во время сливов… Жалко было расставаться… Мы договорились, что найдем подходящую стоянку и там на века оставим наши лыжи… И вот она… С этих пор у этой стоянке появилось свое имя - “Лыжи”. Возможно мы одни из первых, кто шел этот маршрут на лыжах. Живите вечно там, наши лыжи))

    Тут должна быть слеза))) Хуу, ну да ладно.. Куртучакский каскад - 3: "Вираж", 6 к.т.
    Его протяженность примерно 500 метров. Начинается он непосредственно за порогом "Лестница " плавным левым, а затем - правым поворотами русла реки. Поток довольно мощный, появляются бочки, заметно тормозящие катамаран. В начале траектория движения очевидна, но на подходе к большим валунам ПБ, к которым приурочены наиболее высокие и мощные сливы, поток дробится и мечется между камнями в русле. Сложная траектория выводит на большой (около 2 метров), винтовой слив с мощной бочкой.

    Обнос катамарана

     

     

     

    После разведки третьей ступени Куртучака было решено обнести её, на этом настояли Олег и Виктор Иванович. Антон бы настроен идти, но после недолгого совещания принял решение обнести. Вода перла так же как и вчера… Страховка морковками малоэффективна, а до конца Куртучака еще далеко… Обнос катов был очень геморным. Крутые камни по берегам, узкие проходы между деревьями, скачка по бурелому.

     

     

    Леха был категорически против обноса (уж сильно ему неохота было кат тащить и после некоторых попыток уламывания Антохи все-таки пустить их с Саней в этот порог, наш командир дал добро. После этого ужасного обноса все силы и морковки были брошены на страховку двух безумцев))) Олег и Витя сели на Твикс для страховки с воды, т.к. сразу за этой ступенью начиналась следующая, не менее мощная. И вот они пошли… В одной из первых мощных бочек рафт заварило и чуть не положило, но, слава Богу, все нормально. Кидало их влево и вправо (в общем куда хотело) и лишь иногда были видны их головы))) В основной слив парни залетели не так, как планировали и упали в самое мясо…Фу, все ок, слышен был Лехин крик: «Охренеееть” и на лице была довольная улыбка с широко выпученными глазами)).

    Не останавливаясь, рафт пошел в следующую ступень, а за ними сразу же и Твикс…Описать её я не смогу, так как поток воды дальше разделяется островом на 2 протоки, выбрано было прохождение по левой, т.к правую протоку на выходе перегораживало дерево. Я лишь видел как их там ужасно кидало…

     

    Цитата:

    Леха: Мы такие радостные после главной бочки, типа пронесло, поперли в левую протоку... смотрю, у Сани улыбка медленно сползает с лица, поворачиваю голову и понимаю, что "охренеееть" еще не закончилось))) короче, пока мы клювами щелкали, налетели на камень Саниной гондолой и зависли, Саша высоко сидит, далеко глядит, а меня конкретно топит. Ну все, думаю, выпросили себе, че хотели, кажись, ляжем сейчас, а что самое смешное, страховка вся сверху, а я припоминаю, ниже по течению болтанка такая не сильно слабая и бревно в конце протоки лежит поперек, в общем, ну не надо бы ложиться... Чудо произошло, не легли... Сей фокус повторили еще разок и опять пронесло))) еще минуты 3-5 веселого расколбаса и мы внизу, около вещей, обгадившиеся, но довольные)), а там и остальные двухи, помолясь, спустились))  и началось священнодействие - ОБЕД!!!!!!! - как много в этом слове для сердца нашего слилось))))) заодно меняли поперечины у четверки на подлиннее, чтоб судно стало поширее. После обеда решили пойти дальше. Предстоял четверочный фон! Идем... однако, нехило колбасит - валы чередуются с бочками, кое-где накрывает с головой и выбивает сопли через затылок... фигассе, четверочный фон... идем, страхуем друг друга уже в полный рост. Витя с Вовкой на горшковской двухе влетают в какую-то очередную "четверочную, типа" бочку и кат у них просто складывает пополам - поперечины сломало. В процессе погони за этими катамараноломателями наблюдаем чудную картину - парни до победного сидят в стременах, хотя видны у них уже только головы и безмерно грустят... Налетают на камень и их окончательно разделяет: Витя со своей гондолой смог выброситься на берег, а Вован прицепился к нам и ни под каким видом не желал идти автономом, игнорируя всякие намеки на то, что у нас смена закончилась и такси идет в парк))) Вовкину гондолу изловили Серега с Антоном и мы с горем пополам причалились и вышли на берег. От Куртучака мы прошли всего километр. Или целый... кому как...

