Опять ты картинки выключил!  
 


Публикации

* Новости

Авторам портала

Маршруты по рекам

 
Новости СЖ  
 
Аннотации новых публикаций

Подписка по RSS

Подписка по e-mail:
 
 
   
 
Лучшие авторы  
 
Авторы с самым большим рейтингом:
Григорий: 8
Буга: 6
Serj: 6
masa: 6
iwan: 6
Нюся: 6
Шура: 6
sibcruiser: 5
Nata: 5
Никита: 5
shefkzn: 5
 
 
   
 
Не забываем  
 

 
 
   


Экстремальный портал vvv.ru

 Спонсор сайта

 
Школа, Парусный туризм
 Рейтинг публикации

3.35

Оценок: 14


 

sibcruiser

Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.

Статья

В оригинале учебника используются морские меры длины - 1 морская миля = 1852 м = 10 кабельтовых. Их принято использовать для определения горизонтальных расстояний, для вертикальных как правило используется метрическая система. Морская система очень хорошо подходит для плавания в открытых морях. Я взял на себя смелость адаптировать балльную шкалу видимости к метрической системе, что более удобно для внутренних водных путей.

Облака нижнего яруса

Слоистые облака - высота 0.05 – 0.5 км. Сплошной, однородный, серый, низконависающий покров. Обычно дают моросящие осадки. В отдельных случаях могут простираться до видимого горизонта.
Слоисто-кучевые – высота нижнего края 0.3 – 1.5 км. Сплошной волнистообразный  серый  покров,  перемежающийся волнами и более светлыми промежутками между ними. Выше 0,6 км образуются слоисто-кучевые просвечивающие облака серого цвета с просветами. Могут давать морось.
Слоисто-дождевые - высота 0.1 – 1.0 км. Похожи на слоистые, но имеют более темный цвет. Сопровождаются обложными осадками.
Разорванно-слоистые – сильно изорванные слоистые с просветами.

Облака вертикального развития

Кучевые облака - высота от 0.3 до 1.5 км. Белые кучи с серым  плоским  основанием  и белыми кучеобразными вершинами. К ним относятся кучевые облака хорошей погоды, разорванно-кучевые и мощные кучевые. Эти облака осадков не дают.
Кучево-дождевые – вершинами достигают высоты перистых облаков (6 - 10 км), походят на горы или высокие башни. Темное основание лежит на высоте около 0.5 км.  Вершины ярко-белые, состоят из ледяных кристалликов. Верхняя часть облака обычно размыта в стороны, имеет вид наковальни. Эти облака несут сильные ливневые осадки, грозы, град, сопровождаются шквалами.

Облака среднего яруса

Высококучевые – образуются на высоте 2 - 6 км, имеют вид светлых слоисто-кучевых  просвечивающих облаков в сочетании с параллельными полосами пластинообразных и хлопьевых образований, параллельных гряд, осадков не дают.
Высокослоистые - образуются на высоте 3 - 5 км в виде пелены светло-серого или синеватого цвета. Могут быть просвечивающимися и плотные, создающие пасмурность.
Все облака среднего яруса имеют смешанную структуру из смеси капелек с ледяными кристаллами. Осадки, выпадающие из них летом, поверхности земли не достигают.

Облака верхнего яруса

Перистые - легкие, волокнисто-нитевидной формы в виде белых отдельных волокон, иногда «коготков».
Перисто-кучевые - мелкие «барашки», иногда похожие на рыбью чешую. Могут наблюдаться вместе с перистыми облаками.
Перисто-слоистые – тонкая белесая прозрачная пелена, на фоне которой вокруг солнца или луны может образоваться ореол из цветных колец, так называемые круги гало. Эти и похожие явления - эффект преломления и отражения света в ледяных кристалликах, из которых и состоят перистые облака.
Облака верхнего яруса находятся на высоте 6 - 10 км.

Осадки

Атмосферные осадки – это вода, которая переходит из пара в атмосфере в жидкое или твердое состояние, в котором приносит нам радость или мешает нам жить. Могут быть жидкими (дождь, морось, на земле - роса) и твердыми (снег, снежная крупа, град, на земле - иней, изморозь, гололед). Осадки, образующиеся на земле (или на ее аналоге – палубе) не влияют на условия плавания. За исключением обледенения судна, когда значительно возрастает опасность опрокидывания и вероятность оказаться за бортом, поскользнувшись. В отличие от них дождь, снег и туман представляют серьезную опасность из-за ограничения видимости.

По своему характеру выпадающие осадки могут быть:

ливневыми - внезапными и быстротечными выпадениями дождя, снега, крупы или града из кучево-дождевых облаков обычно весной и летом;

обложными - продолжительный и равномерный дождь или снег, выпадающий из высокослоистых или слоисто-дождевых облаков при пасмурной погоде и на большой площади; в умеренных широтах преобладают осенью и зимой;

моросящими (морось) - мельчайшие капельки воды, не оставляющие следа на воде; выпадают из низких слоистых облаков или из густого тумана; чаще всего бывают осенью.