     

    5.05

    Начали движение походной колонной на загруженных катамаранах. По плану было дойти до Большой Сумульты и начала самого сложного на маршруте участка реки - Каскада “Шумы”. Ниже Куртучакского каскада течение Малой Сумульты остается быстрым, в русле много камней, требуется постоянный маневр и внимательность. Лоция Сумульты выделяет здесь препятствия 9,10 и 11, но распознать их начало и окончание сложно - все проходится как единый порожистый участок сложностью 4 - 4+ к.т. Препятствие N12, порог Щель, 4+ к.т. Подошли к нему примерно через 8 км с момента старта. Порог представляет собой 1,5 км каньон с водопадным порогом на входе и прижимом к скале правого берега. После разведки прошли порог на груженых катамаранах.

     

    Далее Малая Сумульта еще более упрощается, камни в струе и бурные участки встречаются все реже. После устья р.Алес река окончательно успокаивается. По мере приближения к Б.Сумульте, течение еще более замедляется, река начинает петлять по расширившейся долине. За 2км до слияния с Б.Сумультой реку перегораживает многолетний завал. Шли завалы настороже, т.к. он мог появиться за любым поворотом… Где-то аккуратно прогоняли каты над деревом, а где-то приходилось и потаскать их на себе. В общем поборолись мы с завалами и наконец-то подошли к Большой Сумульте и встали на шикарную солнечную стоянку.

    Тут Саню укусил первый клещ. Их было по прежнему очень много. Весь вечер играли в пантомимы и было ооооочень весело, особенно порадовала Светка))

    Вот так вот весело закончился этот день!!!

     

    6.05

    После завтрака начали обнос вещей за первые 2 ступени каскада порогов “Шумы”. До второй ступени тропа идет левым берегом, затем нужно было перечалиться на правый и снова обносить вещи за последующие ступени. Шли по верху, по очень крутому склону, клещей просто немеряно, через каждые 2 минуты снимали с себя по 6-10 штук – Ахтунг! Нас атакуют твари! Правда мы к ним уже привыкли и воспринимали их как само собой)))

    Обнесли вещи за вторую ступень, немного отдохнули и начали разведку порога. Сегодня Саню 2 раз укусил клещ. Вот уж любят они его.

     

    Итак, порог “Шумы”-6 к.с. по нашей паводковой воде!!!

    По нашим лоциям протяженность этого порога 2 км и состоит он из 6 ступеней. В первой ступени в середине русла находится цепь камней, делящая реку на две части. В левой части чистый проход, а выход из правой части осложнен обливным камнем. Далее основная струя описывает трек, перемещаясь от левого берега к правому и затем в центр. Здесь расположена гряда из четырёх крупных камней, которая является основной частью 1-й ступени. Три камня расположены практически на одной прямой, пересекающей реку перпендикулярно. Четвертый - огромный "зуб" - стоит чуть ниже по течению. Именно сюда после 3х метрового слива устремляется основная струя и попадать туда нельзя. Струи основного слива имеют разное направление. Требуется абсолютно точный заход, чтобы избежать навала на "зуб". Все выбрали заход по левому берегу.

     

    Во второй ступени, которая начинается сразу же после основного слива первой ступени, основная струя описывает трек, перемещаясь из центра под левый берег и сильно наваливает вначале на центральный камень из этой цепи, а затем на камень, расположенный чуть ниже под левым берегом. Струя очень мощная. На выходе - цепь камней, пересекающая реку перпендикулярно. Сливы между камнями до 1.5 м.

    Эти 2 ступени шлись за один заход. Страховка стояла по всему берегу.

     

    Прохождение завершилось килем двойки, на которой были Антоха с Олегом. Олег как-то сразу вылез на кат, а вот Антоха сначала зацепился, но не удержался и почти всю вторую ступень прошел самосплавом, лишь в конце струя снова его прибила к кату с Олегом, отрезал запасное весло и совместными усилиями они причалили к берегу.
    Затем небольшой отдых с обедом. Третья ступень представляет из себя мощную шиверу с бочками. Заканчивается эта ступень на правом повороте реки сильным прижимом к левому берегу и тут же начинается 4я ступень. Уйти от прижима по правому берегу было довольно проблематично, т.к очень много камней. Тут же справа есть небольшой отрезок для чалки, там-то мы все и зачалились, шли этот участок с грузом без страховки. Сейчас в наших планах было обнести вещи за следующие ступени в конец “Шумов” и поставить там лагерь. Обнос очень геморный. Крутой правый берег с каменными осыпями и буреломным лесом заставил нас немного попыхтеть. Кстати, Вовка во время своего киля после Куртучака утопил свой гидроботинок, а вместо него примотал к ноге веревками обычный сланец, который постоянно спадывал, вот ему-то точно такие обносы совсем не в кайф)))) И вот, наконец, стоянка в конце каскада… Место не очень удобное, но мы там все уместились. Тут же один клещ атаковал теперь уже Олега, впился в предплечье… Гаддд…

     

    7.05
    Всем уже поскорее хотелось завершить самую сложную часть маршрута и наконец-то впасть в долгожданную Катунь. Вернулись к своим катамаранам, по ходу рассматривали пороги. Антон с Серегой решили немного уширить свою раму после вчерашнего киля.
    4 ступень 5к.с.: правая часть русла засорена камнями, левая - относительно чистая с мощными бочками. Через 50 - 60 м. находится 2-х метровый слив через всю реку. Основной поток после "сливного котла" медленно перемещается под правый берег, где можно зачалиться. Тут же поставили страховку.

    Первыми пошли Леха с Саней, и так, довольно не напрягаясь и практически не работая, попали в самый котел основного слива и легли…

    Саня практически сразу показался на поверхности, и, отказавшись от морковки, пошел самосплавом придерживаясь за скалу левого берега, нашел подходящий момент и выбрался на берег. А вот Леха долго сидел под водой…Вот я тогда перес…ся… Чуть ли не в камеру… Оказалось, что бочара держала его под водой и не давала вылезти на кат, который варило в этой же бочаре… еще весло как то неудачно оказалось у него в боку и тоже не пускало… Но вот наконец-то появился Леха, обессиленный вылез на кат и стал жадно дышать, потом немного пришел в себя и с веселой улыбкой на лице сказал: “Каааййфф”…вот что значит глоток воздуха…тут же в Леху прилетела морковка, с помощью которой и достали кат с Лехой.

    Слава Богу, все живы! Все остальные экипажи прошли успешно.

    За Саней на левый берег отправилась 4ка без 1го человека, сложность была в том, что практически сразу же после 4 ступени начиналась 5 ступень сразу же переходящая в 6ю. Но парни все сделали грамотно и вот Саня сидел на 4ке, которая чалилась к правому берегу. Страховку решили не выставлять и эти 2 ступени идти сходу, т.к. времени было в обрез.
    5 ступень: входная часть представляет из себя мощную шиверу. На выходе струя, зажатая слева, и особенно справа хаотично расположенными камнями, скатывается с крутой горки и разбивается о скалу левого берега. Часть воды переваливает через скалу, образуя слив высотой до 1.5 м. После этого струя описывает дугу от левого берега к правому, а затем в центр, и устремляется в скальное сужение, где расположена 6-я ступень.
    6 ступень-5к.с. начинается сливом высотой около 2-х м, который разделен большим центральным камнем на две части. Левая часть слива более пологая, но ее язык через 8 - 10 м. Упирается в большой камень под левым берегом, сильно наваливая на него. Правый слив косой и бьет в скальный выступ правого берега. Ниже, в 5 - 6 м. от слива, находятся два полуобливных зуба. Сразу же за 6 ступенью красивейший каньон со спокойной водой и метров через 200 наша стоянка. Все эти 2 ступени прошли нормально.