Скопление микроскопических капелек воды в нижних слоях атмосферы, при которых горизонтальная видимость составляет менее километра, называют туманом. Образуются туманы при высокой относительной (около 100%) влажности и в присутствии в воздухе ядер конденсации. По причинам, их вызывающим, туманы делятся на:

- радиационные, возникающие над сушей в предутренние часы из-за потери тепла подстилающей поверхностью. С повышением дневной температуры быстро рассеиваются. Для плавания такие туманы, лежащие низко над землей (поземные), опасны тем, что, появляясь на побережье, могут закрывать плавучие и береговые знаки навигационного ограждения. При этом могут быть видимы высоко расположенные верхние части зданий, маяков, других береговых предметов. Над морем радиационные туманы появляются только в высоких широтах при большой относительной влажности воздуха;

- адвективные, образующиеся на воде при перемещении теплого влажного воздуха над охлажденной поверхностью моря. Плотны и устойчивы к ветрам до 10 м/с. Перемещаясь с ветром, они заволакивают большие районы. Видимость в адвективных туманах охлаждения может быть от нескольких десятков до нескольких метров. Имея большую высоту над уровнем моря, такой туман усложняет плавание, закрывая не только встречные суда, но и огни маяков;

- адвективные туманы парения, невысокие, до нескольких метров, клубящиеся туманы, возникающие при перемещении холодного воздуха над теплой поверхностью моря. Встречаются при вторжении холодных масс арктического воздуха на незамерзающие моря в холодное время года.

Разновидностью тумана является туманная дымка, видимость при которой 1 - 10 км.
Кроме осадков и туманов на ухудшение видимости может влиять сухая мгла - механическое помутнение атмосферы, которое встречается в море вблизи берегов при прохождении мимо больших промышленных городов. Мгла состоит из дыма фабричных труб, концентрации в воздухе различных неулавливаемых частиц пыли, выхлопов двигателей автотранспорта, дыма лесных пожаров и т. д. Другой вид мглы образуется в результате сноса ветром с берега (с сухих песчаных равнин и пустынь) в море пыли и мелкого песка. Смесь тумана и мглы называют смогом.

В сухую жаркую погоду в море можно наблюдать явление оптической мутности атмосферы, когда сильные конвективные токи воздуха различной плотности перемешивают его. При этом в неоднородной воздушной среде при разных температуре и давлении резко меняются условия отражения, рассеивания и преломления световых лучей: предметы теряют свою четкость, становятся расплывчатыми и искаженными, снижая тем условия видимости.

В отличие от навигационной метеорологическая видимость определяется предельным расстоянием видимости наблюдаемого предмета в условиях данной погоды. Для определения дневной дальности метеорологической видимости существует десятибалльная шкала.

Шкала метеорологической видимости (для летнего плавания)

Дальность видимости

Характеристика видимости

Условия видимости

Баллы

 До 100 м

До 200 м

До 500 м

 

Очень плохая

 

Очень сильный туман

Сильный туман

Умеренный туман

0

1

2

Около 1 км

От 1 до 2 км

Плохая

 Слабый туман

Очень сильный дождь, умеренная дымка или мгла

 3

4

2 – 3 км

3 – 10 км

 Средняя

Сильный дождь, слабая дымка или мгла

Умеренный дождь 

 5

6

10 – 20 км 

 Хорошая

Слабый дождь 

20 – 50 км

Очень хорошая 

Без осадков 

 8

Свыше 50 км 

Отличная 

 Очень чистый воздух

Литература

1. Школа яхтенного капитана. Ред. Леонтьев Е.П. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
2. Черненок М.Я. Пособие судоводителю – любителю. – М.: Транспорт, 1988.

Дата публикации: 2006-11-14 13:54:16 (18803 раза тыкнуто)

Перепечатка разрешается при условии активной гиперссылки на первоисточник

Одобрено: Григорий


Остальные материалы раздела


бог 2009-04-01 12:59:35
Re: Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
мне это не к чему

1
маша 2009-03-30 20:41:05
Re: Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
я узнала чо надо

2
shefkzn 2008-07-03 15:17:11
Re: Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
внатуре учебник, но зачот, чтож

3
sibcruiser 2006-11-15 08:08:27
Re: Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
Не копи-пасте, а переделываю кой чего. Если бы копи-пастил, вообще бы не читалось . Да и не нужны тебе паруса .

4
iwan 2006-11-14 19:34:42
Re: Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
sibcruiser, ты чо, учебник копи-пастишь?? ниасилил.

5
sibcruiser 2006-11-14 14:23:12
Re: Немного о метеорологии, часть 2. Облачность, осадки и видимость.
Ну вот. Следующее будет про ветер. Но данная тема требует медитации - он для яхтсмена священен .

 
 Авторизация
Логин
Пароль
 

Регистрация

 
 опции

 Версия для печати Версия для печати

 

Дешевые авиабилеты

Партнерская программа для web-мастеров

 Реклама
 
 На закуску
Самое читаемое в разделе Парусный туризм:


Экспедиция "Сибирь - Индийский Океан" завершена в Таиланде


Термины, касающиеся управления парусным судном

Современные яхты и их парусное вооружение

Немного о метеорологии, часть 3. Ветер.

Классификация парусных яхт. Типы корпусов.
 



 
 
Для друзей не жалко ничего (с) В.Калиновский (Добер)