    После обеда продолжили сплав. Особой сложности пороги из себя не представляют, все время фон 4-4+. Но мы все ждали еще одного порога, под названием Болдырган. Подошли к порогу буквально через 15-20 минут сплава. Порог состоит из гряды крупных камней, перегородивших практически все русло. Мощные винтовые сливы с бочками, осложненные камнями за ними, находятся под левым берегом и в центре. Порог прошли с грузом. Очень захватывающе, жаль не поставили фото и видеосъемку(((
    Идем дальше… Ничто не предвещало беды… 4очный фон… Шиверы, обливники, бочки, прижимы… Идем походной колонной и тут я слышу треск, вижу как рафтмастер с Лехой и Саней тормошится и киляется. Из воды показывается Леха и уже с совсем недовольной улыбкой как раньше начинает ругаться матом: ”ПИИИ……охренеть четверочный фон”… Раму у рафтмастера поламалась в 3х местах. Санек опять решил идти самосплавом и через некоторое время вылез на берег. Леху подобрали мы с Витей. Рафта поймала 4ка. Довольно долго чалились к берегу, струя мощная, бочки. Наконец зачалились и вот уже виднеется Санек. Решено искать ближайшую стоянку… Да уж… Не отпускает нас Сумульта, не видать нам сегодня Катуни.

     

    Цитата:

    Леха: Причина первого киля у нас довольно проста - мы с Саней слегка расслабились и зазвездились, за что немедленно и поплатились - так нам и надо, тем более, никто не пострадал. В бочке я очередной раз ощутил, что такое неумолимая и неукротимая стихия, напором падающей воды болтало во все стороны и пыталось оторвать от ката, чего не хотелось - воздух кончился... давно... во все физиологические отверстия, не защищенные гидрой, неистово вдавливало воду... пока не выбросил весло, еще со злости и ногой пнул, на кат вообще не вылазилось. Да и потом, как вылез - не помню. Но похорошело вмиг и катастрофически)) помню, что что-то орал в связи с внезапно навалившейся эйфорией)))  Вкуса килевого коньяка не ощутил, пился как вода. Все бы ничего, но для киля мы выбрали самый холодный и ветренный день, прыгая на камешке с морковкой (страховали остальных), я всерьез поверил, что отныне писать смогу только кубиками льда. На Саню на противоположном берегу тоже было смотреть очень... холодно...(( а потом на обеде, обалдев от свежести, я прожег гидренные штаны. В паху. Вот блин, карма... И вот мы идем дальше, пробиваем, наверное, тысячный вал, а в валу том... был спрятан ствол сосны (сказочное западло) . Все, что помню - треск рамы, я опять в дугах под водой и опять меня полощет в струе. Отстрелился я сразу, на автомате, ибо пить воду опять в таком количестве я уже был не в состоянии)) Посмотрел я назад, увидел, что Саня вылазит на берег и расслабился. Подобрали меня Витек с Димоном, кое-как зачалили наш кат и задумались на предмет, а не впасть ли в отчаяние в связи с особой благосклонностью речки... А там и Саня подбежал с обломком весла. Короче, замерзли мы сильно, пока до стоянки добрались((

     

    Нас с Витькой отправили на поиски стоянки. Вовка с Витюхой взяли к себе на борт Светку, а вместо нее сели Леха с Саней. Во время поиска стоянки нас с Витькой могло легко положить пару раз… А рядом никого нет… Наконец-то нашли место, совсем не похожее на стоянку и начали обустраиваться. Вот уже минут через 10 подошли наши и давай на нас ругаться… Типо вы чего охренели чтоли… Нас там где-то чуть не положило пару раз, 4ка так совсем не управляема… А вы удрали… А если бы вас кильнуло… Да виноваты, но так хотелось найти хорошую стоянку. Вечер прошел довольно бурно, обсуждали все нюансы и все были на позитиве.

    Спать легли поозднооо.

     

    8.05
    Никто не знал, будем ли мы сегодня на Катуни… После вчерашнего дня это было бы не удивительно, от реки можно ожидать всякого, но все надеялись. До слияния Сумульты с Катунью нам предстояло пройти километров 20, фон стал значительно проще, но все же расслабляться нельзя, и вот, через 2 часа показалась какая-то река с темной водой. Это же Каааатуньььь!!!

    Ура, мы дома))) Как мы её ждали… Мы вышли из ада)))

    Как же отличаются воды Сумульты и Катуни по цвету. Сфоткались на стрелке и поперли дальше.

    Через 40 км вечерком были уже в Куюсе, созвонились с нашим водителем и он отвез нас на турбазу в баню, там и переночевали в палатках, а на следующий день сели в свои машины и поехали на родной Урал.

    10 мая в 8 вечера я был уже дома… в 2350 км от Чемала… а ведь все начиналось с лыжной пешки…

    Конец!

    Дата публикации: 2010-04-02 23:13:32 (4967 раз тыкнуто)

    Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

    Одобрено: Григорий


    Остальные материалы раздела
  • Кайзас-Барзасс Апрель 2015
  • Каякинг в сезон муссонов
  • WW-RUN 2012
  • Байкальский Фэн-Шуй или три месяца на реках!
  • Монголия – Саянские горы в краю бескрайних степей
  • Большой Он с очкодавами
  • Из жизни Волгоградских каякеров. Сезон 2010
  • Звездные войны на Кавказе
  • Байдарки на р.Охта и Соловки летом 2010г
  • Пешеводный поход - Жомболок, Ока 2010


  • )))2010-10-04 14:25:58
    Re: Авто-лыже-водный поход по Алтайским дебрям или Сумультинский прорыв-2009
    Жесть, и интересно.

    1
    АНДРЮХА2010-04-09 19:09:54
    Re: Авто-лыже-водный поход по Алтайским дебрям или Сумультинский прорыв-2009
    мдас, вспомнил свои ощущения от Сумульты в 95 году, подпишусь под каждым словом :

    ...а вообще, до Куртучака был один сплошной онанизм - непроходы, непроходы, непроходы... Типичная картина - разгоняешься на свободном участке, влетаешь на камни. Перескочил - молодец, не перескочил - вставай и сдергивайся, и так непрерывно... Особенно забавно было при этом наблюдать, какой охренительный уклон у реки и понимать, какой тут был бы кайф, если б воды налилось ...

    2
    KMC2010-04-05 13:35:45
    Re: Авто-лыже-водный поход по Алтайским дебрям или Сумультинский прорыв-2009
    Ахереть. Вы все монстры. Нет слов.

    3
    Вреднов2010-04-04 15:15:08
    Re: Авто-лыже-водный поход по Алтайским дебрям или Сумультинский прорыв-2009
    Щикарно!

    4
    AVARY2010-04-03 09:48:45
    Re: Авто-лыже-водный поход по Алтайским дебрям или Сумультинский прорыв-2009
    Просто супер! Читается на одном дыхании!

     
     Авторизация
    Логин
    Пароль
     

    Регистрация

     
     опции

     Версия для печати Версия для печати

     

    Дешевые авиабилеты

    Партнерская программа для web-мастеров

     Реклама
     
     На закуску
    Самое читаемое в разделе Маршруты по рекам:


    Перечень классифицированных водных туристских маршрутов Гиссаро-Алая


    Инзер - горная река


    Казыр - TROPHY 2004 СЖ

    Сплав по рр. Балыктыг-Хем, Каа-Хем, лето-2006

    Она 2000 СЖ
     



     
     
    Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)